Роль местного самоуправления в государственной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – роль местного самоуправления на примере Ленинградской области.

Оглавление

Введение………………………………………...............................……….3
Глава 1. Основные структуры местного самоуправления в России…………….6
1.1 История развития местного самоуправления………………………………….6
1.2 Правовые основы местного самоуправления………………………………12
1.3 Формы осуществления местного самоуправления……………………….14
1.4 Экономические основы местного самоуправления………………………..16
Глава 2. Развитие местного самоуправления в Ленинградской области на современном этапе………………………………………………………………..20
2.1 Анализ структуры местного самоуправления в Ленинградской области….20
2.2 Анализ проблем местного самоуправления в условиях административной реформы на примере Ленинградской области…………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Роль местного самоуправления в государственной.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

В то же время, достаточно широкая свобода усмотрения субъектов  РФ в вопросах регулирования местной  сферы и недостаточность федеральных  государственных гарантий местного самоуправления позволили регионам в конце 1990-х гг. существенно ограничить или даже ликвидировать муниципальную власть. Ко второй половине 1990-х гг. в регионах сформировались новые элиты, стремившиеся к обладанию властью и собственностью. Их экспансия на уровень муниципалитетов, главным образом городов, стала приводить к конфронтациям. Усиливались точечные «наезды» на лидеров местной власти. Наметился процесс подавления муниципальной автономии, лишения органов местного самоуправления материальной и финансовой базы, перегрузки их делегированными полномочиями. Вошла в практику ликвидация муниципалитетов и замена их территориальными структурами областных администраций.

Федерация, объективно не заинтересованная в усилении регионов, перестала оказывать помощь местной  власти. Приоритетом для федерального центра стало встраивание регионов и их элит в новую политическую систему. При этом местное самоуправление постепенно все больше оказывалось под властью регионов.

Результатом этих процессов стал кризис местного самоуправления, который, как отмечают эксперты, начался  в 1998 г. На фоне восстановления экономики, к началу 2000- х годов доходные источники муниципалитетов разошлись с их расходными статьями примерно в два раза. Местная власть оказывалась неспособна не только решать задачи развития, но и осуществлять свои собственные полномочия.

События 1990-х  гг. показывают, что в постсоветских  реалиях усиление регионов – это  автоматически ослабление муниципалитетов. Даже будучи исполнителями воли центра, регионы стремятся реализовать  свои собственные, партикулярные интерес. В условиях неразвитости демократических институтов политического участия граждан далеко не все субъекты оказываются способными построить у себя более цивилизованные социально-политические институты. В результате муниципалитеты встраиваются в локальную вертикаль, занимая в ней подчиненное положение.

Неоформленность политической системы, наличие в  ней значительных противоречий, ослабление местного самоуправления потребовали  от федерального центра провести новые  реформы: федеративную, административную, муниципальную и связанную с ними бюджетную и налоговую.

Эти реформы  привели к принятию 6 октября 2003 года нового Федерального закона №131-ФЗ «Об  общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», с появлением которого впервые можно говорить о национальной модели местного самоуправления.

 

1.2 Правовые основы местного самоуправления

 

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

  • Конституция Российской Федерации,
  • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
  • федеральные конституционные законы,
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
  • уставы муниципальных образований,
  • решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
  • иные муниципальные правовые акты.
  • Европейская хартия местного самоуправления.1

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.

Кроме того, федеральный  закон допускает наделение органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

 

1.3 Формы осуществления местного самоуправления

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Формы непосредственного  осуществления населением местного самоуправления:

  • местный референдум;
  • муниципальные выборы;
  • голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления;
  • голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования;
  • сход граждан;
  • другие формы.

Формы участия населения  в осуществлении местного самоуправления:

  • правотворческая инициатива граждан;
  • территориальное общественное самоуправление;
  • публичные слушания;
  • собрание граждан;
  • конференция граждан (собрание делегатов);
  • опрос граждан;
  • обращения граждан в органы местного самоуправления;
  • наказы избирателей;
  • другие формы.2

Принципам территориальной  организации местного самоуправления посвящена глава 2 ФЗ Об общих принципах… (состав территорий муниципальных образований, их границы и изменение границ, преобразование муниципальных образований). При этом отметим, что наличие территории является одним из необходимых элементов статуса муниципального образования, поскольку местное самоуправление осуществляется только в его границах.

Следующие несколько  глав ФЗ «Об общих принципах…»  раскрывают организационные принципы и положения местного самоуправления3. Важнейшим представляются положения статьи 18 рассматриваемого федерального закона, определяющей регулирование полномочий органов местного самоуправления.

Согласно п. 2 данной статьи, финансовые обязательства, возникающие  в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств  местных бюджетов (за исключением  субвенций, предоставляемых местным  бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений:

сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов;

городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа.

городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района;

внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).

Границы и статус муниципальных  образований установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной  реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом  муниципального образования, входят следующие  органы и должностные лица местного самоуправления:

  • представительный орган муниципального образования
  • глава муниципального образования
  • местная администрация
  • контрольный орган муниципального образования
  • иные органы местного самоуправления

В соответствии с федеральным  законом существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:

  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту
  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию
  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту

В муниципальном районе допускается такой вариант структуры  органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется  из глав и делегатов представительных органов поселений.4

В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.

1.4 Экономические основы местного самоуправления

 

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся  в муниципальной собственности  имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Каждое муниципальное  образование имеет собственный  бюджет (местный бюджет). К собственным  доходам местного бюджета могут  относиться:

  • средства самообложения граждан;
  • доходы от местных налогов и сборов;
  • доходы от региональных налогов и сборов;
  • доходы от федеральных налогов и сборов;
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
  • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей;
  • штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
  • добровольные пожертвования;
  • субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов);
  • иные законные поступления.

Закон устанавливает  возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.5

Информация о работе Роль местного самоуправления в государственной жизни