Рферат по "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:05, реферат

Краткое описание

Основу современной политологии составляет американская политическая наука, основными направлениями которой являются: системное изучение управленческой "пригодности" в контексте функционирования всей политической системы (К.Дойч); анализ действенности политических решений, способов подбора и причин смены политических элит, выяснения уровней поддержки политической системы гражданским мнением (Г.Алмонд, С.Верба,Г.Най); изучение эффективности демократии и ее институтов (Р.Даль, С.Липсет); исследование проблем социально-политического развития слаборазвитых стран в пределах концепции "политической модернизации" /Г.Алмонд, Л.Пай, У.Ростоу/.

Оглавление

1 Сущность, природа и функции политического лидерства.
2 Понятие политической идеологии
3 Либерализм и неолиберализм
4 Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения
5Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии.docx

— 90.31 Кб (Скачать)

       Поскольку политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целевой  и идейной ориентации политического  поведения граждан, необходимо различать  следующие уровни ее функционирования:

        теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития. Иными словами, здесь представлены те идеи и принципы, во имя которых «совершаются государственные перевороты, умирают и возрождаются общества».

        программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан. И если политические принципы формируют приверженцев и предполагают дискуссии сторонников разных ценностей, то программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы, предполагающей подавление (нейтрализацию) оппонентов. Причем между концептуальным и программным уровнями могут существовать и определенные противоречия, в результате которых некоторые принципы, как писал Б. Чичерин, нельзя узнать в оформлении их «самых рьяных обожателей».

        актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «тотальными» (К. Мангейм). Те же системы политических требований и воззрений, которые ставят задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие цели, не способные повлиять на мировоззренческие представления граждан, выступают как «частные» (Н. Пуланзас). Падение влияния идеологии на общественное мнение или распространение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения, ведет к деидеологизации политики.

       К политическим идеологиям относятся:

  • фашизм;
  • социализм;
  • консерватизм и неоконсерватизм;
  • либерализм и неолиберализм.
 

       3 Либерализм и неолиберализм 

       Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Д, Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII—XVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частной собственности, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства.

       Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества.

       Главными, системообразующими принципами либерализма являются следующие:

       1) естественное равенство людей;

       2) наличие и гарантия неотчуждаемости таких прав человека, как право на жизнь, свободу, собственность;

       3) верховенство закона, его обязательность  для всех;

       4) договорный характер отношений  государства и граждан, предусматривающий  их взаимную ответственность;

       5) демократический политический режим,  предоставляющий всем гражданам  равные права избирать и быть  избранными;

       6) наличие развитого гражданского  общества и гарантий невмешательства  в частную жизнь;

       7) конституционализм, предусматривающий  ограничение законодательной и  исполнительной власти посредством,  прежде всего, системы разделения  властей, механизма сдержек и  противовесов, установления пределов  и «ясных» процедур деятельности  законодателей.

       Главными  проблемами либеральной идеологии  всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь  индивида, совмещение демократии и  свободы, верности конкретному Отечеству  и универсальных прав человека.

       Попытки решения этих вопросов привели к  возникновению в либерализме  многочисленных внутренних течений. Так, в XX в. наряду с традиционным либерализмом сформировались направления, пытавшиеся соединить его основные ценности с тотальной опорой на государство, или с социально ориентированными идеями, утверждавшими большую ответственность общества за благосостояние всех людей, нежели отдельного индивида, либо с представлениями, отрицавшими социальную направленность деятельности государства («консервативный либерализм») и т.д.

       Усиление  элементов государственной идеологии  и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма  к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в., заставило  говорить о его исторически обновленной  форме – неолиберализме. Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашалась справедливость, а правительства – ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений.

       В отличие от прежней склонности механически  определять демократичность политической жизни по большинству, стали отдавать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления  государственной власти. Причем Р. Даль, Ч. Линдблюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем оно больше соответствует принципам либерализма. Правда, представители праволиберальных течений (Ф. Хайек, Д. Эшер, Г. Олсон) полагают, что при плюрализме способны сформироваться механизмы экспроприации большинством богатого меньшинства, а это может поставить под угрозу основополагающие принципы либерализма.

       В то же время сохранившаяся в неолиберализме ориентация по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятельности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков и т.п.), традиционное отношение к морали как к частному делу человека (что способствует укреплению отнюдь не всех связей и отношений в обществе, а временами несет и опасность атомизации социума) ограничивают электоральную базу этих представлений в современных условиях.

       С другой стороны, именно основные ценности либерализма обусловили коренное изменение  в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в  основу многих национальных идеологий, ориентиров неоконсерватизма и христианско-демократической  идеологии. На либеральной основе развились  многообразные теории политического  участия, демократического элитизма и т.д. 
 
 

       4 Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения 
 

       Сущность  политических конфликтов

       Конфликт  как социально-политическое явление  присущ любому обществу. Он является одной  из форм проявления политического процесса, способом разрешения его противоречий. Важную роль конфликта отмечали уже древние мыслители, утверждавшие, что источник движения всего сущего лежит в образовании противоположностей и их борьбе. Конфликт как социальное явление впервые был исследован в трудах Г. Зиммеля, Г. Гегеля, К. Маркса, А. Смита, А. Токвиля.

       Выделение политических конфликтов в самостоятельную  проблему мировой политической науки  приходится на середину ХХ в. За прошедшее время политическая конфликтология стала одним из важнейших разделов теоретической и прикладной политологии. В отечественной политической науке особое внимание уделяется исследованию региональных и межнациональных конфликтов.

       Политический  конфликт – это столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы, связанные  с борьбой за обретение или  удержание власти, обусловленное  противоположностью их политических интересов  и ценностей.

       По  сравнению со всеми другими видами конфликтов, присущих общественной жизни, политический конфликт имеет свою специфику: его доминантой является борьба за власть. Если власть передается не по наследству, то уже возникает конфликт между  людьми за право занять властные позиции. В обществах, где власть имеет  абсолютное значение и дает массу  привилегий, политический конфликт приобретает  особо острый характер. При этом борьба за власть почти никогда не декларируется открыто.

       Стремление  к власти обычно облекается в другие «одежды» (религиозные, нравственные, идеологические и т.д.), чтобы обеспечить поддержку общественного мнения. Отсюда рождается критика существующей власти, правящей элиты.

       Объектом  и предметом политических конфликтов является политическая государственная  власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти данного  общества.

       В качестве субъектов политического  конфликта могут выступать индивид, малые и большие социальные группы (в том числе этнические – род, племя, нация), государства и их коалиции.

       В политологической традиции существует несколько основных методологических подходов к изучению конфликтов, связанных  с разными парадигмами политической науки.

       Являясь постоянно действующим фактором, политический конфликт выполняет определенные функции, которые можно разделить  на позитивные и негативные (Рисунок 1).

       

       Рисунок 1 Функции политических конфликтов 

       Для конфликтов в трансформирующихся обществах, к которым сегодня относится  Россия, характерны значительная острота  и скорость протекания, наличие существенных противоречий между регионами и  центром, особая роль национально-этнического  и религиозного факторов, приоритеты национального и «местного» самосознания, недостаточный уровень демократической  и политической культуры, опыта разрешения конфликтов. В связи с этим политические конфликты в трансформирующихся обществах имеют тенденцию к  преобладающему проявлению именно негативных функций и требуют поиска правильных методов разрешения.

       Виды  политических конфликтов

       Своеобразие современных политических конфликтов приводит к тому, что

       существенно изменяется их конфигурация и направленность. Когда преобладали конфликты классового характера, в которые вовлекались широкие народные массы, как это было в социальных революциях, где, по словам В. И. Ленина, “кризис верхов”, когда верхи не могли управлять по-старому, сочетался с “кризисом низов”, которые не могли мириться со старыми политическими порядками и властными структурами, конфликтное противостояние неизбежно приобретало “вертикальную” направленность: “низы” восставали против “верхов”. В современных же условиях, когда политические конфликты в большей своей части индивидуализируются, а массы чаще всего остаются в стороне в роли безучастных или более-менее заинтересованных наблюдателей, конфликтное взаимодействие развертывается преимущественно по “горизонтали”, где противостоят друг другу различные ветви власти или различные политические партии и группировки.

Информация о работе Рферат по "Политология"