Этапы политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:38, реферат

Краткое описание

Изучение истории мировой политической мысли необходимо не только для лучшего познания нынешней политической жизни, но и для прогнозирования будущего. Как говорится, всякое новое — это хорошо забытое старое. Знание прошлого дает возможность избежать допускаемых ошибок и просчетов или во всяком случае не повторять их.

Файлы: 1 файл

этапы.docx

— 35.91 Кб (Скачать)

Политическая  мысль античности и Средневековья. Изучение истории мировой политической мысли необходимо не только для лучшего познания нынешней политической жизни, но и для прогнозирования будущего. Как говорится, всякое новое — это хорошо забытое старое. Знание прошлого дает возможность избежать допускаемых ошибок и просчетов или во всяком случае не повторять их.

Мировая политическая мысль  стала развиваться с переходом  человечества от первобытнообщинного  к рабовладельческому обществу с  его антагонистическими классами и  государством. Древнейшие политические учения возникли в странах Древнего Востока: Египте, Индии, Китае, Палестине  и др. Наивысшего же развития политическая мысль в рабовладельческую эпоху  достигла в античных государствах, особенно в Древней Греции. Убедительным примером тому являются труды древнегреческих  мыслителей — Платона и Аристотеля.

Платон (427 — 347 гг. до н.э.) — идеолог афинской аристократии. Свои политические взгляды изложил в диалогах "Государство" и "Законы". Исходя из позиций идеализма, Платон делил людей на три сословия. Каждое из них соответствовало выделенным им трем началам, преобладающим в душе человека: разумному, аффективному (эмоциональному) и вожделеющему (чувственному, жаждущему богатства). Разумное начало присуще философам-мудрецам; аффективное — воинам, вожделеющее земледельцам и ремесленникам. Высшей добродетелью, которая должна быть свойственна всем сословиям, он считал умеренность, меру. Управлять государством должны философы-мудрецы. Широко известно изречение Платона: "Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать... до тех пор государствам не избавиться от зол" (Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т.З. Ч.1. С. 275). Воины, будучи эмоциональными, яростными, должны заботиться о безопасности государства, защищать его, вожделеющие ремесленники и земледельцы обязаны трудиться. Для того чтобы философы и воины не подвергались страстям, связанным с семьей и частной собственностью, жены у них должны быть общими, а воспитывать детей надлежит государству. Обеспечивать материально эти сословия вменялось в обязанность трудящимся.

Этические воззрения Платона  были ориентированы не на индивида, а на общество, и поэтому предназначение человека — служить государству, а не наоборот.

Политика, по определению  Платона, — царское искусство, требующее  знаний по управлению людьми. Идеальной  формой государственного устройства в  ранних работах им считались правление  аристократии (мудрых) и монархия, наихудшими же — демократия и тирания, поскольку  первая ведет к своеволию и безначалию, а вторая держится на вероломстве и насилии. В своем последнем сочинении "Законы" он отдавал предпочтение такому roсударственному правлению, в котором бы сочетались начала и демократии и монархии. В нем он отказался и от идеи лишить частной собственности философов и воинов. Земля, будучи собственностью государства, должна одинаковыми по плодородию участками отдаваться во владение гражданам вместе с домом.

Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) — идеолог земледельческой аристократии, ученик Платона и учитель великого полководца Древнего мира А.Македонского. Обладая энциклопедическими знаниями, он внес большой вклад в философию, природоведение, историю, политику, этику, литературу и эстетику. Его политические взгляды изложены в трактатах "Политика" и "Никомахова этика". В отличие от идеализма Платона Аристотель склонялся к диалектическому материализму и вплотную подошел к нему. Он критиковал идею Платона об общности жен и детей и защищал необходимость частной собственности, рабовладения, моногамной семьи. Политика, по Аристотелю,— управление обществом через государство (особый аппарат), а также управление самим государством. Государство он определял как общение подобных друг другу людей ради достижения лучшей жизни.

Аристотель обследовал 156 греческих и варварских государственных  устройств и выделил три правильные и три неправильные государственные  формы. К правильным формам, которые преследуют общественное благо, он относил монархию (политическую власть одного), аристократию (правление немногих), политию (правление многих); к неправильным, преследующим частные интересы, — тиранию (деспотическую власть одного), олигархию (власть богатых) и демократию (власть большинства). Правильные  государственные формы основаны на власти закона, неправильные пренебрегают законами. Аристотель отмечал, что тирания и крайняя демократия одинаково десгютически относятся к гражданам. Наиболее правильной формой государственного правления он считал политию, в которой сочетались бы черты олигархии и демократии. По существу, полития — это ограниченная до разумных пределов демократия.

Аристотель в отличие  от Платона ставил на первое место  человека, а не государство, и утверждал, что человек 

есть существо общественное. Труды Аристотеля являлись настольными  книгами для многих политических мыслителей последующих поколений.

Аристотель был очень  почитаем в Беларуси. Большое внимание его социально-политическому и  этическому учению уделяли Ф.Скорипа, С.Будный, С.Полоцкий. В учебных заведениях Беларуси философия Аристотеля в  интерпретации Ф.Аквинского изучалась  до конца XVIII в.

Следующий период в развитии европейской политической мысли  — Средневековье (конец V — середина XVII в.) — характеризовался зарождением, господством и разложением феодализма и большим влиянием на духовную жизнь общества религии и церкви. Церковь в этот период стремилась влиять и на государственное управление. "Притязания церкви на участие в государственной власти одними из первых пытались обосновать епископы Иоанн Златоуст (345 — 407) и Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430), которые использовали библейское положение о том, что "всякая власть от Бога". Августин Блаженный считал, что в мире существуют две общности: "град божий" (церковь) и "град земной" (государство). Первый основан на любви к Богу и стремится к общей пользе и справедливости, второй — на любви к себе, насилии, разбое и принуждении. Для того чтобы государство оправдало свое неправедное существование, оно должно служить церкви, помогать утверждать ее идеалы на земле. Августин Блаженный считал, что приобщать к христианству можно насильственно, а за эретизм необходимо карать.

Виднейшим идеологом католицизма  и феодализма в средние века был  доминиканский монах Фома Аквинский (1225 — 1274). Взяв из учения Аристотеля ряд идей, он пытался приспособить их к своим религиозным взглядам. Будучи сторонником общественного неравенства и эксплуатации, Аквинский считал, что они установлены Богом. Божьей воле он приписывал и существование монархии на земле, сторонником которой был сам. Светской власти, доказывал он, принадлежат только тела людей, а их души — Богу, церкви и папе римскому, которому должны подчиняться все, в том числе и монархи. Выступая против еретических движений XI — XII вв., поколебавших у многих веру в святость и незыблемость феодальных устоев, Ф.Аквинский отстаивал свирепые казни еретиков и инквизицию. Он был убежденным сторонником контроля церкви над государством, наукой и искусством, божественности феодального права.

Политическая  мысль Возрождения и Нового времени. Период Возрождения (XIV — XVI вв.) характеризовался разложением феодализма и становлением капитализма в Европе, вызвавшего развитие техники, светских (гуманитарных) наук, городов, торговли, искусства. В противовес идеологии средневекового аскетизма (отречения от земных радостей во имя райской жизни в загробном мире) идеологи формирующегося класса буржуазии отстаивали гуманистические (человеческие) ценности: стремление к земному благополучию, право человека на свободное развитие и проявление творческих способностей и т.д. Гуманизм возродил интерес к античной древности, когда человеческая природа не толковалась как средоточие греховности, какой она представлялась религиозным схоластам Средневековья.

Родиной Возрождения, или  Ренессанса, была Италия. Здесь наряду с развитием светской литературы и искусства формировалась и  политическая мысль, защищавшая интересы буржуазии и новый общественный строй. Одним из первых представителей зарождавшейся буржуазной политической науки был Никколо Макиавелли (1469 — 1527). В сочинении "Государь" и других книгах он противопоставлял теологической (религиозной) концепции теорию светского (нерелигиозного) государства, возникновение котороro определял потребностью в обуздании эгоистической натуры человека, присущего ему стремления к власти и собственности, ненависти, злобы и коварства. Одна из главных функций государства — защита частной собственности. Правитель должен избегать посягательства на имущество подданных, ибо это неизбежно вызовет их ненависть. Макиавелли впервые обращает внимание на политическую субъективность народа, т.е. на его способность влиять на власть, считая его честнее и рассудительнее государя. По его мнению, народ нередко ошибается в общих вопросах, но гораздо реже — в частных.

Наилучшей формой государственного правления мыслитель считал республику. Именно в ней могут быть обеспечены порядок и свобода, сочетание  общих и частных интересов. Но если народ не готов к такой  форме правления, то воспитать в  нем республиканский дух должно государство с сильным правлением. К этому выводу он пришел исходя из необходимости объединения раздробленной  в то время Италии.

Для достижения этой цели он считал пригодными все способы, в  том числе и аморальные: подкуп, насилие, обман, убийство. Правитель  всегда будет оправдан, если результаты его политики окажутся хорошими. Используя  аморальные методы управления, государь должен стремиться делать добро, прикрываться нравственными и религиозными добродетелями. По убеждению Макиавелли, правитель, преследующий цель создания сильного централизованного государства, должен сочетать в себе качества льва и  лисицы. Лев боится капканов, а лисица — волков. Следовательно, государю надо быть подобным льву, чтобы отпугнуть  волков, и лисицей, чтобы уметь  обходить капканы (Макиавелли Н. Избр. соч. М., 1982. С.351). Впоследствии безнравственная  политика стала называться "макиавеллизмом". Многие государственные и политические деятели в различных странах  в своей политической деятельности использовали рекомендации Макиавелли.

Одновременно с политическими  учениями, защищающими частную собственность  и государство, стоящее на страже интересов эксплуататорских классов, в Западной Европе стали появляться публикации, осуждающие эту собственность  и порожденную ею эксплуатацию человека человеком, критикующие возникший  капиталистический строй. Первым таким  произведением было сочинение англичанина Томаса Мора (1478 — 1535) "Утопия". Изданное в 151б г., оно по существу положило начало новому идейно-политическому течению — утопическому социализму.

В книге сделана попытка  установить связь государства с  интересами эксплуататорских классов, которые используют его для своих  личных выгод. Автор противопоставил  существующему тогда государству  государственное устройство вымышленного острова Утопия, которое носило демократический  характер, предполагавший выборность должностных лиц. Основными функциями  конструируемого Мором государство  являлись руководство народным  хозяйством и образованием, организация производства и  распределения. Т. Мор и другие представители раннего периода утопического социализма (XVI — XVIII вв.), в частности Т.Кампанелла, Ж.Мелье, Морелли, Г.Мабли, предлагали заменить частную собственность, в которой они видели источник всех бед, общественной и сформировать общество с грубой уравнительностью, аскетизмом и регламентацией общественной и даже семейной жизни людей.

Период Нового времени (XVII — XVIII вв.) характеризовался укреплением  капитализма, борьбой буржуазии  за власть, буржуазными революциями  в Англии, Голландии и Франции.

Одной из главных проблем  в политической пауке этого времени  была проблема взаимоотношений личности и государства. Взаимодействию этих субъектов политики была посвящена  теория "естественных прав".

Теория "естественных прав" была направлена против всех форм феодальной зависимости, сословного деления феодального  общества и обосновывала равенство  людей, данное им природой. Сторонники этой теории выступали за законодательное  закрепление свободы убеждений  и действий людей, права обладания  и распоряжения собственностью, гарантий от произвола и т.д.

Теория "естественных прав" человека дополнялась теорией "общественного  договора", согласно которой государство  возникло не по божьей воле, а в результате заключенного между людьми договора с целью устранения конфликтов. Для  этого они решили выйти из "естественного  состояния и перейти в гражданское  общество". Государство, образованное волеизъявлением свободных людей, должно обеспечить охрану их прав, свобод, не гарантированных в естественном состоянии. В разных вариантах теории "естественного права" и "общественного  договора" интерпретировали и развивали  Г.Гроций и Б.Спиноза (Голландия), Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Уипстэнли (Англия), Г.Лейбниц, И.Кант (Германия), А.И.Радищев, декабристы (Россия), Т.Джефферсон, Т.Пейн (США),. Ж.Мелье, Г.Мабли, Морелли, Д.Дидро, К.Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо (Франция).

Один из наиболее ярких  политических мыслителей Нового времени, английский философ Томас Гоббс (1588 — 1679), обосновывал возникновение государственной власти необходимостью упорядочения "естественного состояния" людей, в котором отношения между ними представлялись как "война всех против всех". Государство сравнивалось им с библейским чудовищем Левиафаном ("искусственным человеком", "земным богом"), способным обуздать темные инстинкты людей, расчистить путь законам разума и установить в обществе гражданское состояние. Он изображает государство как сложный механизм господства и подчинения: государство не только должно выполнять функцию господства, но и заниматься воспитательно-просветительной деятельностью, поощрять всякого рода хозяйственные занятия (земледелие, судоходство, промыслы), силой принуждать к труду физически здоровых людей.

Гоббс — сторонник сильной  власти. Его симпатии на стороне  абсолютной монархии. Вместе с тем  он считал, что подданные способны делать по своему усмотрению то, что  не запрещено законом. Они должны иметь на уровне частноправовых отношений  широкую инициативу, систему прав и свобод.

Информация о работе Этапы политологии