Этапы политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:38, реферат

Краткое описание

Изучение истории мировой политической мысли необходимо не только для лучшего познания нынешней политической жизни, но и для прогнозирования будущего. Как говорится, всякое новое — это хорошо забытое старое. Знание прошлого дает возможность избежать допускаемых ошибок и просчетов или во всяком случае не повторять их.

Файлы: 1 файл

этапы.docx

— 35.91 Кб (Скачать)

Исходным пунктом для  понимания политического поведения  масс Маркс считал анализ общественного  положения классов, слоев и социальных групп, а также анализ диктуемых  этим положением интересов.

В отличие от Гегеля основным принципом гражданского общества Маркс  считал не индивидуализм, а коллективизм. В коллективе он видел ту ассоциацию, которая обеспечит личности свободу, возможность самоутверждения, проявления и развития способностей и талантов.

В политической науке XIX в. получили отражение и реакционные взгляды  на распространение идей либерализма  и социализма, на развитие буржуазной демократии после Великой французской  революции. В частности, эти взгляды  проявились в "теории завоевания", выдвинутой представителем социального  дарвинизма австрийско-польским социологом и юристом Людовиком Гумпловимем (1838 — 1909). Главной движущей силой истории он считал борьбу рас за существование, в результате которой побеждают наиболее сильные. Их господство обязано было обеспечивать государство, которое возникало в процессе борьбы расовых общностей между собой. Однако в питье "раса" им включались не биологические, а социальные различия. Будучи противником биологичесго расизма, расами он называл нации и классы.

Войны же, ведущиеся за передел  мира, Л.Гумплович пытался оправдать  действием биологических законов. Огонь и меч, по его мнению, должны быть главными орудиями, используемыми  для подавления "высшей расой" (господами) революционного движения пролетариата, который он причислял к "низшей расе".

Подобные идеи выдвигались  и другими европейскими мыслителями  этого периода, в частности немецким философом Фридрихом Ницше (1844 — 1900). Движущей силой общественного развития он считал волю к власти. По ", Ницше, вся история развития общества — это борьба воль двух рас: "сильной" (аристократических господ) и "слабой" (угнетенных, подневольных, массы, толпы). Выступая против идей социализма, он стремился доказать, что эксплуатация является "естественным" и "высшим" законом жизни. Для того чтобы она существовала, необходимо бороться против идей "демократии", "равенства", "прав человека". Отвергая социализм, Ницше считал, что его  можно допустить в качестве эксперимента. Люди в процессе этого эксперимента должны убедиться в его не состоятельности, что "в социалистическом обществе жизнь сама себя опровергает, сама подрезает себе корни".

Будучи сторонником идеи возвышения человека, индивида, в развитии этой идеи он доходил до крайности. Так, главная роль в наведении  порядка на земле им отводилась "сверхчеловекам". Только они имеют право управлять  государством. Их деятельность не должна быть связана моральными и правовыми  нормами. Одна из функций государства  — ведение войн, которые являются жизненной необходимостью.

Идеи Л.Гумпловича и Ф.Ницше  были впоследствии использованы фашистами  для обоснования своей политики.

В конце XIX в. наметилось размежевание и среди политических мыслителей, отстаивающих идею социализма. В частности, одна часть из них придерживалась марксистского, революционного подхода  к переходу от капитализма к социализму, другая — отрицательно относилась к социалистической революции и  предлагала эволюционный, реформистский  путь к социалистическому строю. Ярым сторонником второго пути был  один из "отцов" современной социал-демократии Эдуард Бернштейн (1850 — 1932). По его мнению, в процессе развития буржуазной демократии классовая борьба все больше будет приобретать мирные формы, революционные способы борьбы уступят место парламентским, борьбе за реформирование капиталистического общества. Такая борьба будет способствовать врастанию социализма в капитализм. Основой социалистических отношений он считал кооперацию. Вместе с тем социализм им рассматривался не столько как практика, сколько как этический идеал.

В заключение следует отметить, что в XIX в. были заложены теоретические основы политических течений, которые определили развитие человечества в нынешнем столетии.  

 


Информация о работе Этапы политологии