Этапы политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:38, реферат

Краткое описание

Изучение истории мировой политической мысли необходимо не только для лучшего познания нынешней политической жизни, но и для прогнозирования будущего. Как говорится, всякое новое — это хорошо забытое старое. Знание прошлого дает возможность избежать допускаемых ошибок и просчетов или во всяком случае не повторять их.

Файлы: 1 файл

этапы.docx

— 35.91 Кб (Скачать)

Большой вклад в политическую науку внесли англичанин Джон Локк (1б32 — 1704) и француз Шарль Луи Монтескьё (1б89 — 1755), разработавшие концепцию разделения властей. Локк предлагал разделить власть на законодательную, исполнительную и федеративную, ведающую международными отношениями. Следует также отметить выдвинутое им положение об обязанности в гражданском обществе всеми без исключения исполнять его законы. Отстаивание Локком идеи неотчужденности от личной свободы, права на жизнь и собственность было признано впоследствии началом идеологии буржуазного либерализма.

Монтескьё дополнил теорию разделения властей тем, что наряду с законодательной и исполнительной выделил и судебную власть. К тому же он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Идеи свободы, гражданских прав и разделения властей, обоснованные этими мыслителями, получили закрепление в конституциях Франции, США и других государств.

Т. Гоббс, Дж.Локк, Ш.Монтескьё  — одни из первых представителей идейно-политического  течения, получившего название "просвещение™. Просветители критиковали феодальные порядки и отстаивали интересы зарождавшегося класса буржуазии. Они верили в огромные возможности человеческого разума и науки в деле рациональной перестройки  общества. Ими много было сделано  для освобождения науки от власти религии и использования научных  достижений в практике. Просветители внесли большой вклад в развитие как естественных, так и общественных наук, в том числе и политических.

Критика отжившего феодального  строя достигла особой остроты в  произведениях выдающегося представителя  эпохи Просвещения во Франции Мари Франсуа Аруа (1694 — 1778), выступавшего под псевдонимом Вольтер. За критику и вольнодумство он дважды сидел в Бастилии, из-за преследований значительное время провел за границей. Замечания Вольтера по вопросам политики и права сыграли большую роль в формировании политической идеологии назревшей буржуазной революции во Франции. Он горячо отстаивал принципы равенства, свободы и частной собственности. Причем равенство он признавал лишь в частном праве и выступал против равенства в политических правах, считал, что бедные не должны иметь их. Вольтер настойчиво обращал внимание на связь права с нравственными нормами. Выступая против абсолютизма, вместе с тем он был сторонником власти просвещенного монарха. Произведения Вольтера пользовались большой популярностью и в Беларуси. Во многом это было вызвано их антикатолической направленностью.

В плеяде французских просветителей  благодаря оригинальности своих  взглядов выделялся Жан-Жак Руссо (1712 — 1778). Его политические воззрения выражали интересы мелкой буржуазии, особенно крестьянства. Подобно многим ученым эпохи Возрождения и буржуазных революций XVI — ХЧШ вв., в поисках ответа на вопрос об истоках государственности он обращался к "естественному состоянию" людей. Однако в отличие от них, в частности от Гоббса, который характеризовал это состояние как "войну всех против всех", Руссо считал время перехода человечества от дикости к общественному существованию "самой счастливой эпохой" в истории, в которой не было социального неравенства и торжествовала свобода. С появлением частной собственности общество теряет эти блага. Общественный договор, в результате которого учреждается публичная власть, по мнению Руссо, был лишь уловкой богатых с целью закабаления бедных.

Выступая против частной  собственности, он критикует не только феодальные порядки, но и растущий капитали противопоставляет промышленной цивилизации  образ жизни свободных землевладельцев. Для восстановления свободы им предлагалось заключить новый общественный договор, который бы представлял собой  ассоциацию равных свободных индивидов, или республику. Руссо был сторонником  прямой демократии, при которой все  граждане имеют возможность непосредственно  влиять на государственную политику. Он считал, что представительные органы закрепляют рабство людей. В своей  деятельности каждый человек должен подчиняться только сообществу, его  законам, а не отдельным лицам. Для  эффективного действия законов необходима достаточно сильная политическая и  морально-психологическая зрелость граждан. При этом отстаивалось право  граждан участвовать в принятии законов. Ратуя за политическое равенство, за уравнивание имущественного положения  граждан, он вместе с тем считал, что нужно сохранить мелкую частную  собственность, основанную на индивидуальном труде.

Идеи Руссо о равенстве  и демократии способствовали пробуждению  революционного сознания во Франции. Они  вдохновляли знаменитых якобинцев  — Робеспьера, Марата, Дантона, Сен-Жюста  — на борьбу против феодального  строя. Эти идеи были закреплены в  Декларации прав человека и граждан  и других актах Французской республики.

Свой вклад в политическую науку внес и родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724 — 1804). Он теоретически обосновал выдвинутую античными мыслителями — Платоном и Цицероном идею правового государства, в котором верховенствуют юридические законы. Заслуга Канта и в том, что установление правового государства он связывал с нравственностью и формированием гражданского общества.

Связь между государством и гражданским обществом обстоятельно рассмотрел классик немецкой философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831). Гражданское общество он трактовал как систему политических институтов и автономных организаций, действующих в защиту интересов личности и групп. Серьезное внимание им было уделено роли индивидуальных и групповых интересов в политической жизни и развитии гражданского общества. Государство, по его мнению, представляет собой систему всеобщего интереса, гражданское общество систему частного интереса основным принципом взаимоотношений в гражданском обществе, по Гегелю, является индивидуализм.

Европейская политическая мысль XIX в. Социально-политическая ситуация в Европе в XIX в. после Великой французской буржуазно-демократической революции (1789 — 1794), в результате которой произошел переход от мануфактурного производства к промышленному, характеризовалась укреплением капиталистических отношений. В данный период активно развивалась буржуазная демократия, образовывались "современные формы" государств (конституционные монархии и республики), в которых буржуазия получала полное политическое господство. Проблемы, связанные с социально-политическими процессами, нашли отражение и в политической науке.

Теоретики политики этого  периода наряду с рассмотрением  проблем личности значительное внимание уделяли большим социальным группам: классам, нациям, расам, их положению  в обществе и взаимоотношениям.

Ведущим политико-идеологическим течением этого времени был либерализм. Либеральные политические мыслители  отстаивали буржуазные права и свободы, в первую очередь реализацию "личной свободы", свободу частной собственности  и конкуренции, выступали за разделение властей, против вмешательства государства  в экономику.

Важнейшим нравственным принципом, который они считали главной  движущей силой развития общества, было стремление человека к пользе для себя, выгоде, наслаждениям. Этот принцип лег в основу нового направления  в методологии политического  мышления, получившего название утилитаризма.

Основоположником утилитаризма является английский философ и юрист Иеремия Бентам (1748 — 1832). Общественные интересы, общественное благо он сводил к сумме частных интересов и благосостояния. Реализацию принципа пользы он связывал с гарантиями прав и свобод, которые обязано было обеспечить демократическое государство. В отличие от теоретиков "естественного права" и "общественного договора", а также просветителей, главными целями которых были коренная ломка феодальной политической системы и установление политического господства буржуазии, первой задачей утилитаристов было совершенствование буржуазного государства.

Многие буржуазные ученые были обеспокоены тем, что широкое развитие демократии может привести к ущемлению  права меньшинства. Особенно выразительно такая  обеспокоенность и стремление усовершенствовать буржуазную демократию проявились у французского политического мыслителя и политического деятеля Алексиса  Токвиля (1805 — 1859) и английского утилитариста и защитника прав и свобод личности Джона Стюарда Милля . (1806 — 1873).

Л. Токвиль отмечал положительные  стороны демократии, в частности  улучшение благополучия большинства  граждан и предоставление им широкого политического участия. Вместе с  тем оп обращал внимание и на ее возможные отрицательные последствия: вероятность установления буржуазного индивидуализма, которые приводят к усилению централизации и бюрократизации государственного управления, социальному подчинению, "равенству в рабстве". Преодолеть недостатки демократии, по его мнению, можно путем укрепления представительной власти, создания свободных учреждений местного самоуправления и добровольных политических и гражданских ассоциаций.

Милль особенно рьяно выступал против тирании большинства над  личностью. "Все, что уничтожает индивидуальность, есть деспотизм", — писал он.

По Миллю, в основе социальных противоречий лежит противоположность "большинства посредственностей" и "меньшинства просвещенных". В качестве основного средства, сдерживающего  развитие демократии и вызывающего  усиление власти невежд, оп, как и  Токвиль, выделял представительные органы власти. Милль разработал оригинальную систему выборов в эти органы, согласно которой образованные люди должны получить право голосовать в  нескольких избирательных округах, в то время как остальные будут  иметь возможность подачи голосов  только в одном округе. Такие выборы, по его мнению, позволили бы сохранить у власти интеллектуальную и нравственную элиту.

Кроме того, для уравновешивания  двух начал — демократического и  элитаристского — Милль предлагал  одну палату парламента сделать демократической, а другую устроить так, чтобы можно  было ограничивать демократию. Подобным противовесом должно явиться и разделение властей. Если законодательная власть выборная, то исполнительная — назначаемая. При этом законодательные органы не должны вмешиваться в "частности  управления", а могут лишь ограничиваться наблюдением и контролем за деятельностью  исполнительных органов. Для повышения  эффективности управления необходимо, по мнению Милля, ввести конкурсные экзамены при занятии управленческих должностей. Продвижение же по служебной лестнице должно зависеть от личных заслуг чиновника.

Характерной особенностью развития социально-политической мысли Европы в первой половине XIX в. явилось активное осмысление результатов происшедших  буржуазных революций. Как оказалось, их итоги для трудящихся не были радостными. Бедность и неравенство  остались. Поменялись лишь формы эксплуатации. Это обстоятельство побуждало передовых  мыслителей продолжать поиски путей  к более справедливому общественному устройству. В частности, такие поиски велись представителями критического утопического социализма. Наибольшей известностью среди них пользовались А. Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн. В отличие от представителей социалистического идейного течения раннего периода (Т.Мора, Т. Кампанеллы, Ж.Мелье и др.) критические утописты дали более глубокую и всестороннюю критику капиталистических порядков, отказались от пропаганды аскетизма, грубой уравнительности и регламентации жизни людей, выдвинули ряд новых положений, которые впоследствии были использованы К.Марксом и Ф.Энгельсом, в частности идеи о плановом и коллективном ведении хозяйства, всестороннем развитии личности, распределении по труду, отмирании государства. Как и многие их предшественники, они предполагали претворить свои идеи в жизнь, рассчитывая на силу разума, примера, пропаганды справедливых форм экономических, социальных и политических отношений. Особой оригинальностью отличались воззрения Клода Анри де Рувруе Сен-Симона (17бО — 1825), который доказывал, что основная задача переустройства общества— переход от феодального режима к промышленному. Он полагал, что установление господства "промышленников" приведет к ликвидации деления общества на управляющих и управляемых, что политическая власть, бывшая до того властью над людьми, превратится во власть, осуществляющую чисто административные функции, — распоряжение и управление производством в целях удовлетворения общественных потребностей. Деньги, которые до того тратились на полицию, войска и другие средства принуждения, пойдут на промышленную деятельность, распространение знаний и организацию досуга. На протяжении полутора веков в мировой политической науке важное место принадлежало учению Карла Маркса (1818 — 1883) и Фридриха Энгельса (1820 — 1895). К тому же это учение составляло теоретическую основу политической деятельности абсолютного большинства коммунистических партий.

Марксистское политическое учение возникло в середине прошлого столетия, в период перехода от мануфактурного производства к промышленному, вызвавшему формирование двух основных классов  капиталистического общества — пролетариата и буржуазии. В самом начале своего существования марксизм стал претендовать на выражение и защиту интересов  рабочего класса, которому он отводил  главную роль в процессе перехода от капитализма к коммунистической формации.

Основным теоретическим  положением, на котором строился марксистский анализ политики, является учение о  классовой борьбе, суть которого состоит  в том, что разделение труда, возникновение  обмена и производства для обмена, появление частной собственности  привели к црциальному неравенству, возникновению классов, различающихся  отношением к средствам производства, а точнее, владением или невладением  ими. С целью реализации интересов  этих классов между ними идет борьба за власть, т.е. политическая борьба. Опираясь на это положение, Маркс и Энгельс  доказывали; что борьба рабочего класса может быть успешной при условии, что она примет политический характер. Политику же они определяли как организованное насилие одного класса над другим (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 442).

В основе политических отношений, т.е. отношений, вытекающих из борьбы за власть, по их мнению, лежат производство и социально-экономические отношения. Они утверждали, что капитализм так  же, как и предшествующие ему формации, преходящ. Конфликт между развивающимися производительными силами и сдерживающими  это развитие частнособственническими  отношениями, обострение классовых  противоречий приведут общество к признанию  необходимости замены старых общественных отношений новыми, базирующимися  на общественной собственности на средства производства. Эта замена произойдет в результате социалистической революции, которую совершит рабочий класс, самый революционный и сознательный класс, руководимый коммунистической партией.

Одной из ключевых в политическом учении марксизма является идея установления в результате социалистической революции  диктатуры пролетариата, при помощи которой будет построено социалистическое общество.

К.Маркс и Ф.Энгельс  предложили и свое видение происхождения  государства, показав, что оно является продуктом классовых отношений  и возникает из потребности регулирования  отношений между классами. Государство  есть орудие господства классов, владеющих  средствами производства, над неимущими.

Экономически господствующий класс, по Марксу, является господствующим одновременно и политически и  идеологически. Господствующая идеология  стремится обосновать экономическое  и политическое главенство властвующих  классов. Она играет большую роль в формировании политического сознания масс. Это формирующееся под воздействием господствующей идеологии сознание вступает в противоречие с сознанием, определяемым бытием людей, их потребностями  и интересами. Именно бытию Маркс  отводил главную роль в формировании политического сознания.

Информация о работе Этапы политологии