Рферат по "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:05, реферат

Краткое описание

Основу современной политологии составляет американская политическая наука, основными направлениями которой являются: системное изучение управленческой "пригодности" в контексте функционирования всей политической системы (К.Дойч); анализ действенности политических решений, способов подбора и причин смены политических элит, выяснения уровней поддержки политической системы гражданским мнением (Г.Алмонд, С.Верба,Г.Най); изучение эффективности демократии и ее институтов (Р.Даль, С.Липсет); исследование проблем социально-политического развития слаборазвитых стран в пределах концепции "политической модернизации" /Г.Алмонд, Л.Пай, У.Ростоу/.

Оглавление

1 Сущность, природа и функции политического лидерства.
2 Понятие политической идеологии
3 Либерализм и неолиберализм
4 Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения
5Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии.docx

— 90.31 Кб (Скачать)

       1 Сущность, природа и функции политического лидерства. 
 

       Сущность  и функции политического  лидерства.

       Лидер (ведущий, руководитель, вождь). Лидер - 1) глава, руководитель политической партии, общественной организации, 2) лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в  каком-либо сообществе.

       Согласно  формулировке в философском словаре, лидер - один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид (или часть социальной группы) берёт  на себя функции координации и  направления действий всей группы, которая ждёт, принимает и поддерживает его действия (т.е. обязывается подчиняться). Исходя из этого, можно сделать вывод, что лидер - это член группы, принимающий  на себя большую меру ответственности  в достижении групповых целей, чем  остальная часть группы.

       Лидерство присуще всем человеческим общностям, оно является древнейшей формой организации  жизни людей. На ранних стадиях развития преобладающей являлась личностная форма лидерства, когда функции  руководителя группы выполняло одно лицо. В дальнейшем стали возникать  различные формы коллективного  лидерства, когда руководящую функцию  в группе выполняет какой-либо коллективный орган, или ведущее место в  системе общественных отношений  занимает социальная группа, класс, партия или государство, если мы говорим  о системе государства. С развитием  институциональных форм общественных жизни стали различать лидерство  формальное и неформальное. Формальный лидер назначается или избирается в соответствии с установленной  процедурой и приобретает таким  путём официальный статус руководителя. Неформальный лидер - это член группы, который в своём поведении  наиболее полно отвечает групповым  ценностям и нормам. И поэтому  пользуется наибольшим авторитетом  у своего окружения.

       На  уровне научного анализа принято  различать роли руководителя и лидера. Руководитель обладает регламентированными  правами и обязанностями по отношению  к остальным членам группы, включая  и возможность наложения санкций. Руководитель не всегда является лицом, которое обладает наибольшим авторитетом  в группе. Однако, несмотря на это, его  полномочия в группе остаются прежними. Лидер может и не обладать статусом руководителя. Однако он всегда непременно личность, индивидуальность. Он занимает ведущее положение благодаря  своим неординарным личностным качествам. Но в то же время неформальное лидерство нестабильно и его необходимо постоянно поддерживать.

       В современной политической науке  существует множество подходов к  пониманию сущности лидерства:

       1. Теория черт (Э.Богардус). Лидерство этой теорией рассматривается как чисто социально-психологический феномен. Лидер - это человек, который обладает особой совокупностью таких черт, как интеллект, характер, организаторские способности, коммуникабельность, такт, чувство юмора, умение привлекать к себе внимание, принимать и исполнять решения и т.д. Способность быть лидером врождённая и присуща ограниченному количеству людей.

       2. Ситуационный подход (Э.Фромм, Д.Рисман) рассматривает лидерство как функцию определённой ситуации, когда тот или иной индивид выходит в лидеры благодаря тому, что в большей степени соответствует требованиям момента, интересам конкретной социальной группы. Именно конкретные обстоятельства определяют отбор политического лидера, предопределяют его поведение, принимаемые им решения.

       3. Функциональный подход (Д.Эдингер). Лидерство - это такое положение в обществе, которое характеризуется способностью одной личности направлять и организовывать коллективное поведение всех его членов. Лидер в силу своих способностей выполняет ряд общественных функций в обществе: управление, регулирование, контроль политических отношений.

       4. Теория определяющей роли последователей (Ф.Стэнфорд). Лидер - это инструмент  в руках группы, которая его  выдвинула для защиты своих  интересов и превращает в марионетку, действующую по потребностям  толпы и по её критериям.  Главное значение приобретает  не анализ деятельности лидера, а его последователей.

       5. Компенсаторная теория (А.Адлер,  Г.Лассуэлл). Стремление к лидерству рассматривается, как стремление компенсировать свою личную неполноценность в какой-то области (физической, психической, моральной и т.д.). Борьба за власть (соответственно за лидерство) рассматривается как борьба за самоутверждение, за достижение ведущих позиций в обществе с целью компенсировать все свои переживания.

       Природа политического лидерства

       Изучение  проблем становления и развития политического лидерства предполагает различные теоретико-методологические подходы, которые помогают раскрыть важнейшие стороны этого политического  явления.

       Сторонники  теологической парадигмы полагают, что политическое лидерство определяется не только божественным правом, но и сверхъестественным проявлением божественной воли наряду с волей человека. Поэтому власть, которой обладает политический лидер, выступает как некая комбинация невидимого управления и человеческих усилий. При этом могущество политического лидера исходит от Бога, а роль и назначение самого лидера состоит лишь в необходимости полнее отображать в своей деятельности предначертания всевышнего.

       Натуралистическая парадигма отображает попытки объяснить природу политического лидерства исходя из доминирующего значения внесоциальных факторов, которые имеют не приобретенный, а врожденный для человека характер. Так, основным объектом внимания биополитического направления данной парадигмы является политическое поведение людей (прежде всего лидеров), цель которого они усматривают в сохранении генетического материала у человека. Психологизаторское направление натуралистической парадигмы в качестве главного фактора, объясняющего политическое лидерство, рассматривает психологические свойства людей.

       Социальная  парадигма объединяет различные теории, которые рассматривают социальные, но внешние по отношению к политике факторы. Например, известно теоретическое положение марксизма, объясняющее происхождение и природу политики влиянием на нее экономических отношений. При таком подходе политическая надстройка выступает как средство реализации классовых целей, а роль и функции политического лидера сводятся к социально-классовому представительству. При этом не учитываются индивидуальные качества лидера как носителя политических отношений.

       Разновидностью  социальной парадигмы является культурологический подход. Его сторонники рассматривают  политику как продукт деятельности людей, а главным ее назначением  признают осуществление творческих функций политических лидеров. Такой  подход учитывает влияние индивидуальных качеств лидера на политику.

       Рационально-критическая  парадигма – это теоретическая модель, которая объясняет природу политики ее внутренними свойствами, элементами. В этом случае политическое лидерство является самостоятельным элементом политической жизни, которая развивается по своим законам и в соответствии с собственными механизмами.

       Функции политического лидерства

       Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать. Ситуации бывают кризисные и стабильные. В условиях кризисной ситуации можно  обозначить три следующие функции, выполняемые политическими лидерами в целях решения задач, обеспечения  выхода страны из тупика:

  • аналитическая функция, или функция постановки диагноза, т.е. глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации; изучение объективных и субъективных факторов и реалий;
  • функция разработки программы действия (управленческая). В выполнении этой функции большую роль играют личностные качества политического лидера: его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность;
  • функция мобилизации страны на выполнение принятой программы. Здесь многое зависит от умения и способности политического лидера вступать в контакт со всеми слоями общества, убеждать, привлекать на свою сторону колеблющихся.

       В условиях относительной стабильности общества политический лидер остается новатором, выдвигает новые идеи, цели, задачи в развитии общества. При  этом круг выполняемых им функций  расширяется:

  • новаторская функция означает, что политический лидер вносит конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы, стратегические планы общественного развития, осуществляется реорганизация политических структур;
  • коммуникативная функция связана с тем, что главный смысл всей политической деятельности лидера – служить людям, выражая интересы общества в целом и различных социальных групп. Поэтому политический лидер должен постоянно следить за меняющимися общественными настроениями и мнениями;
  • организаторская функция вытекает из предыдущих. Речь идет о мобилизации народных масс на претворение политических программ и решений в жизнь;
  • координационная функция направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти;
  • интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и общественного согласия – лидер призван обеспечить национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом;
  • функция легитимации обеспечивает поддержку власти на основе личного авторитета и влияния на массы.

       Исходя  из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что политический лидер выступает как объединитель масс, защитник их интересов, инициатор обновления жизни, организатор деятельности людей. 
 
 

       2 Понятие политической  идеологии 
 

       Политическая  идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического  сознания. Со времени появления соответствующего термина (его ввел французский ученый А. де Треси в XVIII в.) в науке сложились различные взгляды на это духовное явление. Так, основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. К. Мангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений. Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам и, в частности, способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию. Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем. Неомакиавеллисты (Р. Моска, Р. Михельс, В. Парето и др.) гиперболизировали политическую идеологию, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, порожденные нуждами легитимизации власти. В то же время, несмотря на признание многими видными учеными весьма высокой роли политической идеологии в обществе, в политической мысли бытуют и представления, характеризующие ее как «служанку власти», не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса.

       И все же большинство ученых трактуют политическую идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным  идеям. Следовательно, политическая идеология  — это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую  точку зрения на ход политического  и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму.

       Политическая  идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики  поведения последней зависит  степень идейного оформления тех  или иных групповых интересов. Однако реальная роль политической идеологии  в отношениях власти зависит от характера  овладения ею общественным сознанием.

       Таким образом, основными функциями политической идеологии являются:

  • овладение общественным сознанием;
  • внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего;
  • создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития.

         При этом политическая идеология  призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и  идеалы, сколько добиваться целенаправленных  действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

       С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма). При этом, помимо рациональных — нередко теоретически обоснованных положений, любая идеология предполагает некую дистанцированность от действительности, исповедует те цели и идеалы, которые людям предлагается воспринимать на веру. В меньшей степени таким налетом верований обладает официальная идеология, направляющая реальный курс государственной политики и потому в основном приукрашивающая действительность. Особой же предрасположенностью к утопизму обладают идеологии оппозиционных сил, как правило, ожидающие от власти значительно большего, чем она может дать, и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе массы сторонников.

Информация о работе Рферат по "Политология"