Признаки государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:25, доклад

Краткое описание

Эта курсовая работа является анализом исследований при рассмотрении основ, понятия и признаков правового государства. Правовое государство - это государство, само ограничивающее себя правом; государство, имеющее экономическую, политическую и социальную основы.

Оглавление

Введение.2.
Глава I. Правовое государство : понятие и основы6.
§ 1. Понятие правового государства6.
§ 2. Основы правового государства9.
Глава II. Признаки правового государства10.
§ 1. Верховенство закона10.
§ 2. Взаимная ответственность государства и личности13.
§ 3. Разделение властей15.
§ 4. Гарантия прав и свобод личности20.
Заключение.24.
Библиография.25.

Файлы: 1 файл

рш.docx

— 43.89 Кб (Скачать)

Конституция, ее положения  обязательны абсолютно для всех государственных и самоуправленческих органов, учреждений и организаций, общественных объединений, любых должностных  лиц, а так же частных физических и юридических лиц, находящихся  на российской территории, независимо от их государственной принадлежности. Комментарий к Конституции РФ содержит пункт, в котором рассматривается  отношение учреждений и организаций  России, их должностных лиц и иных сотрудников, граждан России и ее юридических лиц, находящихся за пределами РФ. Для всех них Конституция РФ является законом, и носит обязательный характер.

Так же в комментарии к  Конституции РФ рассматривается  такое положение, как отношение  дипломатических и консульских  представительств иностранных государств, отношение представительств международных  организаций и их сотрудников, находящихся  на российской территории, пользующихся дипломатическим и консульским  иммунитетом (то есть неприкосновенностью), к Конституции РФ. Они обязаны  уважать и не нарушать ее.

Как уже было сказано выше, все должностные лица - от главы  государства до рядового чиновника - обязаны действовать в соответствии с законом, обязаны соблюдать  и не нарушать его. А за нарушение  они должны понести строгую юридическую  ответственность, в виде уголовной, административной или гражданской  ответственности.

Так же недопустимо “обогащать”  закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться  законом. А для этого помимо всего  прочего, они должны быть проинформированы о его содержании. В нашей стране это положение закреплено в ст. 15, ч. 3, Конституции РФ, она гласит: “Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не признаются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие право, свободы и  обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего  сведения.”

Официальное опубликование  имеет целью довести их содержание до всеобщего сведения, что абсолютно  необходимо для их реализации. При  этом именно официальное опубликование  служит гарантией того, что публикуемый  текст полностью соответствует  подлиннику, то есть тому тексту, который  был принят законодательным органом  или референдумом и подписан компетентным должностным лицом.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1994 г. “ О порядке  опубликовании и вступления в  силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  палат Федерального Собрания.” Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием, согласно ч. 1, ст. 4 указанного Федерального Закона, считается первая публикация полного текста в “Российской газете” или “Собрании Законодательства Российской Федерации”. Любые другие публикации посредством любых средств массовой информации или отдельными изданиями - не являются, следовательно, официальными. При публикации федерального конституционного закона или федерального закона указываются наименование закона, дата его принятия (то есть одобрения)Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшие, место и дата его подписания, регистрационный номер.

Пока закон официально не опубликован, он не может вступить в силу, а следовательно, не может и применяться. Невозможны в этом случае и другие формы его реализации - соблюдение, исполнение, использование. Если предполагается, что гражданин обязан знать законы(фактическое незнание не освобождает его от ответственности за их нарушение), то их опубликование есть необходимое условие получение гражданином такого знания.

Небезызвестно, что даже в Древнем Риме властители доводили до сведения своих граждан содержание принятых законов. Об этом свидетельствуют  Законы XII таблиц, в Древнем Риме, получившие свое название в связи  с тем, что они были выполнены  на двенадцати деревянных досках. И  эти доски были выставлены на городской  площади для всеобщего обозрения. Поэтому никто не мог “отговориться” незнанием закона. Более того, от всякого юноши, становившегося гражданином  Рима, требовалось знание этих законов  наизусть. Считалось, что без этого  невозможно исполнять обязанности  гражданина и осуществлять государственные  полномочия.

В наши дни так же является важным обязательное знание Федеральных  законов, основы которых препадаются даже в школах.

§ 2. Взаимная ответственность  государства и личности.

Взаимная ответственность  государства и личности - неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве  признается только ответственность  гражданина перед государством. Он как бы дарует права и свободы  и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делаются акценты  на ответственность государственных  органов и должностных лиц  перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность  обретает реальный характер только при  наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения  к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан  и предусматривающих жестокие санкции  за это.

Важным гарантом незыблемости прав и свобод гражданина является конституционное положение соответствии с которыми властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Все это вместе взятое делает государство ответственным перед  гражданином. В свою очередь гражданин  несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.

Так например, Уголовный кодекс РФ предусматривает несение уголовной ответственности личностью перед государством. Уголовная ответственность - это предусмотренные законом неблагоприятные последствия(уголовное наказание, судимость), наступающие для лица, совершившего преступление после приговора суда.

Так же выделяется административная ответственность личности перед  государством. Этот вид ответственности  рассматривается в Кодексе об Административных правонарушениях  РФ. Административную ответственность характеризуют как меру принуждения, осуществляемая от имени государства, управомоченым органом к лицу, совершившему преступление, за которое предусмотрено применение мер административного воздействия.

Подводя итог, можно сказать, что государство, устанавливая в  правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные  органы не могут нарушить его предписания  и несут ответственность за нарушение  или невыполнение этих обязанностей. Обязанность закона для государственной  власти (органов) обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол. К ним относятся:

- политическая ответственность  правительства перед органами  государственной власти;

- политическая ответственность  депутатов перед своими избирателями;

- юридическая ответственность  должностных лиц государства  любого уровня за невыполнение  своих обязанностей;

 

На тех же правовых основах  должна строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права. Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех, и прежде всего - государства, что является характерной чертой правового государства.

§ 3. Разделение властей.

Важной особенностью правового  государства является реализация принципа разделения властей.

Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей  сопровождает поиск человеком идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии они присутствовали уже во взглядах древнегреческих философов, таких как Аристотель, Полибий. А основоположниками теории разделения властей следует считать англичанина Дж. Локка (1632-1704 г.) и француза Шарля-Луи Монтескье (1689-1755 г.).

“Необходим такой порядок  вещей, при котором различные  власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.”1 - писал Шарль-Луи Монтескье. А принадлежащая ему теория о разделении властей как основе устройства государственной власти, сыграла значительную роль в формировании буржуазно-демократического общества. Первые же конституции США 1787 года, Франции 1789 год - закрепили, хотя и в разных вариантах, разделение властей, видя в нем важный элемент равновесия трех основных ветвей государственной власти для осуществления главной функции государства: охраны свобод и прав человека.

 

На протяжении XIX - XX века разделение властей завоевывало  все более широкие позиции, превратившись  со временем в общепризнанный принцип  цивилизации и демократии.

Теория Шарля-Луи Монтескье  была воспринята неоднозначно. Например, Жан-Жак Руссо (1712-1778 г.) - французский  философ просветитель, отрицал разделение властей, в социально-политическом смысле, указывая на то, что власть должна исходить от народа. Русский ученый-юрист  А. А. Жилин отмечал ущербность властей, их согласованность, взаимодействие. А  Н. М. Курнов считал, что правильнее говорить не о разделении властей, а о распределении функций между самостоятельными органами единой государственной власти.

Своеобразно расценивалась  теория разделения властей в современной  юридической литературе. Так, профессор  И. Д. Левин, писал :”Разделение властей представляет собой систему государственно-правовых институтов, направленных на обеспечение юридическими средствами относительной независимости отдельных органов государства друг от друга, ограничения власти каждого органа путем выделения для него определенной сферы деятельности. Возможность органов противопоставить свою точку зрения, воспрепятствовать приведению в исполнение решения другого органа без права замены его своим решением.”1

Шло время, изменился процесс  обновления всех сторон жизни общества, сопровождающийся стремлением пересмотреть устоявшиеся взгляды. Изменилось и  отношение к теории разделения властей. Если первоначально говорилось не только о положительных, но и об отрицательных  ее сторонах, то в последующем речь шла уже о реализации этой теории в современной практике без каких-либо изъянов.

Разделение властей, однако, было отвергнуто марксизмом-ленинизмом. В соответствии с этим учением  в России, а затем и в других странах было построено тоталитарное государство, отказавшееся от принципа разделения властей.

В президентской республике разделение властей проводится наиболее последовательно. В США этот принцип  был существенно дополнен системой “сдержек и протевовесов”, которые позволили не только разделить три власти, но и конструктивно уравновесить их. В сущности, США за всю свою историю не знали глубоких конституционных кризисов, хотя столкновения властей, особенно законодательной и исполнительной, периодически все же происходили.

Существенные особенности  свойственны системе разделения властей в государствах с парламентской  формой правления, в частности в  парламентских республиках и  парламентских монархиях. Здесь, как  и в любом конституционном  государстве, обеспечивается относительная  самостоятельность и независимость  законодательной, исполнительной и  судебной власти, но баланс между ними поддерживается. Так, баланс законодательной  и исполнительной власти обеспечивается, в частности, тем, что парламент  может выразить недоверие правительству, а глава государства может  распустить парламент.

Есть свои особенности  и в полупрезидентских республиках. Согласно французской доктрине, например, применение принципа разделения властей отнюдь не равнозначно раздроблению и ослаблению власти. А напротив, должно служить сотрудничеству и соединению всех ее ветвей. В современной Франции президент обладает широкими полномочиями, благодаря которым он является в определенной мере носителем исполнительной власти, при осуществлении которой он не несет ответственности перед парламентом. Двухпалатный парламент остается высшим законодательным органом страны, но его полномочия, равно как и сфера применения закона, строго ограничены конституцией. А столкновения по вопросам компетенции всех трех властей должны разрешаться в основном Конституционным Советом.

В Российской Федерации принцип  разделения властей впервые закреплен  в Декларации о государственном  суверенитете РСФСР, а позже был  введен в Конституцию РСФСР.

А принятая, всенародным  голосованием на референдуме 12 декабря 1993 г., Конституция РФ содержала статью закрепляющую принцип разделения властей  в Российской Федерации. Статья 10 Конституции  РФ гласит: ”Государственная власть в  Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной. Исполнительной и судебной власти самостоятельны.”

Важной особенностью российской Конституции является то, что Президент  как бы не входит ни в одну из трех ветвей. Он глава государства и  обязан обеспечивать согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент не вправе вмешиваться  в полномочия Федерального Собрания или судебных органов - Конституция  РФ строго разделяет их полномочия (Гл. 5, ст. 108, 109 и гл. 7, ст. 118, 120 Конституция  РФ). В то же время многие статьи Конституции  указывают на то, что фактически Президент РФ признается главой исполнительной власти. Например, право председательствовать на заседаниях Правительства (ст. 83 п. ”б”, Конституции РФ).

Многие страны, в том  числе и Россия, в основу правового  регулирования, в основу правовых отношений  положили принцип разделения властей.

А давайте зададимся вопросом - что представляет сам принцип  разделения властей, его содержание?

Чрезвычайно важное значение имеет и само содержание принципа разделения властей. Данный вопрос не должен рассматриваться традиционно и сводиться лишь к взаимодействиям законодательной, исполнительной и судебной властей.

Представляется возможным  выделить четыре основных уровня реализации данного принципа, олицетворяющие основные направления осуществляемой в стране политической реформы.

Первый связан с передачей власти и управленческих функций от политическо-государственных структур первичным социальным субъектам - то есть народу, нации.

Информация о работе Признаки государства