Природа политической власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:08, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение природы политической власти, субъектов, объектов и ресурсов власти и таких понятий как политической господство, эффективность и легитимность власти.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Природа политической власти, ее виды………………………………………...5
2. Субъекты, объекты и ресурсы власти. Механизм ее осуществления…….….14
3. Политическое господство, эффективность и легитимность власти. Типы легитимности…………………………………………………………………….…21

Заключение………………………………………………………………………...28
Список литературы…………………………………………………………...…..30

Файлы: 1 файл

Котрольная Политология.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

   Более стабильной является власть, основанная на интересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Не менее сильной мотивацией подчинения объекта является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед умом, опытом, или какими-либо другими качествами субъекта власти, иначе говоря, преклонения перед авторитетом. Максимальная же сила власти достигается при идентификации, отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно доверяет своему руководителю.

     Сила власти, подчиненность объекта  субъекту зависит также еще от одного важного фактора — неравенства. Мы уже касались того, что в основе подчинения одного человека другому (объекта-субъекту) лежит неравенство.

   Власть  — возникающая на основе естественного  неравенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Возникает подчинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое преимущество, едва ли его распоряжения будут выполняться. Власть, основанная на социальном неравенстве, утрачивает свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника независимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он физически или слабее. Именно такая власть носит более определенный и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. Например, руководитель предприятия, лидер партии обладают исключительным правом на принятие решений, обязательных для подчиненных.

   Важнейшей социальной причиной подчинения одних  людей другим является неравномерное  распределение ресурсов власти.

   Под ресурсами власти следует понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

   Ресурсы власти — это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы).

   Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.

   Ресурсы власти очень многообразны. Существует несколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.

   К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага; к принудительным — меры уголовного и административного воздействия; к нормативным относятся средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

   Второй  классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами  деятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

   Экономические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления (деньги, продукты питания, полезные ископаемые и др.).

   Социальные  ресурсы — способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии (должность, престиж, образование и др.).

   Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой информации и др.

   Силовые ресурсы — это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди.

   Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Люди — это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы.

   Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам): господство, руководство, организация и контроль.

   Господство неразрывно связано с властью, является формой ее общественной организации. Господство выражается в экономическом, политическом и идеологическом видах.

   Экономическое господство выступает как контроль над средствами производства, самим процессом труда и распределением продукта трудовой деятельности.

   Политическое господство состоит в контроле над применением государственной власти во имя господствующих экономических интересов.

   Идеологическое  господство представляет собой монополию идеологической системы взглядов, оправдывающих справедливость существующего экономического и политического порядков.

   Руководство — это способность личности, партии, класса, группы осуществлять свою политическую линию путем воздействия различными методами и средствами власти на сферы, объекты, коллективы, отдельных людей. Руководство осуществляется на основе вертикальных связей, отношений субординации и требует безусловного подчинения исполнителя руководителю. Основа руководства — административная система, строжайшая дисциплина и самодисциплина. Смысл и назначение руководства — осуществлять соблюдение функционирования всей системы для реализации целей организатора.

   Через управление и организацию осуществляется реализация политических, экономических и иных программ.

   Управление — это использование полномочий власти по формированию целенаправленного поведения объектов. Управление должно обеспечивать оптимальное взаимодействие между трудовыми коллективами, партиями, населением области, района и т. п.

   Контроль — это способность властных органов и институтов постоянно следить за тем, как реализуются законы, указы и распоряжения власти.

   Процесс осуществления власти упорядочивается  и регулируется с помощью специального механизма власти — системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному организму как общество (народ) механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система в целом. В рамках этой системы разрабатываются и принимаются решения по всем вопросам внутренней жизни страны и внешней политики. Каждый из субъектов этой системы присущими ему средствами в соответствующих формах участвуют в осуществлении политической власти, играет определенную роль в ее осуществлении

                              Схема 1. Механизм осуществления власти.

 
 

                

              

              

              

              

              

                

3. Политическое господство, эффективность и  легитимность власти. Типы легитимности.

     Как часто бывает в политике, при наличии в распоряжении власти вроде бы всех материальных, вещественных и прочих придатков (людей, техники, средств транспорта и связи, энергетических ресурсов и т.д.) она оказывается неэффективной: ее основные функции не исполняются, возлагаемые на нее ожидания не оправдываются, а общество, где действует такая власть, находится в неуправляемом состоянии.

     Видимо, есть нечто невещественное и нематериальное, что непосредственно влияет на силу и эффективность политической власти. Его носителем выступают властные отношения, реализующиеся в форме влияния, воздействия, зависимости, ведения и т.д. Здесь партнеров, участников связывают отношения взаимности, ощутимыми признаками которых могут служить доверие, интерес, общность, ценности и т.д.

     Это сущностное качество власти, без которого она не в состоянии осуществлять свои полномочия, называется легитимностью и выражается прежде всего во взаимном расположении ее агентов.

     Успех или крах политической власти предопределяется ее способностью или неспособностью представлять интересы и властные полномочий других людей. Смысл легитимности политической власти заключается в принятии ее теми людьми, на которых она распространяется, в признании ими ее права управлять и в согласии подчиняться. Процесс легитимации власти предполагает ее встроенность в культуру, которая может, как принимать, так и отторгать не устраивающую ее систему власти.

     Когда речь идет о легитимности, имеется в виду, прежде всего совместимость политических действий с господствующей в данном сообществе системой ценностей (широкий смысл легитимности по Дж Фридриху, К. Дейчу, Н. Луману)7. Основой легитимности служит добровольное подчинение законам, рассмотрение власти как авторитетной для индивида инстанции. Люди, для которых она авторитетна, которой они добровольно передали часть своих властных полномочий, принимают все исходящие от нее законы, в том числе и те, с которыми они не согласны (М. Вебер). Связывая легитимность прежде всего с идеей и механизмом представительства интересов и полномочий, К. Дейч видит более строгий ее смысл в «представительной природе процесса принятия решений и в обозримости всех процедур»8. Легитимной может быть подконтрольная и выражающая интересы людей политическая власть.

     К факторам, формирующим такого рода легитимность, М. Вебёр относил:

     — экономическую эффективность, Продуктивность и производительность поддерживаемой политическим порядком системы экономических отношений, ее способность удовлетворять насущные потребности людей;

     — легальность, законность, соответствие ее действий собственным нормам и установлениям;

     — традиции, тождество системы власти той культурной среде, в которой разворачивается ее действие;

     — харизму - веру в особые качества, призвание носителей власти;

     — идеологическое, этическое, психологическое  обоснование.

     Легитимность и порядок. Легитимная политическая власть упорядочивает общественные отношения, создает комплекс условий, обеспечивающих:

     — последовательность реализации основных задач политической власти;

     — согласованность действий элементов системы управления;

     — наличие эффективных гарантий и средств поддержания всех аспектов безопасности в социальной системе;

     — обеспечение высокой степени независимости общества от случайных обстоятельств, при этом ясно, что полная независимость здесь не может быть достигнута, но за счет введения эффективных мер предвидения и защиты масштабы социальных потерь могут существенно понижаться;

     — действенность и эффективность политической власти — ее способность найти способы решения основных социальных проблем, проводить политику, ориентированную на реальные результаты.

     Если  параметры социальной упорядоченности существенно понижаются, люди начинают воспринимать политику, все, что в ней происходит, как состояние неконтролируемого и опасного хаоса, что оборачивается разочарованием большинства членов обществам действующей системе политической власти, нарастанием социальной тревоги, на фоне которой уровень легитимности власти существенно снижается. Уроки истории в подобном случае весьма поучительны, и они говорят о том, что таким пределом легитимности служит потеря безопасности, угроза чего резко возрастает в состоянии пика неупорядоченности социальной системы — хаоса. Формируется готовность принять любые эффективные способы упорядочения социальных связей.

     Легитимная  политическая власть приобретает авторитет — люди добровольно передают ей свои властные полномочия, соглашаются подчиняться, видят в этом выполнение своего морального долга, чувствуют сопричастность с властными действиями и способствуют им. Такая власть становится суверенной, обладающей способностью принимать решения, которые не могут быть пересмотрены никаким иным органом или организацией, кроме принявшего их. Суверенитет связан с понятиями полноты и неоспоримости власти, он служит следствием ее дееспособности. И наоборот, именно с нарушений реальной эффективности политической власти начинается движение к ограничению и потере суверенитета.

Информация о работе Природа политической власти