Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:08, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение природы политической власти, субъектов, объектов и ресурсов власти и таких понятий как политической господство, эффективность и легитимность власти.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Природа политической власти, ее виды………………………………………...5
2. Субъекты, объекты и ресурсы власти. Механизм ее осуществления…….….14
3. Политическое господство, эффективность и легитимность власти. Типы легитимности…………………………………………………………………….…21
Заключение………………………………………………………………………...28
Список литературы…………………………………………………………...…..30
Что касается новейших постструктуралистских концепций «генеалогии власти» М. Фуко и «поля власти» П. Бурдье, то их как раз объединяет не субстанционально-атрибутивное, а именно реляционное видение власти как отношения и общения. М. Фуко отмечает, что власть представляет собой не просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения, то есть «отношение отношений», неперсонифицированное и неовеществленное, поскольку его субъекты находятся каждый момент в постоянно изменяющихся энергетических линиях напряжений и соотношениях взаимных сил, Так же, в чем-то дополняя эту мысль, П. Бурдье обосновывает собственное понятие «символической власти», которое сводится им к совокупности «капиталов» (экономических, культурных и т. д.), распределяющихся между агентами в соответствии с их позициями в «политическом поле», то есть в социальном пространстве, образуемом иерархией властных отношений.
Власть, таким образом, выступает как сложнейший механизм тотального социального общения, регулирующий отношения между управляющими и управляемыми, первые из которых получают потенциально «символическую власть» над вторыми, хотя последние также обладают «символическим капиталом», оказывая влияние и давление «снизу» на властвующих. В политической теории понятия «влияние» и «власть» и их соотношение еще в 40-е гг. XX века разрабатываются Г. Лассуэллом. Он рассматривает их как соотносительные категории, выводя и определяя эту пару понятий друг через друга, поскольку в действительной жизни партии и группы давления активно влияют «снизу» на органы государственной власти с тем, чтобы установить над ними контроль, в то же время и руководители государства используют властные полномочия для того, чтобы регулировать в свою пользу ход партийной борьбы и контролировать процесс давления различных социальных групп. Такие достаточно сложные взаимоотношения между властвованием управляющих и давлением управляемых сложились в ходе длительного социального общения между ними, породившего регулятивные механизмы публичной власти.
Особенности и функции политической власти.
Две характеристики власти делают ее важнейшим инструментом политики, предопределяют взаимное тяготение друг к другу этих явлений. Во-первых, это мощный управленческий ресурс, выражающийся в ее способности снижать стохастичность, степень случайности в социальном развитии и человеческом поведении, «делать случившимся то, что не должно было случиться»5, а ведь именно в управлении — важнейшее назначение политики. Во-вторых, это, конечно, ресурс влияния, воздействия на других людей со стороны тех, кто этой властью обладает, наделяющий их возможностью осуществления своей воли вопреки сопротивлению других людей6. Поскольку в сфере политики происходит постоянное борение различных интересов, присутствует необходимость преодоления сопротивления тех или иных людей и сил, она и реализуется во властной форме.
В сфере политических отношений власть как общесоциальный феномен приобретает рад специфических Особенностей. Она осуществляется в условиях общественного разделения труда людьми, которым другие Члены общества делегируют, передают свои властные полномочия. Политическая власть, как и экономическое богатство, характеризуется неравномерностью распределения в обществе, поэтому всегда существует опасность поляризации властных полномочий, их концентрации у одних людей при лишении возможности участия в распределении и использования власти другими.
Другой ее особенностью является то, что особым аппаратом реализации политической власти служит государство, обладающее монополией на законное принуждение, принятие решений и их исполнение осуществляется специально уполномоченными на это людьми.
Наконец, в сфере политической власти активно используются разнообразные санкции: это и законодательные установления, и моральные нормы, и специфические политические запреты и обязательства, вытекающие из особенностей программ политических партий и движений, и целый спектр политических эмоций, способных как сдерживать, так и стимулировать политическое действие.
Основные
функции политической
власти. Эти функции возникают, формируются
в процессе реализации потребности управления,
регулирования общественных отношений.
Забота о сохранении социальной целостности
всегда находится в центре внимания и
усилий политической власти, причем реализуется
она не неким альтруистическим способом
(при забвении собственных интересов),
но именно в ходе реализации потребностей
и интересов осуществляющих властные
функции социальных групп. Условием оптимального
сочетания властных функций служит некоторая
степень автономии государства от взаимодействующих
в обществе интересов, возвышение, над
ними. Важнейший признак подобной автономии
— преобладание интересов государства
в случае конфликта с интересами экономически
и политически господствующего класса.
Только при соблюдении такого условия политическая власть оказывается способной выполнить другую задачу — осуществление регулирования социальных отношений, поддержание стабильности функционирования социального организма, обеспечение сочетания разных сторон, отраслей социальной жизни таким образом, чтобы они действительно дополняли, а не подрывали существование друг друга. Так, ее важнейшей функцией служит не диктат и не вмешательство в производство и тем более не детальная регламентация потребления, а именно поддержание необходимых для общества пропорций в отношениях между ними.
В ходе регулирования социальных отношений политическая власть прибегает как к стимулированию, поощрению одних действий и явлений, так и к подавлению, ограничению других, применяя для этого разнообразные инструменты: льготы, санкции, разнообразные формы давления (административные, экономические, психологические) и даже репрессии. Ясно, что уровень цивилизованности власти, приемлемости ее для общества определяется теми ограничениями (прежде всего правовыми), которые на нее тем же обществом наложены и которые она сама на себя налагает.
Роль
власти в политике имеет немало сходного
с ролью денег в экономике: именно власть
распределяет ресурс влияния и осуществляет
в разных формах обмен им, она обладает
способностью обращения в другие социальные
и политические ценности, как и деньги
власть концентрируется, нарастает в определенных
точках политического пространства, стягиваясь
сюда из других локусов, становящиеся
в этом процессе все более обделенными
властью, а стало быть, социальными возможностями.
Смысл демократического участия в политике
как раз и заключается в противодействии
этим естественным тенденциями власти,
подчинении ее интересам и потребностям
всех людей, а не ее избранных представителей.
2. Субъекты, объекты и ресурсы власти. Механизм ее осуществления.
Учение о власти является основополагающим в политологии. «Фундаментальным понятием в общественных науках, - писал видный английский мыслитель и общественный деятель Б. Рассел, — является власть в том смысле, в каком энергия является фундаментальным понятием физики».
Философы говорят о власти над объективными законами развития общества, социологи — о власти законов, политологи — о политической власти и т.д.
В политической литературе отправным определением власти считается определение, данное М. Вербером, который определял власть, как «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чём такая возможность основана».
В энциклопедическом словаре по политологии даётся определение власти как «особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого».
Власть, таким образом, рассматривается как особое отношение господства или влияния, как способ воздействия на кого-то, как принуждение, как сила.
Все исследователи в рассуждении о власти сходились на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе говоря, власть—это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.
В
данном случае возникает отношение
управления—исполнения, иногда выражаемое
в более жёсткой форме
Почему один человек починяется другому? Потому что другой или сильнее (например, грабитель с пистолетом), или умнее или опытнее (человек следует его совету и рекомендации, чтобы избежать осложнений и возможных ошибок), или является начальником и имеет соответствующее его должности право отдавать распоряжения. Как видим, в основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физиологическое, интеллектуальное и др.) и неравенство социальное (статусное, экономическое, образовательное и др.).
По мере демократизации общества власть стала рассматриваться не только как господство и подчинение, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашение, разрешать конфликты. Тем самым власть истолковывается и как символическое средство социальной коммуникации (Т. Парсонс, К. Дойч.), сравнивается с отношением регулировщика и шофера на перекрёстке.
Исходя из приведенных суждений о власти, можно сделать следующий вывод: Власть—это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
Получив
представление о природе
Основными элементами власти являются её субъект, объект, а также средства (ресурсы).
Субъект власти воплощает в себе её активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.
Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное отождествление власти с её носителем. Так говорят о решениях власти, о действиях властей, произволе власти и т. п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.
Субъект определяет содержание властного отношения через: 1)приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2)подчинение как поведение частной воли под всеобщую волю власти; 3)наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4)нормирование поведение как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.
От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта (исполнителей)— второго важнейшего элемента власти. Власть—всегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти.
Осознания зависимости субъекта власти от покорности населения нашло свое практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, факт обретения независимости Индией в результате массовых акций неповиновения колониальным британским властям.
Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В сущности, подчинение также естественно присуще человеческому обществу, как и руководство.
Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. Наибольшую покорность обеспечивает патриархальные и подданнические типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов.
Какими же мотивами руководствуется объект властвования? Что заставляет его подчиняться? Одним из важнейших внутренних побуждений к подчинению являются страх перед наказанием. Страх—это очень сильный мотив, но крайне непрочный. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за неповиновение прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания.