Природа политической власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:08, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение природы политической власти, субъектов, объектов и ресурсов власти и таких понятий как политической господство, эффективность и легитимность власти.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Природа политической власти, ее виды………………………………………...5
2. Субъекты, объекты и ресурсы власти. Механизм ее осуществления…….….14
3. Политическое господство, эффективность и легитимность власти. Типы легитимности…………………………………………………………………….…21

Заключение………………………………………………………………………...28
Список литературы…………………………………………………………...…..30

Файлы: 1 файл

Котрольная Политология.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

     Что касается новейших постструктуралистских концепций «генеалогии власти» М. Фуко и «поля власти» П. Бурдье, то их как раз объединяет не субстанционально-атрибутивное, а именно реляционное видение власти как отношения и общения. М. Фуко отмечает, что власть представляет собой не просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения, то есть «отношение отношений», неперсонифицированное и неовеществленное, поскольку его субъекты находятся каждый момент в постоянно изменяющихся энергетических линиях напряжений и соотношениях взаимных сил, Так же, в чем-то дополняя эту мысль, П. Бурдье обосновывает собственное понятие «символической власти», которое сводится им к совокупности «капиталов» (экономических, культурных и т. д.), распределяющихся между агентами в соответствии с их позициями в «политическом поле», то есть в социальном пространстве, образуемом иерархией властных отношений.

     Власть, таким образом, выступает как  сложнейший механизм тотального социального  общения, регулирующий отношения между  управляющими и управляемыми, первые из которых получают потенциально «символическую власть» над вторыми, хотя последние также обладают «символическим капиталом», оказывая влияние и давление «снизу» на властвующих. В политической теории понятия «влияние» и «власть» и их соотношение еще в 40-е гг. XX века разрабатываются Г. Лассуэллом. Он рассматривает их как соотносительные категории, выводя и определяя эту пару понятий друг через друга, поскольку в действительной жизни партии и группы давления активно влияют «снизу» на органы государственной власти с тем, чтобы установить над ними контроль, в то же время и руководители государства используют властные полномочия для того, чтобы регулировать в свою пользу ход партийной борьбы и контролировать процесс давления различных социальных групп. Такие достаточно сложные взаимоотношения между властвованием управляющих и давлением управляемых сложились в ходе длительного социального общения между ними, породившего регулятивные механизмы публичной власти.

     Особенности и функции политической власти.

     Две характеристики власти делают ее важнейшим инструментом политики, предопределяют взаимное тяготение друг к другу этих явлений. Во-первых, это мощный управленческий ресурс, выражающийся в ее способности снижать стохастичность, степень случайности в социальном развитии и человеческом поведении, «делать случившимся то, что не должно было случиться»5, а ведь именно в управлении — важнейшее назначение политики. Во-вторых, это, конечно, ресурс влияния, воздействия на других людей со стороны тех, кто этой властью обладает, наделяющий их возможностью осуществления своей воли вопреки сопротивлению других людей6. Поскольку в сфере политики происходит постоянное борение различных интересов, присутствует необходимость преодоления сопротивления тех или иных людей и сил, она и реализуется во властной форме.

     В сфере политических отношений власть как общесоциальный феномен приобретает рад специфических Особенностей. Она осуществляется в условиях общественного разделения труда людьми, которым другие Члены общества делегируют, передают свои властные полномочия. Политическая власть, как и экономическое богатство, характеризуется неравномерностью распределения в обществе, поэтому всегда существует опасность поляризации властных полномочий, их концентрации у одних людей при лишении возможности участия в распределении и использования власти другими.

     Другой  ее особенностью является то, что особым аппаратом реализации политической власти служит государство, обладающее монополией на законное принуждение, принятие решений и их исполнение осуществляется специально уполномоченными на это людьми.

     Наконец, в сфере политической власти активно используются разнообразные санкции: это и законодательные установления, и моральные нормы, и специфические политические запреты и обязательства, вытекающие из особенностей программ политических партий и движений, и целый спектр политических эмоций, способных как сдерживать, так и стимулировать политическое действие.

     Основные  функции политической власти. Эти функции возникают, формируются в процессе реализации потребности управления, регулирования общественных отношений. Забота о сохранении социальной целостности всегда находится в центре внимания и усилий политической власти, причем реализуется она не неким альтруистическим способом (при забвении собственных интересов), но именно в ходе реализации потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп. Условием оптимального сочетания властных функций служит некоторая степень автономии государства от взаимодействующих в обществе интересов, возвышение, над ними. Важнейший признак подобной автономии — преобладание интересов государства в случае конфликта с интересами экономически и политически господствующего класса.                                      

     Только  при соблюдении такого условия политическая власть оказывается способной выполнить другую задачу — осуществление регулирования социальных отношений, поддержание стабильности функционирования социального организма, обеспечение сочетания разных сторон, отраслей социальной жизни таким образом, чтобы они действительно дополняли, а не подрывали существование друг друга. Так, ее важнейшей функцией служит не диктат и не вмешательство в производство и тем более не детальная регламентация потребления, а именно поддержание необходимых для общества пропорций в отношениях между ними.

     В ходе регулирования социальных отношений политическая власть прибегает как к стимулированию, поощрению одних действий и явлений, так и к подавлению, ограничению других, применяя для этого разнообразные инструменты: льготы, санкции, разнообразные формы давления (административные, экономические, психологические) и даже репрессии. Ясно, что уровень цивилизованности власти, приемлемости ее для общества определяется теми ограничениями (прежде всего правовыми), которые на нее тем же обществом наложены и которые она сама на себя налагает.

     Роль  власти в политике имеет немало сходного с ролью денег в экономике: именно власть распределяет ресурс влияния и осуществляет в разных формах обмен им, она обладает способностью обращения в другие социальные и политические ценности, как и деньги власть концентрируется, нарастает в определенных точках политического пространства, стягиваясь сюда из других локусов, становящиеся в этом процессе все более обделенными властью, а стало быть, социальными возможностями. Смысл демократического участия в политике как раз и заключается в противодействии этим естественным тенденциями власти, подчинении ее интересам и потребностям всех людей, а не ее избранных представителей. 

2. Субъекты, объекты  и ресурсы власти. Механизм ее осуществления.

   Учение  о власти является основополагающим в политологии. «Фундаментальным понятием в общественных науках, - писал видный английский мыслитель и общественный деятель Б. Рассел, — является власть в том смысле, в каком энергия является фундаментальным понятием физики».

   Философы  говорят о власти над объективными законами развития общества, социологи — о власти законов, политологи — о политической власти и т.д.

   В политической литературе отправным  определением власти считается определение, данное М. Вербером, который определял  власть, как «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чём такая возможность основана».

   В энциклопедическом словаре по политологии  даётся определение власти как «особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого».

   Власть, таким образом, рассматривается  как особое отношение господства или влияния, как способ воздействия на кого-то, как принуждение, как сила.

   Все исследователи в рассуждении  о власти сходились на том, что  власть начинается там, где возникает  подчинение. Иначе говоря, власть—это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве  одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.

   В данном случае возникает отношение  управления—исполнения, иногда выражаемое в более жёсткой форме командования—подчинения.

   Почему  один человек починяется другому? Потому что другой или сильнее (например, грабитель с пистолетом), или умнее или опытнее (человек следует его совету и рекомендации, чтобы избежать осложнений и возможных ошибок), или является начальником и имеет соответствующее его должности право отдавать распоряжения. Как видим, в основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физиологическое, интеллектуальное и др.) и неравенство социальное (статусное, экономическое, образовательное и др.).

   По  мере демократизации общества власть стала рассматриваться не только как господство и подчинение, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашение, разрешать конфликты. Тем самым власть истолковывается  и как символическое средство социальной коммуникации (Т. Парсонс, К. Дойч.), сравнивается с отношением регулировщика и шофера на перекрёстке.

   Исходя  из приведенных суждений о власти, можно сделать следующий вывод: Власть—это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

   Получив представление о природе власти, можно идти дальше в анализе власти как социального явления и процесса.

   Основными элементами власти являются её субъект, объект, а также средства (ресурсы).

   Субъект власти воплощает в себе её активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений  субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.

   Отражением  первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное отождествление власти с её носителем. Так говорят о решениях власти, о действиях властей, произволе  власти и т. п., подразумевая под властью  управленческие органы или отдельных лиц.

   Субъект определяет содержание властного отношения  через: 1)приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2)подчинение как поведение  частной воли под всеобщую волю власти; 3)наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4)нормирование поведение как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

   От  приказа, характера содержащихся в  нем требований во многом зависит  отношение к нему объекта (исполнителей)— второго важнейшего элемента власти. Власть—всегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти.

   Осознания зависимости субъекта власти от покорности населения нашло свое практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, факт обретения независимости Индией в результате массовых акций неповиновения колониальным британским властям.

   Масштабы  отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного  сопротивления, борьбы на уничтожение  до добровольного, воспринимаемого  с радостью повиновения. В сущности, подчинение также естественно присуще  человеческому обществу, как и  руководство.

   Качества  объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. Наибольшую покорность обеспечивает патриархальные и подданнические типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов.

   Какими же мотивами руководствуется объект властвования? Что заставляет его подчиняться? Одним из важнейших внутренних побуждений к подчинению являются страх перед наказанием. Страх—это очень сильный мотив, но крайне непрочный. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за неповиновение прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания.

Информация о работе Природа политической власти