Предмет политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:38, контрольная работа

Краткое описание

Политология – термин, образовавшийся из двух греческих слов: “politike” + “logos”, и буквально означает “политическая наука”. Исходное значение термина “наука” – “знание”. Наука – это система постоянно развивающегося знания, адекватно отражающая объективную реальность в понятиях. Следовательно, определение предмета политологии требует выяснения и анализа политической реальности как таковой (

Файлы: 1 файл

политологи 1.docx

— 72.02 Кб (Скачать)

Политология как наука  непосредственно опирается на результаты исследований политической социологии. Как известно, политическая социология изучает проблемы взаимодействия политики и социальной среды. Для политологии  представляют интерес материалы  этой науки о мотивах поведения  людей и социальных групп, результаты опроса общественного мнения и его  воздействия на политические отношения. Современная политология немало заимствует у социологии в части  методов и приемов научного анализа. Однако каждая из этих двух наук является самостоятельной, имеющей свой, специфический предмет анализа и свои цели.

Политология определенным образом  связана с философией. Общефилософские  методы исследования явлений и процессов  используются в политологии. Дифференциация философии привела к вычленению из нее других наук и в связи  с этим к изменению предмета ее исследования. Не подменяя эти науки, в том числе и политологию, она становится их методологией, дает мировоззренческое обоснование  направленности политических явлений  и процессов. Политическая философия  представляет собой одну из поддисциплин, анализирующую философские основания политики. В определенном смысле можно утверждать, что политическая философия является составной частью политической действительности, так как любой политический режим нуждается в философском оправдании своего существования. Вариантов такого оправдания, объяснения множество, что находит отражение в различных идейно-политических течениях - либерализме, консерватизме, марксизме, социал-демократизме и так далее. В отличие от философа, который познает природу явлений и вещей в целом, политический философ останавливает свое внимание на сущности природы политического мира: добро или зло. Справедливость или несправедливость, совершенность или несовершенность, сохранение или изменение, одобрение или осуждение и так далее – в политике.

Политология тесно взаимодействует  с социальной психологией, так как  при анализе политической ситуации учитывает психологический настрой  масс, принимает во внимание мотивы поступков, как отдельных личностей, так и общественных групп. Политическая психология рассматривает роль установок, ориентаций, убеждений, ожиданий, мотиваций, восприятий в политическом поведении  людей.

Политология пользуется также  данными естественных наук: географии, антропологии, демографии и другие. Предметом антропологии являются институты  управления и их практические функции у этнических сообществ, в особенности в развивающихся и примитивных обществах. Политическая география изучает зависимость политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики размерами, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами (близостью к океану, гористой или равниной местностью, наличием природных ископаемых и так далее). Политология использует кибернетику, при помощи которой она моделирует политические системы, выявляет наиболее целесообразные варианты государственного устройства, соотношения центральной и местной власти и так далее.

Политология развивается  в тесном взаимодействии с другими  гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования – жизнь  общества во всем многообразии ее конкретных проявлений. У них много общих  категорий.

2 Политическая мысль древнего мира. 
 
 
Древнейшие политические учения возникли в странах древнего востока, древней Греции, Рима. Рассвет политической мысли Китая – это 6-3 век до н.э. 
 
 
Наиболее влиятельной была доктрина конфуцианства  
 
 
Конфуций 551-479г. До н.э. 
 
Управлять государством по Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем – сыном неба. 
 
Конфуций утверждал, что деление людей на высших-низших не может быть устранено, но высших он определял не по признакам богатства или происхождения, но по чертам благородства (по моральным качествам). Главная задача благородных людей воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. 
 
Под Человеколюбием понималось попечение родителей о детях и сыновняя почтительность к старшим. Справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Общим принципом взаимоотношений между людьми должно быть: не делай другим того, чего не желаешь себе. 
 
Государь должен (по Конфуцию) заботиться о достатке продовольствия в стране, защищать страну оружием и воспитывать народ. Воспитывать силой личного примера. Народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям и беспрекословно подчиняться. 
 
Конфуций был решительным противником управления на основе законов. ОН выступал за сохранение традиционных, религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. 
 
 
^ Греция. 
 
В древней Греции Патон (427-347 до н.э.) рассматривал государственный строй по аналогии с космосом и человеческой душой. Он считал, что в душе человека есть три начала и им должно соответствовать три сословия:

 
Разумному началу души соответствуют  правители – философы.

 
Яростному началу – войны

 
Вожделеющему началу соответствуют  земледельцы и ремесленники.

 
Сословные деления являются условием прочности государства. Самовольный  переход из низшего сословия высший является недопустимым и является тяжелейшим преступлением.  
 
Чтобы обеспечить сплоченность в государстве первые два сословия вместе образуют класс стражей государства. Для них должна быть общность имущества и быта. Денег у стражей нет, жить и питаться они должны сообща, им запрещается иметь семью, для них вводится общность жен и детей. 
 
Своему идеалу Платон противопоставлял иные извращенные, по его мнению, формы государства: 
 
Тимократия – власть военных 
 
Олигархию – власть богатых 
 
Демократию – власть народа 
 
Тиранию – власть жестокого правителя 
 
 
Главной причиной смены форм государства Платон считал порчу человеческих нравов. И он видел выход из этого положения в правлении мудрых. Идеальным государственным устройством Платон считал совмещение демократии и монархии. 
 
 
Аристотель (384-322 до н.э.) 
 
Основы политической теории Аристотеля составило положение о предоставленных в природе целях. Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как естественные, существующие от природы. Он первый высказал мысль о том, что человек по природе своей есть существо политическое. 
 
По Аристотелю государство возникает естественным путем для удовлетворения жизненных потребностей населения. Государство есть высшая форма общения, в которой и благодаря которой все другие формы достигают своей цели и завершения. 
 
Аристотель делил государства как правильные и неправильные. В правильных - верховная власть преследует цели общего блага, а неправильные где правители руководствуются интересами личной выгоды. К правильным относятся монархия, аристократия, полития; неправильные – тирания, олигархия, демократия. 
 
 
^ Древний Рим. 
 
 
Цицерон (106-43 до н.э.). Исходил из представления о естественном представлении государства. Целью государства является охрана имущественных интересов граждан. ОН определял государство как res publika – дело народа, где под народом понимается соединение многих людей связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. 
 
В его трактовке право выступает основой государства. 
 
Политические вопросы средних веков и эпохи возрождения (ренессанс) 14-16 века. 
 
 
Первым западным трактатом был трактат Иоанна Солберисского. (1115-1180г.) 
 
Он разработал теорию правления, основанную на различении двумя видами государей. Государи 1-го вида правил согласно закону, праву (хороший) 
 
Государи 2-г вида – тираны. Если тиран приказывал подданному поступить противно вере подданный мог ослушаться его. И не только ослушаться, но и убить его (тирана). 
 
 
Фома Аквинский 1225-1274г. 
 
Государство представляет собой часть универсального порядка, создателем которого является бог. Фома предпочитал монархию. Монаршее право уподоблял деянию самого бога. В случаи тирании правомерно согласно Фоме, тираноубийство. 
 
^ Италия средних веков 
 
 
Николо Макиавелли 1469-1527г. 
 
Утверждал что изучение дает возможность предвидеть будущее. И по примеру древних определять средства и способы действий полезных сегодня. Он рассматривал государство как отношения между правительством и подданными основанном на страхе или любви подданных. 
 
Государство незыблемо, пока правительство не дает повода к заговорам и возмущениям. Если страх подданных возрастает, не перерастает в ненависть, а любовь в презрение. 
 
Главное по Макиавелли – способность правительства повелевать подданными. Главная цель государства – безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя – посягать на имущество подданных – это порождает ненависть. Он отдает предпочтение смешанному строению государства (монархия, аристократия, демократия). 
 
Суть смешанной республики в том, что система государственных органов включает аристократические и демократические утверждения. Это сдерживает посягательство одной из сторон на интересы другой. Для сохранения порядков государства Макиавелли оправдывал любые средства со стороны правителя. 
 
 
^ Политические учения нового времени (17-19 век) 
 
Первым крупным теоретиком этого времени был Нидерландский ученый Буго Броций 1583-1645г. 
 
Исходный пункт его учения – природа человека, социальные качества людей. Он различал право естественное и право волеустановленное. Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному, разумному общению между людьми. Волеустановелнное право (делилось на человеческое и божественное) должно устанавливаться или соответвовать предписаниям естественного права. По Броцию стремление людей к общению, их способность руководствоваться разумом побудили их заключить договор о создании государства. Цель государства – охрана частной собственности. Государство – совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общепольпользования.  
 
 
^ Англия 
 
 
Томас Бобс 1588-1679г. 
 
Полагал, что людям присущи соперничество, недоверие, любовь к славе. Поэтому в естественном состоянии, где нет власти держащей людей в страхе они находятся в состоянии войны всех против всех. 
 
Пагубность состояния всех против всех понуждает людей искать путь выхода из этого состояния. По Бобсу естественное право есть свобода – делать все для самосохранения, а естественный закон – запрет делать то, что пагубно для жизни. Государство обладает абсолютной верховной властью. 
 
 
Джон Локк 1632-1704г. 
 
Важная особенность его учения в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в до-государственном состоянии. В естественном состоянии все равны, свободны, имеют собственность, это состояние мира и доброжелательности. И для создания гарантии естественных прав и законов люди отказались от права самостоятельного обеспечения этих прав и законов. Гарантом естественных прав и свобод стало государство. 
 
Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа. Он теоретически обосновал концепцию разделения властей. Законодательная и исполнительная власть не должны находиться в одних руках. 
 
 
Монтескье 1689-1775г. 
 
По его мнению, государство и законы появляются вследствие войн. Закономерность общественной жизни он раскрывает через понятие общего духа нации. 
 
Согласно его учению на общий дух, нравы и законы нации воздействуют множество причин. Но есть 2 группы причин: физические и моральные. 
 
Физические – климат, состояние почвы, размеры и положение страны, численность населения и др. 
 
Моральные – принципы политического строя, религия, нравственные убеждения, обычаи. Моральные принципы воздействуют на законодательство сильнее физических причин. 
 
Монтескье выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебную власть. И он дал идею, что эта власть должна принадлежать различным государственным органам. Иначе это ведет к злоупотреблениям и произволу. Учение Монтескье оказало сильное влияние на создание конституции США. 
 
 
Жан Жак Руссо 1712-1778г. 
 
Направление – политический радикализм. Публичная власть создана в интересах богатых для обеспечения их личной безопасности, охраны их имущества, тем самым имущественные неравенства дополняются новым делением общества на правящих и подвластных. Последний предел неравенства наступает с перерождением государства в деспотию, где нет ни правителей, ни законов – одни только тираны. И отдельные граждане снова становятся равны между собой, ибо перед деспотом они ничто. И переход в состояние свободы – заключение подлинного общественного договора, образование республики. 
 
Республика это договор о совместной жизни между равными субъектами. 
 
 
Главным направлением зарубежной политической мысли 19 века стал либерализм. Его основой являлась защита гражданской свободы – свободы слова, совести, печати. Особенно настойчиво либерализм отстаивал невмешательство государства в экономическую жизнь.

  

 

3Политическая модернизация и развитие. Парадигмы политического знания

Концепции модернизации, как  и либеральные теории политического  развития, в целом, претендуют на определение  путей перехода от традиционного  общества к современному. Традиционное общество и современное – это две границы, между которыми находится основная проблематика теорий модернизации. Они базируются на философии технологического детерминизма и исходят из понимания общественного развития как единого,  универсального для всех стран и народов процесса, в основе которого лежат одни и те же закономерности. 

Теории модернизации выделяют два типа это процесса: стихийную (или оригинальную) и догоняющую, вторичную модернизацию. Стихийную  модернизацию страны Запада осуществили  постепенно, на протяжении нескольких веков в ходе индустриального  развития и демократизации общества. Вторичная модернизация возможна у  задержавшихся на традиционной стадии стран. Она носит характер догоняющего  развития и предусматривает сравнительно быстрое достижение уровня экономического, социального, политического и культурного  развития западных государств с помощью использования их опыта и поддержки.

Политическая модернизация осуществляется в русле модернизации общества в целом и органически  вплетена в процесс экономических  и социально-культурных преобразований.

Современные теории модернизации сохраняют общие представления  о модернизации как переходе от традиционного  общества к современному, в ходе которого осуществляется внедрение западных политических, экономических и других ценностей, институтов, образцов поведения. В то же время они исходят из необходимости учета индивидуальных (национальных, географических, политических, культурных, религиозных и иных) особенностей стран, использования традиционных институтов, ценностей и авторитарных методов общественных преобразований. Сам процесс модернизации трактуется как нелинейное развитие, допускающее движение назад и даже тупиковые варианты изменений.

Концепции политической модернизации:

1.      Либеральное направление (Г. Алмонд, С. Верба, Р. Даль и др.) рассматривает политическую модернизацию как процесс, идущий одновременно и параллельно с экономической (внедрение современных рыночных отношений, техники и технологии), социальной (социальная мобилизация: урбанизация,  образовательный и профессиональный рост, мобильность населения) и духовной (секуляризация культуры, распространение индивидуалистических ценностей) модернизацией.

2.      Консервативное направление исходит из того, что в условиях присущих развивающимся странам ограниченности экономических ресурсов и возможностей государства, слабости сферы общественного согласия (консенсуса) и политических институтов политический плюрализм и широкое политическое участие масс приводят к политической дестабилизации, народным бунтам и государственным переворотам. Результатом этого может быть не политическое развитие, а политический упадок. Поэтому важнейшим условием модернизации является политическая стабильность, наиболее эффективно обеспечиваемая авторитарными режимами.   

Консервативные теории модернизации учитывают опыт таких стран, как  Южная Корея, Бразилия, Чили. Хотя эти  концепции и имеют связь с  политическими реалиями, их практическая ценность достаточно сомнительна. Авторитарный характер власти делает политическое развитие государств, избравших консервативную модель модернизации, малопредсказуемой. Недостаточная компетентность лидеров, коррумпированность их окружения и государственного аппарата, трудности модернизации, острые политические конфликты и боязнь потерять власть побуждают их к репрессиям против оппозиции и установлению жестоких диктатур, заводящих общественное развитие в тупик.    

3.      Социалистическое направление разнообразно. Оно включает концепции национального социализма (60-е – 80-е гг. XX в.), распространенного в латиноамериканских странах; концепции некапиталистического пути развития или социалистической ориентации, разработанные в СССР и других странах командно-административного социализма; теории строительства рыночного социализма в КНР, Вьетнаме, Лаосе.

Социалистическая идеология  привлекала широкие слои населения  развивающихся государств идеями социальной справедливости, коллективизма, равенства, общественного прогресса. Политическим лидерам она давала возможность  обосновывать необходимость запрета  политической оппозиции и легитимировать свою авторитарную власть, поскольку  социалистический вариант модернизации, как правило, предусматривает создание руководящей обществом партии, обладающей монополией на власть и социальную истину.

Попытки реализовать теоретические  модели модернизации (либеральные, консервативные, социалистические) в большинстве  случаев заканчивались неудачей. Применительно к социалистическим моделям некоторое исключение составляет Китай, который в последние десятилетия  добился крупных успехов в  экономическом и социальном развитии. Однако политическая сфера не претерпела крупных изменений, позволяющих  говорить о ее реформировании в направлении  плюралистической демократии.

Уже в ранний период своего существования и, особенно в наши дни концепции модернизации подвергались острой критике. Их упрекали в подчиненности  политике влияния США и стран  Западной Европы.     

На протяжении многих десятилетий  политическое устройство СССР трактовалось в отечественной литературе как  высшее достижение демократии, политического  и общественного прогресса. Крах государственного строя убедительно  показал несостоятельность такого рода оценок. После радикальной смены  правительственного курса в 1991 г. маятник  политической жизни России качнулся в противоположную сторону –  российская правящая элита и многие ученые взяли на вооружение западные теории политической модернизации и  начали реформирование страны по рецептам американских советников и контролируемых США международных финансовых организаций: Международного валютного фонда, Всемирного банка реконструкции и развития и др.

В результате такого рода модернизации граждане получили большую, чем прежде, политическую и индивидуальную свободу  и плюрализм общественной и политической жизни и в то же время катастрофическое падение производства, приобретение им структурных черт, характерных  для стран «третьего мира»; массовое обнищание населения; резкое сокращение средней продолжительности жизни; поляризацию богатства и бедности; углубление разрыва между столицей и периферией; криминализацию общества и почти тотальную коррумпированность чиновников.

Попытки применить по отношению  к России теории модернизации показали свою явную несостоятельность. Неадекватность этих теорий российским реалиям объясняется  тем, что Россия еще при коммунистическом режиме была индустриально развитой страной, занимавшей по ряду показателей (развитие космической и военной  промышленности, степень самообеспечения станы средствами производства и любой другой продукцией, уровень образования и социальная защищенность населения) ведущее место в мире. Кроме того, она отличалась высокой степенью централизации и монополизации производства. Поэтому к ней никак не применима характеристика традиционного общества, на котором базируются теории модернизации.

Политический процесс  постсоветской России достаточно адекватно  отражает не термин «модернизация», а  понятие «трансформация». Политическая трансформация означает качественное преобразование политической системы  безотносительно к целям ее изменения.

Негативные последствия  заимствования политических идей и  концепций проявились также в  ослаблении политической стабильности, роста сепаратизма и организованной преступности, разрушении и без того слабых основ правовой государственности. Результатом всего этого явилось падение популярности демократических идей и ценностей среди населения, готовность большинства граждан принять любой политический режим, обеспечивающий личную безопасность, экономическую и политическую стабильность.

Выход из сложившегося политического  и общественного кризиса может  быть найден лишь на пути учета национальных особенностей и конкретной ситуации  в стране, а также критического, творческого использования на этой основе различных политических теорий и международного опыта.

Политическое развитие любой  страны непосредственно зависит  от характера общественных конфликтов и управления ими.

Парадигмы политического  знания.

Для обобщенной характеристики специфических подходов к анализу  и объяснению политики нередко используется понятие парадигмы.

Информация о работе Предмет политологии