Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:38, контрольная работа
Политология – термин, образовавшийся из двух греческих слов: “politike” + “logos”, и буквально означает “политическая наука”. Исходное значение термина “наука” – “знание”. Наука – это система постоянно развивающегося знания, адекватно отражающая объективную реальность в понятиях. Следовательно, определение предмета политологии требует выяснения и анализа политической реальности как таковой (
Политология как наука непосредственно опирается на результаты исследований политической социологии. Как известно, политическая социология изучает проблемы взаимодействия политики и социальной среды. Для политологии представляют интерес материалы этой науки о мотивах поведения людей и социальных групп, результаты опроса общественного мнения и его воздействия на политические отношения. Современная политология немало заимствует у социологии в части методов и приемов научного анализа. Однако каждая из этих двух наук является самостоятельной, имеющей свой, специфический предмет анализа и свои цели.
Политология определенным образом связана с философией. Общефилософские методы исследования явлений и процессов используются в политологии. Дифференциация философии привела к вычленению из нее других наук и в связи с этим к изменению предмета ее исследования. Не подменяя эти науки, в том числе и политологию, она становится их методологией, дает мировоззренческое обоснование направленности политических явлений и процессов. Политическая философия представляет собой одну из поддисциплин, анализирующую философские основания политики. В определенном смысле можно утверждать, что политическая философия является составной частью политической действительности, так как любой политический режим нуждается в философском оправдании своего существования. Вариантов такого оправдания, объяснения множество, что находит отражение в различных идейно-политических течениях - либерализме, консерватизме, марксизме, социал-демократизме и так далее. В отличие от философа, который познает природу явлений и вещей в целом, политический философ останавливает свое внимание на сущности природы политического мира: добро или зло. Справедливость или несправедливость, совершенность или несовершенность, сохранение или изменение, одобрение или осуждение и так далее – в политике.
Политология тесно взаимодействует
с социальной психологией, так как
при анализе политической ситуации
учитывает психологический
Политология пользуется также данными естественных наук: географии, антропологии, демографии и другие. Предметом антропологии являются институты управления и их практические функции у этнических сообществ, в особенности в развивающихся и примитивных обществах. Политическая география изучает зависимость политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики размерами, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами (близостью к океану, гористой или равниной местностью, наличием природных ископаемых и так далее). Политология использует кибернетику, при помощи которой она моделирует политические системы, выявляет наиболее целесообразные варианты государственного устройства, соотношения центральной и местной власти и так далее.
Политология развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования – жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений. У них много общих категорий.
2 Политическая мысль древнего мира.
Древнейшие политические учения возникли
в странах древнего востока, древней Греции,
Рима. Рассвет политической мысли Китая
– это 6-3 век до н.э.
Наиболее влиятельной была доктрина конфуцианства
Конфуций 551-479г. До н.э.
Управлять государством по Конфуцию, призваны
благородные мужи во главе с государем
– сыном неба.
Конфуций утверждал, что деление людей
на высших-низших не может быть устранено,
но высших он определял не по признакам
богатства или происхождения, но по чертам
благородства (по моральным качествам).
Главная задача благородных людей воспитать
в себе и распространить повсеместно человеколюбие.
Под Человеколюбием понималось попечение
родителей о детях и сыновняя почтительность
к старшим. Справедливые отношения между
теми, кто не связан родственными узами.
Общим принципом взаимоотношений между
людьми должно быть: не делай другим того,
чего не желаешь себе.
Государь должен (по Конфуцию) заботиться
о достатке продовольствия в стране, защищать
страну оружием и воспитывать народ. Воспитывать
силой личного примера. Народ обязан проявлять
сыновнюю почтительность к правителям
и беспрекословно подчиняться.
Конфуций был решительным противником
управления на основе законов. ОН выступал
за сохранение традиционных, религиозно-моральных
методов воздействия на поведение китайцев.
^ Греция.
В древней Греции Патон (427-347 до н.э.) рассматривал
государственный строй по аналогии с космосом
и человеческой душой. Он считал, что в
душе человека есть три начала и им должно
соответствовать три сословия:
Разумному началу души соответствуют
правители – философы.
Яростному началу – войны
Вожделеющему началу соответствуют
земледельцы и ремесленники.
Сословные деления являются условием
прочности государства. Самовольный
переход из низшего сословия высший
является недопустимым и является тяжелейшим
преступлением.
Чтобы обеспечить сплоченность в государстве
первые два сословия вместе образуют класс
стражей государства. Для них должна быть
общность имущества и быта. Денег у стражей
нет, жить и питаться они должны сообща,
им запрещается иметь семью, для них вводится
общность жен и детей.
Своему идеалу Платон противопоставлял
иные извращенные, по его мнению, формы
государства:
Тимократия – власть военных
Олигархию – власть богатых
Демократию – власть народа
Тиранию – власть жестокого правителя
Главной причиной смены форм государства
Платон считал порчу человеческих нравов.
И он видел выход из этого положения в
правлении мудрых. Идеальным государственным
устройством Платон считал совмещение
демократии и монархии.
Аристотель (384-322 до н.э.)
Основы политической теории Аристотеля
составило положение о предоставленных
в природе целях. Государство, частная
собственность, рабство и другие социальные
явления рассматривались им как естественные,
существующие от природы. Он первый высказал
мысль о том, что человек по природе своей
есть существо политическое.
По Аристотелю государство возникает
естественным путем для удовлетворения
жизненных потребностей населения. Государство
есть высшая форма общения, в которой и
благодаря которой все другие формы достигают
своей цели и завершения.
Аристотель делил государства как правильные
и неправильные. В правильных - верховная
власть преследует цели общего блага,
а неправильные где правители руководствуются
интересами личной выгоды. К правильным
относятся монархия, аристократия, полития;
неправильные – тирания, олигархия, демократия.
^ Древний Рим.
Цицерон (106-43 до н.э.). Исходил из
представления о естественном представлении
государства. Целью государства является
охрана имущественных интересов граждан.
ОН определял государство как res publika –
дело народа, где под народом понимается
соединение многих людей связанных согласием
в вопросах права и общностью интересов.
В его трактовке право выступает основой
государства.
Политические вопросы средних веков
и эпохи возрождения (ренессанс) 14-16 века.
Первым западным трактатом был трактат Иоанна Солберисского.
(1115-1180г.)
Он разработал теорию правления, основанную
на различении двумя видами государей.
Государи 1-го вида правил согласно закону,
праву (хороший)
Государи 2-г вида – тираны. Если тиран
приказывал подданному поступить противно
вере подданный мог ослушаться его. И не
только ослушаться, но и убить его (тирана).
Фома Аквинский 1225-1274г.
Государство представляет собой часть
универсального порядка, создателем которого
является бог. Фома предпочитал монархию.
Монаршее право уподоблял деянию самого
бога. В случаи тирании правомерно согласно
Фоме, тираноубийство.
^ Италия средних веков
Николо Макиавелли 1469-1527г.
Утверждал что изучение дает возможность
предвидеть будущее. И по примеру древних
определять средства и способы действий
полезных сегодня. Он рассматривал государство
как отношения между правительством и
подданными основанном на страхе или любви
подданных.
Государство незыблемо, пока правительство
не дает повода к заговорам и возмущениям.
Если страх подданных возрастает, не перерастает
в ненависть, а любовь в презрение.
Главное по Макиавелли – способность
правительства повелевать подданными.
Главная цель государства – безопасность
личности и незыблемость собственности.
Самое опасное для правителя – посягать
на имущество подданных – это порождает
ненависть. Он отдает предпочтение смешанному
строению государства (монархия, аристократия,
демократия).
Суть смешанной республики в том, что система
государственных органов включает аристократические
и демократические утверждения. Это сдерживает
посягательство одной из сторон на интересы
другой. Для сохранения порядков государства
Макиавелли оправдывал любые средства
со стороны правителя.
^ Политические учения нового времени
(17-19 век)
Первым крупным теоретиком этого времени
был Нидерландский ученый Буго Броций 1583-1645г.
Исходный пункт его учения – природа человека,
социальные качества людей. Он различал
право естественное и право волеустановленное.
Источником естественного права является
человеческий разум, в котором заложено
стремление к спокойному, разумному общению
между людьми. Волеустановелнное право
(делилось на человеческое и божественное)
должно устанавливаться или соответвовать
предписаниям естественного права. По
Броцию стремление людей к общению, их
способность руководствоваться разумом
побудили их заключить договор о создании
государства. Цель государства – охрана
частной собственности. Государство –
совершенный союз свободных людей, заключенный
ради соблюдения права и общепольпользования.
^ Англия
Томас Бобс 1588-1679г.
Полагал, что людям присущи соперничество,
недоверие, любовь к славе. Поэтому в естественном
состоянии, где нет власти держащей людей
в страхе они находятся в состоянии войны
всех против всех.
Пагубность состояния всех против всех
понуждает людей искать путь выхода из
этого состояния. По Бобсу естественное
право есть свобода – делать все для самосохранения,
а естественный закон – запрет делать
то, что пагубно для жизни. Государство
обладает абсолютной верховной властью.
Джон Локк 1632-1704г.
Важная особенность его учения в том, что
он обосновывает идею прав и свобод человека,
существующих в до-государственном состоянии.
В естественном состоянии все равны, свободны,
имеют собственность, это состояние мира
и доброжелательности. И для создания
гарантии естественных прав и законов
люди отказались от права самостоятельного
обеспечения этих прав и законов. Гарантом
естественных прав и свобод стало государство.
Локк считал правомерным и необходимым
восстание народа против тиранической
власти, посягающей на естественные права
и свободу народа. Он теоретически обосновал
концепцию разделения властей. Законодательная
и исполнительная власть не должны находиться
в одних руках.
Монтескье 1689-1775г.
По его мнению, государство и законы появляются
вследствие войн. Закономерность общественной
жизни он раскрывает через понятие общего
духа нации.
Согласно его учению на общий дух, нравы
и законы нации воздействуют множество
причин. Но есть 2 группы причин: физические
и моральные.
Физические – климат, состояние почвы,
размеры и положение страны, численность
населения и др.
Моральные – принципы политического строя,
религия, нравственные убеждения, обычаи.
Моральные принципы воздействуют на законодательство
сильнее физических причин.
Монтескье выделяет в государстве законодательную,
исполнительную и судебную власть. И он
дал идею, что эта власть должна принадлежать
различным государственным органам. Иначе
это ведет к злоупотреблениям и произволу.
Учение Монтескье оказало сильное влияние
на создание конституции США.
Жан Жак Руссо 1712-1778г.
Направление – политический радикализм.
Публичная власть создана в интересах
богатых для обеспечения их личной безопасности,
охраны их имущества, тем самым имущественные
неравенства дополняются новым делением
общества на правящих и подвластных. Последний
предел неравенства наступает с перерождением
государства в деспотию, где нет ни правителей,
ни законов – одни только тираны. И отдельные
граждане снова становятся равны между
собой, ибо перед деспотом они ничто. И
переход в состояние свободы – заключение
подлинного общественного договора, образование
республики.
Республика это договор о совместной жизни
между равными субъектами.
Главным направлением зарубежной политической
мысли 19 века стал либерализм. Его основой
являлась защита гражданской свободы
– свободы слова, совести, печати. Особенно
настойчиво либерализм отстаивал невмешательство
государства в экономическую жизнь.
3Политическая модернизация и развитие. Парадигмы политического знания
Концепции модернизации, как и либеральные теории политического развития, в целом, претендуют на определение путей перехода от традиционного общества к современному. Традиционное общество и современное – это две границы, между которыми находится основная проблематика теорий модернизации. Они базируются на философии технологического детерминизма и исходят из понимания общественного развития как единого, универсального для всех стран и народов процесса, в основе которого лежат одни и те же закономерности.
Теории модернизации выделяют два типа это процесса: стихийную (или оригинальную) и догоняющую, вторичную модернизацию. Стихийную модернизацию страны Запада осуществили постепенно, на протяжении нескольких веков в ходе индустриального развития и демократизации общества. Вторичная модернизация возможна у задержавшихся на традиционной стадии стран. Она носит характер догоняющего развития и предусматривает сравнительно быстрое достижение уровня экономического, социального, политического и культурного развития западных государств с помощью использования их опыта и поддержки.
Политическая модернизация осуществляется в русле модернизации общества в целом и органически вплетена в процесс экономических и социально-культурных преобразований.
Современные теории модернизации сохраняют общие представления о модернизации как переходе от традиционного общества к современному, в ходе которого осуществляется внедрение западных политических, экономических и других ценностей, институтов, образцов поведения. В то же время они исходят из необходимости учета индивидуальных (национальных, географических, политических, культурных, религиозных и иных) особенностей стран, использования традиционных институтов, ценностей и авторитарных методов общественных преобразований. Сам процесс модернизации трактуется как нелинейное развитие, допускающее движение назад и даже тупиковые варианты изменений.
Концепции политической модернизации:
1. Либеральное направление (Г. Алмонд, С. Верба, Р. Даль и др.) рассматривает политическую модернизацию как процесс, идущий одновременно и параллельно с экономической (внедрение современных рыночных отношений, техники и технологии), социальной (социальная мобилизация: урбанизация, образовательный и профессиональный рост, мобильность населения) и духовной (секуляризация культуры, распространение индивидуалистических ценностей) модернизацией.
2. Консервативное направление исходит из того, что в условиях присущих развивающимся странам ограниченности экономических ресурсов и возможностей государства, слабости сферы общественного согласия (консенсуса) и политических институтов политический плюрализм и широкое политическое участие масс приводят к политической дестабилизации, народным бунтам и государственным переворотам. Результатом этого может быть не политическое развитие, а политический упадок. Поэтому важнейшим условием модернизации является политическая стабильность, наиболее эффективно обеспечиваемая авторитарными режимами.
Консервативные теории модернизации учитывают опыт таких стран, как Южная Корея, Бразилия, Чили. Хотя эти концепции и имеют связь с политическими реалиями, их практическая ценность достаточно сомнительна. Авторитарный характер власти делает политическое развитие государств, избравших консервативную модель модернизации, малопредсказуемой. Недостаточная компетентность лидеров, коррумпированность их окружения и государственного аппарата, трудности модернизации, острые политические конфликты и боязнь потерять власть побуждают их к репрессиям против оппозиции и установлению жестоких диктатур, заводящих общественное развитие в тупик.
3. Социалистическое направление разнообразно. Оно включает концепции национального социализма (60-е – 80-е гг. XX в.), распространенного в латиноамериканских странах; концепции некапиталистического пути развития или социалистической ориентации, разработанные в СССР и других странах командно-административного социализма; теории строительства рыночного социализма в КНР, Вьетнаме, Лаосе.
Социалистическая идеология привлекала широкие слои населения развивающихся государств идеями социальной справедливости, коллективизма, равенства, общественного прогресса. Политическим лидерам она давала возможность обосновывать необходимость запрета политической оппозиции и легитимировать свою авторитарную власть, поскольку социалистический вариант модернизации, как правило, предусматривает создание руководящей обществом партии, обладающей монополией на власть и социальную истину.
Попытки реализовать теоретические
модели модернизации (либеральные, консервативные,
социалистические) в большинстве
случаев заканчивались
Уже в ранний период своего существования и, особенно в наши дни концепции модернизации подвергались острой критике. Их упрекали в подчиненности политике влияния США и стран Западной Европы.
На протяжении многих десятилетий
политическое устройство СССР трактовалось
в отечественной литературе как
высшее достижение демократии, политического
и общественного прогресса. Крах
государственного строя убедительно
показал несостоятельность
В результате такого рода модернизации
граждане получили большую, чем прежде,
политическую и индивидуальную свободу
и плюрализм общественной и политической
жизни и в то же время катастрофическое
падение производства, приобретение
им структурных черт, характерных
для стран «третьего мира»; массовое
обнищание населения; резкое сокращение
средней продолжительности
Попытки применить по отношению к России теории модернизации показали свою явную несостоятельность. Неадекватность этих теорий российским реалиям объясняется тем, что Россия еще при коммунистическом режиме была индустриально развитой страной, занимавшей по ряду показателей (развитие космической и военной промышленности, степень самообеспечения станы средствами производства и любой другой продукцией, уровень образования и социальная защищенность населения) ведущее место в мире. Кроме того, она отличалась высокой степенью централизации и монополизации производства. Поэтому к ней никак не применима характеристика традиционного общества, на котором базируются теории модернизации.
Политический процесс постсоветской России достаточно адекватно отражает не термин «модернизация», а понятие «трансформация». Политическая трансформация означает качественное преобразование политической системы безотносительно к целям ее изменения.
Негативные последствия
заимствования политических идей и
концепций проявились также в
ослаблении политической стабильности,
роста сепаратизма и
Выход из сложившегося политического и общественного кризиса может быть найден лишь на пути учета национальных особенностей и конкретной ситуации в стране, а также критического, творческого использования на этой основе различных политических теорий и международного опыта.
Политическое развитие любой страны непосредственно зависит от характера общественных конфликтов и управления ими.
Парадигмы политического знания.
Для обобщенной характеристики специфических подходов к анализу и объяснению политики нередко используется понятие парадигмы.