Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:38, контрольная работа
Политология – термин, образовавшийся из двух греческих слов: “politike” + “logos”, и буквально означает “политическая наука”. Исходное значение термина “наука” – “знание”. Наука – это система постоянно развивающегося знания, адекватно отражающая объективную реальность в понятиях. Следовательно, определение предмета политологии требует выяснения и анализа политической реальности как таковой (
Парадигма – это специфическая логическая, мыслительная модель, определяющая способы восприятия и интерпретации действительности.
В истории политической мысли использовались различные общие парадигмы, и, прежде всего теологическая (религиозная), натуралистическая, социальная, рационально-критическая.
Теологическая парадигма – сверхъестественное объяснение государственной власти, истоки которой в Божественной воле и религиозных кодексах (святых писаниях, заветах пророков и т. д.).
Натуралистическая парадигма – рассмотрение человека как части природы и объяснение политики природной средой: географическими факторами, биологической конструкцией, врожденными психическими свойствами.
Социальная парадигма – истолковывает политику через влияние на нее других сфер общества: экономики, социальной структуры, права, культуры.
Рационально-критическая парадигма – раскрытие внутренней природы политики, ее элементов и их взаимодействия, выявление лежащих в основе динамики политической жизни конфликтов.
Понятие парадигм отражает связь политической мысли с типами мировоззрения, с общими философскими картинами мира, господствовавшими в те или иные исторические эпохи.
Как писал М. Вебер, «не интересы (материальные и идеальные), не идеи непосредственно господствуют над поведением человека, но «картины мира», которые создавались «идеями». Они, как стрелочники, очень часто определяли пути, по которым динамика интересов продвигала дальше (человеческое) действие».
Воплощаемые в парадигмах различные картины мира на протяжении человеческой истории задавали общие параметры и границы развития политической мысли.
4Политология как наука прошла в своем становлении три этапа.
Первый период начался в античные времена и продолжался до Нового времени. Впервые знания о политике начали анализироваться и обобщаться Платоном, Аристотелем в Древней Греции. Философы определяли политику как государственное и общественное управление Полисом. В странах Востока участие граждан в политике было ограничено, поэтому специальные труды об управлении государством там не создавались.
Из-за такого положения
появилось две точки зрения на
место личности в политических отношений.
Согласно первой граждане должны принимать
участие в жизни государства
и контролировать бюрократию. Это
подход Западных стран. По второй точке
зрения обычный человек не должен
стремиться участвовать в политической
жизни. Это прерогатива
В настоящее время
трактовка политики несколько отличается.
Она определяется как деятельность
по управлению государством, а также
отношения между людьми и властью.
Политикой также называют искусство
завоевывать массы умением
Второй период складывания науки о политике охватывает Новое время и длится до середины XIX в. Большое значение для формирования политологической мысли имели труды Макиавелли, Гоббса, Спинозы, Локка, Руссо. В этот период формируются важнейшие знания и представления о политике, власти и государстве. Вехой научной мысли стала работа Н. Макиавелли «Государь», в которой он поднял вопрос о соотношении морали и политики. По его мнению, политика должна быть вне морали («цель оправдывает средства»).
Третий период развития научных знаний о политике начался с конца XIX века. Так началась современная политология. В это время политология выделилась в самостоятельную науку. Участие граждан в политической жизни Европы существенно возросло с введением выборов. Появилась необходимость управлять новыми процессами.
В 1857 г. в Америке при Колумбийском университете возникла 1-я школа наук о политике. В 1949 г. по инициативе ЮНЕСКО учредили международную ассоциацию политических наук.
В это время формулируется
предмет, объект, научные задачи политологии.
В большинстве стран эта
Политология как наука связана со многими другими науками и учебными дисциплинами: философией, юриспруденцией, социологией, экономикой, этнографией, историей, психологией, географией и др.
Политология развивается в двух направлениях – как теоретические знания и как прикладная наука, ориентированная на достижение практически значимых результатов. В связи в этим методы, используемые политологией, также делятся на теоретические и прикладные. Их перечень весьма обширный: общелогические методы (анализ, индукция, моделирование, т.д.), системный метод, бихевиористский метод, социологический метод и др.
К примеру, сравнительная
политология, являясь одним из направлений
политологии, в качестве основного
метода использует метод сравнения.
Она занимается изучение политики,
сравнивая и сопоставляя
Субъекты политики – это государство, социальные группы (классы, слои), организации политического характера (партии, профсоюзы), политическая элита.
2.1
Роль и значение политики в жизни
общества. Древнегреческий философ
Аристотель считал, что человек по
своей сути - существо политическое.
Каждый человек оказывается
Современный этап развития общества характеризуется
возрастающей ролью политики. Она воздействует
на все стороны жизни общества. Все взрослые,
дееспособные граждане через различные
механизмы избирательного процесса участвуют
в формировании органов власти, осуществлении
управления государством, распределении
материальных и духовных ценностей.
Знакомство с наукой, изучающей политику,
политологией, поможет каждому человеку
самоопределиться в политической жизни.
Политическая жизнь - это особая сторона социальной жизни,
которая тесно связана с государственной
властью, ее функциями, институтами и способами
осуществления власти.
Политическая жизнь включает интересы различных классов
и социальных групп, деятельность партий
и общественных организаций, общественно-политические
движения. Это очень сложное, многообразное,
динамичное и изменчивое явление, которое
развивается на социальном пространстве
и включает политические отношения, институты,
процессы и сознание людей, вступающих
в мир политики. В социальном пространстве
действуют различные политические силы,
группировки, союзы, временные и постоянные
коалиции. Взаимодействие всех этих сил
при решении социальных проблем определяет
само содержание и формы политической
жизни.,
Человек способен познавать политическую
жизнь как на житейском, обыденном уровне,
так и на теоретическом, научном.
Политика - неотъемлемая часть человеческой культуры.
Она проявляется во всех взаимоотношениях
и структурах общества, пронизывает общественную
и частную жизнь человека.
Роль политики в общественной жизни определяется ее
функциями. К ним относятся:
1) обеспечение целостности и стабильности
общества;
2) мобилизация социальных ресурсов для
удовлетворения общественных потребностей;
3) предотвращение и цивилизованное разрешение
социальных конфликтов;
4) использование принуждения и насилия
для реализации общей воли и др.
Ученые по-разному понимают сущность политики. М. Вебер,
Н. Макиавелли, К. Маркс, В. Парето считали,
что в основе политики лежат действия,
которые направлены на достижение, удержание
и использование власти. Так, М. Вебер определял
политику как "стремление к участию
во власти или к оказанию влияния на распределение
власти...". Трактовка власти как основы
политики называется субстанциональной.
Ее дополняет и конкретизирует институциональное
понимание политики, которое означает,
что власть материализуется через организации
и институты, важнейшим из которых является
государство. На этой позиции стоят французские
ученые и, прежде всего, М. Дюверже.
Правовая трактовка политики исходит
из того, что ее основой и содержанием
являются фундаментальные права человека.
Антропологическая трактовка политики
исходит из того, что она органически присуща
человеческому обществу, коренится в самой
его природе, обусловлена общественным
разделением труда и взаимоотношениями
индивидов. Выше уже упоминалось, что данное
понимание политики восходит к Аристотелю,
который рассматривал ее как форму существования
человека.
Политика также может рассматриваться как деятельность
по согласованию интересов, разрешению
конфликтов с целью обеспечения целостности
общества. Такое понимание политики называется
конфликтно-консенсусным.
Различие подходов к пониманию политики
свидетельствует о сложности этого общественного
явления, различных его проявлениях и
свойствах, глубине содержания.
Изложенное выше приводит к широкому толкованию
политики — это реализация отношений
власти, отношений, связанных с осуществлением
гражданских прав и свобод, а также система
отношений, направленных на обеспечение
целостности общества и его стабильности.
Политология — наука о политике. Политика изучается
системой политических наук: политической
философией, теорией государства и права,
политической экономией, политической
психологией и др. Каждая из них изучает
только узкий, интересующий ее аспект
политики.
Политология рассматривает политику во всех ее проявлениях,
обобщает, систематизирует политические
знания, анализирует закономерности становления
и развития политической жизни общества
и, прежде всего, политической власти.
Политология, как и любая другая наука, имеет свой
категориальный аппарат и выполняет ряд
общественных функций.
Рассмотрим важнейшие из них.
Теоретическая функция предполагает анализ
конкретных политических явлений и процессов,
выработку определенных ценностей и идеалов
политической жизни.
Прогностическая функция предполагает
определение ближайших и отдаленных перспектив
развития стран и регионов, моделирование
будущих политических процессов.
Воспитательная функция политологии состоит
в формировании политического сознания
и политической культуры граждан, в осуществлении
их политической социализации, в обеспечении
возможности функционирования демократических
обществ.
Осуществление последней функции особенно
необходимо в российском обществе, которое
сегодня находится на стадии перехода
к рынку и правовому государству.
Знания основ политологии необходимы
каждому, так как позволяют разобраться
в сущности принимаемых государством
и политиками решений, иметь четкие представления
о гражданском обществе, правовом государстве
и других политических явлениях.
2.2
Как показывает современная
политическая практика демократических
стран, механизм власти имеет довольно
сложную иерархическую структуру. Рассмотрим
ее основные компоненты.
Первичным субъектом власти, ее источником
является народ, который, реализуя часть
властных функций непосредственно, другую
часть из них передает (делегирует) своему
официальному представителю - государству.
Так, в Конституции Российской Федерации
(ст. 3) говорится: “1. Носителем суверенитета
и единственным источником власти в Российской
Федерации является ее многонациональный
народ. 2. Народ осуществляет свою власть
непосредственно, а также через органы
государственной власти и органы местного
самоуправления
Государство, в свою очередь, распределяет
властные полномочия между носителями
власти. Это распределение властных полномочий
называется разделением властей.
Идея разделения властей, появившаяся
в Новое время в европейской политической
мысли (Дж. Локк, Ш. Монтескье), впервые
нашла свое юридическое оформление в Конституции
США, конституционных актах Великой французской
революции, реализовавшись в политической
практике целого ряда стран. Политический
опыт этих стран свидетельствует о целесообразности
разделения властей. Во-первых, это позволяет
четко определить функции, компетенцию
и ответственность каждой ветви власти,
каждого государственного органа, осуществлять
взаимный контроль, создать систему сдержек
и противовесов, помогающую достигать
единства действий в государственном
управлении и поддерживать динамичное
равновесие в обществе в процессе преодоления
противоречий. Во-вторых, позволяет предотвращать
злоупотребления властью, установление
диктатуры, тоталитаризма. В-третьих, реализация
принципа разделения властей дает возможность
гармонично соединять такие противоречивые
аспекты жизни общества, как власть и свобода,
закон и право, государство и общество,
под углом зрения самоценности личности
(см.: Общая и прикладная политология /
Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова.
М., 1997. С. 220).
Разделение властей реализуется в двух
плоскостях: по горизонтали и по вертикали.
Разделение властей по вертикали представляет
собой разделение властных полномочий
между субъектами государственного управления
различного уровня. Таким образом создаются
центральные, региональные и местные органы
власти. В некоторых странах, например,
в Великобритании, региональный уровень
отсутствует.
На практике совершенно очевидно разделение
государств на Централизованные, где местные
органы власти являются как бы “продолжением”
центральных органов (Греция, Ирландия,
Исландия, Португалия и др.); децентрализованные
местные органы (провинции, земли, департаменты)
наделены значительными полномочиями
(Италия, Испания, Франция и др.
); полуцентрализованные - местные
органы власти в ряде сфер, к примеру, в
сферах образования, здравоохранения,
строительства и т.п., пользуются значительной
самостоятельностью, а в остальном зависят
от центральных властей (Великобритания,
Нидерланды).
Разделение властей по горизонтали реализуется
на практике как распределение власти
между тремя властными органами (иногда
их нестрого называют “ветвями” власти)
- законодательной, исполнительной и судебной.
Законодательная власть основывается
на принципах конституции и верховенства
права, формируется в результате выборов.
В различных странах функции законодательной
власти различны и по объему, и по содержанию.
Но, как правило, законодательная власть
вносит поправки в конституцию, определяет
основы внутренней и внешней политики
государства, утверждает государственный
бюджет, обсуждает и принимает законы,
обязательные для исполнительных органов
и граждан, контролирует их исполнение.
В подавляющем большинстве стран носителем
законодательной власти выступает представительный
орган - парламент, который бывает двух-
или однопалатным. К примеру, однопалатный
парламент действует в 8 из 18 западноевропейских
стран (в Исландии, Люксембурге, Португалии,
Греции, скандинавских государствах).
В ряде стран существует двухпалатная
парламентская система, при которой одна
палата формируется в результате прямых
выборов, а другая на основе территориальной
пропорциональности. При чем, в некоторых
странах (Бельгии, Италии, Швейцарии) обе
палаты – равноправны, принимают одинаковое
участие в формировании правительства
и в законотворческом процессе.
В нашей стране высшим законодательным
органом является Федеральное Собрание
– парламент Российской Федерации (ст.
94 Конституции РФ). Этот орган состоит
из двух палат - Совета Федерации и Государственной
Думы.
Исполнительная власть в различных странах
еще более разно образна. В некоторых странах(США)
главой исполнительной власти является
президент, одновременно занимающий пост
главы государства. В других - эти функции
разделены. К примеру, в Великобритании
глава государства - монарх, глава исполнительной
власти - премьер-министр. В государствах
с республиканским устройством (Германия,
Франция, Италия и др.) главой исполнительной
власти является премьер-министр, а главой
государства - президент.
Особенностью исполнительной власти является
то, что она не только организует выполнение
решений законодателей, но и сама может
издавать нормативные акты или выступать
с законодательной инициативой.
Исполнительную власть в нашей стране
осуществляет Правительство Российской
Федерации, состоящее из Председателя,
его заместителей и федеральных министров.
Судебная власть стоит на страже конституционного
устройства государства, законности и
порядка, прав и свобод граждан.
В ее систему включены организации
и учреждения, независимые от других
органов власти: это конституционные
суды (в Австрии, Испании, Португалии, Германии,
России и др.) или другие судебные органы
(во Франции Конституционный совет, в Греции
– Верховный специальный суд и т.д.). Назначение
этих органов состоит в том, чтобы быть
гарантом защиты демократической системы
от чрезмерных притязаний на власть со
стороны законодательной, исполнительной
и в какой-то мере общественной власти.
Помимо конституционных судов практически
во всех странах существуют особые административные
суды, которые разрешают конфликты, возникающие
между гражданами и органами правительства.
За соблюдением законов следят прокуратуры,
другие контрольные органы (государственный
контроль, налоговая инспекция и т.д.).
По Конституции Российской Федерации
(ст. 118) судебная власть в стране “осуществляется
посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства”.
Высшим судебным органом по гражданским,
уголовным, административным и иным делам
является Верховный Суд РФ (ст. 126), а по
разрешению экономических споров и иных
дел, рассматриваемых арбитражными судами,
- Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127).
Кроме органов государственной власти,
властные полномочия имеют и органы общественной
власти. Здесь в первую очередь нужно назвать
органы местного самоуправления, которые
не входят в систему государственной власти,
к примеру, в Российской Феде-Рации (ст.
12 Конституции РФ). Они призваны самостоятельно
управлять, муниципальной собственностью,
формируют, утверждают и исполняют местный
бюджет, устанавливают местные налоги
и осуществляют охрану общественного
порядка, а также ре- иные вопросы местного
значения (ст. 132).
В соответствии с Конституцией РФ Федеральный
закон “Об общих принципах организации
самоуправления в Российской Федерации
от 28 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями,
внесенными Федеральными законами от
22 апреля 1996 г. и 28 ноября 1996 г.)” определяет
роль местного самоуправления в осуществлении
народовластия, правовые, экономические
и финансовые основы местного самоуправления
и государственные гарантии его осуществления,
устанавливает общие принципы организации
местного самоуправления. В соответствии
сданным за коном практически на всей
территории страны организованы органы
местного самоуправления (муниципальные
органы), основная задача которых (п. 1,
ст. 2) - решение вопросов местного значения,
исходя из интересов населения, его исторических
и иных местных традиций
2.3Любая власть нуждается в легитимности.
Легитимность - политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.