Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 02:49, курсовая работа
Цели работы
Изучить основные положения ислама и его историю
Выявить роль мусульманского сообщества в современном мире
Выявить основные аспекты способствующие столкновению цивилизаций в социокультурной сфере
Разработать новый метод ведения диалога между исламскими странами и западным миром.
Введение………………………………………………………………………2
Ислам: история и современность
История ислама………………………………………………….5
Пророк Мухаммад……………………………………..5
Освобождение Мекки от власти многобожников…...8
Правление Абу Бакра и Омара………………………..9
Правление Османа ибн Аффана……………………..14
Правление Али (656-661 гг)………………………....16
История Ислама в датах……………………………...17
Роль мусульманского сообщества в современном мире…….19
Особенности ислама в России……………………………..…..23
Построение диалога между исламскими странами и западным миром.
2.1 Перспективы развития межрелигиозного диалога в современном мире на примере Ирана……………………………………...…………28
Мир глазами мусульманина, построение диалога в вопросах межкультурной коммуникации………………………………..30
Основные правила межкультурного диалога………………………………………….…..35
Особенное отношение к людям писания………....36
Заключение…………………………………………………………………....38
Список используемой литературы……………………………………39
Похоже, что такие качества западной цивилизации, как индивидуализм, предельная эмансипация личности, постоянный поиск нового во многом исчерпали свой потенциал. По убеждению большинства востокоазиатов основными слоганами их успеха в конце XX века и в будущем являются - работа, семья, дисциплина, подчинение личности коллективу, господства государства над обществом, стремление путем консенсуса избежать конфронтации. На Западе добиваются персональной ответственности за порученное дело, в Восточной Азии – коллективной. По некоторым данным к 2050 году на долю Азии будут приходить 57 процентов мирового продукта.
Интересный факт: когда на некоторых японских корпорациях, имеющих в США свои заводы, попытались перестроить организацию труда по японскому образцу, ничего из этого не получилось: ментальность американского человека не тот. И напротив, мне известна российская кампания «Энергоконтракт», которая устроила работу по этому образу, конечно не без определённых мер адаптаций, и сейчас ведущая в мире в своей сфере.
Россия – это и Восток и Запад. Я не говорю только об географических особенностях, но и с точки зрения этнонационального состава, социально-психологических особенностей населяющих её народов, их сознания и самосознания. Причём 71 процент опрошенных россиян не считают, что им подходит Западный путь развития. Им оппонируют всего 13 процентов. Самое большое отличие России от Запада, является колоссальный исторический опыт сотрудничества народов разных культур и цивилизаций. Поэтому Россия может стать неким переходным мостом в нашем обществе между двумя культурами. Но даже у нас есть огромные проблемы в этом направлении.
В последнее время появился новый термин «евроислам». Причины его появления связаны с:
Основная
проблема заключается в том, что
подавляющее большинство
Третий пункт очень важен, так как он формирует общественное мнение и представление о той или иной проблеме, по сути СМИ являются “четвёртой ветвью власти”, способные контролировать мнения масс, отсюда мы видим огромное количество повышения националистических настроений среди коренного населения, а далее ответные действия, и вот мы получаем новый конфликт. Зачем это нужно?
Хотя надо признать, что и с другой стороны есть свои проблемы. Всем известно, что террористы – смертники часто оправдывают свои действиями опираясь на Коран. Но в Коране, нигде не сказано, что надо убивать невинных людей. Да, там сказано, что надо убивать неверных, но только лишь в случаи, если посягнули на твою веру, семью или имущество.
Проблема нашего населения в том, что, не смотря на частое вхождение в диалог с мусульманами, мы привыкли полагать, что у них такое же мышление, как и у нас, но мы ошибаемся.
В главе «Мир глазами мусульманина» есть законы, своего рода правила, по которым живут мусульмане, но в нашей стране есть свои нюансы:
И, разумеется, мусульмане так же придерживаются хадисам, то есть изречениям, одобрениям, образам, либо деяниям пророка, в свою очередь, заключённых в Сунну. Хадисы записывались близкими людьми Мухаммада, и они являются авторитетом для всех мусульман.
Адаты- традиции, привычки, своего рода правила, разных народов, возникшие в доисламский период.
Говоря об адатах можно привести в пример некоторые обычаи вайнахского народа (чеченцы и ингуши).
Вайнахи живут по родовой системе в сёлах. Как правило одно село- одно родовое племя, хотя бывают исключения. Его охраняют всё мужское население. Абсолютно другое отношение к оружию - если для русского человека, как правило, оружие является средством для убийства либо самообороны. Для вайнаха оружие это часть тела, без которого невозможно существовать в нашем мире. Каждый мужчина должен его иметь. Женщины и дети обладают правом неприкосновенности. Кстати говоря, интересный пример, законы гор были много раз нарушены Кадыровцами. Не смотря на то, что при нынешнем режиме в Чечне относительный порядок, для многих Кадыровцы являются кровниками и если вдруг они будут не у власти, все их деяния вспомнятся. Но сейчас, ни кто не смеет пойти против них, а люди, которые оказались правы по закону гор, уходят в горы в качестве боевиков.
Мальчик в 14 лет становится мужчиной, первый раз надев ремень с кинжалом, снимет он его только лишь на семидесятом году жизни. Когда наступает этот момент, он становится стариком – мирителем, это самое почётное звание. Старики мирители мерят роды между собой в случаях, если они не смогли договориться во имя избежание кровной мести, а по сути- войны между родами. Причём преступления, приведшие к печальным исходам, могут быть самые разные: от кражи курицы до убийства члена семьи одного из родов. Есть целая традиция, как род убийцы выдаёт убийцу семье убитого. Он не должен не стричься, не бриться с момента убийства, дабы показать то, что он мёртв уже при жизни. Интересный факт - по исламу если вы прощаете человека убившего кого-то из членов вашей семьи, то вы попадает в рай без суда. Но по адатам Северного Кавказа нельзя показывать свою слабую сторону и бывают ситуации, когда простить нельзя.
Бывает так, что законы мусульманского мира противоречат друг другу, поэтому здесь вступает в силу иджма - общее согласие мусульманской общины по определённому вопросу. Во всяком случае, принятие этого или иного решения зависит от воспитания, так что одни рода живут большее, опираясь на ислам, другие на адаты.
Так
же нужно сказать, то, что в России
было огромное количество войн на Северном
Кавказе с мусульманским населением. Конечно,
не все республики сами захотели перейти
под влияние тогдашней Российской Империи.
Самые известные последние войны - первая,
вторая Чеченские компании. Осенью 2009
года были волнения в Ингушетии. На Северном
Кавказе участились случаи произвола
правоохранительных органов. Часто людей
без причины и следствия забирает милиция,
а потом его находят или мёртвого или избитого
или покалеченного. Да и вообще мне рассказывали
истории, что в одной из чеченской компании
бывали случаи: когда силовики закапывали
в землю заживо людей на глазах у их детей.
Всё это, конечно же, влияет на негативное
отношение к русским в этих регионах.
2.1
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
НА ПРИМЕРЕ ИРАНА
На Западе мало голосов в пользу диалога цивилизаций, поэтому в этой сфере очень интересны выступления президента Ирана в 1997-2005 годы Мухаммада Хатами, опубликованные в виде сборника «В человеке сосредоточены душа Востока и разум Запада».
Историческая заслуга бывшего президента Ирана видится в том, что он разработал проект диалога между цивилизациями и что ещё более важно, он продвинул его в структурах Организации Объединённых Наций.
Несмотря на печальные события 11 сентября 2001 г. В США, в результате которых обострились отношения Запада к Исламскому миру, проект Хатами о диалоге цивилизаций получил международное признание.
Хатами подчёркивает, что диалог между цивилизациями является прежде всего диалогом между религиями.
Хатами пишет: «В человеке сосредоточены душа Востока и разум Запада, и отрицания этих двух составляющих частей существа человека сделало бы наше понимание сути неполноценным и недостаточным». Причём данное утверждение прописано в Коране, где так же ясно указывается на толерантность и умение слушать друг друга.
Президент писал, что не случайно именно Иран выступил инициатором диалога разных культур и цивилизаций, так как именно через Иран пролегают торговые пути, веяли благотворные ветры культурных взаимодействий, проносились политические бури.
Историю исламской политической мысли он делит на три периода.
Но в период крестовых походов и войн исламская цивилизация, как подчёркивает Хатами, «устремилась от своих победных вершин к низинам вырождения». Хатами считает, что: «именно такой контакт сыграл решающую роль в пробуждении европейцев, вылившийся в феномен Ренессанса и реформации, из недр которых величаво взошла западная цивилизация». О влиянии колониализма на народы Востока, их образ мышления Хатами говорит не много, хотя и называет колонизацию «пагубным явлением».
Хатами
стремился определить правильную позицию
«на поле сражения между традицией
и обновлением», между культурами
Востока и Запада. Он говорит о желании
и способности востока вступить в диалог
с Европой и Америкой, достигнуть с ними
«исторического взаимопонимания» и тем
самым обеспечить мир и справедливость
во всём мире.
2.2 МИР ГЛАЗАМИ МУСУЛЬМАНИНА, ПОСТРОЕНИЕ ДИАЛОГА В ВОПРОСАХ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Мусульманский мир- это абсолютно другое пространство, понятия мира и самоопределения себя внутри него. Как я уже упоминал в предыдущих главах в Коране чётко сказано, что надо стараться жить, так как жил пророк, а как говорится в старой мусульманской поговорке: Пророк думает о жизни, так же как капля, упавшая с неба в пустыне, высыхая, думает о своём предназначении. Жизнь для мусульманина это лишь маленький отрезок существования, своего рода экзамен для каждого человека, в конце жизни которого все его жизненные деяния будут взвешены на весах, и он попадёт либо в рай, либо будет гореть в адском пламени. Мусульмане считают, что ислам не религия, а возобновление не приходящей истины. Не приходящей, потому что она была всегда, истина существует сама по себе не зависимо от изменений в человеческом обществе.
В Исламе очень сложная система течений и школ ислама. Связанных, прежде всего, со сложностью перевода Корана с арабского, разного толкования его аятов.
Центральное
место в жизни каждого
Обязанности мусульманина определяются пятью столпами ислама:
Информация о работе Построение диалога между исламскими странами и западным миром