Построение диалога между исламскими странами и западным миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 02:49, курсовая работа

Краткое описание

Цели работы
Изучить основные положения ислама и его историю
Выявить роль мусульманского сообщества в современном мире
Выявить основные аспекты способствующие столкновению цивилизаций в социокультурной сфере
Разработать новый метод ведения диалога между исламскими странами и западным миром.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2
Ислам: история и современность
История ислама………………………………………………….5
Пророк Мухаммад……………………………………..5
Освобождение Мекки от власти многобожников…...8
Правление Абу Бакра и Омара………………………..9
Правление Османа ибн Аффана……………………..14
Правление Али (656-661 гг)………………………....16
История Ислама в датах……………………………...17
Роль мусульманского сообщества в современном мире…….19
Особенности ислама в России……………………………..…..23
Построение диалога между исламскими странами и западным миром.
2.1 Перспективы развития межрелигиозного диалога в современном мире на примере Ирана……………………………………...…………28
Мир глазами мусульманина, построение диалога в вопросах межкультурной коммуникации………………………………..30
Основные правила межкультурного диалога………………………………………….…..35
Особенное отношение к людям писания………....36
Заключение…………………………………………………………………....38
Список используемой литературы……………………………………39

Файлы: 1 файл

Курсач в целом.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

Введение………………………………………………………………………2

  1. Ислам: история и современность
    1. История ислама………………………………………………….5
      1. Пророк Мухаммад……………………………………..5
      2. Освобождение Мекки от власти многобожников…...8
      3. Правление Абу Бакра и Омара………………………..9
      4. Правление Османа ибн Аффана……………………..14
      5. Правление Али (656-661 гг)………………………....16
      6. История Ислама в датах……………………………...17
    2. Роль мусульманского сообщества в современном мире…….19
    3. Особенности ислама в России……………………………..…..23
  2. Построение диалога между исламскими странами и западным миром.

            2.1 Перспективы развития межрелигиозного  диалога в современном мире  на примере Ирана……………………………………...…………28

    1. Мир глазами мусульманина, построение диалога в вопросах межкультурной коммуникации………………………………..30
        1. Основные правила межкультурного диалога………………………………………….…..35
        2. Особенное отношение к людям писания………....36

Заключение…………………………………………………………………....38

     Список  используемой литературы……………………………………39 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Начало  XXI века - время глобализации. Процесс стремительного формирования единого общемирового финансово- информационного пространства на базе новых технологий. Своеобразный феномен глобализации является ни больше, ни меньше как становления единого взаимозависимого мира. Возрастающий интерес общества в политико-экономической среде поднял общество на новую стадию развития. Прежде всего сформировались новые предпочтения человечества связанные, прежде всего, с взаимодействием между различными культурами разных народов как в социальных так и политических сферах. В наше время как никогда становится важно взаимопонимания в обществе. Особенно остро стоит вопрос о понимании друг друга разных народов, о взаимодействии разных культур. Что приводит к необходимости проявлять повышенное уважение к собственной культуре и традициям, а так же к толерантности и традициям, языку других народов, демонстрируя способности к межкультурному диалогу и взаимодействию. Как верно подметил Е. М. Богучаровский (бывший чрезвычайный и полномочный посланник в мусульманских странах): “Это время роста взаимопонимания культур и их взаимообогащения”.

     В сложившейся ситуации необходимо выработать такую модель дальнейшего человеческого  развития, при которой наряду с  закономерным процессом развитием  общества сохранялась бы национально-культурная и религиозная идентичность отдельных народов. При этом определить механизм взаимодействия, как в политической, так и в социальной среде между людьми различных культур и национальностей. С падением “железного занавеса” российские граждане стали активно взаимодействовать с представителями других народов на международной арене. Разумеется, важное место занимают контакты с мусульманским миром, соответственно интерес к установлению и поддержанию контактов между гражданами нашей страны и западным миром значительно вырос.

     Основное, что бросается в глаза при знакомстве с культурой и бытом представителя другого этноса- особенности поведения в стандартных ситуациях. Но это не является новшеством, так было всегда. В трудах Геродота, Страбона, Тацита и др. не редко можно встретить упоминания об обрядах, привычках и обычаях в диалоге между различными этносами.

     Не  зная правил поведения, принятых в культуре того или иного народа, можно легко  попасть в неловкую ситуации или  хуже того оскорбить собеседника, что  может явиться причиной дальнейшего  завершения сотрудничества. Разуметься есть определённые вещи, которые универсальны для всех народов Земли, но так же есть огромное количество различий связанных, прежде всего с различием в культурной сфере разных народов.

       В нашем мире, нашей стране часто приходиться общаться с мусульманами и прежде всего надо уметь устанавливать полный контакт и осваиваться в той обстановке, в которой приходится находиться, учитывать особенности мусульманского общества, различие менталитета, этнических черт этикета мусульман.

     Различия  между культурами и их непонимание- причина огромного количества трудностей, ПОРОЙ ПЕРЕХОДЯЩИХ В КОНФЛИКТЫ. Поэтому тот кто понимает, что может произойти в отношениях между собеседниками, принадлежащих к разным культурам, может избежать огромное количество ловушек, которые встречаются на протяжении всей коммуникации.

     Возвращаясь к мусульманскому обществу, хочется сказать, что значительное влияния на формирование человека как личности оказывал и продолжает оказывать Коран. Коран играет важнейшую роль в жизни каждого мусульманина, так как указывает на определённые поведенческие правила между людьми, миром, определения бытия в сознании каждого приверженца рассматриваемой идеологии.

     Но  тут появляется ещё одна большая  проблема, которую нельзя не учесть. Следствием современной политической раздробленности мусульманского мира являются многочисленные различия между самими мусульманами. Эта раздробленность влияет на их поведение на личностном уровне.

     В последнее время, с возникновением телевидения, глобальной мировой сети и многих других средств массовой информации а так же различных исторических явлений (нефтяной бум, миграция, …) мусульманских мир пережил период огромного количество социально-экономических перемен. Традиционное сознание постоянно подвергается психологической ломке. Прежние контакты, связи стали видоизменяться, а в отдельных случаях даже разрушаться! Не устояла даже традиционно- бытовая культура мусульман. Отклонение, забвение норм, ценностей мусульманского общества приводит к дисгармонии в отношениях между людьми.

     Из  всего выше перечисленного можно  сделать простой вывод: тематика моей курсовой работы актуальна. И далее  я предлагаю рассмотреть основные цели моей работы. 
 
 

     Цели работы

    • Изучить основные положения ислама и его историю
    • Выявить роль мусульманского сообщества в современном мире
    • Выявить основные аспекты способствующие столкновению цивилизаций в социокультурной сфере
    • Разработать новый метод ведения диалога между исламскими странами и западным миром.

    Главная цель:

    • Разработать новый метод ведения диалога в вопросах межкультурной коммуникации.

1.1 ИСТОРИЯ ИСЛАМА

1.1.1 Пророк Мухаммад

     Считается, что Мухаммад родился примерно в 570 году в семье Курайш в Мекке, северо-западной части Аравии. В  то время Мекка была одним из важнейших  торговых центров, поддерживающих прочные связи с величайшими державами того времени: Империя Сасанидов, Византия и Эфиопия. В результате чего доминирующее место в городе стали занимать торговые кланы, одним из них и был клан Курайш.

     Отец  Мухаммада, Абдуллах ибн Абдуль-Мутталиб, скончался ещё до рождения сына, его мать, Амина, умерла когда молодому пророку было всего шесть лет. После смерти деда, за мальчиком стал заботиться его дядя - Абу Талиб. По традиции Мухаммад провёл год или два в семье араба- кочевника в пустыне. Этот древний обычай имел огромное значение для Мухаммада. Он научился переносить все тяготы жизни,  познал красоту и богатство своего языка, так же Мухаммад научился терпеливости. Исходя из этого, Мухаммад познал жизнь кочевников и по достоинству оценил её.

     Приблизительно  в 590 году, двадцатилетний Мухаммад стал работать доверенным лицом одной  вдовы по имени Хадиджа, занимавшаяся торговлей, в частности отправляя  караваны на север. Спустя время они  поженились, у них родились двое сыновей, но они умерли ещё в детстве.

     В возрасте сорока лет Мухаммад начал  уединяться в одной из пещер на горе Хира. Однажды он услышал голос, принадлежавший Ангелу Джибрилу (Гавриилу), который приказал ему:

     ”Читай  во имя твоего Господа, Который сотворил всё сущее. Он сотворил человека из сгустка крови”. (Коран 96:1-2)

     Мухаммад  три раза говорил ему, что не умеет  читать. Но Джибриль повторял приказ. Наконец  Мухаммад произнёс эти слова. Сейчас мы их знаем, как пять аятов 96-ой суры Священного Корана. Бог- является Создателем всего сущего и источником всех знаний.

     Мухаммад  поначалу никому не рассказывал о  случившемся, кроме своей жены и  его ближайшего окружения. Но были новые  откровения, в которых повелевалось рассказать об истине всем людям. Мухаммад начал проповедовать более широкому кругу людей:  в самом начале беднякам и рабам, позже мекканской знати. Из этих откровений и написана книга Коран, ставшая священной книгой для всех мусульман.

     Мухаммад  принял свою миссию и довёл её до конца. У него было много противников  при жизни, но это лишь усилило его решимость. Аяты Корана повествуют о единстве Бога, предупреждают об наказании отказавшихся уверовать в него. Так же они возвещают о грядущем Судном Дне, о весах на которых будут взвешены все дела человека, верующие будут вознаграждены, а неверующие наказаны.

Хиджа

     Минуло  десять лет с тех пор как  Мухаммад начал проповедовать. В  эту пору противодействие со стороны  многобожников достигло такого уровня, что Пророк решил отправить своих  сподвижников в Эфиопию. Правитель  Эфиопии принял их под свою защиту, а тем временем преследование верующих в Мекке усиливалось. Настал момент, когда Мухаммад отправил семьдесят своих сподвижников в Йасриб, ныне Медина, что явилось новой стадией становления ислама как мировой религии. А в 622 году Мухаммад и сам переселился туда. Недоброжелатели нападают на дом пророка, но не найдя его пускаются за ним вдогонку в пустыню, чуть было не настигнув его. Мухамма со своим другом укрылись в пещере и по воли Аллаха они не были найдены. В конце пути их встречают радостные жители Медины. Хиджа является путём Мухаммада из Мекки в Медину, это явилось началом отсчёта нового времени. Началом Ислама, началом нового образа жизни.

     С этого момента появляется новое  понятие, помимо кровного родства, именующимся  мусульманским братством.

     В Мекке возрастало количество верующих, они сплачивались перед лицом  опасности. 15 марта, 624 года, язычники предприняли  военный поход против Мухаммада  и его последователей.

     В первом сражении мусульмане одержали сокрушительную победу. Это сражение имело очень большое значение для Ислама. Во-первых, количество воинов со стороны язычников превышало число мусульман в три раза. Во-вторых, дисциплина в рядах мусульман, шокировала мекканцев и убедила их, возможно впервые за всю историю их конфронтации, что те, кого они недавно изгнали из Мекки, стали представлять собой грозную силу. В-третьих, одно из союзнических племен, которое вероломно покинуло ряды мусульманской армии во время сражения, было изгнано из Медины. Явив собой для союзников, которые относились к мусульманам.

     Спустя  год после своего поражения язычники вновь выступили против мусульман, собрав войско в три тысячи человек. Несмотря на то, что сражение вначале  складывалось в пользу мусульман, язычники смогли изменить его ход и добились победы. В этой битве Пророк получил несколько ранений. Победа многобожников была неполной, спустя два года они собрали десятитысячную армию и вновь напали на мусульман. Но на этот раз “ветер переменился”. В тяжелейшей битве, которая вошла в историю под названием «сражение у рва» или «сражение союзнических племен», мусульмане добились выдающейся победы, использую новую технику ведения боя. На краю Медины, со стороны предполагавшегося штурма, мусульмане вырыли большой ров, который стал труднопреодолимым препятствием на пути кавалерии язычников. Таким образом, войска противника оказались незащищенными перед лучниками мусульман, расположившихся на земляных валах. После безуспешной осады, язычники вынуждены были отступить. Медина полностью и навсегда стала мусульманским городом. 
 

Освобождение  Мекки от власти многобожников

     В Медине был принят основной закон  мусульман, объединивший племена, последовавшие  за Мухаммадом. Мусульмане стали олицетворять собой общество нового типа, отличное от всех остальных. Основной закон также  определил статус немусульманского населения. Евреи, к примеру, были частью образовавшегося общества, и их стали относить к так называемым зиммиям, то есть людям, находящимся под защитой мусульман, при условии соблюдения ими исламских законов. Это стало своего рода прецедентом, использовавшимся мусульманами в отношении представителей других религий позднее, во времена бурного распространения Ислама на территориях соседних стран. Христианам и Евреям, разрешалось исповедовать свою религию лишь после уплаты ими определенного налога, и при соблюдении определенных условий. Только тогда они становились членами общества. Но это не относилось к язычникам, проживание которых на территории исламского государства считалось невозможным.

Информация о работе Построение диалога между исламскими странами и западным миром