Построение диалога между исламскими странами и западным миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 02:49, курсовая работа

Краткое описание

Цели работы
Изучить основные положения ислама и его историю
Выявить роль мусульманского сообщества в современном мире
Выявить основные аспекты способствующие столкновению цивилизаций в социокультурной сфере
Разработать новый метод ведения диалога между исламскими странами и западным миром.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2
Ислам: история и современность
История ислама………………………………………………….5
Пророк Мухаммад……………………………………..5
Освобождение Мекки от власти многобожников…...8
Правление Абу Бакра и Омара………………………..9
Правление Османа ибн Аффана……………………..14
Правление Али (656-661 гг)………………………....16
История Ислама в датах……………………………...17
Роль мусульманского сообщества в современном мире…….19
Особенности ислама в России……………………………..…..23
Построение диалога между исламскими странами и западным миром.
2.1 Перспективы развития межрелигиозного диалога в современном мире на примере Ирана……………………………………...…………28
Мир глазами мусульманина, построение диалога в вопросах межкультурной коммуникации………………………………..30
Основные правила межкультурного диалога………………………………………….…..35
Особенное отношение к людям писания………....36
Заключение…………………………………………………………………....38
Список используемой литературы……………………………………39

Файлы: 1 файл

Курсач в целом.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

     Приблизительно  в это время, Мухаммад отправляет послания правителям Персии, Византии, Абиссинии и Египта, призывая их принять Ислам. Мухаммад смог договориться о выгодном для мусульман союзе с несколькими племенами, и уже к 628 году он и около пятнадцати тысяч его сподвижников смогли подойти к Мекке. Это событие значительно повлияло на историю Ислама. Год спустя, в 629 году он вернулся в Мекку во главе большого войска и захватил город без ненужного кровопролития, проявляя при этом удивительную терпимость, что стало примером поведения мусульманских войск на территории поверженного ими врага. Пророк положил конец всем языческим обрядам на территории Мекки. Приблизительно в это время принимает Ислам Амр ибн аль-Ас, будущий покоритель Египта, и Халид ибн Валид, который войдет в историю Ислама под именем «Меч Аллаха». Их преход стал важным событием так как до недавнего времени они являлись злейшими врагами всех мусульман.

     В 632 году Мухаммед заболевает и 8 июня того же года Посланник Аллаха умирает. Но оставляет после себя четырёх  наместника на земле.

Правление Абу Бакра и  Омара

     После смерти Пророка мусульманская община столкнулась с проблемой выбора правителя. Предстояло выбрать из четырех  человек, и первым из них был Абу  Бакр Ас-Сыддык - спутник Пророка  во время его переселения из Мекки  в Медину, человек, которого Мухаммад назначил имамом для совершения коллективных молитв во время своей последней болезни. Затем шли Омар ибн Аль-Хаттаб, выдающийся сподвижник Пророка, Усман ибн Аффан, один из первых мусульман и Али ибн Аби Толиб, племянник Мухаммада и его зять. Во время совета, на котором предстояло выбрать правителя, к Абу Бакру подошел Омар, и, сжав его руку, заявил о признании его преемником Пророка. До наступления темноты, совет пришел к единодушному мнению, и Абу Бакр был избран халифом. Религиозно-историческое значение слова «халиф», в отличие от лингвистического значения «преемник», имеет более конкретный смысл: человек, осуществляющий правление на основе Корана и достоверной сунны Посланника Аллаха. Несмотря на то, что правление Абу Бакра было краткосрочным, оно имело очень большое значение. Будучи выдающимся правителем, он вел очень скромный образ жизни, строго исполнял свои религиозные обязанности, был доступен для людей и проявлял искреннюю доброжелательность по отношению к своим подданным. Однако, когда дело касалось защиты религиозных устоев молодого исламского государства, он был неумолимо тверд. Эта черта его характера отчетливо проявилась во время смуты, вызванной смертью Пророка, когда некоторые племена, которые формально приняли Ислам, отказались признать исламское правление. Абу Бакр твердой рукою усмирил их, что стало одним из важнейших событий в исламской истории. Позже, он сумел сплотить все племена на аравийском полуострове и направил всю их мощь против могущественных империй, расположенных на Востоке: Сасанидов в Персии и Византийцев в Сирии, Палестине и Египте. Во время его краткосрочного правления, исламское государство заявило о себе во всеуслышание.

     Второй  халиф, Омар, назначенный Абу Бакром, продолжил дело своего предшественника. Начиная с его правления, халифов стали называть амируль-му’минин, т.е. правителями правоверных. Он расширил границы исламского государства, в состав которого вошли такие страны как Сирия, Египет, Ирак и Персия. Его правление ознаменовалось рядом блистательных побед, которые навсегда вошли в историю мирового военного искусства. В течении четырех лет после смерти Пророка, мусульмане распространили свое господство вплоть до Сирии, и в знаменитом сражении у реки Ярмук, которое произошло во время песчаной бури, они сокрушили ряды византийской армии, чей правитель Гераклий, незадолго до этого отверг призыв Пророка Мухаммада. А тем временем, мир с удивлением взирал на то, как мусульмане организовывают правление на новых территориях, на то, с какой невиданной доселе терпимостью и справедливостью они обходятся с местными жителями. К примеру, в Дамаске, командующий мусульманскими войсками Халид ибн Валид подписал следующий договор с жителями этого города:

     «В  случае если мусульманские войска войдут в Дамаск, Халид ибн Валид гарантирует жителям города безопасность и сохранность их имущества. Храмы останутся нетронутыми. Город не будет подвергнут разрушению. Мусульманским войскам будет запрещено расквартировываться в домах местных жителей. Мы заключаем настоящий договор, считая его заветом между нами и Всевышним Аллахом, и гарантируем жителям Дамаска защиту от имени Пророка Аллаха, мусульманских правителей и всех правоверных. До тех пор, пока жители города будут выплачивать подушный налог, мусульмане гарантируют им хорошее обхождение».   

     Такого  рода терпимость по отношению к поверженному врагу является типичной чертой Ислама. Год спустя после битвы у реки Ярмук, Омар, находясь в своем биваке недалеко от аль-Джабии на Голанских  высотах, получает послание о том, что  Византийцы готовы сдать Иерусалим. Он решает самолично принять капитуляцию. Согласно одному из свидетельств, Омар въехал в город в одиночестве, надев скромную одежду, чем вызвал изумление у местных жителей, которые привыкли к пышным шествиям Византийцев и Персов. Еще большее удивление и восхищение жителей Иерусалима вызвало то, как он великодушно развеял их страхи и заключил с ними следующий договор: «Стремясь снискать довольство Всевышнего Аллаха мы заключаем с вами следующий договор... Ваши храмы мы оставляем нетронутыми, и запрещаем мусульманам посягать на их неприкосновенность или наносить им какой-либо ущерб...»

     Такая политика оказалась действенной. В  Сирии, например, многие христиане, вовлеченные  в теологические споры с византийскими  властями, и вследствие этого подвергшиеся гонениям, с радостью встречали приход Ислама, так как видели в этой религии спасение от тирании. А в Египте, который Амр ибн аль-Ас отвоевал у Византийцев после смелого марша по полуострову Синей, христиане-копты не только приветствовали мусульманские войска, но и оказывали им всемерную поддержку.

     Ситуация  во всей Византийский Империи развивалась  по этому же сценарию. Конфликт между  Византийцами и Ортодоксами Греции, Монофизитами Сирии, Коптами и Несторианцами  способствовал поражению Византийцев, которые воспринимались всеми этими группами не иначе как захватчики, тогда как веротерпимость Ислама по отношению к Христианам и Иудеям естественным образом устраняла саму основу для появления какого либо противостояния между местными жителями и мусульманами.

     Такого  рода политику Омар распространил и  на административные дела. Несмотря на то, что правителями новых провинций  были назначены  мусульмане, он попытался, там где это было возможно, сохранить административный аппарат оставшийся после Византийцев и Персов. Фактически, в течение пятидесяти лет, греческий язык оставался официальным языком судопроизводства на территории Сирии, Египта и Палестины, а Пехлеви, язык Сасанидов, продолжал использоваться в Месопотамии и Персии.

     Омар, который был халифом мусульман на протяжении десяти лет, закончил свое правление блистательной победой над Персидской Империей. Основная военная конфронтация мусульман с государством Сасанидов началась в 636 году битвой при аль-Кадисии, недалеко от Ктесифона в Ираке, в ходе которой мусульманская кавалерия смогла справиться со слонами противника. И наконец, в битве при Нихаванде, которая закончилась сокрушительной победой мусульман, Омар, определил дальнейшую участь Персии: с того момента она становится одной из важнейших провинций Исламского государства.

     История раннего Ислама свидетельствует  о том, что во времена правления  Омара успехи молодого мусульманского государства достигли своего апогея. Омар прославился своей справедливостью  и строгим соблюдением религиозных  норм. Он также был выдающимся правителем и государственным деятелем, добившись огромных успехов в сфере исламского социального обеспечения и налогообложения и внеся большой вклад в обустройство финансовой и административной системы молодого государства.

Правление Османа ибн Аффана

     Омар  ибн Аль-Хаттаб, второй халиф мусульман, получил смертельную рану ударом кинжала, который нанес ему перс-огнепоклонник  Абу Лю’ Лю’ во время совершения коллективной утренней молитвы Аль-Фаджр. Когда Омар находился на смертном одре, вокруг него начали собираться его соратники, прося назначить преемника. Для избрания следующего халифа Омар учредил комиссию из шести человек, один из которых и должен был стать правителем.

     Выборы  проходили три дня и по окончанию новым правителем стал Осман ибн Аффан, 

     Осман вел скромную жизнь даже после  того, как стал правителем Исламского государства. Он был богатым торговцем, и мог позволить себе роскошное  существование, но он никогда не стремился  к этому. Его целью была жизнь  в райских садах, так как он знал, что мир, в котором он живет – это скоротечное испытание. Он обладал щедрой душой, и эту черту своего характера он сохранил до самой своей смерти.

     Халиф Исламского государства получал  зарплату из казны, но Осман, после своего назначения отказался от нее. Более того, каждую пятницу он выкупал и освобождал верующих рабов, а также неустанно заботился о вдовах и сиротах, раздавал нуждающимся огромные суммы из своих личных сбережений. Его терпение и стойкость помогли ему стать выдающимся лидером огромной страны.

     Осман достиг больших успехов во время  своего правления. Он продолжил дело своих предшественников, усмиряя  Персию; успешно защищал государство  от Византийцев; при его правлении  частью халифата стала территория современной  Ливии, и он подчинил большую часть Армении. С помощью своего двоюродного брата Муавии ибн Аби Суфьяна, правителя Сирии, Осман сумел создать боеспособный морской флот, который провел несколько успешных сражений с Византийцами.

     Однако  одним из самых больших его  достижений стало то, что он приказал собрать тексты Корана воедино, в том виде, в каком они были ниспосланы Пророку Мухаммаду. Он назначил комиссию, которая проделала необходимую работу: аяты Корана в том виде, в каком они ниспосылались Мухаммаду, были собраны в одну книгу; все разрозненные записи были сожжены. Результатами данной работы мусульманский мир пользуется и по сей день.

     Во  время своего правления Осман  столкнулся с проблемой возрастающей враждебности по отношению к нему со стороны мусульман, недавно принявших  Ислам, большинство из которых проживало на новых территориях. Они обвиняли его в том, что он не следует примеру Пророка и своих предшественников-халифов в вопросах правления. Однако сподвижники Пророка всегда защищали его. Какими бы тяжелыми не были обвинения в адрес Османа, они не изменили его характера. Он оставался милосердным и сострадательным правителем. Даже тогда, когда его противники напали на него, он не предпринял ничего, чтобы защитить себя и свой дом. Как и предсказывал Пророк Мухаммад, враги Османа неустанно осложняли его жизнь, обвиняя его в несправедливости и вступая с ним в открытую конфронтацию. Наконец его недоброжелатели организовали заговор против него, окружили его дом и стали подстрекать людей к его убийству. Многие его соратники советовали ему покончить с этим противостоянием и наказать врагов, но он отказался от этого. Как и предсказывал Пророк, заговорщики убили халифа, когда он читал Коран. Таким образом, Осман умер смертью мученика. 

Правление Али (656-661 гг)

     Али Ибн Талиб- стал четвёртым правителем вновь созданного государства. Его правление стало знаменательно тем, что  привело к первому крупному расколу в исламе и формированию шиитского движения. В декабре 656 года против Али подняли восстание, которое было подавлено. В июле 657 года произошла новая битва на этот раз с войсками Муавии (сирийского наместника). Победа вновь была за Али, но она не была полной. Сириец стал просить решение проблемы не военным путём, и в принципе Али согласился, но не согласилось часть его войска и в составе, по разным оценкам,  12 тысяч человек покинули ряды армии Али. Они начали войну против Али и один из их сторонников смертельно ранил Али. Али скончался через два дня.

     Подведя итоги можно сказать, что первые четверо правителя, после Мухаммада  имели свои достижения в распространение ислама, и дальнейшего становления ислама как одной из мировой религий.

     Абу Бакр стабилизировал обстановку в Аравии, начал внешние завоевания, начал  канонизировать Коран.

     Омар  продолжил внешние завоевания

     Осман закрепил завоевания, произошло обогащение арабской знати, но ослабления  власти.

     При Али началась первая широко масштабная гражданская война, первый большой  религиозный раскол, утвердилась  династическая передача власти в  халифате.

     На  этом заканчивается “Золотой век” Ислама, дальнейшее развитие исламской культуры можно охарактеризовать: эпохой столкновения цивилизаций (столкновение исламских стран с западным миром), формированием разнообразных течений ислама, бесконечными войнами и завоеваниями. После Али к власти пришла династия Омейядов. Произошло перемещения столицы в Дамаск. Ислам распространился по Среднему, Ближнему Востоку, Центральной, Юго-Восточной Азии и по Африке.

     В 711 году арабы заняли Пиренейский  полуостров. В начале IX века арабы захватили Сицилию. Арабский Халифат не смог удержаться на такой большой территории и к Х веку произошёл раскол. От него откололись: Северная Африка, Испания, Иран и Индия. В конце XV века мусульмане были вытеснены из Испании. Контакты арабской культуры с культурой других народов привёл к расцвету мусульманской поэзии, философии, теологии. Позже, многообразие традиций привело к движению за чистоту ислама. После крушения Византии в 1453 г. Образовалась Османская империя, Астраханское, Казанское и /крымские ханства, монархия Сефевидов в Азербайджане и Иране. Ислам был принят так же на Кавказе, у Волжских Булгар и в Сибирском ханстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Построение диалога между исламскими странами и западным миром