Понятие, структура и типология политической системы общества.

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 01:14, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время видится актуальным познание законов взаимовлияния политической системы и государства для того, чтобы в критические моменты развития общества и государства знать способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.

Оглавление

Введение
1. Понятие политической системы общества, ее структура 4
1.1 Понятие и теория политической системы общества 4
1.2 Структура и функции политических систем общества 8
1.3 Типология политических систем общества 12
2. Государство — основное звено политической системы общества 14
2.1 Место и роль государства в политической системе общества 14
2.2 Государство и другие элементы политической системы 15
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Тест 19

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

Таким образом, неспособность реализации политической системой своих важнейших функций вызывает кризис политической системы:

- когда установленные  в обществе нормы регуляции  политических отношений не принимаются  его членами в качестве авторитетных;

- деятельность  государственного аппарата, замкнутая рамками его специфического интереса, не способствует улучшению состояния социального организма, а структура государственных институтов создается вопреки традициям и историческому опыту народа26.

 

1.3 Типология  политических систем общества

 

В современном мире существуют многообразные политические системы. В зависимости от различных критериев предлагаются разные классификации. Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, которые позволяют политическим институтам эффективно функционировать и выполнять свои политические роли27.

Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную.28

Ж. Блондель предложил  в качестве критерия классификации  политических систем рассматривать  содержание и формы управления. В  соответствии с этим он выдели пять основных типов:

  • либеральные демократии,
  • коммунистические (авторитарно-радикальные),
  • традиционные,
  • популистские,
  • авторитарно-консервативные.

С.Н. Айзенштадт рассматривает шесть типов политической системы:

  • примитивные системы,
  • патримониальные империи,
  • кочевые или завоевательные империи,
  • феодальные системы,
  • централизованные бюрократические империи,
  • современные системы.

Современные в  свою очередь подразделяются на демократические, автократические, тоталитарные. Широко распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политического режима. Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. В этом отношении выделяют три основных типа политической системы:

  • тоталитарную,
  • авторитарную,
  • демократическую29.

Вопрос типологии  политических систем изучается разными  исследователями и, имеется столько  же вариаций типологии, сколько исследователей. И каждое из них имеет свое место  и ценность в науке, и заслуживает пристального изучения. Но учитывая, что невозможно осветить данный вопрос в желаемых объемах, в рамках одной курсовой работы, считаем возможным резюмировать известные нам классификацию политических систем.

1. Типология,  исходящая из характера взаимоотношения с внешней средой. Политические системы подразделяются на закрытые и открытые.

Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны.

Отрытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.

2. Типология по политическому режиму на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. Выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.

Черты тоталитарной политической системы:

− отрицание  или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми  сторонами жизни общества; стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;

− ломка всесильным политическим механизмом автономии  всех общественных отношений;

− радикальное  ограничение инициативы индивида, его  полная зависимость от государственной  машины в решении практически  всех политических проблем.

Черты авторитарной политической системы:

− использование  сильных, жестких средств решения  социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности властей;

− ограничение  политических свобод граждан, подавление оппозиции;

− централизация  управления, подавление региональной и личностной автономии;

− сосредоточение функций управления обществом в  одном лице или узком социальном слое.

Черты демократической  системы:

− правление  большинства;

− свобода критики  и оппозиции правительству;

− защита меньшинства  и его лояльность политическому  сообществу;

− право народа на участие в решении государственных  дел, уважение и охрана прав человека.

3. В зависимости от исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем. Естественным выражением данного фактора служит национально-государственное многообразие политических систем, их зависимость от политического опыта, исторических и культурных традиций народов.30

По господствующим способам управления и разрешения политических противоречий 31 системы подразделяют на командную (ориентированную на использование принудительных методов управления), соревновательную (управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил) и социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов)32.

В свете исторического  опыта становится все более ясным, что образ наиболее прогрессивного типа политической системы формируется  не в результате теоретических изысков  или пропагандистских усилий, а как итог убежденности людей в способности социальной системы удовлетворить их фундаментальные интересы. Все иные модели оказываются неустойчивыми и разрушаются противоречащей им исторической практикой.

 

 

2. Государство — основное  звено политической системы общества

 

2.1 Место и  роль государства в политической  системе общества

 

Центральное место  в политической системе общества занимает государство как единая политическая организация, власть которой  распространяется на всё население  страны в пределах ее государственных границ. В то же время государство обладает суверенитетом, т.е. верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти. Государство в политической системе общества координирует основные стороны жизни общества. Поэтому степень «демократичности» политической системы в первую очередь зависит от сущности государства33. Государство взаимосвязано и взаимодействует с другими элементами политической системы — партиями, профсоюзами, молодежными, религиозными и иными объединениями на основе принципов сотрудничества, помощи и содействия друг другу, компромисса, а также контроля. Выделяя государство, как важнейший элемент политической системы, необходимо обратить внимание и на то, что на любом этапе развития общества государство выступает как самая массовая организация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. В конституциях и других основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представить, непременно как организацию для народа. Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как: Германия, Франция, Япония, США, Швеция.

В Конституции  США, например, записано: «Мы, народ  Соединенных Штатов, в целях образования  более совершенного Союза, утверждения  правосудия, охраны внутреннего спокойствия, учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки». Подобные отсылки к народу содержатся и в Конституции России 1993 г.34 «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, …, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».35

Отсылки к народу содержатся и в конституциях Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии. Нередко эти конституционные тексты на практике остаются ничем иным, как декларациями36.

Особое место  и роль государства в политической системе общества определяется тем, что оно сосредотачивает в  своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. Это можно было наблюдать на примерах социалистических стран, в том числе и в бывшем СССР. Согласно конституции 1977 г. в исключительной собственности государства находились земли, ее недра, а также воды и леса, основные средства производства, основной городской и жилищный фонд.

Исключительное  место и роль государства в  политической системе определяется еще и наличием у него специального аппарата управления и принуждения. Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций тоже есть свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре правоохранительных и силовых органов (суд, милиция, прокуратура, вооруженные силы, органы государственной безопасности). Кроме того, они не обладают государственно-властными полномочиями.

Государство выделяется среди различных элементов политической системы общества также и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая государственными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативные правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию37.

Таким образом, государство является главным звеном политической системы. Государство интегрирует общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует, прежде всего, в сфере интересов всего общества.38

 

2.2 Государство и другие элементы политической системы

 

К числу общественных объединений, участвующих в политической жизни, прежде всего относятся политические партии, коалиции, движения, блоки и т.п. Их создание предусмотрено основными законами государств как необходимое условие реализации провозглашаемых прав и свобод. Порядок создания и правовые рамки их функционирования определяются соответствующим законодательством. Ст. 13 Конституции Российской Федерации установила «политическое многообразие» и многопартийность39. Это является важнейшим показателем демократизма политической системы общества.

Массовыми общественными  объединениями являются различные профессиональные союзы, а также объединения по отдельным сферам жизни общества — культурные, научные, спортивные и другие. С согласия или по поручению государства они могут участвовать в выполнении некоторых его функций. Всех их можно назвать общественно-государственными структурами. Существуют также многочисленные объединения «по интересам», например, общества книголюбов, филателистов, любителей музыки и т.п. Их влияние на власть и политику является преимущественно интеллектуальным.

Еще одним звеном политической системы общества и религиозные организации. Ее моральное и идеологическое влияние пытаются использовать политические партии и официальные власти. Это противоречит самой природе религии, выполняющей объединительную миссию на земле. В противном случае привнесение вероисповедного компонента в политическую борьбу может превратить его в религиозно окрашенное противостояние, имеющее весьма серьезные негативные последствия для общества в целом40.

Наконец, вопрос о взаимоотношениях государства  и органов самоуправления, самоорганизации общества. Такие органы возникают для решения так называемых местных дел: бытового и коммунального устройства, обрядовой духовной жизни. Это различные советы, муниципалитеты, сходы, собрания, клубы, родительские комитеты и т.п. К таким органам самоуправления, самоорганизации относятся и трудовые коллективы, их различные руководящие органы. Удельный вес органов самоуправления, самоорганизации в политической системе общества весьма велик. Например, трудовые коллективы и некоторых обществах наделялись специальными политическими функциями выдвижения кандидата в депутаты представительных органов власти, их участием в избирательных кампаниях. Органы самоуправления играют большую роль в самых массовых, «низовых» политических структурах общества. Представляют ли органы самоуправления самый глубинный слой органов государственной власти или это отдельные от государства, но взаимодействующие с ним специфические организации управления делами общества – этот вопрос постоянно возникает практически в каждом обществе и решается по-разному.

Негосударственные предпринимательские структуры  — непременные и важные элементы политической системы, особенно в странах  с развитой рыночной экономикой. Все  более заметны они и в политической жизни России, в том числе в формах непосредственного участия предпринимателей и их объединений в органах представительной (законодательной) власти41.

Ключевая роль государства в политической системе  обусловлена названными выше универсальными свойствами государственной организации, которыми не обладают никакие другие организации и элементы политической системы. Только государство вправе регламентировать правовое положение политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации. Участие различных организаций в избирательной кампании, в политической жизни общества регламентируется государством. Другие организации могут регулировать только деятельность собственных формирований и членов или участников конкретного объединения. Иначе говоря, полномочия иных организаций ограничены определенными пространственными пределами - регионом действия данной организации или субъектным составом - распространяют свою власть только на членов данного объединения, а не на все общество42.

Информация о работе Понятие, структура и типология политической системы общества.