Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:54, доклад
Когда мы говорим о власти, мы чаще всего думаем о политике. Тем не менее, власть касается каждого из нас в повседневной жизни. Если нам приходится кому-то подчиняться, то делаем мы это потому, что этот кто- то обладает властью над нами. Родители, преподаватели, милиционер, тренер иногда заставляют делать нас то, что они считают нужным, не спрашивая, хотим мы того же или нет. И мы подчиняемся, поскольку каждый из них имеет власть.
Глава 1. Власть.
1. Понятие власти.
Когда мы говорим
о власти, мы чаще всего думаем
о политике. Тем не менее, власть
касается каждого из нас в
повседневной жизни. Если нам
приходится кому-то
Власть- это влияние на
основе закона или традиции, то есть
нефизическое воздействие, оказываемое
на других людей в рамках закона
или обычая. Другое определение власти
- способность и возможность
Когда поздно вечером к
вам подходят трое здоровенных парней
и вынуждают вас отдать свои деньги,
они применяют силу. Сила- применение
физического воздействия с
Когда академик убеждает Президента России присутствовать на захоронении останков царской семьи, он проявляет авторитет. Под авторитетом следует понимать способность и возможность влиять на поведение других людей с их согласия и желания. В широком смысле авторитет – общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достижениях, опыте. Авторитет не надежный источник власти, так как он не заставляет, а предлагает подчиняться, или следовать. Сила и авторитет противостоят друг другу. В нормальной жизни они не сочетаются между собой, зато уживаются в теневой, криминальной среде. Вор в законе - криминальный авторитет, получивший влияние на других людей благодаря грубой физической силе, угрозе жизни других людей. Но авторитетный человек на производстве, в культуре или политике никогда не применяет физическую силу, иначе он уподобится криминальному авторитету. Власть терпимо относится к обеим крайностям. Она прекрасно сочетается и с силой, и с авторитетом. Использование полиции и армии – законное употребление государством физической силы. Но глава государства опирается на авторитет знаний, деловых качеств и личного обаяния.
Когда определенная группа
людей захватывает кого- то из ваших
близких и требует от вас какой-
либо выгоды, вы испытываете страх.
Страх за своих близких и за
себя, страх который ставит вас
в зависимость перед
Когда прокуратура
или другой исполнительный
Связь между силой, страхом и авторитетом показывает так же народная мудрость: « Боится, значит уважает».
Власть возможна там, где
взаимоотношения людей
В науке власть считается средством разрешения экономических, социальных и политических проблем. Демократическая партия, пришедшая к власти, проводит всеобщие выборы, расширяя политические свободы и права граждан, повышает материальный уровень жизни, укрепляет правовой порядок в обществе. Но часто власть превращается в цель, ее добиваются не для того, что бы облегчить жизнь народа или решить важные проблемы, а для того, что бы обогатиться, улучшить собственное положение. Власть, как средство и власть, как цель – не только разные, но и противоположенные явления. Из средства решения насущных проблем власть превращается в самоцель по разным причинам. Это могут быть личные качества руководителя или социальные условия. Иногда это связано с травмированием психики человека (пример: Гитлер).
В XX веке немецкий социолог и политолог М.Вебер выявил три типа легитимной власти: харизматическую, традиционную, легальную. Легитимная власть характеризуется обычно, как правомерная и справедливая.
Легитимная власть | ||
Харизматическая власть |
Традиционная власть |
Легальная власть |
Люди подчиняются лидеру( вождю, королю) в силу его исключительных личных качеств. Такие лидеры появляются обычно в период великих социальных потрясений. Они бросают вызов существующему порядку, воплощая либо доброе, либо злое начало. Пример: Иисус Христос, Ленин, Гитлер. |
Люди подчиняются лидеру (вождю, королю) в силу сложившихся традиций и обычаев. Народ уважает их именно за то, что они поддерживают общий строй. Пример: королевские и царские династии. |
Люди подчиняются лидеру (вождю, королю) потому, что его наделил правом приказывать какой- либо законодательный орган (пример: парламент). Руководство страной является его служением обществу и работой. |
Власть необходимый элемент
жизнедеятельности любой
Вся политическая власть делиться
на три ветви: законодательную, исполнительную
и судебную. Законодательная власть
осуществляется через органы законодательной
власти, которые входят в структуру
государственного аппарата. Основным
назначением данных органов является
законодательная деятельность, а
именно создание и рассмотрение законов.
Органы законодательной власти обладают
верховенством, поскольку именно законодательная
власть устанавливает правовое начало
государственной и общественной
жизни, основные направления внешней
и внутренней политике страны, а, следовательно,
определяет, в конечном счете, правовую
организацию и формы
Законы нуждаются в непрерывном исполнении, поэтому необходима власть, которая бы следила за исполнением законов, то есть исполнительная власть. Исполнительная власть - орган самоуправления, обеспечивающий реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно- правовых актов на всей территории страны.
Судебная власть – вид государственной власти, самостоятельно осуществляющий правосудие. Правосудие является видом государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, которые связаны с нарушением норм права путем конституции, граждан, административного и уголовного судопроизводства.
2. История власти.
Зарождение власти. Власть
это одна из форм человеческих
взаимоотношений,
«Ветер дул над горой. Черные тучи сгущались, и вдруг раздался удар молнии. Внизу сто сорок четыре человека собрались в кучу, вспышки освещали искаженные от страха лица. Вождь племени перестал нервно жевать листья. Он больше не мог терпеть плача детей. Он занял устрашающую позицию, как будто собирался драться с бурей. Он зарычал, забарабанил в грудь кулаками, напряг мускулы рук. Его ужасные вопли наверняка напугали бы какое угодно животное. Такими же криками он подчинял себе более молодых самцов племени. Он подпрыгивал, показывал зубы, шипел, как бы бросая вызов небу. Молния поразила его в самый разгар боевой пляски. Люди не успели моргнуть, и там, где только что был вождь, осталась кучка дымящегося пепла с обугленным позвоночником в центре. Всех охватила паника. Люди побежали в разные стороны, но потом постепенно снова собрались вместе, поскольку контакт с другими успокаивает. Надо покинуть это проклятое место. И они пошли, согнувшись, под проливным дождем. Они заметили пещеру, занятую не животными, а другими людьми. Они решили уйти и спрятаться подальше, сжавшись в тесную группу. Из ста сорока трех уцелевших после бури Прудон выбрал молодого человека, который не был самым сильным в племени, но обладал некоторым любопытством. Он был широкоскулым и светловолосым, с постоянно настороженным взглядом серых глаз. Когда он шел один в поисках пищи, молния ударила в дерево, стоящее на холме, и оно загорелось. Его первой реакцией было убежать и присоединиться к остальным, но второй было подойти поближе и посмотреть. Любопытство взяло верх над страхом. Молодой человек залез на вершину холма. Там, у корней дерева, его взору предстало странное зрелище. Сотня черных крыс противостояла сотне коричневых крыс, шипя от злобы. Крысы против крыс. Молодой человек с серыми глазами застыл на месте. Бросив друг другу вызов, взъерошив шерсть, встав на задние лапы для устрашения, два главаря стай начали бой. Они крутили хвостами, раздувались, чтобы казаться сильнее, и вдруг черная крыса прыгнула на коричневую. Грызуны сцепились и стали кусать друг друга. Бой длился долго. Наконец коричневая крыса вонзила резцы в шею черной. Брызнула кровь. Две черных крысы убежали. Остальные остались на месте, склонив головы и вжав плечи в знак повиновения. Тогда коричневые загрызли черных, оставив только плодовитых самок, которые тут же подчинились победителям. Последнее унижение врага: главарь коричневых помочился на трупы врагов и сожрал мозг главаря черной стаи. Столько животной злобы удивило молодого человека с серыми глазами. Он вспомнил, что много раз видел вдали незнакомых людей, но до настоящего времени человеческие стаи предпочитали избегать друг друга. Он подошел к полю битвы, подобрал тело черной крысы со съеденным мозгом и в память об этой сцене решил сделать себе из ее шкуры головной убор. На обратном пути он начал размышлять. Внизу его стая обсасывала кости скелета, брошенного даже падальщиками. Снова загрохотала гроза. Молния ударила недалеко от них, и одна из женщин закричала. Молодой человек поймал ее и сильно укусил. От неожиданности самка тут же успокоилась, но он швырнул ее на землю и стал избивать кулаками. Такое необычное поведение успокоило других. Поглощенные сценой насилия, люди больше не думали о грозе. Охваченный бешенством молодой человек решил убить самку. Движимые незнакомым инстинктом самцы племени подошли, чтобы выразить ему свою преданность. Они склонили головы и подставили зады. Молодой человек в головном уборе из черной крысы выбрал из них самого покорного и укусил его, чтобы утвердить свою власть. Жертва закричала, и все склонили головы в знак уважения. Молодой человек только что изобрел принцип «беспричинное насилие как средство отвлечения внимания». Стая больше не боялась грозы, она боялась его. Останки крысы, которые показались им сперва смешными, теперь стали символом его власти. Но молодой человек с серыми глазами не хотел останавливаться на этом. Он решил использовать свои открытия для того, чтобы лишить племя страха. На следующий день, когда вдалеке показалось другое племя, он, вместо того чтобы не обращать на него внимания, приказал напасть. Они бросились вперед с яростными криками. Чужаки были так удивлены, встретив столь свирепых людей, что даже не подумали защищаться. И для тех, и для других все было «новым».Молодой человек пришел к выводу, что нападать легче, чем защищаться. Он сам не участвовал в нападениях, этим занимались самцы его племени. Чем более жестоки они были, тем легче сдавались чужаки. Так было до того дня, когда один из мужчин атакованной группы достал палку, заканчивающуюся острым камнем. Этим оружием он убил нескольких противников. Этот инструмент невероятно заинтересовал молодого человека с серыми глазами. Он сзади напал на мужчину и обезоружил его. Затем он приказал своим бойцам не добивать противника. В конце битвы выжившие предпочли подчиниться. Вождь с крысиной шкурой на голове издал победный крик. Его самцы закричали вместе с ним, а их самки завизжали от радости. Несколько молодых самок чужого племени подошли к молодому человеку с серыми глазами, чтобы показать, что они готовы к случке, но он был занят тем, что разбивал череп побежденного вождя, чтобы съесть его мозг. Его стая весело и возбужденно жестикулировала. Следуя как всегда примеру коричневых крыс с горы, он приказал уничтожить уцелевших чужаков и старых самок, но оставить плодоносящих молодых самок, а также мужчину с острым камнем на палке. Он потребовал раскрыть секреты изготовления оружия, и побежденный научил его, как пользоваться твердым камнем, чтобы сделать из другого режущий треугольник… похожий на зуб крысы… Потом чужак рассказал, как прикрепить его к куску дерева, чтобы получился дротик, и вожак с серыми глазами велел всем самцам сделать себе такое полезное оружие. Он понял, что нападение на других людей позволяет не только укрепить свою власть, объединить стаю и обеспечить себя привлекательными самками, но и приобрести их технологии. Поскольку отныне начиналась война между людьми, нужно было к ней подготовиться. Женщины должны были рожать одного ребенка за другим, чтобы у племени было многочисленное войско для будущих битв. Подбодренные этим самцы жадно набрасывались на молодых пленниц. Потомство множилось, его нужно было кормить. Благодаря копьям и дротикам мужчины смогли добывать крупную дичь. Из падальщиков они превратились в охотников. В это время вожак продолжал наблюдать за поведением крыс. Он понял смысл дуэлей, позволяющих отбирать лучших, подталкиваемых перспективой обладать самыми плодоносящими самками. Дуэли вскоре стали основой воспитания молодых самцов. Вождь сделал из них ритуал, похожий на крысиный, чтобы самому определять самых сильных и избавляться от слабых. Молодой человек с серыми глазами не принимал участия в играх, которые навязывал другим. Он был историческим вожаком, и ему не надо было доказывать свою силу. Его люди совершенствовали отточенные камни, еще острее натачивали их, прикрепляли к длинным палкам. С этими копьями они легко побеждали других людей, на которых не раздумывая нападали. Вожак обнаружил, что у крыс есть правило, встретив незнакомую пищу, поручить одному члену стаи попробовать ее и затем поместить дегустатора в карантин, чтобы посмотреть, отравится он или нет. Он приказал своим людям поступать так же с грибами и ягодами, которые они собирали, с незнакомым мясом, которое приносили охотники, с лужами стоячей воды. Кто-то пробовал пищу, и если он не умирал, она считалась съедобной. Эта техника позволила избежать массовых отравлений, поскольку в природе ядовитость является правилом, а съедобность — исключением. Поскольку самцы и самки с энтузиазмом откликнулись на призыв размножаться, детей становилось все больше, и вожак решил, что настало время установить систему отбора самых слабых. Дуэли уже были первым этапом, нужно было идти дальше. У крыс все постоянно бросают вызов всем, а тот, кто уклоняется, считается больным, и его изгоняют или пожирают. Пусть так же будет и в стае. Стерильные или рожавшие слишком много девочек самки были обречены. Старых и больных убивали, как только им было трудно идти. Нельзя было и подумать о том, чтобы они стали обузой в походе или попали в руки врага. Немедленно самые пожилые стали делать упражнения, чтобы поддерживать себя в форме.»
Из этого отрывка видно, что власть начала свое существование вместе с человеком, и этому есть в полнее логическое объяснение. Власть выполняет одну из самых важных функций общества- подчинение. Подчинение важно, потому что оно регулирует отношения между людьми, к примеру: ученик и учитель, родитель и сын, тренер и спортсмен. Многие возмутятся и скажут, что это не так, но они ошибаются, просто в этих случаях власть обусловлена авторитетом или добровольным подчинением, но так не всегда, зачастую, чтобы сын послушался отца ему приходиться браться за ремень и приводить доводы в свою пользу при помощи силы. Почему силы? Потому что это самый быстрый, удобный и надежный источник власти. Но многие родители так или иначе воспитывают своих детей исходя из примера своих родителей, которые в свою очередь тоже берут пример со своих и так продолжается вечно, а в конечном пути мы видим вот такое древнее общество людей, где все основано на силе и доминантности. Но в отличие от современного общества, у древнего есть ряд причин на становление власти путем силы. Во первых постоянный страх. Страх первые люди испытывают по многим причинам. Самые главные из них это смерть и неизвестность. Смерть, потому что им постоянно проходиться быть жертвами т.к. до прихода людей этот мир принадлежал животным. А согласно Чарльзу Дарвину и его естественному отбору все как раз и строиться на силе ( у крупных животных) и маскировки, приспособлению (у мелких). Человек по своей природе не обладает маскировочными данными, следовательно, он прибегает к силе и разуму, но в состоянии страха, как правило, сложно соображать. Поэтому единственным надежным путем к спасению стала сила. Неизвестность страшна сама по себе, в каком бы времени ты не жил, потому что незнание включает процесс воображения. Тогда в каждом появляется его внутренний демон, его «худшее личное». И думая, что сталкивается с тьмой, он встречает фантасмагорических монстров собственного подсознания. Однако именно в тот момент, когда человеческое существо сталкивается с новым неидентифицированным феноменом, его сознание работает наиболее эффективно. Он внимателен. Он начеку. Всеми чувствами он пытается понять неизвестность, чтобы устранить страх. Он обнаруживает в себе таланты, о которых и не подозревал. Как только эта неизвестность, пусть даже враждебная, идентифицирована, он чувствует облегчение. Во вторых к силе приводит не имение другого способа. Теперь хочу проанализировать вышестоящий текст с целью более глубокого изучения власти в момент зарождения.
«Его ужасные вопли наверняка напугали бы, какое угодно животное. Такими же криками он подчинял себе более молодых самцов племени» Данная цитата говорит нам о том, что вождь подчинял себе племя с помощью страха, а страх как мы знаем один из источников власти. Так же получается, что не только он один стремился к власти, значит в этом, была выгода, и за нее приходилось бороться. «Выбрал из них самого покорного и укусил его» тут мы видим во первых подтверждение своей власти, во вторых классический сюжет когда, человек выбирает более слабого с целью доказательства чего то более сильным. Кстати тот же самый сюжет можно пронаблюдать и в современном обществе, ярко он выражен у подростков. Когда молодой человек хочет попасть в какую либо группу подростков, он должен унизить более слабого и тем самым получит общее признание. «Останки крысы, которые показались им сперва смешными, теперь стали символом его власти» Появление символа власти говорит о всеобщей преданности правителю, который его носит и является отличительным знаком вождей; не бывает царя без короны. «Он понял смысл дуэлей, позволяющих отбирать лучших, подталкиваемых перспективой обладать самыми плодоносящими самками. Дуэли вскоре стали основой воспитания молодых самцов» Введя дуэли для естественного отбора, человечество ввело иерархию, основанную на физическом превосходстве. «Он был историческим вожаком, и ему не надо было доказывать свою силу» Здесь уже наблюдается переход от власти, основанной на силе к власти при помощи авторитета.