Понятие и история власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:54, доклад

Краткое описание

Когда мы говорим о власти, мы чаще всего думаем о политике. Тем не менее, власть касается каждого из нас в повседневной жизни. Если нам приходится кому-то подчиняться, то делаем мы это потому, что этот кто- то обладает властью над нами. Родители, преподаватели, милиционер, тренер иногда заставляют делать нас то, что они считают нужным, не спрашивая, хотим мы того же или нет. И мы подчиняемся, поскольку каждый из них имеет власть.

Файлы: 1 файл

понятие и история власти.docx

— 54.64 Кб (Скачать)

Глава 1. Власть.

1. Понятие власти.

 Когда мы говорим  о власти, мы чаще всего думаем  о политике. Тем не менее, власть  касается каждого из нас в  повседневной жизни. Если нам  приходится кому-то подчиняться,  то делаем мы это потому, что  этот кто- то обладает властью  над нами. Родители, преподаватели,  милиционер, тренер иногда заставляют  делать нас то, что они считают  нужным, не спрашивая, хотим мы  того же или нет. И мы подчиняемся,  поскольку каждый из них имеет  власть.

 

Власть- это влияние на основе закона или традиции, то есть нефизическое воздействие, оказываемое  на других людей в рамках закона или обычая. Другое определение власти - способность и возможность навязывать свою волю другим людям помимо их желания, но законным путем. Закон- система установленных  стандартизированных норм, регулирующих человеческое поведение с целью  социального контроля. Получается, что действия закона относительно власти - контроль. Но вся ли власть контролируется законом? В политике, юриспруденции  и других сферах деятельности человека в основу, которых заложен закон, скорее всего да. Но проявление влияния, то есть власти может быть разным. И  далеко не факт, что власть там контролируется, или лучше сказать не всегда люди обладающие властью подчиняются  закону. Предлагаю выделить три формы  проявления влияния (власти) – сила, авторитет и страх.

 

Когда поздно вечером к  вам подходят трое здоровенных парней и вынуждают вас отдать свои деньги, они применяют силу. Сила- применение физического воздействия с целью  навязать свою волю другим людям помимо их желания. В стаде обезьян всегда есть более крупный, физически сильный  и агрессивный вожак, который  устанавливает превосходство над  другими благодаря своей силе. В компании подростков зачастую лидер  устанавливает свое господство благодаря  силе, а не уму или знаниям. На силе основано доминирование в армии  «дедов» (старослужащих) над «салагами» (новобранцами). Рэкет покоится на силе оружия и представляет собой незаконное вымогательство денег или социальных благ. Мафия представляет собой развитую форму рэкета. Здесь сочетается запугивание, угроза, шантаж, убийство. Я не зря  упоминала о стаде обезьян, так  как сила самый древний и надежный источник власти. В момент зарождения общества( 30-40 тыс. лет назад) человеку не на что было надеяться, кроме как  на силу, свою доминантность.  И это  считалось нормальным, но с постепенным  развитием человек начал отходить от силы отдавая свое предпочтение разуму. Именно тогда появилась еще  одна форма власти- авторитет.

 

Когда академик убеждает Президента России присутствовать на захоронении  останков царской семьи, он проявляет  авторитет. Под авторитетом следует  понимать способность и возможность  влиять на поведение других людей  с их согласия и желания. В широком смысле авторитет – общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достижениях, опыте. Авторитет не надежный источник власти, так как он не заставляет, а предлагает подчиняться, или следовать. Сила и авторитет противостоят друг другу. В нормальной жизни они не сочетаются между собой, зато уживаются в теневой, криминальной среде. Вор в законе - криминальный авторитет, получивший влияние на других людей благодаря грубой физической силе, угрозе жизни других людей. Но авторитетный человек на производстве, в культуре или  политике никогда не применяет физическую силу, иначе он уподобится криминальному авторитету.  Власть терпимо относится к обеим крайностям. Она прекрасно сочетается и с силой, и с авторитетом. Использование полиции и армии – законное употребление государством физической силы. Но глава государства опирается на авторитет знаний, деловых качеств и личного обаяния.

 

Когда определенная группа людей захватывает кого- то из ваших  близких и требует от вас какой- либо выгоды, вы испытываете страх. Страх за своих близких и за себя, страх который ставит вас  в зависимость перед злоумышленниками, а они в свою очередь получают над вами контроль. Страх – очень  сильная эмоция, и она оказывает  весьма заметное влияние на индивида. Зачастую страх связан с силой. Но я бы определила ему место между  силой и авторитетом, так как  страх является результатом силы и не устойчивым авторитетом. Не устойчивым страх является, во-первых, потому, что  это эмоция, а эмоции как, правило, не долговечны. Но если вспомнить историю, то, как Русь на протяжении многих лет  находилась в страхе перед Золотой  Ордой или период правления Сталина, можно говорить и об обратном. Во- вторых людям, в конце  концов, надоедает  бояться, но происходит это в тот  момент, когда им просто уже нечего терять. Страх является результатом  силы, но не всегда сила должна быть приложена  к индивиду, чтобы заставить его  бояться. Во многих случаях достаточно всего лишь не большого слуха, а дальше воображение само сделает свое дело. Стоит добавить еще один пример, когда власть проявляется с помощью  страха без приложения силы и абсолютно  законным путем.

    Когда прокуратура  или другой исполнительный государственный  орган власти приезжает с проверкой  в какое либо учреждение или  организацию, члены данной организации  начинают бурную подготовку к  проверке.  В этот момент их  действия характеризуются страхом.  Страхом перед возможным выявлением, каких- либо нарушений, после  которых соответственно последует  наказание. 

    Связь между  силой, страхом и авторитетом  показывает так же народная  мудрость: « Боится, значит уважает».

 

Власть возможна там, где  взаимоотношения людей выстроены  в некую иерархию( от греческого hieros- священный и; arcke- власть), разделены на менее и более престижные( влиятельные, привилегированные, властные) должности, где  существуют руководители и руководимые. Поскольку власть реализуется одним человеком по отношению к другим, она затрагивает социальные отношения и сама выступает одним из видов этих отношений, которые называются властными отношениями. Природа властных отношений состоит в превосходстве одних над другими. Одни, наделенные властью, стоят наверху общественной пирамиды, другие, ее лишенные внизу. Любая иерархия может быть представлена в виде пирамиды, где выделяют три основных уровня – верхний, средний, нижний. В управленческой иерархии это уровни управления, в социальной – классы. Социальная иерархия устроена таким образом, что внизу находится большинство населения, а наверху большинство благ и привилегий, к которым стремятся люди: власть, богатства, влияние, льготы, престиж. Те, кто находится внизу системы, считают, что блага распределены не справедливо: меньшинство населения наверху владеет большой долей национального богатства. Вследствие, чего у определенной группы людей возникает естественное желание все перераспределить так, чтобы каждому досталось поровну. Вот почему история полна примеров революций, восстаний, мятежей, переворотов. Зачинщиками выступают те, кто  оказался обделенными. Они поднимают на восстания народные массы. Но как только они добиваются успеха и захватывают власть, то формируется новое меньшинство, которое снова захватывает все привилегии, оставляя народ с пустым карманом. Существует теория, по которой люди пробиваются к власти по двум причинам: ради себя и ради общества. Последние в свою очередь делятся еще на три группы: те, кто с приобретением власти забыл о своей цели, и использует ее для себя; те, кто не смогли добраться к власти; те, кто не смотря не на что, добрались до власти и сохранили свои побуждения. Но минус в том, что количество последних людей составляет единицы. Из данного предположения следует, что все проблемы связанные с властью происходят только потому, что никто из нас не может отказаться от личной выгоды и чрезмерного эгоизма. И сколько бы раз не сменялась управленческая верхушка, результат был бы один. История неустанно показывает нам, что на протяжении своего существования человек ходит по спирали и никак не может выйти за ее пределы. Власть всегда находилась в руках активного меньшинства. Если она не заинтересована в поддержке своего режима пассивным большинством, может продержаться и без него, тогда народ к управлению не допускается. Но если, как при демократии, находящиеся у власти сильны только поддержкой масс, они станут привлекать их к управлению. Если демократическая власть, этого не делает, то ее очень скоро оттеснят олигархи - кучка влиятельных богатеев, которые распоряжаются властью в интересах узкой группы людей. Как правило, люди достигшие вершины пирамиды, не желают делиться привилегиями с другими. Абсолютная монархия, единоличная власть основана на таком не желании. А тот, кто остался обделенным, но не утратил аппетита готов при первой возможности совершить переворот. Часто этот кто-то оказывается среди ближайшего окружения властителя. Всемирная история свидетельствует, что дворцовые перевороты, устраиваемые ближайшим окружением правителя, происходят чаще, чем мятежи и революции социальных низов. Борьба за власть на время объединяет врагов, но как только массы или группы заговорщиков приходят в ней, начинаются внутренние ссоры и выяснения отношений. У власти появляется оппозиция, мечтающая свергнуть правительство или президента любым путем. Таким образом, в борьбе за власть всегда находятся друзья, но при ее делении есть только враги. 

 

В науке власть считается  средством разрешения экономических, социальных и политических проблем. Демократическая партия, пришедшая  к власти, проводит всеобщие выборы, расширяя политические свободы и  права граждан, повышает материальный уровень жизни, укрепляет правовой порядок в обществе. Но часто власть превращается в цель, ее добиваются не для того, что бы облегчить  жизнь народа или решить важные проблемы, а для того, что бы обогатиться, улучшить собственное положение. Власть, как средство и власть, как цель – не только разные, но и противоположенные  явления. Из средства решения насущных проблем власть превращается в самоцель по разным причинам. Это могут быть личные качества руководителя или социальные условия. Иногда это связано с  травмированием психики человека (пример: Гитлер).

 

В XX веке немецкий социолог и политолог М.Вебер выявил три типа легитимной власти: харизматическую, традиционную, легальную. Легитимная власть характеризуется обычно, как правомерная и справедливая.

 

Легитимная власть

Харизматическая власть

Традиционная власть

Легальная власть

Люди подчиняются лидеру( вождю, королю) в силу его исключительных личных качеств. Такие лидеры появляются обычно в период великих социальных потрясений. Они бросают вызов  существующему порядку, воплощая либо доброе, либо злое начало. Пример: Иисус  Христос, Ленин, Гитлер.

Люди подчиняются лидеру (вождю, королю) в силу сложившихся  традиций и обычаев. Народ уважает  их именно за то, что они поддерживают общий строй.

Пример: королевские и  царские династии.

Люди подчиняются лидеру (вождю, королю) потому, что его наделил  правом приказывать какой- либо законодательный  орган (пример: парламент). Руководство  страной является его служением  обществу и работой.


    

 

 

 


 

 

Власть необходимый элемент  жизнедеятельности любой социальной системы. Власть обеспечивает порядок, то есть соответствие поведение субъектов  нормам и ценностям, провозглашенными целесообразными для социальной системы. Так же с помощью власти социальная система выступает как  иерархическая организация.

 

Вся политическая власть делиться на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть осуществляется через органы законодательной  власти, которые входят в структуру  государственного аппарата. Основным назначением данных органов является законодательная деятельность, а  именно создание и рассмотрение законов. Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная  власть устанавливает правовое начало государственной и общественной жизни, основные направления внешней  и внутренней политике страны, а, следовательно, определяет, в конечном счете, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной власти. Законодательная власть есть верховная, но не абсолютная, не деспотичная власть. К главному законодательному органу Р.Ф. относят парламент.

 

Законы нуждаются в  непрерывном исполнении, поэтому  необходима власть, которая бы следила  за исполнением законов, то есть исполнительная власть. Исполнительная власть -  орган  самоуправления, обеспечивающий реализацию принятых законодательной властью  законов и иных нормативно- правовых актов на всей территории страны.

 

Судебная власть – вид  государственной власти, самостоятельно осуществляющий правосудие. Правосудие является видом государственной  деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, которые связаны  с нарушением норм права путем  конституции, граждан, административного  и уголовного судопроизводства. 

 

2. История власти.

  Зарождение власти. Власть  это одна из форм человеческих  взаимоотношений, следовательно,  появлению власти способствует  появление человеческих обществ.  Предлагаю рассмотреть становление  человека через отрывок из  книги современного французского  философа Бернарда Вербера. 

«Ветер дул над горой. Черные тучи сгущались, и вдруг раздался удар молнии. Внизу сто сорок четыре человека собрались в кучу, вспышки  освещали искаженные от страха лица. Вождь племени перестал нервно жевать листья. Он больше не мог терпеть плача детей. Он занял устрашающую позицию, как будто собирался драться с бурей. Он зарычал, забарабанил в грудь кулаками, напряг мускулы рук. Его ужасные вопли наверняка напугали бы какое угодно животное. Такими же криками он подчинял себе более молодых самцов племени. Он подпрыгивал, показывал зубы, шипел, как бы бросая вызов небу. Молния поразила его в самый разгар боевой пляски. Люди не успели моргнуть, и там, где только что был вождь, осталась кучка дымящегося пепла с обугленным позвоночником в центре. Всех охватила паника. Люди побежали в разные стороны, но потом постепенно снова собрались вместе, поскольку контакт с другими успокаивает. Надо покинуть это проклятое место. И они пошли, согнувшись, под проливным дождем. Они заметили пещеру, занятую не животными, а другими людьми. Они решили уйти и спрятаться подальше, сжавшись в тесную группу. Из ста сорока трех уцелевших после бури Прудон выбрал молодого человека, который не был самым сильным в племени, но обладал некоторым любопытством. Он был широкоскулым и светловолосым, с постоянно настороженным взглядом серых глаз. Когда он шел один в поисках пищи, молния ударила в дерево, стоящее на холме, и оно загорелось. Его первой реакцией было убежать и присоединиться к остальным, но второй было подойти поближе и посмотреть. Любопытство взяло верх над страхом. Молодой человек залез на вершину холма. Там, у корней дерева, его взору предстало странное зрелище. Сотня черных крыс противостояла сотне коричневых крыс, шипя от злобы. Крысы против крыс. Молодой человек с серыми глазами застыл на месте. Бросив друг другу вызов, взъерошив шерсть, встав на задние лапы для устрашения, два главаря стай начали бой. Они крутили хвостами, раздувались, чтобы казаться сильнее, и вдруг черная крыса прыгнула на коричневую. Грызуны сцепились и стали кусать друг друга. Бой длился долго. Наконец коричневая крыса вонзила резцы в шею черной. Брызнула кровь. Две черных крысы убежали. Остальные остались на месте, склонив головы и вжав плечи в знак повиновения. Тогда коричневые загрызли черных, оставив только плодовитых самок, которые тут же подчинились победителям. Последнее унижение врага: главарь коричневых помочился на трупы врагов и сожрал мозг главаря черной стаи. Столько животной злобы удивило молодого человека с серыми глазами. Он вспомнил, что много раз видел вдали незнакомых людей, но до настоящего времени человеческие стаи предпочитали избегать друг друга. Он подошел к полю битвы, подобрал тело черной крысы со съеденным мозгом и в память об этой сцене решил сделать себе из ее шкуры головной убор. На обратном пути он начал размышлять. Внизу его стая обсасывала кости скелета, брошенного даже падальщиками. Снова загрохотала гроза. Молния ударила недалеко от них, и одна из женщин закричала. Молодой человек поймал ее и сильно укусил. От неожиданности самка тут же успокоилась, но он швырнул ее на землю и стал избивать кулаками. Такое необычное поведение успокоило других. Поглощенные сценой насилия, люди больше не думали о грозе. Охваченный бешенством молодой человек решил убить самку. Движимые незнакомым инстинктом самцы племени подошли, чтобы выразить ему свою преданность. Они склонили головы и подставили зады. Молодой человек в головном уборе из черной крысы выбрал из них самого покорного и укусил его, чтобы утвердить свою власть. Жертва закричала, и все склонили головы в знак уважения. Молодой человек только что изобрел принцип «беспричинное насилие как средство отвлечения внимания». Стая больше не боялась грозы, она боялась его. Останки крысы, которые показались им сперва смешными, теперь стали символом его власти. Но молодой человек с серыми глазами не хотел останавливаться на этом. Он решил использовать свои открытия для того, чтобы лишить племя страха. На следующий день, когда вдалеке показалось другое племя, он, вместо того чтобы не обращать на него внимания, приказал напасть. Они бросились вперед с яростными криками. Чужаки были так удивлены, встретив столь свирепых людей, что даже не подумали защищаться. И для тех, и для других все было «новым».Молодой человек пришел к выводу, что нападать легче, чем защищаться. Он сам не участвовал в нападениях, этим занимались самцы его племени. Чем более жестоки они были, тем легче сдавались чужаки. Так было до того дня, когда один из мужчин атакованной группы достал палку, заканчивающуюся острым камнем. Этим оружием он убил нескольких противников. Этот инструмент невероятно заинтересовал молодого человека с серыми глазами. Он сзади напал на мужчину и обезоружил его. Затем он приказал своим бойцам не добивать противника. В конце битвы выжившие предпочли подчиниться. Вождь с крысиной шкурой на голове издал победный крик. Его самцы закричали вместе с ним, а их самки завизжали от радости. Несколько молодых самок чужого племени подошли к молодому человеку с серыми глазами, чтобы показать, что они готовы к случке, но он был занят тем, что разбивал череп побежденного вождя, чтобы съесть его мозг. Его стая весело и возбужденно жестикулировала. Следуя как всегда примеру коричневых крыс с горы, он приказал уничтожить уцелевших чужаков и старых самок, но оставить плодоносящих молодых самок, а также мужчину с острым камнем на палке. Он потребовал раскрыть секреты изготовления оружия, и побежденный научил его, как пользоваться твердым камнем, чтобы сделать из другого режущий треугольник… похожий на зуб крысы… Потом чужак рассказал, как прикрепить его к куску дерева, чтобы получился дротик, и вожак с серыми глазами велел всем самцам сделать себе такое полезное оружие. Он понял, что нападение на других людей позволяет не только укрепить свою власть, объединить стаю и обеспечить себя привлекательными самками, но и приобрести их технологии. Поскольку отныне начиналась война между людьми, нужно было к ней подготовиться. Женщины должны были рожать одного ребенка за другим, чтобы у племени было многочисленное войско для будущих битв. Подбодренные этим самцы жадно набрасывались на молодых пленниц. Потомство множилось, его нужно было кормить. Благодаря копьям и дротикам мужчины смогли добывать крупную дичь. Из падальщиков они превратились в охотников. В это время вожак продолжал наблюдать за поведением крыс. Он понял смысл дуэлей, позволяющих отбирать лучших, подталкиваемых перспективой обладать самыми плодоносящими самками. Дуэли вскоре стали основой воспитания молодых самцов. Вождь сделал из них ритуал, похожий на крысиный, чтобы самому определять самых сильных и избавляться от слабых. Молодой человек с серыми глазами не принимал участия в играх, которые навязывал другим. Он был историческим вожаком, и ему не надо было доказывать свою силу. Его люди совершенствовали отточенные камни, еще острее натачивали их, прикрепляли к длинным палкам. С этими копьями они легко побеждали других людей, на которых не раздумывая нападали. Вожак обнаружил, что у крыс есть правило, встретив незнакомую пищу, поручить одному члену стаи попробовать ее и затем поместить дегустатора в карантин, чтобы посмотреть, отравится он или нет. Он приказал своим людям поступать так же с грибами и ягодами, которые они собирали, с незнакомым мясом, которое приносили охотники, с лужами стоячей воды. Кто-то пробовал пищу, и если он не умирал, она считалась съедобной. Эта техника позволила избежать массовых отравлений, поскольку в природе ядовитость является правилом, а съедобность — исключением. Поскольку самцы и самки с энтузиазмом откликнулись на призыв размножаться, детей становилось все больше, и вожак решил, что настало время установить систему отбора самых слабых. Дуэли уже были первым этапом, нужно было идти дальше. У крыс все постоянно бросают вызов всем, а тот, кто уклоняется, считается больным, и его изгоняют или пожирают. Пусть так же будет и в стае. Стерильные или рожавшие слишком много девочек самки были обречены. Старых и больных убивали, как только им было трудно идти. Нельзя было и подумать о том, чтобы они стали обузой в походе или попали в руки врага. Немедленно самые пожилые стали делать упражнения, чтобы поддерживать себя в форме.»

Из этого отрывка видно, что власть начала свое существование  вместе с человеком, и этому есть в полнее логическое объяснение. Власть выполняет одну из самых важных функций  общества- подчинение. Подчинение важно, потому что оно регулирует отношения  между людьми, к примеру: ученик и  учитель, родитель и сын, тренер и  спортсмен. Многие возмутятся и скажут, что это не так, но они ошибаются, просто в этих случаях власть обусловлена  авторитетом или добровольным подчинением, но так не всегда, зачастую, чтобы  сын послушался отца ему приходиться  браться за ремень и приводить  доводы в свою пользу при помощи силы. Почему силы? Потому что это  самый быстрый, удобный и надежный источник власти. Но многие родители так  или иначе воспитывают своих  детей исходя из примера своих  родителей, которые в свою очередь  тоже берут пример со своих и так  продолжается вечно, а в конечном пути мы видим вот такое древнее  общество людей, где все основано на силе и доминантности. Но в отличие  от современного общества, у древнего есть ряд причин на становление власти путем силы. Во первых  постоянный страх. Страх первые люди испытывают по многим причинам. Самые главные из них это смерть и неизвестность. Смерть, потому что им постоянно проходиться быть жертвами т.к. до прихода людей этот мир принадлежал животным. А согласно Чарльзу Дарвину и его естественному отбору все как раз и строиться на силе ( у крупных животных) и маскировки, приспособлению (у мелких). Человек по своей природе не обладает маскировочными данными, следовательно, он прибегает к силе и разуму, но в состоянии страха, как правило, сложно соображать. Поэтому единственным надежным путем к спасению стала сила. Неизвестность страшна сама по себе, в каком бы времени ты не жил, потому что незнание включает процесс воображения. Тогда в каждом появляется его внутренний демон, его «худшее личное». И думая, что сталкивается с тьмой, он встречает фантасмагорических монстров собственного подсознания. Однако именно в тот момент, когда человеческое существо сталкивается с новым неидентифицированным феноменом, его сознание работает наиболее эффективно. Он внимателен. Он начеку. Всеми чувствами он пытается понять неизвестность, чтобы устранить страх. Он обнаруживает в себе таланты, о которых и не подозревал. Как только эта неизвестность, пусть даже враждебная, идентифицирована, он чувствует облегчение. Во вторых к силе приводит не имение другого способа.  Теперь хочу проанализировать вышестоящий текст с целью более глубокого изучения власти в момент зарождения.

«Его ужасные вопли наверняка напугали бы, какое угодно животное. Такими же криками он подчинял себе более молодых самцов племени» Данная цитата говорит нам о том, что вождь подчинял себе племя с помощью страха, а страх как мы знаем один из источников власти. Так же получается, что не только он один стремился к власти, значит в этом, была выгода, и за нее приходилось бороться. «Выбрал из них самого покорного и укусил его» тут мы видим во первых подтверждение своей власти, во вторых классический сюжет когда, человек выбирает более слабого с целью доказательства чего то более сильным. Кстати тот же самый сюжет можно пронаблюдать и в современном обществе, ярко он выражен у подростков. Когда молодой человек хочет попасть в какую либо группу подростков, он должен унизить более слабого и тем самым получит общее признание. «Останки крысы, которые показались им сперва смешными, теперь стали символом его власти»  Появление символа власти говорит о всеобщей преданности правителю, который его носит и является отличительным знаком вождей; не бывает царя без короны. «Он понял смысл дуэлей, позволяющих отбирать лучших, подталкиваемых перспективой обладать самыми плодоносящими самками. Дуэли вскоре стали основой воспитания молодых самцов» Введя дуэли для естественного отбора, человечество ввело иерархию, основанную на физическом превосходстве. «Он был историческим вожаком, и ему не надо было доказывать свою силу» Здесь уже наблюдается переход от власти, основанной на силе к власти при помощи авторитета.

Информация о работе Понятие и история власти