Власть понятие и стурктура

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:53, контрольная работа

Краткое описание

Понятие "власть" является одним из центральных в политологии, дающим ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Основное содержание политики - это борьба за завоевание и осуществление государственной власти.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ 4
2. СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ 7
3. ЛЕГИТИМНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Файлы: 1 файл

Власть понятие и стурктура.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

содержание

 

       Введение

      Понятие "власть" является одним из центральных в политологии, дающим ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Основное содержание политики - это борьба за завоевание и осуществление государственной власти.

      Власть  есть волевое отношение между  людьми. Она присуща любому обществу и необходима для поддержания  его целостности и единства, для организации общественного производства. Власть - это способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия. Специфическим признаком власти является доминирование властной воли. Власть опирается на установившиеся порядок и организационные действия и воплощается в них, а право действовать с использованием этого порядка и организации и означает обладание властью. При этом право представляет собой способность лица (субъекта) действовать или давать указания, после чего происходят изменения в существующем порядке вещей (явлений).

      Некоторые ученые полагают, что власть означает реальную способность одного из элементов  существующей системы реализовать  собственные интересы в ее рамках, и в этом смысле власть есть осуществление влияния на процессы, происходящие внутри системы. Другие считают властью продукт некоторого целенаправленного влияния. Третьи утверждают, что власть представляет собой такие взаимоотношения между людьми (группами людей), сущность которых заключается во влиянии, воздействии, что власть - это стремление к достижению равновесия.

      Итак, в работе изучается понятие политической власти.

 

       1. Понятие и концепция политической власти

      Проблема  власти и властных отношений занимает центральное место в политической науке, поскольку политика и власть нераздельны и взаимообусловлены. Власть представляет собой средство осуществления политики, и борьба за завоевание, удержание и использование власти выступает одним из ключевых аспектов политической жизни общества. С другой стороны, политика сопряжена прежде всего с формированием, объемом и функционированием власти. Следовательно, вполне справедлива точка зрения, что "политика и власть связаны круговой причинно-следственной зависимостью"1.

      Термин  "власть" имеет много разных толкований. В одном случае он может обозначать индивида, облеченного властью, в другом - орган власти, в третьем - право и возможность распоряжаться, ограничивать свободу путем навязывания воли либо силу, обеспечивающую подчинение деятельности подвластных лиц и т. д. Если, кроме того, учесть, что на каждом историческом этапе власть как реальное явление обогащается новым содержанием и это, несомненно, приводит к изменению объема соответствующего обществоведческого понятия, то представляется вполне естественным наличие целого ряда определений власти в различных социально-философских, социологических и политологических теориях2.

      В политической науке можно вычленить  следующие определения власти:

      1) бихевиористское определение. В  соответствии с ним власть  - особый тип поведения субъектов (людей или групп), основанный на возможности изменения их поведения другими субъектами;

      2) телеологическое, согласно которому  власть - это достижение определенных целей, связанных с мифами о власти;

      3) инструменталистское, трактующее  власть как возможность использования  определенных средств, в частности  насилия;

      4) структуралистское, представляющее  власть как особого рода отношения  между управляющим и управляемым. С точки зрения структуралистов, власть соответствует ситуации, когда "А" (индивидуум, группа) может заставить "Б" (индивидуума, группу) делать то, что "Б" не мог или не намеревался делать3;

      5) определение власти как влияния,  оказываемого на других. При этом влияние понимается как способность субъекта заставить кого-либо поступать нужным ему образом. Обладание такой способностью и есть власть. Г.Лассуэлл отмечает, что суть влияния заключается в воздействии на других4. Иметь влияние значит властвовать или обладать такой возможностью над важнейшими общественными ценностями. Влияние осуществляется в процессе воздействия на межличностные отношения тех, кто активно участвует в формировании ценностей и активно пользуется ими;

      6) функционалистское, которое исходит  из положения, что власть - это способность мобилизировать ресурсы общества для достижения целей, признанных обществом;

      7) конфликтное. Оно сводит власть  к возможности принятия субъектом  решений, регулирующих, распределения  благ в конфликтных ситуациях.  Это определение сосредоточивает внимание на одном, хотя и важном аспекте власти, не позволяя уловить ее социологической природы.

      Определение власти должно включать следующие элементы5:

      - во властных отношениях предполагается не менее двух субъектов власти, которыми могут выступать отдельные лица, а также "коллективно действующее лицо" (партия, организация, комитет, совет и т.д.). Власть может ассоциироваться и с каким-то учреждением (политическим, административным, хозяйственным и др.);

      - приказ осуществляющего власть, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть. Приказ сопровождается угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженного с его помощью воле;

      - подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет, т.е. подчинение выраженной в приказе воле осуществляющего власть.

      Наличие этих элементов необходимо для возникновения  общественного отношения власти.

      Власть  иногда отождествляют с ее орудиями - государством, политической организацией общества, со средствами управления, с методами - принуждением, убеждением, насилием. Некоторые проводят знак равенства между властью и авторитетом, имеющими много общего, но и отличающимися принципиально. Власть, определяемая как возможность одного человека принуждать другого к совершению какого-либо действия, представляется как бы встроенной в человеческую сущность. Однако, почему же одни люди обладают политической властью, а другие - нет? Для ответа на этот вопрос выдвигались разные объяснения, имеющие биологическую, психологическую, культурную природу. Если исходить из того, что власть - способность индивидуума или групп влиять на поведение других в соответствии со своими желаниями, то можно выделить следующие ее аспекты:

      - власть - это отношение между людьми, которое не является их характерной чертой или свойством;

      - власть предметно обусловлена. Отношения власти не поддавались бы оценке, будь они неделимы. Каждая грань отношений имеет свой предел власти, т.е. "Х" имеет власть над "Y" в вопросе "А", но не в вопросе "В";

      - власть относительна: "Х" имеет над "Y" больше власти, чем "Z";

      - власть "ситуационна", т.е. зависит от условий, в которых осуществляется;

      - власть отчасти опирается на одобрение наиболее авторитетной части людей (влиятельной партии);

      - власть кончается там, где начинается насилие, хотя она и предполагает угрозу применения силы или насилия, но неспособность субъекта власти обеспечивать согласие людей без использования физического насилия означает, что власти не существует, а есть попытка оказывать давление.

      2. Специфика политической власти

      Многозначность  власти проявляется и в другом аспекте: власть может выступать  как социальная, т.е. присутствовать в отношениях между большими социальными  группами, и как межличностная (в  отношениях между друзьями, между супругами и т.д.). Социальная власть проявляться в политической и неполитических формах. Политическая власть взаимосвязана с другими видами социальной власти, причем все они могут быть использованы в политических целях. Другие формы социальной власти выделяются в зависимости от сферы распространения и приемов властвования.

      Специфика политической власти связана со способностью индивидов, групп и их организаций  реализовать свои интересы и волю с помощью средств политико-государственного управления и контроля. Политическая власть подразделяется на государственную и общественную, носителями которой являются партии, общественные движения, СМИ. К другим проявлениям специфики политической власти отнесем следующее6:

      1) в отличие от межличностной политическая власть присутствует в отношениях между большими социальными группами, государствами, сообществами, общественными организациями;

      2) предполагает необходимость организационных процедур для представления интересов общностей в политической сфере, институциональную оформленность (выражение политического интереса через партию, государство и другие институты);

      3) возможность использования самых разнообразных ресурсов;

      4) сочетание открытых и теневых центров власти, действующих скрыто, вне сферы общественного контроля;

      5) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие от власти экономической, которая в условиях рынка предполагает плюрализм субъектов власти);

      6) иерархичность отношений власти, что предполагает наличие центра власти;

      7) характеризуется делегированием (передачей) части властных полномочий от одного субъекта другому (модель: центральная > местная власть);

      8) идеологичность.

      Можно выделить несколько форм осуществления  власти. Открытая - субъект оказывает  действие на объект и добивается его подчинения. Латентная - субъект не предпринимает по отношению к объекту никаких действий, но, тем не менее, объект действует в соответствии с намерениями субъекта, предвидя его возможные реакции. Потенциальная власть - субъект способен, или должен, осуществлять власть, но по каким-либо причинам не осуществляет предоставленные ему полномочия. В последнем случае власть неэффективна, либо присутствует "кризис власти".

      Политическая  власть характеризуется рядом отличительных  признаков7:

      1. легальностью в использовании силы в пределах государства;

      2. верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

      3. публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть в отличие от приватной, личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем гражданам;

      4. моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственников, социальных фондов и т.п.;

      5. многообразием ресурсов, политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

      Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический же строй предполагает разделение как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике - наличие множества конкурирующих центров влияния , в политике - разделение власти между государством, партиями и группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, в духовной сфере - доступность образования, культурно-информационный плюрализм.

      3. Легитимность и эффективность политической власти

      Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах. Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов эффективности и легитимности8.

      Эффективность власти - это гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в максимально короткие сроки с меньшими издержками. Критериями эффективности являются:

      - достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов

      - рациональность вертикального и горизонтального строения власти

      - действенный контроль за выполнением властных распоряжений

      - организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных приказов (каждый должен стоять на своем месте).

      - наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае неповиновения его приказам.

Информация о работе Власть понятие и стурктура