Франчайзинг: понятие и история

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 16:33, реферат

Краткое описание

Франчайзинг, коммерческая концессия, франшиза (от фр. franchir, «освобождать») — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или брендыфранчайзера.

Файлы: 1 файл

Франчайзинг в Казахстане.docx

— 99.71 Кб (Скачать)

      Франчайзинг, коммерческая концессия, франшиза (от фр. franchir, «освобождать») — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или брендыфранчайзера.

    Понятие франчайзинга

    В общем смысле, франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и франчайзи. Содержание договора может быть различно, от простых, до очень сложных, содержащих мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за пользование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определенный период, процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае, франчайзи обязуется покупать у франчайзера определенное количество товара/работ/услуг.

    Отдельным пунктом договоров могут служить  условия использования товарного  знака/бренда. Эти требования могут  быть как очень простыми (например франчайзи может использовать бренд в определенной отрасли), так и жесткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера, от размеров и цвета полок до униформы персонала)

    Филип Котлер выделяет следующие признаки франчайзинга:

    - франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака;

    - франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы;

    - франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса. 

    Франчайзинг в Казахстане

    

    

    В Казахстане оборот франчайзинга на 2007 год составляет 500 миллионов долларов США в год. Можно с уверенностью сказать, чтоКазахстан является лидером сектора франчайзинга в Центральной Азии. Существует специальный закон о франчайзинге от 2002 года, действуют около 150 франчайзинговых систем и более 1000 франчайзинговых точек. Только за период 2003—2007 количество франчайзинговых систем в стране выросло почти в 2,5 раза. Среднегодовой оборот франчайзинга вырос в более чем три раза. Увеличилось число рабочих мест, созданных именно франчайзинговыми компаниями, разнообразилась картина сектора.

    История

    Казахстанский франчайзинг начинается с появлением завода «Coca-Cola», открытой по сублицензии турецкого лицензиара одноименной торговой марки. Завод был построен в1994 году, тем самым ознаменовав начало т. н. «качественного присутствия» иностранной компании в виде открытия своего производства в стране. Таким образом, продукция знаменитого производителя напитков стала доступна не только в форме банального импорта, но и в виде национального продукта, в создании которого участвуют местные работники компании.

    В том же году появляется первый в Казахстане и Центральной Азии 5-звездочный отель международного класса. Это гостиница «Рахат Палас», который впоследствии стал частью международной сети отелей франчайзингового бренда «Hayatt Regency».

    С середины 90-х годов, многие фирменные  магазины/бутики модной одежды международных  производителей открывались в стране по системе франчайзинга. Например, можно отметить фирменный магазин «Adidas», появившийся в Казахстане во второй половине 90-х годов.

    Элементы  франчайзинга очевидно присутствовали в схеме сбыта продукции компании «Сеймар» в конце 90-х годов прошлого века. Торговые точки компании в виде ларьков и автолавок были оформлены по единому фирменному дизайну, с обязательным визуальным присутствием логотипа и торговой марки компании. Арендаторами торговых точек выступали независимые предприниматели, которые выступали как дилеры, так и франчайзи головной компании. В декабре 1999 года открывает свои двери гостиница «Анкара», ныне франчайзи известной гостиничной сети InterContinental.

    В 1999 году в Алма-Ате по лицензии открывается первая точка международной сети кафе-мороженое Баскин Роббинс.

    Институты развития франчайзинга

    Развитию  франчайзинга в Казахстане способствуют несколько специализированных и неспециализированных институтов:

    Национальный Институт Интеллектуальной Собственности (Казапатент). Основная миссия-регулирование сектора оборота товарных знаков и регистрация франчайзинговыхдоговоров.

    Центрально-Азиатское  агентство по развитию франчайзинга (CAFLA). Основная миссия агентства — бесплатные консультации предпринимателей по вопросам франчайзинга и лицензирования.

    Фонд Развития Малого Предпринимательства (Даму). Льготное кредитование предпринимателей на покупку франшизы.

    Независимая ассоциация предпринимателей (НАП). Основные направления — развитие франчайзинга в Казахстане, организация выставок в регионе, проведение семинаров.

    Также ряд банков, государственных и  частных организаций осуществляют косвенную поддержку франчайзинга в Казахстане.

    Законодательство

    Франчайзинг регулируется специальным «Законом о комплексной предпринимательской лицензии/франчайзинг» 2002 года. Также остается в силе Глава 45 ГК РК от 1999 года, которая также регулирует франчайзинг. Вопросам товарных знаков посвящен специальный закон о товарных знаках.

    Основные  проблемы

    Отсутствие  государственных льгот и преференций франчайзинговому сектору.

    Недостаточная защита интеллектуальной собственности.

    Ограниченность  доступа предпринимателей к т. н. «длинным деньгам».

    Непрозрачность  отечественного предпринимательства.

    Слабая  информированность о франчайзинге, как о выгодной форме предпринимательских отношений.

    Гиперинфляционный рост цен на недвижимость за период 20002007 год в результате огромного наплыва денежной массы. Высокие цены на недвижимость делают нерентабельным открытие франчайзинговой точки, что является существенным барьером для развития франчайзинга в целом.

    В стране накопилась огромная денежная масса. Но отсутствуют объекты инвестирования. Неразвитость фондового рынка мешает населению использовать этот ресурс как источник инвестирования. В результате,инвестиции в основном направляются в недвижимость, что провоцирует инфляцию.

    В то же время предпринимательство  и франчайзинг в частности, являются очень распространенными в мире объектами инвестирования. Как показывает опыт Запада, успешным предпринимателям может быть любой человек: от пенсионера до домохозяйки. И франчайзинг как менее рискованный метод ведения бизнеса идеален для неофитов бизнеса (согласно данным Торгово-Промышленной Палаты США 97 % франчайзинговых предприятий, открытых за последние 5 лет, продолжали успешно работать в дальнейшем, в то время как 62 % нефранчайзинговых предприятий закрылись за этот же период).

    Но  в Казахстане все еще недостаточный  уровень предпринимательской информированности, слабая вовлеченность неактивного  населения в предпринимательскую  активность. Доля занятого населения  в предпринимательстве по сравнению  с мировой статистикой очень  невысока («самозанятое население» не относятся к официальному предпринимательству). Это говорит о необходимости совершенствования инфраструктуры поддержки начального предпринимательства.

    На  рынке Казахстана превалирует доля иностранных франшиз. Но за последнее  время сформировались ряд отечественных компаний, которые активно развиваются через систему франчайзинга. Несомненно, большую роль в развитии франчайзинга будет играть соседство с Китаем, с которым очень трудно конкурировать в себестоимостипродукции. И только предприятия с оригинальными и неповторимыми товарами и услугами могут быть конкурентоспособными в таких условиях.

    Особенности сектора

    Если  рассматривать типы франчайзинга в Казахстане, то в стране наиболее представлен дистрибьютивный/торговый франчайзинг, в то время как в западных странах доля делового формата традиционно выше доли торгового. Еще одна особенность рынка франчайзинга в Казахстане — сублицензионность. Международные франчайзеры не торопятся работать в Казахстане напрямую. Очень мало прямых классических отношений: франчайзер- франчайзи. Международные франчайзеры предпочитают работать в Казахстане через свои российские или турецкие мастер-франчайзи (субфранчайзеры), казахстанские компании в свою очередь выступают в качестве субфранчайзи (сублицензиаты). Причин такого положения в секторе очень много. Возможно единая языковая ментальность местных потребителей с российскими (иностранная франшиза не требует адаптации), недостаточная плотность населения и рынка сбыта, неактивность местных предпринимателей на международном рынке франчайзинга и т. д.

    Можно отметить еще одну особенность рынка  франчайзинга в стране. Очень мало случаев внутристрановой миграции франчайзинга. Нет связки между крупным бизнесом и малым предпринимательством. Крупные компании предпочитают филиальную форму регионального развития, но не франчайзинговую систему. В мире очень распространен как корпоративный, так и государственный франчайзинг. Крупные государственные или частные компании передают через систему франчайзинга технологии и методы ведения бизнеса малым и средним предпринимателям — франчайзи. Но в Казахстане пока очень мало примеров взаимодействия крупных компаний и субъектов малого предпринимательства.

Информация о работе Франчайзинг: понятие и история