Полночия Совета Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 06:57, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы. Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении полномочий Совета Федерации.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
Проследить историю развития законодательства о формировании Совета Федерации
Рассмотреть понятие полномочий Совета Федерации;
Рассмотреть законодательное регулирование контрольных полномочий Совета Федерации;
Рассмотреть виды полномочий Совета Федерации;
Изучить действующий порядок его формирования в настоящий момент

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Сущность полномочий Совета Федерации……………………………5
История развития законодательства о формировании и деятельности Совета Федерации Российской Федерации……………………...5
Понятие полномочий Совета Федерации………………………...10
Законодательное регулирование полномочий Совета Федерации………………………………………………………………………..12
Глава 2. Порядок формирования и виды полномочий Совета Федерации….16
2.1. Порядок формирования Совета Федерации……………………...16
2.2. Виды полномочий Совета Федерации…………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсовая по кп.docx

— 68.64 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, мы рассмотрели  законодательное регулирование  контрольных полномочий Совета Федерации, понятие контрольных полномочий Совета Федерации, дали характеристику контрольных полномочий Совета Федерации, рассмотрели виды контрольных полномочий Совета Федерации, а также субъектов  парламентского контроля.

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы.

По ряду полномочий Совет Федерации принимает решения  самостоятельно, например, по вопросу  об отрешении Президента РФ от должности, о возможности использования  Вооруженных Сил РФ вне территории РФ. Полномочие Совета Федерации по назначению выборов Президента РФ регламентируется Федеральным законом от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".

Большое значение для  реализации принципа разделения властей  имеют кадровые полномочия Совета Федерации  по формированию органов судебной власти, назначению и освобождению от должности  Генерального прокурора РФ, формированию Счетной палаты - постоянно действующего органа государственного финансового  контроля.

Совет Федерации  Федерального Собрания вобрал в себя зарубежный конституционный опыт, как  нормативный, так и доктринальный.

Первый раскрывается в заимствовании некоторых положений: о повышенном возрастном цензе членов Совета Федерации; меньшем численном  составе этой палаты; невозможности  ее роспуска и самороспуска и т. д.

Доктринальный опыт выражается в распространении на Совет Федерации функции сдерживания  Государственной Думы, что нашло  отражение в конституционных  нормах (право Совета Федерации одобрять или отклонять принятые нижней палатой  федеральные законы; обязательно  рассматривать федеральные законы по наиболее значимым вопросам).

Сравнительный анализ зарубежного опыта по устройству национальных парламентов показывает, что различают парламенты – со «слабой» и «сильной» верхней  палатой. «Слабая» верхняя палата имеет  право лишь отлагательного вето –  ее отрицательное решение может  отсрочить окончательное принятие закона парламентом, но не воспрепятствовать  ему. Так, например, в Великобритании законопроект, одобренный Палатой общин, может вопреки возражению Палаты лордов вступить в силу, если нижняя палата преодолеет это возражение на своей следующей сессии. В Испании  Сенат также не может заблокировать  принятие закона, поскольку Конгресс депутатов может преодолеть вето верхней палаты квалифицированным  большинством голосов. В системе  же с «сильной» верхней палатой (США, Бразилия, Швейцария) закон может  быть принят парламентом только при  согласии обеих палат.

Однако большинство  двухпалатных парламентов относятся  к смешанной системе, в которой  сила решения верхней палаты зависит  от вида принимаемого закона. Например, Бундесрат Германии наделен полномочиями «сильной» палаты в отношении  федеральных законов, затрагивающих  интересы земель и подлежащих его  обязательному рассмотрению (а это  примерно половина всех законов). В  отношении же остальных законов  вето Бундесрата может быть преодолено Бундестагом тем же большинством голосов, которым закон был отклонен. Кроме того, законопроекты правительства (а их доля составляет не менее 60 % всех законодательных инициатив) могут  вноситься в Бундестаг только после их предварительного рассмотрения Бундесратом и с учетом его  замечаний.

Что же касается Совета Федерации, то можно считать, что  он наделен «слабыми» полномочиями в отношении всех федеральных  законов, включая и законы, подлежащие его обязательному рассмотрению, поскольку в отличие, например, от Бундесрата вето Совета Федерации на такие законы может быть преодолено Государственной Думой квалифицированным  большинством голосов. В то же время, Совет Федерации является «сильной»  палатой в отношении конституционных законов: его одобрение является обязательным для принятия Федеральным Собранием законов Российской Федерации о внесении поправок к Конституции  Российской Федерации, а также федеральных конституционных законов. Аналогичная ситуация имеет место и при повторном принятии федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации, путем преодоления обеими палатами Федерального Собрания  президентского вето.

Также существует комплекс проблем, связанных с реализацией  Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Одна из них – необходимость принятия соответствующих нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации. Таким образом, правовое регулирование порядка формирования Совета Федерации фактически оказалось в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, что не в полной мере соответствует Конституции Российской Федерации, относящей установление системы и порядка формирования, организации и деятельности федеральных органов законодательной власти к ведению Российской Федерации.

В правовом регулировании  вопросов делегирования членов Совета Федерации и прекращения их полномочий существует достаточно много правовых пробелов, устранение которых требует внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство.

Практика формирования Совета Федерации свидетельствует  о явной недостаточности регулирования процедуры избрания членов Совета Федерации нормами регламентов соответствующих законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В частности, отсутствие в федеральном законе четкой процедуры порядка формирования Совета Федерации фактически вынуждает субъекты Российской Федерации самостоятельно регулировать эти вопросы своими нормативно-правовыми актами.

Нуждается в совершенствовании  порядок досрочного прекращения  полномочий члена Совета Федерации. Действующий федеральный закон  предусматривает возможность немотивированного, бесконтрольного отзыва  члена  Совета Федерации органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, что не только делает положение члена  Совета Федерации крайне нестабильным, но и входит в противоречие со статусом федерального парламентария. Это не может не сказываться  негативно  на деятельность как палаты в целом, так ее комитетов и комиссий.

Очевидно, что необходимо на федеральном законодательном  уровне определить закрытый перечень оснований, а также пределы применения досрочного отзыва члена Совета Федерации, применяемого органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  к лицу, занимающему государственную  должность Российской Федерации.

Среди мер, которые  могут более полно выразить интересы субъектов Российской Федерации, в  средствах массовой информации, а  также и самими членами Совета Федерации, обсуждается также возможность  всенародного формирования Совета Федерации  избирателей в субъектах Российской Федерации на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.
  2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (ред. от 25.07.2006) // Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, № 24, ст. 2253.
  3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. “О Правительстве Российской Федерации” (ред. от 01.06.2005) // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, № 51, ст. 5712.
  4. Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ “Об обороне” (ред. от 06.07.2006) // Собрание законодательства РФ", 03.06.1996, № 23, ст. 2750.
  5. Федеральный закон от 10.01.1996 г. № 5-ФЗ “О внешней разведке» (ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 143.
  6. Федеральный закон от 25.05.1996 г. № 57-ФЗ “О государственной охране” (ред. от 29.12.2004) // Собрание законодательства РФ, 27.05.1996, № 22, ст. 2594.
  7. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (ред. от 25.03.2004, с изм. от 12.07.2006) // Собрание законодательства РФ, 01.05.1995, № 18, ст. 1589.
  8. Федеральный закон от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (ред. от 24.07.2007) // Собрание законодательства РФ, 16.01.1995, № 3, ст. 167.
  9. Федеральный конституционный закон  от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ред. от 05.02.2007) // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, № 13, ст. 1447.
  10. Федеральный закон от 8.05.1994 г. № 3-ФЗ “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (ред. от 25.07.2006) // Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, № 28, ст. 3466.
  11. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 06.07.2007) // Собрание законодательства РФ", 18.02.2002, № 7, ст. 635.
  12. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2006. – С. 784.
  13. Гуреева Н. П., Прокопов В. И. Парламент Японии // Парламенты мира. – М., 2008. – С. 533.
  14. Дюги Л. Конституционное право. – М., 2008. – С. 626.
  15. Касаткина Н. М. Контрольные полномочия парламента Португалии // Журнал российского права. – 2007. - № 2. – С. 130.
  16. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. – М., 2008. – С. 752.
  17. Лафитский В. И. Контрольные полномочия Конгресса США // Журнал российского права. – 2005. - № 12. – С. 235
  18. Лейбо Ю. И. Парламент Швейцарии // Парламенты мира. – М., 2008. – С. 446.
  19. Парламентское право России. – М., 2009. – С. 656.
  20. Писарев А.Н. Полномочия высших органов государственной власти России по осуществлению гражданского контроля за армией // Право в Вооруженных Силах. – № 9. – 2005.
  21. Саидов А.Х. Национальные парламенты мира. Энциклопедический справочник. – М., 2008. – С. 700.
  22. Тихомиров Ю. А. Теория компетенции. – М., 2009. – С. 355.
  23. Федералист. Политическое эссе А.Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж.Джея. – М., 2006. – С. 592.

1 Тихомиров Ю. А. Теория компетенции. – Москва, 2009г. – С. 148

2 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 2008г. № 42. Ст. 3994.

3 Саидов А.Х. Национальные парламенты мира. Энциклопедический справочник. – Москва, 2008г. – С. 284

4 Касаткина Н. М. Контрольные полномочия парламента Португалии // Журнал российского права. – 2007г. - № 2. –С. 123-130

5 Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. – Москва, 2007г. – С. 410

6 Дюги Л. Конституционное право. – Москва, 2008г. – С. 468

7 Гуреева Н. П., Прокопов В. И. Парламент Японии // Парламенты мира. – Москва, 2008г. – С. 533

8 Лейбо Ю. И. Парламент Швейцарии // Парламенты мира. – Москва, 2008. – С. 446

9 Федеральный закон от 10.01.1996 г. № 5-ФЗ “О внешней разведке» (ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 143.

10 Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (ред. от 25.07.2006) // Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, № 24, ст. 2253.

11 Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. “О Правительстве Российской Федерации” (ред. от 01.06.2005) // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, № 51, ст. 5712.

12 Федеральный закон от 8.05.1994 г. № 3-ФЗ “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (ред. от 25.07.2006) // Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, № 28, ст. 3466.

13 Федеральный закон от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации” (ред. от 25.07.2006) // Собрание законодательства РФ, 16.01.1995, № 3, С. 167

14 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. – Москва, 2007г. – С. 527-528

15 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ред. от 05.02.2007) // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, № 13, ст. 1447

16 Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (ред. от 25.03.2004, с изм. от 12.07.2006) // Собрание законодательства РФ, 01.05.1995, № 18, Ст. 1589

17 Федеральный закон от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (ред. от 24.07.2007) // Собрание законодательства РФ, 16.01.1995, № 3, ст. 167

18 Касаткина Н. М. Контрольные полномочия парламента Португалии // Журнал российского права. – 2007. - № 2. – 123-129 стр.

19 Лафитский В. И. Контрольные полномочия Конгресса США // Журнал российского права. – 2006. - № 12. – 117-123 стр.

20 Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ “Об обороне” (ред. от 06.07.2006) // Собрание законодательства РФ", 03.06.1996, № 23, ст. 2750

21 Писарев А.Н. Полномочия высших органов государственной власти России по осуществлению гражданского контроля за армией // Право в Вооруженных Силах. – № 9. – 2006г. С. 136

 


Информация о работе Полночия Совета Федерации