Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 06:57, курсовая работа
Цели и задачи работы. Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении полномочий Совета Федерации.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
Проследить историю развития законодательства о формировании Совета Федерации
Рассмотреть понятие полномочий Совета Федерации;
Рассмотреть законодательное регулирование контрольных полномочий Совета Федерации;
Рассмотреть виды полномочий Совета Федерации;
Изучить действующий порядок его формирования в настоящий момент
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Сущность полномочий Совета Федерации……………………………5
История развития законодательства о формировании и деятельности Совета Федерации Российской Федерации……………………...5
Понятие полномочий Совета Федерации………………………...10
Законодательное регулирование полномочий Совета Федерации………………………………………………………………………..12
Глава 2. Порядок формирования и виды полномочий Совета Федерации….16
2.1. Порядок формирования Совета Федерации……………………...16
2.2. Виды полномочий Совета Федерации…………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………...39
То, что Конституция Российской Федерации содержит лишь отдельные, в неявной форме выраженные права по реализации контрольной деятельности Совета Федерации, свидетельствует о специфике конституционной регламентации этой стороны парламентской работы. Не случайно, когда в отечественной юридической литературе заходит речь о контрольных функциях Федерального Собрания, авторы с большой осторожностью говорят об “определенных формах контроля”, “контрольных в известной мере функциях” и тогда далее.
На этом фоне отчетливо проступают особенности конституционного регулирования парламентского контроля в других государствах.
Например, статья 53 Основного закона ФРГ устанавливает, что федеральное правительство обязано держать Бундесрат в курсе текущих дел.
Целая группа статей
итальянской конституции
Конституция Испании
содержит отдельный раздел “Об отношениях
между Правительством и Генеральными
Кортесами”, устанавливающий различные
виды ответственности правительства
и формы контроля палат парламента
за исполнительной властью. В частности,
палаты и их комиссии могут требовать
у правительства любую
Н. М. Касаткина, характеризуя Ассамблею Республики Португалия как сильный парламент, утверждает, что такая оценка может быть дана ему не в последнюю очередь за счет его контрольных полномочий4. В Конституции Португалии содержится специальная статья, которая посвящена контрольным полномочиям парламента.
В свое время Дж. Мэдисон называл верхнюю палату парламента спасительным контролем над правительством. Он писал, что с ее наличием безопасность народа становится вдвое надежнее5. Политическая и парламентская практика многих лет не изменила отношения к важности контрольной функции парламента. Ее реализация остается до настоящего времени одним из главных его назначений.
Совету Федерации,
который относится к “
Наш современник - венгерский государствовед Андраш Шайо утверждает, что двухпалатное устройство федераций, несмотря на все связанные с ним трудности, обернулось благом. Конституционная легитимация второй палаты неоспорима сегодня и в нефедеральных государствах. По его мнению, разделение парламента способствует уравновешиванию законодательной власти и так же, как, например, многократные чтения при принятии законов, может содействовать большей обдуманности парламентских речей.
При организации бикамеральных парламентов в заслугу верхним палатам ставится присущее им консервативное начало. Одной из причин сохранения двухпалатного парламента в Японии после Второй мировой войны явилось мнение, что палата советников сможет стать своеобразным тормозом, который создается на случай, если “безответственное большинство” захватит контроль в нижней палате7.
Швейцарские авторы
отмечают, что при учреждении совета
кантонов руководствовались стремлением
избежать принятия поспешных, диктуемых
политическими страстями и
Конституция РФ фиксирует полномочия Совета Федерации по: вопросам о назначении и об отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (п. “м” ст. 83); отрешению Президента Российской Федерации от должности (ч. 1 ст. 93, п. “е” ч. 1 ст. 102); образованию Счетной палаты (ч. 5 ст. 101); утверждению указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения (п.п. “б”, “в” ч. 1 ст. 102, ч. 2 ст. 87, 88); утверждению изменения границ между субъектами Российской Федерации (п. “а” ч. 1 ст. 102); решению вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами Российской Федерации (п. “г” ч. 1 ст. 102); решению кадровых вопросов, связанных с назначением и освобождением должностных лиц, определенных п. “ж”, “з”, “и” ч. 1 ст. 102.
Даже функцию
назначения выборов Президента (п. “д”
ч. 1 ст. 102) в определенной мере можно
считать контрольной, так как
она тоже служит цели обеспечения
баланса интересов
Расширение конституционных полномочий Совета Федерации по контролю происходит за счет текущего законодательства.
В качестве примера приведем Федеральный закон от 25 мая 1996 года “О государственной охране”. Согласно данному Федеральному закону, Федеральное Собрание осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов государственной охраны. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности таких органов (ст. 31 ФЗ).
В другом Федеральном законе от 10 января 1996 года “О внешней разведке” установлено, что парламентский контроль за деятельностью органов внешней разведки осуществляется путем проверки Счетной палатой исполнения утвержденных обеими палатами парламента смет расходов на содержание этих органов. Кроме того, взаимоотношения палат Федерального Собрания с органами внешней разведки осуществляются через соответствующие комитеты палат парламента. Члены Совета Федерации и Государственной Думы получают сведения о соответствующих органах через эти структурные звенья (ст. 24 ФЗ)9.
Контрольная функция реализуется Советом Федерации при назначении на должность и освобождении от должности членов Центральной избирательной комиссии в соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”10.
Закрепление контрольных
полномочий палат парламента в текущем
законодательстве воспринимается не как
случайный фактор, а как закономерная,
настоятельная потребность
Еще одна особенность
правового регулирования
Характер полномочий,
закрепленных за Советом Федерации,
вытекает из специфики заложенного
в этом органе принципа представительства.
Именно в лице Совета Федерации наиболее
отчетливо проявляется влияние
федеративного устройства России на
организацию государственной
Все вопросы ведения Совета Федерации, перечисленные в ч. 1 ст. 102 Конституции, составляют предмет исключительного ведения Совета Федерации. Никакой другой орган, кроме Совета Федерации, не вправе принять по ним решение.
Указанные законодательные акты, регламентные нормы Совета Федерации определяют формы парламентского контроля: депутатский запрос, обращение депутата; получение и распространение информации; ответы членов Правительства на вопросы членов Совета Федерации; парламентские слушания; проведение “правительственного часа” на заседании палаты. Таким образом, в практике Совета Федерации применяются как коллегиальные, так и индивидуальные формы парламентского контроля.
Глава 2. Порядок формирования и виды полномочий Совета Федерации
2.1. Порядок формирования Совета Федерации
Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.
В Совет Федерации
в соответствии с частью 2 статьи
95 Конституции Российской Федерации
входят по два представителя от каждого
субъекта Российской Федерации: по одному
от представительного и
Порядок формирования
Совета Федерации до 8 августа 2000 года
был определен Федеральным
8 августа 2000 года
вступил в силу Федеральный
закон от 5 августа 2000 года №
113-ФЗ «О порядке
С 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенными Федеральным законом от 14 февраля 2009 года № 21-ФЗ, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации мог быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный Федеральным законом срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования.
Полномочия члена
Совета Федерации начинались со дня
вступления в силу решения о его
избрании (назначении) соответствующим
органом государственной власти
субъекта Российской Федерации. Избранный
(назначенный) член Совета Федерации
приступал к осуществлению
Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносились на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе — поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов могла внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принималось тайным голосованием и оформлялось постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа — совместным постановлением обеих палат.
Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформлялось указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", согласно которому наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.