Полночия Совета Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 06:57, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы. Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении полномочий Совета Федерации.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
Проследить историю развития законодательства о формировании Совета Федерации
Рассмотреть понятие полномочий Совета Федерации;
Рассмотреть законодательное регулирование контрольных полномочий Совета Федерации;
Рассмотреть виды полномочий Совета Федерации;
Изучить действующий порядок его формирования в настоящий момент

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Сущность полномочий Совета Федерации……………………………5
История развития законодательства о формировании и деятельности Совета Федерации Российской Федерации……………………...5
Понятие полномочий Совета Федерации………………………...10
Законодательное регулирование полномочий Совета Федерации………………………………………………………………………..12
Глава 2. Порядок формирования и виды полномочий Совета Федерации….16
2.1. Порядок формирования Совета Федерации……………………...16
2.2. Виды полномочий Совета Федерации…………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсовая по кп.docx

— 68.64 Кб (Скачать)

Согласно Федеральному закону от 11 января 1995 года “О Счетной  палате Российской Федерации”13, контрольные полномочия осуществляется за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета. Счетная палата ежеквартально проверяет ход исполнения бюджета и представляет Совету Федерации и Государственной Думе отчет об этом (ст. 14 ФЗ). Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную (ст. 15 ФЗ), экспертно-аналитическую (ст. 21 ФЗ), информационную и иные виды деятельности; обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета; анализ и исследование нарушений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в палаты Федерального Собрания предложений по их устранению.

Контроль за государственными финансами - важный аспект общих контрольных полномочий Совета Федерации как представительного органа.

Контроль за деятельностью исполнительной власти, к которому можно отнести нормы, содержащиеся в пп. “б”, “в”, “д” п. 1 ст. 102 Конституции.

Контроль за сферой государственного управления выражается в полномочиях Совета Федерации:

  • по отрешению Президента от должности.

М. В. Баглай называет это определенной формой контроля14.

Решение об отрешении  Президента Российской Федерации от должности принимается Советом  Федерации согласно порядку, установленному ст. 93 Конституции. Указанное решение  принимается квалифицированным  большинством голосов, т.е. 2/3 голосов  от общего числа членов Совета Федерации.

  • согласованию кандидатур дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Очевидно, что этот вид контроля Совет Федерации осуществляет как непосредственно (например, в случае с назначением Генерального прокурора), так и косвенным образом (когда Совет Федерации выносит рекомендации Президенту о назначении и отзыве дипломатических представителей России);
  • назначению на должности, которые не относятся к системе исполнительной власти (судей высших судов, Генерального прокурора, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов).

Совет Федерации  по представлению Президента Российской Федерации назначает на должность  судей федеральных судов: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ст. 83 Конституции).

В соответствии со ст. 9 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента Российской Федерации. Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации представление о назначении другого лица вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. Назначение судей Верховного Суда Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации15.

Согласно ст. 8 Федерального конституционного закона "Об арбитражных  судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Заместители Председателя и другие судьи Высшего Арбитражного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации на основании представления Председателя Высшего Арбитражного Суда16.

Согласно ст. 83 Конституции  РФ, назначение и освобождение от должности  Генерального прокурора Российской Федерации производится Советом  Федерации по предложению Президента Российской Федерации.

В том случае, если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность  Генерального прокурора не получит  требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент в  течение 30 дней представляет Совету Федерации  новую кандидатуру. Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации составляет пять лет. Сообщение  о назначении Генерального прокурора  на должность и освобождении его  от должности публикуется в печати. Генеральный прокурор Российской Федерации  ежегодно представляет палатам Федерального Собрания и Президенту доклад о состоянии  законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной  работе по их укреплению.

Первый заместитель  и заместители Генерального прокурора  назначаются на должность и освобождаются  от должности Советом Федерации  по представлению Генерального прокурора  Российской Федерации.

Счетная палата образуется Советом Федерации и Государственной  Думой для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета (ст. 101 Конституции РФ). Формирование состава Счетной палаты осуществляется палатами парламента на паритетных началах. Совет Федерации назначает на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Согласно Федеральному закону "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 г., Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему (ст. 1). Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет (ст. 5 Федерального закона). При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет (ст. 6 Федерального закона)17.

В литературе участие  парламента в формировании органов  государственной власти расцениваются  как один из элементов его контрольной  деятельности18. К формам контроля Конгресса США за сферой государственного управления относят его участие в формировании госаппарата. В. И. Лафитский утверждает, Президент производит назначение на “политические” должности в государственном аппарате только по совету и с согласия Сената. В общей сложности Сенат утверждает несколько тысяч кандидатов на должности гражданской и военной администраций. В большинстве своем они утверждаются списком. Однако обсуждение кандидатур судей и высших должностных лиц проходит раздельно и, как правило, жестко19.

Таким образом, по распространенному  мнению контроль за сферой государственного управления выражается в полномочиях парламента и его структурных звеньях формировать органы государственной власти.

В сфере обороны  и безопасности Совет Федерации  наделен полномочиями в обязательном активном режиме рассматривать федеральные законы, которые касаются статуса и защиты государственной границы Российской Федерации, войны и миры (п.п. “д”, “е” ст. 106). Очевидно, что контроль в этой сфере реализуется посредством процедуры рассмотрения и одобрения Советом Федерации соответствующих федеральных законов. Верхняя палата решает следующие вопросы:

  • о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории России.

Участие Вооруженных  Сил Российской Федерации в проведении военных, миротворческих и иных акций  за границей допустимо в том случае, если это соответствует Конституции  Российской Федерации, международным  договорам Российской Федерации  и федеральным законам. Без решения  Совета Федерации использование  Вооруженных Сил Российской Федерации  за пределами территории Федерации  недопустимо.

  • об утверждении указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения.

Военное положение  вводится Президентом Российской Федерации  в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Военное положение  вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных  ее местностях. Его режим определяется федеральным конституционным законом (ст. 87 Конституции). Согласно ст. 88 Конституции  Президент Российской Федерации  при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным  законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных  ее местностях чрезвычайное положение  с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной  Думе. Рассматривая вопрос об утверждении  указа Президента Российской Федерации  о введении военного положения или  указа о введении чрезвычайного  положения, Совет Федерации проверяет  обоснованность принятых Президентом  мер. Утверждение указов Президента о введении в отдельных местностях Российской Федерации военного или чрезвычайного положения Советом Федерации создает дополнительные гарантии соблюдения интересов субъектов Российской Федерации, на территории которых будут действовать правовые ограничения для граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, предусмотренные режимом военного либо чрезвычайного положения.

Федеральный закон  от 31 мая 1996 года “Об обороне”20 расширяет конституционные полномочия Совета Федерации. В соответствии с этим законом верхняя палата:

  • рассматривает расходы на оборону, которые установлены федеральными законами о федеральном бюджете;
  • утверждает указы Президента о введении военного и чрезвычайного положения на территории России или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил страны, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению;
  • решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил за пределами Российской Федерации;
  • рассматривает принятые нижней палатой федеральные законы в области обороны.

В демократическом  обществе все высшие органы государственной  власти должны располагать полномочиями по осуществлению контроля за деятельностью армии. Такого рода контрольную деятельность часто называют гражданским контролем за армией. Зависимость армии от гражданской власти является одним из основополагающих признаков демократического общества в Российской Федерации.

Деятельность высших органов государственной власти Российской Федерации в области  обороны в соответствии с принципом  гражданского контроля над Вооруженными Силами означает: во-первых, жесткое  ограничение политической деятельности военных; во-вторых, четкое разграничение  юрисдикции между государственными органами и органами военного управления; в-третьих, ясное определение предназначения армии, связанного с обороной от внешнего врага; в-четвертых, осуществление контроля за использованием средств, выделяемых из государственного бюджета на оборону; в-пятых, создание и реализацию механизма полномочий по контролю за деятельностью органов исполнительной власти и органов военного управления, правовой защиты военнослужащих21.

Полномочия в  области внешней политики принадлежат  в основном Президенту Российской Федерации (ст. 86 Конституции), однако значительными  полномочиями в данной сфере располагает  также Федеральное Собрание.

Уже отмечалось участие  Совета Федерации в согласовании кандидатур дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях. Возможность  оказывать влияние на кадровый состав дипломатической службы России - существенный элемент контрольной деятельности верхней палаты. В соответствии с  п. “г” ст. 106 Конституции Совет  Федерации в обязательном порядке  рассматривает принятые Государственной  Думой федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации.

В литературе по конституционному праву зарубежных стран в общем  ряду полномочий парламентов в особую группу выделяются судебные полномочия. Порой они трактуются довольно широко. Их перечень включает: создание особых органов парламентского контроля (следственные комиссии парламента Италии, комиссии по расследованию любых вопросов, создаваемые Генеральными Кортесами Испании); возбуждение перед судебными органами обвинения против высших должностных лиц (немецкие Бундестаг и Бундесрат вправе предъявить перед федеральным конституционным судом обвинение федеральному президенту в умышленном нарушении им Основного закона); формирование специальных судебных органов из состава парламента  (для суда над президентом Франции учреждается Высокая палата правосудия); объявление амнистий.

Информация о работе Полночия Совета Федерации