Политико-правовая идеология национал-социализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 04:23, реферат

Краткое описание

Вопреки ожиданиям, что с увеличением дистанции между окончанием Второй мировой войны и поколениями начала XXI в. интерес к теме фашизма будет снижаться, мы стали свидетелями противоположной тенденции. Фашизм как идеология (именно через фашизм проявлялся национал-социализм), как политическая система и социальная практика привлекает все возрастающее внимание исследователей. На эту тему написано много литературы.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Предпосылки возникновения и установления национал-социализма.
Глава 2. Идейное ядро национал-социалистической идеологии.
Глава 3. Правосознание, законодательство и полномочия органов власти.
Глава 4. Политика денацификации.
Заключение.

Файлы: 1 файл

реферат по иппу.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

    1 августа 1934 года на своей железной  походной кровати скончался президент  Гинденбург. И только 15 августа было  опубликовано «завещание Гинденбурга». В нем говорилось, что армия должна быть символом и главной опорой государства, полностью одобрялась политика Гитлера и указывалось, что он должен стать приемником президента. Сразу же распространились слухи, что завещание было фальшивкой. Но, тем не менее, Гитлер сосредоточил в своих руках абсолютно всю власть. По его требованию принимается Закон «О верховном главе государства в германской империи» Статья 1 закона от 1 августа 1934 года гласила: «Должность президента империи объединяется с должностью рейхсканцлера. В силу этого установленные до сих пор правомочия президента империи переходят к вождю и рейсхканцелру Адольфу Гитлеру. Он же назначает своего преемника» Оба поста - президента и канцлера были присвоены Гитлеру пожизненно с официальным титулом «фюрер и рейхсканцлер». Фюрер получил право назначения всех должностных лиц и чиновников имперского правительства.

    Состав  Рейхстага также формировался на основе отбора кандидатов лично Фюрером. В результате проведенных реформ Рейхстаг терял свое влияние на основные вопросы общественно-политической жизни.

    Были  внесены значительные изменения  в структуру органов местного самоуправления и земель. 31 марта 1933 года был принят закон «О включении  земель в империю». Представительные органы земель (ландтаги) подлежали  роспуску. Позже законом от 30 января 1934 года «О переустройстве империи» они были ликвидированы окончательно. Например, статья 1 Закона говорила, что «Народные представительства Земель отменяются». Земли стали управляться назначаемыми из центра наместниками: «Права верховенства области переходят к империи. Правительства земель подчиняются имперскому правительству» (статья 2). «Имперские наместники в землях подлежат должностному надзору министра внутренних дел империи». (статья 3).

    Этот  же Закон содержал еще одну важную норму, содержащуюся в статье 4 и практически наделявшее имперское правительство правом произвольного изменения Конституции: «Имперское правительство может создавать новое конституционное право». С ликвидацией Рейсхрата законом от 14 февраля 1934 года Германская империя стала строго унитарным государством, построенным на принципе централизованного бюрократического управления. Последние следы местного самоуправления были ликвидированы с принятием в 1935 году «Положения о германских общинах» - Бургомистры общин и городов стали назначаться распоряжением министра внутренних дел, согласованными с местным отделением НСДАП. Жесткое государственное планирование позволило стране выйти из жестокого экономического кризиса, охватившего весь мир и приступить к развитию народного хозяйства и тяжелой промышленности. После долгих лет Веймарского позора для жителей Германии создалась иллюзия всеобщего благоденствия. Вот Фюрер уменьшает безработицу. Строит автодороги и даже сам делает первые взмахи лопатой. Налаживает производство дешевых автомобилей «Volkswagen». Следит за экологией в стране. Дает цель народу, в.т.ч. молодежи, сплачивает ее в такие организации, как «Гитлерюгенд». Законом от 1 декабря 1936 года «Гитлерюгенд» объявлялась единственной молодежной организацией в Германии и рассматривалась как составная часть НСДАП. Каждому вновь вступающему члену организации вручается нож с надписью «Blut und Ehre» (Кровь и честь). Создается «национал-социалистическая» живопись и архитектура. Выполняются планы, изложенные в «Mein kampf» по перестройке менталитата немцев - населению прививается мысль о «народном сообществе». Переводит экономику страны на выполнение 4-х летних планов. 27 февраля 1934 года выходит Закон «Об органическом построении германской экономики», согласно которому были созданы имперские хозяйственный группы по отдельным отраслям экономики. Одновременно с этим страна была поделена на территориальные хозяйственные округа во главе с окружными экономическими палатами. Производство и народное хозяйство страны было переведено на военные рельсы. Контроль за обеспечением страны стратегическим материалами был возложен на Германа Геринга. Он же возглавлял государственный промышленный мега-картель «Герман Геринг Верке».

    Вместо  профсоюзов 6 мая 1933 года создался так  называемый «немецкий трудовой фронт» (DAF). Членство в DAF было обязательным для рабочих и служащих по распоряжению Гитлера от 24 октября 1934 года. При этом DAF была отведена роль единственного выразителя интересов трудящихся, проводника идей классового мира и национал-социализма. Стачки и забастовки считались уголовными преступлениями. Честный труд - важнейшей обязанностью работника. Гитлер осуществил давнюю мечту трудового класса- сделал 1 мая праздником, «днем национального труда», который должен был продемонстрировать единство народа и государства. Идеологической основой фашистского государства занималось созданное в 1933 году имперское министерство народного просвещения и пропаганды, возглавляемое талантливым организатором и оратором Й. Геббельсом.

    Министерство труда следило за выполнением трудового законодательства. В процессе втягивания промышленности в гонку вооружений возникла потребность в интенсификации труда, более эффективного использования рабочей силы. В 1934 году был введен порядок принудительного набора рабочей силы и распределения ее по военным заводам. В 1938 году местные органы власти получили право привлекать население к принудительным работам даже в свободное от основной работы время. К 1939 году была введена всеобщая обязательная трудовая повинность. В условиях тотальной мобилизации в 1943 году принудительный труд был распространен на мужчин в возрасте от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 45 лет. Кучма В.В. История государства и права зарубежных стран с 519 Католическая церковь полностью поддержала нацистов. «Гитлер знает, как нужно управлять кораблем государства»- заявил прелат Каас, вернувшийся после аудиенции с папой Пием XI.

    В протоколах Госсбахского совещания  от 5 ноября 1937 г. излагается цель внешней  политики нацистов: «Целью германской политики должны быть безопасность, сохранение народной массы и ее умножение. Поэтому речь идет о проблеме пространства. Германская народная масса насчитывает более 85 млн. человек, которые по количеству людей и целостности пространства для расселения в Европе представляют собой крепкое расовое ядро, равного которому нельзя встретить ни в какой другой стране, вследствие чего, с другой стороны, оно имеет право на большее жизненное пространство, чем другие народы. Германское будущее может быть определено исключительно путем решения вопроса о пространстве. Решение германского вопроса будет достигнуто лишь на пути силы, который никогда не был рискованным».6

    Директива о реорганизации высшего руководства  вооруженных сил появилась 4 февраля 1938 г. А на следующий день газеты «третьего рейха» вышли с заголовком «Фюрер принимает верховное командование над всем вермахтом. Полная концентрация всей власти в руках фюрера».

    Существовавшие  еще с 30-х годов 20 века «охранные» и «штурмовые» отряды нацистской партии (СС и СА) были в 1939 году объединены вместе с Гестапо и криминальной полицией в Имперское главное управление безопасности (РХСА).

    Несмотря  на запрет в статьей 105 Конституции  создания Чрезвычайных судов, Законом  от 24 апреля 1934 года был учрежден «Народный  трибунал по вопросам государственной измены». В своих решениях трибунал не был связан законом и принимал решения, руководствуясь принципами «национального правосознания» и «идеологии национал-социализма». Вынесенные трибуналом приговоры обжалованию не подлежали. Еще с 1933 года действовали специальные суды, рассматривающие дела политического характера. В журнале «Немецкая юстиция» от 1 февраля 1938 года говорилось: «Судья сам творит законы. Он больше не подчинен букве закона. Он подчинен лишь одному - отдаваемым фюрером приказам. Независимость судов - в прошлом. Закон - орудие в руках фюрера. Он пользуется им во имя торжества национал-социализма».7

    20 апреля 1942 года рейхстаг утвердил  Гитлера в качестве верховного  властителя судов. Действующие  в первой половине войны военно-полевые суды были заменены военными трибуналами. В конце войны трибуналами ежедневно выносилось до 10 тысяч приговоров. На основе директивы Гитлера от 7 декабря 1941 года Фельдмаршалом Кейтелем был издан знаменитый приказ «Мрак и туман», касающийся политических преступлений, и который заключался в бесследном исчезновении обвиняемого, отсутствии сведений о его судьбе и местонахождении. В 1944 году вышел еще более суровая директива Гитлера относительно «Террора и саботажа» в Западной Европе.

    Таким образом, втеснив в общественное сознание (в том числе в юридическую теорию) свое антинаучное, иррационалистическое правопонимание, национал-социалисты одновременно поставили крест и на правосудии как таковом. Прежде всего они лишили судебную власть подобающей ей самостоятельности, независимости. Имперское министерство юстиции установило полный контроль за деятельностью судов, связанной с вынесением решений и приговоров. Фюрер присвоил себе прерогативы не только верховного судьи. Принцип «нет наказания без закона» был заменен постулатом «нет преступления без наказания». И это при том, что многие составы преступлений нарочито формулировались крайне расплывчато; таким образом открывался простор для произвола судей, в подавляющем своем большинстве раболепно служивших гитлеровскому режиму.

    Фашистские  идеологи выдвигали тезис, согласно которому преступное поведение, даже не подпадающее под признаки указанных  в законе преступлений, должно наказываться, коль скоро будет сочтено оно  «наказуемым в соответствии со здравым смыслом народа». Судьям предписывалось при принятии решений «в меньшей степени исходить из закона и в большей из принципиальной идеи, что правонарушитель должен быть удален из общества». Сокрушение нацистами правосудия явилось закономерным итогом порочности их идеологии и политики.

    Реализация  «фюрер-принципа» выражалась в том, что вождь, по сути, стал единоличным  творцом права. Нацистские правоведы держались такой позиции: вопрос о том, что является правом либо неправом, зависит исключительно от ответа (решения) фюрера, ибо он — единственный источник права германской нации. По их мнению, фюрер, вынося соответствующие решения относительно права, формулирует «народные законы жизни», которые не подчиняются каким-либо абстрактным правовым постулатам. «Все, что полезно народу, есть право; все, что ему вредит, — не право». Здесь отчетливо выражена еще одна характерная черта нацистской трактовки права — прямая постановка его на службу политической конъюнктуре, политической целесообразности.

    Глава 4. Политика денацификации.

    Проблемы  ликвидации нацизма, влияния нацистской идеологии, отмены законов Третьего рейха, удаления неноминальных нацистов с общественных должностей, из школ, университетов и т. д. в первые годы оккупации были самыми актуальными.8 В НСДАП к концу войны насчитывалось около 8,5 млн. членов, плюс в 61 ее «дочерней» и «примыкавшей» организации состояло примерно 10 млн. немцев.

    С декабря 1945 г. по октябрь 1946 г. были приняты  общие директивы реализации денацификации. В каждой зоне в дополнение к ним оккупационные власти издавали и свои инструкции проведения денацификации. В западных зонах денацификация была проведена гораздо более либеральными методами, чем в советской, что дает основания ряду авторов и сегодня писать о ней, как о «революции на бумаге», о ее «срыве» или даже о превращении ее в «фарс». Процедуру денацификации прошли миллионы немцев, аресту во всех трех зонах было подвергнуто около 245 тыс. человек, но 100 тыс. из них после проверки личных дел уже в 1947 г. вышли на свободу. И только 9 тыс. бывших активных нацистов были приговорены к тюремному заключению, обычно кратковременному. Это не вызывает большого удивления, ведь примерно 60 % судей и 76 % прокуроров в судах по денацификации западных зон сами были в прошлом членами НСДАП.

    К Нюрнбергским процессам против главных военных преступников многие немцы отнеслись с определенным пониманием, хотя при господствующих тогда голоде и нищете оставались довольно равнодушными к обнародованию нацистских зверств. Но когда началось осуждение сотен тысяч мелких и средних нацистов «комиссиями по денацификации», укомплектованными преимущественно немцами, это вызвало протест и непонимание. А осужденные этими «комиссиями» люди в большинстве своем считали, что с ними поступили несправедливо и отнюдь не становились благодаря этому демократами.

    Несправедливость  заключалась и в том, что тяжкие преступления стали рассматриваться  гораздо позднее мелких, а это  вело к тому, что более крупным  нацистам или удалось бежать (в  Испанию, Португалию, Латинскую Америку), или получить гораздо более мягкий приговор, чем осужденные ранее мелкие нацисты.

    Большую роль в деле денацификации и демократизации Германии должен был сыграть Нюрнбергский процесс над главными военными нацистскими  преступниками. Согласно договоренности в Потсдаме, государства — участники антигитлеровской коалиции подписали соглашение об учреждении Международного военного трибунала (МВТ) для суда над главными гитлеровскими военными преступниками. Местом проведения суда был избран город Нюрнберг.

    Суду  были преданы 24 оставшиеся в живых нацистских главаря. Согласно обвинительному заключению, им вменялось в вину совершение преступлений против мира путем подготовки и ведения агрессивных войн, военных преступлений и преступлений против человечности. По настоянию советских обвинителей на рассмотрение трибунала был вынесен вопрос о преступности таких организаций, как Третий рейх, как имперский кабинет (правительство), руководящий состав нацистской партии, СС, СА, СД, гестапо, генеральный штаб и верховное командование.

    Международный военный трибунал в Нюрнберге  признал преступными не только нацистских главарей, но и методы, которые использовались нацистами: применение рабского труда, злодеяния концлагерей. Трибунал приговорил к смертной казни через повешение 12 человек: Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Кальтенбруннера, Ро-зенберга, Франка, Фрика, Штрайхера, Заукеля, Йодля, Зейс-Инкварта и Бормана (заочно). 3 человека были приговорены к пожизненному заключению: Гесс, Функ и Редер. 2 подсудимых — Ширах и Шпе-ер — были приговорены к 20 годам; Нейрат — к 15 и Дёниц — к 10 годам тюремного заключения. Суд оправдал (несмотря на протесты советского судьи) главу рейхсбанка Шахта, видного нацистского дипломата фон Папена и ближайшего сотрудника Геббельса Фриче.

    Нюрнбергский  процесс был первым в истории международным судом над группой преступников, завладевших целым государством и сделавших самое государство орудием чудовищных преступлений. Это был первый в истории человечества суд над агрессорами, над военными преступниками. Он стал важным прецедентом международного права.

    Исследователи Нюрнберга отмечают, во-первых, что  суд был продиктован не столько  местью, сколько помыслами о политическом и нравственном здоровье немецкой нации, ибо через национальное покаяние суд способствовал и национальному примирению немцев. Зло было названо злом, и в Германии стали восстанавливаться разрушенные нацизмом критерии истины и лжи, добра и зла. Во-вторых, суд (как часть политики денацификации и демократизации) способствовал возвращению Германии в сферу европейских демократических традиций. В-третьих, при подготовке и проведении процесса возник ряд коллизий, которые вызвали споры как относительно правомочности четырех держав-победительниц устраивать такой суд, так и о справедливости его приговора.

Информация о работе Политико-правовая идеология национал-социализма