Политико-правовая идеология национал-социализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 04:23, реферат

Краткое описание

Вопреки ожиданиям, что с увеличением дистанции между окончанием Второй мировой войны и поколениями начала XXI в. интерес к теме фашизма будет снижаться, мы стали свидетелями противоположной тенденции. Фашизм как идеология (именно через фашизм проявлялся национал-социализм), как политическая система и социальная практика привлекает все возрастающее внимание исследователей. На эту тему написано много литературы.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Предпосылки возникновения и установления национал-социализма.
Глава 2. Идейное ядро национал-социалистической идеологии.
Глава 3. Правосознание, законодательство и полномочия органов власти.
Глава 4. Политика денацификации.
Заключение.

Файлы: 1 файл

реферат по иппу.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

    В структуре германской политической общности безоговорочно приоритетной ее частью идеологами фашизма признавалась их партия — Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (немецкая аббревиатура — НСДАП). Они считали ее объединением, собравшим под свои знамена элиту, лучших людей нации, которые в силу свойственных им качеств одни имеют исключительное право руководить страной. Подобными качествами не обязательно являются родовитость или знатность, богатство или образованность. К избранным принадлежат те, кто обладает энергией, способностью лучше других понять и воплотить требования «национального духа», кто готов идти на все ради достижения такой цели.

    Какие политико-идеологические установки  определяли конкретные особенности  положения национал-социалистической немецкой партии внутри германской политической общности? Во-первых, ориентация на устранение с социальной арены всех политических партий и общественных группировок, кроме самой фашистской партии и подчиненных ей организаций, т. е. установка на утверждение в Германии фашистской однопартийной политической системы. Во-вторых, курс на превращение фашистской партии в монопольного обладателя публично-властных прерогатив и в институт, осуществляющий монопольное идеологическое господство. В-третьих, линия на установление безраздельного контроля фашистской партии над государством и лишение последнего роли самостоятельного политического фактора.

    Диктат  нацистской партии над  государством предлагалось обеспечить с помощью ряда средств. В особенности упор делался на «унификацию» партии и государства. Точнее говоря, на срастание нацистской партии с государством и на осуществление этой партией полновластного руководства им. Конкретно под «унификацией» понималось проведение комплекса определенных практических мер. Укажем некоторые из них. Назначение на все мало-мальски заметные государственные посты исключительно членов нацистской партии. Принадлежность к ней — первая и важнейшая привилегия при занятии государственной должности. Сосредоточение на самом верху политической пирамиды государственной и центральной партийной власти в одних и тех же руках. Узаконение самим государством повсеместного партийного контроля над всеми государственными органами, их кадрами и деятельностью. Передача государственных функций органам нацистской партии. Слияние родственных, «однопрофильных» государственных и партийных формирований. Установление государственной платы (подобно жалованью чиновникам) партийным функционерам, которые занимаются собственно партийно-организационной и агитационно-разъяснительной работой.

    Одновременно  подчеркивалась также потребность и в сохранении немалого числа внешних, сугубо институциональных различий между партией и государством. Мнение об удержании названных различий базировалось на той посылке, что организационное, формальное несовпадение партии и государства соответствует глубокой исторической традиции (отход от которой принесет больше издержек, чем дивидендов) и является по прагматически-политическим мотивам целесообразным.

    Фашистско-партийному государству, по мысли его конструкторов, подлежало стать (и оно стало!) полной противоположностью демократически-правового  государства, которое они отвергали как противное природе германской нации установление. Что не устраивало их в этом типе государства? Отсутствие в нем режима личного господства и носителя принципов подлинной государственности. Вызывали неприязнь нормальное состояние общества в качестве предпосылки правового государства и легальность, якобы заменившая собой справедливость. Отталкивали парламентаризм и многопартийная система, плюрализм политических сил и их влияние на государство, равенство всех перед законом и судом.

    Идеалом же рисовалось государство, в котором  покончено с демократией, преодолены индивидуализм и раздробленность буржуазного общества. Такое государство должно было сложиться на расовой основе и структурироваться по сословиям, сотрудничающим во имя высших интересов нации. В нем нет места гражданам, там все — подданные, которые обязаны служить государству и исполнять его приказы. В этом государстве торжествует постулат: решения (веления) сверху вниз, ответственность снизу вверх.

    Шельмование концепции демократического правового государства, в котором приоритетными ценностями признаются личные свободы индивида, гарантии их осуществления, не помешало нацистским идеологам на свой лад воспользоваться категорией «правовое государство». Если Веймарская республика была, с их точки зрения, «формальным» правовым государством, то повергший эту республику национал-социалистический «третий рейх» возник как «материальное правовое государство». «Материальное», ибо опиралось не на право, толкуемое в легалистском смысле, а на право силы, вернее просто на физическую силу.

    В более расширенном и глубоком виде три основные идеи нацизма были изложены в программной книге  Адольфа Гитлера «Моя борьба»:

    Антимарксизм, антикоммунизм, антибольшевизм, неприятие  парламентской демократии;

    Идеализация нордической расы и «арийской» в  целом;

    Культ личности Адольфа Гитлера (однако, не как единоличного правителя), авторитет  которого поддерживался большинством немцев, принцип вождизма.

    Идеализация нордической расы и «арийской» в  целом, элементы демократического социализма и социал-демократии, которые, однако, не распространялись на «не арийцев», расизм (в том числе на «научном» уровне), антисемитизм, шовинизм, социальный дарвинизм, «расовая гигиена».

    В основе нацистского взгляда на мир  и общество лежало социал-дарвинистское понимание жизни отдельного человека, нации и человечества в целом как активной агрессии, биологической борьбы за существование. Побеждает, с точки зрения нациста, всегда сильнейший. Таков высший закон, объективная воля жизни и истории. Социальная гармония для фашистов заведомо невозможна, а война - высшее героическое и облагораживающее напряжение человеческих сил. Они вполне разделяли мысль, выраженную лидером итальянского художественного направления «футуристов» автором первого манифеста футуризма Филиппо Маринетти Томазо, ставшего позднее фашистом: «Да здравствует война - только она может очистить мир». Фашизм отрицал гуманизм и ценность человеческой личности. Ее следовало подчинить абсолютному, тотальному (всеобъемлющему) целому - нации, государству, партии. Итальянские фашисты заявляли, что признают индивида лишь постольку, «поскольку он совпадает с государством, представляющим универсальное сознание и волю человека в его историческом существовании». Программа германской нацистской партии провозглашала: «Общая польза превыше личной пользы». Гитлер часто подчеркивал, что в мире происходит переход «от ощущения „я" к ощущению „мы", от прав личности к верности долгу и ответственности перед обществом». Такое новое состояние он и называл «социализмом». В центре фашистской доктрины находился не человек, а коллектив - нация (у германских нацистов - «народное сообщество»). Нация - это «высшая личность», государство - «неизменное сознание и дух нации», а фашистское государство - «высшая и самая мощная форма личности», - писал Муссолини. При этом в различных теориях фашизма сущность и становление нации могли толковаться по-разному. Так, для итальянских фашистов определяющими моментами были не этническая природа, расовая принадлежность или общая история, а «единое сознание и общая воля», носителем которых и было национальное государство. «Для фашиста все в государстве, и ничто человеческое и духовное не существует и тем более не имеет ценности вне государства, - учил „дуче". - В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство как синтез и единство всех ценностей истолковывает и развивает всю народную жизнь, а также усиливает ее ритм». Немецкие нацисты исповедовали иной, биологический взгляд на нацию - так называемую «расовую теорию». Они полагали, что в природе существует «железный закон» пагубности смешения живых видов. Смешение («метизация») приводит к деградации и мешает образованию высших форм жизни. В ходе борьбы за существование и естественного отбора более слабые, «расово неполноценные» существа должны погибнуть, считали нацисты. Это, по их мнению, соответствовало «стремлению природы» к развитию вида и «улучшению породы». В противном случае слабое большинство вытеснило бы сильное меньшинство. Вот почему природа должна быть сурова к слабым.

    «Наше государство будет систематически заботиться о сохранении чистоты  расы. Оно объявит ребенка самым  ценным достоянием народа. Оно позаботится  о том, чтобы потомство производили  только люди здоровые. Позором будет  считаться только - производить детей, если родители больны. Величайшей честью будет считаться, если родители откажутся производить детей, будучи недостаточно здоровыми. С другой стороны, предосудительным будет считаться не рожать детей, если родители здоровы, ибо - государству нужно здоровое потомство. Государство будет выступать в роли защитника тысячелетнего будущего, и перед волей государства должны будут склониться желания отдельных граждан. Государство даст возможность населению воспользоваться всеми действительно великими изобретениями и медициной.»3-писал Адольф Гитлер. Далее предусматривался «духовный» подъем германской нации- но уже в более отдаленном будущем, лет примерно через 600. Этот своеобразный дарвинизм нацисты переносили на человеческое общество, считая расы естественными биологическими видами. «Единственной причиной вымирания культур было смешение крови и, как следствие, снижение уровня развития расы. Ибо люди гибнут не в результате проигранных войн, а в результате ослабления силы сопротивления, присущей только чистой крови», - утверждал Гитлер в своей книге Моя борьба. Отсюда следовал вывод о необходимости «расовой гигиены», «очистки» и «возрождения» германской «арийской расы» с помощью «народного сообщества людей немецкой крови и немецкого духа в сильном, свободном государстве». Другие «неполноценные» расы подлежали подчинению или уничтожению. Особенно «вредными», с точки зрения нацистов, были народы, живущие в разных странах и не имеющие собственного государства. Многие поверили в «расовое ученье», и всерьез стали считать себя высшей расой.

    На  основе «концепции расовой гигиены» осуществлялась захватническая политика нацистов, выполнялись различные  проекты очищения немецкой расы, например «Программа умерщвления Т-4».

    Уже в 1935 г. был издан закон «Об  имперском гражданстве». В нем (п.2) прямо говорилось, что гражданином рейха может быть лишь тот германский подданный, у кого в жилах течет «немецкая или родственная кровь». К родственным расам германские «расоведы» относили, например, фельскую расу, более «низкую», чем арийская, но давшую тем не менее немцам таких государственных деятелей, как Бисмарк или Гинденбург. И уже в первом, изданном два месяца спустя, Указе на основе закона было зафиксировано: «Еврей не может быть гражданином Рейха. Ему не положено иметь право голоса в политических вопросах, он не может занимать административный пост…»4. В законе «О восстановлении профессионального статуса чиновничества» от 27 сентября 1933 года говорилось, что «все нечистокровные чиновники, служащие и рабочие в пределах рейха подлежат увольнению». Поначалу делались исключения для участников первой мировой войны, инвалидов и сирот, но вскоре закон заработал в полную силу. Чисто символическую роль играл закон «О запрещении евреям вывешивать флаг со свастикой». Но указ «О запрете смешанных браков» имел более значительные последствия - категорически запрещались браки между арийцами и евреями, между «евреями на одну четверть» и евреями, запрещались внебрачные связи между арийцами и неарийцами. В п. 11 Указа оговаривалось, что за преступления, выражающиеся в «расовом позоре» ответственен мужчина. Ответственность выражалась в заключении в концлагерь, либо казнь. Ближе ко второй мировой указы посыпались один за другим. Евреям запрещалось посещать концерты, спектакли. Указом 1938 г. евреям запрещалось носить нееврейские имена и фамилии, с 1939 года- заниматься ремеслом. И все это венчал «Указ о желтой звезде».

    И в этой расовой политике, направленной на создание мощного государства  сверхличностей. Гитлер был последователен до конца - до последней минуты существования национал-социализма проводилось уничтожение миллионов евреев и сотен тысяч цыган, до апреля 1945 года продолжали функционировать пресловутые Liebensborn- «фонтаны жизни».

    «Фюрер-принцип», также входит в ядро фашистской идеологии. Согласно нему, руководство государством должно было осуществляться (либо уже осуществлялось) исключительно вождем (фюрером) — Гитлером. Это – постулат о необходимости именно такого политического руководства государством, движением, народом.

    Ее  приверженцы видят в вождизме (Гитлер — олицетворение верховного вождя) естественное следствие и завершение иерархического построения всякой расовой социально-политической общности. Для них вождизм — наилучшая форма организации власти, упорядочения властных отношений. Вождистская система предполагает на каждой ступени партийной и государственной иерархии соответствующего назначенного чиновника — начальника, который самолично и правильно решает все, отнесенное к его компетенции. Свою власть он получает от вышестоящего начальствующего лица, от него полностью зависит и непосредственно перед ним отвечает. Никакие представительные учреждения, тем более «низы», не могут вмешиваться в прерогативы и деятельность начальствующих лиц (т. е. «фюреров» разных рангов).

    На  вершине всей иерархической пирамиды стоит одна фигура — фюрер, вождь. По фашистским понятиям, фюрер уникален, он лучший из лучших: он самый одаренный и доблестный из всех своих современников. В нем воплощаются судьбы народа. В его руках сходятся нити организации иерархического государства и единства жизни нации. Фюрер неприкасаем, стоит выше всякой критики. То, что он говорит, — всегда истинно, ему неведомы ошибки, заблуждения, и он всегда неизменно прав. Вождь фактически обожествлен. «Фюрер-принцип» выступает синонимом безудержного культа вождя.

    Фюрер персонифицирует волю народа, точно  выражает его расовый дух. Поэтому авторитет его непререкаем, власть безгранична. Она носит по преимуществу (в плане обоснования) мистический и личностный характер. Вождь — харизматический лидер. Беспрекословное выполнение приказов фюрера или приказов подчиненной ему касты фюреров меньшего калибра и есть осуществление чаяний народа. Между фюрером и народом нет (и быть не может) каких-либо посредников. Вождь и народ едины. Никакие представительные учреждения не в состоянии выражать общенародные интересы. На это способен только фюрер. Посему никто не должен хоть в малейшей степени ограничивать его власть, его служение идее народа.

Информация о работе Политико-правовая идеология национал-социализма