Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 04:23, реферат
Вопреки ожиданиям, что с увеличением дистанции между окончанием Второй мировой войны и поколениями начала XXI в. интерес к теме фашизма будет снижаться, мы стали свидетелями противоположной тенденции. Фашизм как идеология (именно через фашизм проявлялся национал-социализм), как политическая система и социальная практика привлекает все возрастающее внимание исследователей. На эту тему написано много литературы.
Введение.
Глава 1. Предпосылки возникновения и установления национал-социализма.
Глава 2. Идейное ядро национал-социалистической идеологии.
Глава 3. Правосознание, законодательство и полномочия органов власти.
Глава 4. Политика денацификации.
Заключение.
Субстратом
государственности выступает «
Зиждется она на нескольких посылках. Во-первых, на махрово расистском убеждении, что немецкий народ есть общность людей, объединенных главным образом одной кровью. Постоянство, неизменность этой крови обеспечивает континуитет и вечность немецкого народа. Сохранение биологической чистоты крови («арийской», «нордической» и т. п.) составляет едва ли не наивысшую национальную цель. Во-вторых, на признании «закона целого», согласно которому «народная общность» как органическое целое не просто большая по своим внешним размерам величина, но и величина бесконечно более важная, чем сами по себе составляющие ее члены; они значимы лишь как неотъемлемые частички этого громадного целого. В-третьих, на представлении о монолитности немецкого народа, притом не только расово-биологической, но также политической, правовой, мировоззренческой.
Наряду с «фюрер-принципом» категория «народ», подвергнутая нацистской обработке, предназначалась для искоренения теории и практики демократического правового государства. С ее помощью старались, в частности, опрокинуть один из устоев либерализма: взгляд на свободного независимого индивида как на ценность приоритетную в нормальном государственно-организованном обществе. Нацистское кредо было радикально иным, прямо противоположным: «Ты — ничто, твой народ —все!»
Народ становился неким боготворимым сверх-Я, инстанцией, которая определяет человеческое существование вообще, детерминирует все деяния людей. Дабы покончить со свободной автономной личностью, растворить гражданина в безликой унифицированной массе «народной общности», пропагандировалось то мнение, что отдельно взятый человек принадлежит в первую очередь не самому себе, а своему народу, ибо от него он получает жизнь и место в социальной жизни. Распространяя столь превратное мнение, нацистская пропаганда создавала миф об устранении в «третьем рейхе» дифференциации «народной общности» на гражданское общество и государство, об отсутствии при нацистском строе противостояния личности государству.
Индивид, заключенный в железные тиски «народной общности», лишен пространства своей автономной жизнедеятельности, гарантированного от произвольного вторжения партии и государства. Такое пространство исчезло, как исчез и свободный гражданин. Его заменил преданный член «народной общности», совершенно всем ей обязанный и полностью ей подчиненный. Он существует ради нее. Его ничуть не заботит защита и реализация собственных прав и свобод. Он озадачен лишь тем, чтобы содействовать сохранению и преуспеванию народа как целостности.
Согласно нацистскому канону, истинный немец, «народный товарищ», повязан непреходящей ответственностью перед германской нацией. Ответственность эта выражается в самых разных формах, и от нее он никак не может уклониться, ибо по природе своей — вечный должник «народной общности», государства. Зато государство ничего не должно ему; перед ним и ему подобными оно никакой ответственности не несет.
Глава 3. Правосознание, законодательство и полномочия органов власти.
С
проникновением нацистских идей в германскую
юриспруденцию она стала
Своей собственной логически цельной теоретико-правовой системы германский фашизм не создал. Термин «право», конечно, употреблялся. Но в качественно ином, нежели ранее, смысле. Антиюридизм нацистских правоведов выражал себя по-всякому. В частности, через отрицание ими «нормативной юриспруденции», правового позитивизма как учения сугубо формалистического, наднационального, игнорирующего «материальные» слагаемые права: «справедливость», «народность» и др. Под сурдинку неприятия правового позитивизма вообще отвергались понятия «личность», «субъект права», «правовое достояние», «интерес», «правомерность», «правоспособность». Субъективное право в новую эпоху (т. е. при нацистском режиме) объявляется вообще несуществующим. Его нет, поскольку немцы, «народные товарищи», имеют лишь обязанности, которые во сто крат важнее каких-либо правомочий.
На базе такого нигилизма ничего сколько-нибудь стоящего, конструктивного в области науки права сделать нельзя. Оттого и набор высказываний нацистских деятелей о праве почти целиком состоит из пустых формул и банальностей, чей юридико-содержательный смысл почти невозможно уловить. Немногое можно узнать о своеобразии правопонимания тех, например, кто усматривает сущность и задачи права в согласии чувств и воли всех «товарищей по праву», кто квалифицирует право в качестве внешней оболочки, способной иметь какое угодно внутреннее наполнение, кто оценивает римское право как холодное и индивидуалистическое и кто фактически не идет дальше приведенных и аналогичных им нелепостей.
В
чем же все-таки заключается специфика
национал-социалистического
Провозглашенная нацистами максима: право есть продукт расы, и потому им могут обладать, быть его носителями только субъекты, по крови принадлежащие к этой расе, нации, «народной общности», — логически обосновывала тезис, весьма близкий ей по сути. Этот тезис гласил: полноценными субъектами расово-народного права (а иного «третий рейх» не признавал) выступают лишь члены «народной общности», «народные товарищи». Отбрасывалось и предавалось забвению универсальное, всеобщее правовое равенство. Взамен него насаждалось особенное, «расовое» («народное») равенство, из-за которого за пределами правового общения оказывались значительные группы граждан «неарийской» крови.
Тем
не менее, дабы реализовывать фашистскую
идеологию расового неравенства, военной
экспансии, классовой гармонии, вождизма
и всевластия государственной машины,
создавались нормативно-
Основной
закон страны - Веймарская конституция
1919 г. действовал весь период существования
фашистской диктатуры. Руководство
рейха вполне устраивали заложенные
в ней принципы, такие, как строгая
регламентация сферы
Несмотря
на предоставленные гражданам
Чрезвычайный декрет Парламента от 4 февраля 1933 года предоставил полиции право на запрет любых собраний и демонстраций. Этим же декретом санкционировался неограниченный террор в отношении всех неугодных государству организаций и отдельных лиц. Президентский декрет Гинденбурга «В защиту народа и государства» от 28 февраля 1933 года полностью отменял свободу личности, слова, печати, митингов и демонстраций, тайну переписки, неприкосновенность жилища, допускал производство обысков и конфискаций, ограничение права собственности. Основная цель декрета- введение в стране постоянно действующего чрезвычайного положения, недопущение инакомыслия. Большое применение имел Указ президента от 21 марта 1933 года «О защите правительства национального возрождения от коварных посягательств»: «П.1. Кто умышленно будет высказывать или распространять не отвечающие или грубо искажающие действительность суждения, могущие причинить тяжелый ущерб империи или отдельным германским землям, или авторитету правительства империи, или отдельных Земель, или правящей партии, наказываются, если деяние не подлежит более строгому наказанию по другим законам, тюрьмой до 2-х лет. Если же суждения высказывались или распространялись публично, то тюрьмою не менее 3 месяцев. П.2. Если деяния причинило тяжелый ущерб для империи, может быть назначена каторга». Он фактически отменял все демократические права и свободы, санкционировал нацистский террор и репрессивные методы фашистского правительства. Около 10 тысяч человек было арестовано, в стране была создана сеть концлагерей.
Первым шагом к ликвидации многопартийной системы являлся запрет КПГ. Поводом для запрещения служил факт поджога рейхстага. 27 февраля 1933 г. 23 июня 1933 года была объявлена вне закона СДПГ. А 14 июля 1934 года вышел закон, запрещающий создание новых партий: «1. В Германии существует в качестве единственной политической партии Национал-социалистическая независимая рабочая партия. 2. Если кто-либо будет принимать меры к поддержанию организационной структуры какой-либо другой политической партии или созданию новой политической партии, тот наказывается - смирительным домом до 3 лет или тюрьмой от 6 месяцев до 3 лет.» В результате в стране осталась единственная партия - НСДАП. В апреле 1933 г. по инициативе Геринга создана тайная имперская полиция ГЕСТАПО, сыгравшая значительную роль в становлении и укреплении фашистской диктатуры.
1
декабря 1933 года был издан закон
«Об обеспечении единства
Информация о работе Политико-правовая идеология национал-социализма