Политико-правовая идеология национал-социализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 04:23, реферат

Краткое описание

Вопреки ожиданиям, что с увеличением дистанции между окончанием Второй мировой войны и поколениями начала XXI в. интерес к теме фашизма будет снижаться, мы стали свидетелями противоположной тенденции. Фашизм как идеология (именно через фашизм проявлялся национал-социализм), как политическая система и социальная практика привлекает все возрастающее внимание исследователей. На эту тему написано много литературы.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Предпосылки возникновения и установления национал-социализма.
Глава 2. Идейное ядро национал-социалистической идеологии.
Глава 3. Правосознание, законодательство и полномочия органов власти.
Глава 4. Политика денацификации.
Заключение.

Файлы: 1 файл

реферат по иппу.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

    Содержание.

    Введение.

    Глава 1. Предпосылки возникновения и  установления национал-социализма.

    Глава 2. Идейное ядро национал-социалистической идеологии.

    Глава 3. Правосознание, законодательство и  полномочия органов власти.

    Глава 4. Политика денацификации.

    Заключение. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                Потребность отыскивать причины вложена в  душу человека.

                Л.Н. Толстой

    Введение.

    Вопреки ожиданиям, что с увеличением  дистанции между окончанием Второй мировой войны и поколениями  начала XXI в. интерес к теме фашизма  будет снижаться, мы стали свидетелями противоположной тенденции. Фашизм как идеология (именно через фашизм проявлялся национал-социализм), как политическая система и социальная практика привлекает все возрастающее внимание исследователей. На эту тему написано много литературы.

    Очевидно, причина такого странного явления  не может таиться только в историческом интересе к прошлому. По-видимому, есть социальные и политические причины, коренящиеся в сложных условиях современности и питающие этот интерес.

    Постараемся выделить основные из них:

    Во-первых, еще живы люди, которые были современниками и участниками роковых событий; война вторглась в судьбу каждого  из них, оставила в ней глубокий след. Любое более или менее серьезное  исследование фашизма эти люди воспринимают как своеобразное осмысление их жизни, борьбы и страданий.

    Во-вторых, в разных точках на планете периодически возникают военно-полицейские режимы, охотно заимствующие методы и формы  политической борьбы из арсенала фашизма. Эти режимы тоже подпитывают интерес  к феномену, называемому «фашизм».

    В-третьих, сложная социальная обстановка в  современной России (и не только), время от времени усиливающееся  межнациональное напряжение, а как  следствие порождение новых форм фашизма (например, неофашизм) также заставляют нас обратить внимание на опыт борьбы с ним.

    И, наконец, любые попытки интерпретировать культурные ценности, выявлять сложную  траекторию развития культуры и цивилизации  снова и снова возвращают нас  к теме фашизма как потенциальной  угрозе их уничтожения, если его предпосылки не будут изжиты окончательно и навсегда.

    Глава 1. Предпосылки возникновения  и установления национал-социализма.

    В начале 20-х гг. прошлого столетия в Германии, потерпевшей поражение в Первой мировой войне, обремененной множеством экономических и социальных трудностей, политических и идеологических конфликтов, возникло национал-социалистическое движение. Оно явилось своеобразным выражением того глубокого общественного кризиса, который охватил в ту пору одну из крупнейших стран Европы. Национал-социалистическое движение выступило с собственной программой преодоления трудного кризиса и развернуло борьбу за переустройство Германии на принципах национал-социализма.

    С 1933 по 1945 г. немецкие национал-социалисты стояли у власти, непосредственно  внедряя в государственно-правовую практику, в науку о государстве и праве исповедуемые ими принципы. Последние появились, конечно, не на пустом месте. Для них сложились известные социально-исторические предпосылки, уже имелся определенный идейный фундамент.

    Экономические неурядицы, имевшие место в Германии 20-х — начала 30-х гг., дряблость тогдашних государственных структур, ожесточавшиеся политические конфликты и идеологические противоборства — все подобного рода вещи, вместе взятые, порождали в массовом мировосприятии ощущение наступившей смуты, крайне дискомфортное ощущение зыбкости социального бытия. Неудивительно, что в общественных настроениях возобладали апатия, раздражение, тревога. Наиболее глубоким и общим становилось стремление к спокойствию, устойчивому порядку.

    Неодинаковыми виделись экономическая стабильность, авторитетное и твердое политическое руководство, гарантии от общественных потрясений в разных группах германского  общества. Однако у многих стремление к спокойствию, устойчивости и порядку  трансформировалось в требование создать «сильное государство», избавленное от таких «пороков», как «демократизм», «парламентаризм», «плюрализм» и т. п.

    Тоску по «сильному государству», по всемогущей единой централизованной власти, способной достойно обеспечить «высшие интересы нации», подогревала интенсивно культивируемая реакционными деятелями, национал-социалистической пропагандой неприязнь к Веймарской системе. Исторически случилось так, что первая немецкая республика родилась в результате военного поражения Германии. В сознании большинства населения страны она так или иначе идентифицировалась с этим поражением и тем самым с нею связывались все негативные последствия войны. Потому республиканско-демократическое устройство, которое закрепляла Конституция Германии 1919 г., очень многие считали вынужденной, навязанной крайне неблагоприятными обстоятельствами формой политического устройства, со временем подлежащей демонтажу.

    Особое  раздражение и протесты вызывал  тот факт, проистекавший из итогов Первой мировой войны, что оказались оскорбленными и униженными величие и честь Германии. Веймарский режим клеймился как «преступно бездеятельный», ничего существенного не предпринимающий для национального самоутверждения немцев, для возрождения «великой Германии».1

    Эрих  Фромм в своем труде, «Бегство от свободы», так рассматривает ключевые факторы установления национал-социалистической идеологии:

    «Нацизм — это психологическая проблема, но сами психологические факторы  могут быть поняты лишь при учете  их формирования под воздействием факторов социально-политических и экономических. Нацизм — это экономическая и политическая проблема, но без учета психологических факторов невозможно понять, каким образом он приобрел власть над целым народом».

    «Почему же нацистская идеология оказалась  столь привлекательной для низов среднего класса? Ответ на этот вопрос необходимо искать в социальном характере этой группы населения. Ее социальный характер заметно отличается от социального характера рабочего класса, верхов среднего класса и высших классов, в том числе аристократии. В сущности, некоторые черты, характерные для этой части среднего класса, видны на протяжении всей истории: любовь к сильному и ненависть к слабому, ограниченность, враждебность, скупость — в чувствах, как и в деньгах, — и особенно аскетизм. Эти люди всегда отличались узостью взглядов, подозрительностью и ненавистью к незнакомцу, а знакомый всегда вызывал у них завистливое любопытство, причем зависть всегда рационализировалась как презрительное негодование; вся их жизнь была основана на скудости — не только в экономическом, но и в психологическом смысле.»2

    Заметное  место в тогдашнем массовом мировосприятии занимали надежды на установление «справедливости», упования на «справедливую социальную политику». Понималось, правда, «справедливое» весьма различно. Разорившиеся рантье, например, желали возвращения былого богатства, поглощенного пучиной инфляции. Ремесленники и мелкие торговцы со «справедливостью» связывали защиту от банков, трестов, универмагов, разорившиеся крестьяне — дешевые кредиты, протекционистские пошлины и высокие цены на сельскохозяйственные продукты. Для бывших буржуа, ставших рабочими, «справедливым» являлось бы возвращение к их прежнему социальному статусу. Для бывших военнослужащих — повышение пенсий и проч. Ущемленные жизнью люди жаждали благодетеля, который бы принес им «справедливость», т. е. заботливо опекал их, оберегал от ударов судьбы, не давал в обиду. Спекулируя на жажде такой «справедливости», обещая ее, национал-социалистические, фашистские демагоги заработали изрядный политический капитал — доверие миллионов и миллионов немцев.

    Его они сумели обрести, в частности, путем настойчивого внедрения в  общественное сознание духовных ценностей, которые страшно понижали политико-правовую культуру, нравственный и интеллектуальный уровень немецкого народа. У этих ценностей были свои соответствующие истоки. Остановимся на трех из них. Первый — немецкий национализм. Он включал в себя как признание этнического (охотнее и чаще даже расового, т. е. прежде всего биологического) начала решающим фактором общественно-исторического процесса, так и идею (а равно чувство) превосходства немецкой нации над остальными нациями, народами. Этот национализм был насквозь пропитан антисемитизмом. Концепцию исконного неравенства рас, их деления на «полноценные» и «неполноценные», идею борьбы «благородных» рас против «неполноценных» как содержания всемирной истории первым соединил с «германством» Хьюстон С. Чемберлен (1855-1927).

    Второй  идеологический источник немецкого  национал-социализма — вся доморощенная доктрина национального социализма. В 1919 г. вышла в свет книга Освальда Шпенглера (1880—1936) «Пруссачество и социализм». Шпенглер утверждал: «Старопрусский дух и социалистический образ мыслей, ненавидящие сегодня друг друга братской ненавистью, есть фактически одно и то же».

    Отличительная черта немецкого, «прусского социализма» — торжество принципа чиновничества, согласно которому буквально каждый член немецкой народной общности независимо от рода его занятий обретает и реализует статус чиновника, находящегося на службе у государства; частнособственнический уклад жизни остается неколебимым, но производство и обращение организуются посредством государства. В нем царит порядок, базирующийся на казарменной дисциплине и строгой иерархической субординации.

    Непосредственно сами идеологи германского фашизма  менее всего рисуют немецкий социализм  как антикапиталистический строй, как антипод мира частнособственнических отношений. Для них приемлемы  предпринимательство и конкуренция, всякий капитал, любая (хоть трижды частная) собственность, если они производительны, «работают» на нацию. Обличаются (да и то скорее всего лицемерно, напоказ) спекуляция и т. п., жертвами которых могут быть в равной мере и люди наемного труда, и работодатели. Цель немецкого социализма — ликвидация классовой борьбы, воцарение согласия между Капиталом и Трудом. Чтобы его достичь, надо всего лишь устранить отдельные дефекты в наличной экономической системе и искоренить в умах рабочих классовое мировоззрение, марксизм.

    Третий  идеологический источник национал-социалистических воззрений — традиция антилиберализма, издавна бытовавшая в Германии. Либеральное направление в политике и идейной жизни подвергалось там беспрерывным нападкам на протяжении всего XIX в. Сначала они шли со стороны феодальных критиков капитализма, затем их продолжили представители правоконсервативных кругов германской буржуазии. Им было неугодно превращение верноподданного обывателя в самостоятельную личность, которая обладает всеми необходимыми правами и свободамц и потому уже более не является послушной марионеткой в руках всевластного государства. Для них свободная личность, к тому же имеющая надежные законные гарантии своей свободы, являлась подлинным бедствием Германии.

    Сильной была и традиция осуждения марксизма, возникшая в Германии во второй половине XIX в. Ярость его противников, в особенности националистически ориентированных, провоцировалась, с одной стороны, интернационалистской окраской марксизма, а с другой — еврейским происхождением его творца.

    Глава 2. Идейное ядро национал-социалистической идеологии.

    «Мыслительный материал», пошедший на постройку национал-социалистической (немецко-фашистской) идеологии, вобрал в себя самые худшие (с точки зрения общечеловеческих ценностей) продукты в истории немецкой (впрочем, не одной только немецкой) духовной культуры. Никакие средства не были низкими, никакие приемы не были предосудительными для тех, кто добывал и компоновал такой материал. Опираясь на него, национал-социалисты развивали свои представления о политике, господстве, государстве и т. д.

    Идейное ядро этих национал-социалистических представлений — проект тоталитарной политической власти. Основное его содержание составляют следующие утверждения. Тоталитарная политическая власть есть то единственное организационное устройство, которое одно интегрирует всю нацию в сплоченную целостность, наводит в ней порядок и полно представляет все ее интересы. Данная власть есть институциональная система, которая берет под свой абсолютный и непререкаемый идеологический, политический (а по возможности и экономический) контроль как все общество в целом, так и важнейшие сферы его жизнедеятельности.

    В системе тоталитарной политической власти государству отводилось отнюдь не центральное, а куда более скромное место. По убеждению национал-социалистов, государство должно быть лишь одним из элементов (но вовсе не главным) германской политической общности. Она имеет тройственное членение. Ее образуют: 1) «движение» (т. е. национал-социалистическая немецкая рабочая партия); 2) «государство» (собственно государственный аппарат); 3) «народ» (т. е. немцы, сорганизованные в различные непартийные и негосударственные объединения).

Информация о работе Политико-правовая идеология национал-социализма