Политика расходов и доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 09:35, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть сущность государственных займов как инструмента привлечения инвестиция в Российскую экономику, выявить тенденции привлекательности для инвесторов, а также проанализировать динамику структуры государственного долга Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

редактировать.docx

— 65.45 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственные заимствования осуществляются с  помощью выпуска государственных  ценных бумаг, которые в свою очередь  являются выгодным вложением свободных  средств. В силу своей специфики  они выгодно отличаются повышенной надежностью, так как эмитированы  государством в лице его уполномоченных органов, доходностью, а также ликвидностью, т.е. способностью беспрепятственно обращаться на официальном рынке ценных бумаг. Важнейшим источником развития экономики  и преодоления инвестиционного  кризиса России должно стать становление  рынка ценных бумаг, истинное предназначение которого заключается не только в  покрытии бюджетного дефицита, перераспределении  собственности и получении спекулятивной  прибыли, а также в стимулировании инвестиций в различные сферы  экономики. С 1992 года в России проводится активная политика по привлечению необходимых  кредитных ресурсов посредством  эмиссии государственных ценных бумаг. Растут не только объемы эмиссии, но и спектр видов государственных  долговых обязательств в соответствии с потребностью устойчивости финансового  рынка. Важной задачей, стоящей перед  Министерством финансов России, является использование накопленного опыта  по организации рынка государственных  ценных бумаг для реализации стратегической линии - увеличения сроков заимствования.

Предмет исследования данной работы – отношения  связанные с процессом государственных  заимствований Российской Федерации.

Цель  данной работы – рассмотреть сущность государственных займов как инструмента  привлечения инвестиция в Российскую экономику, выявить тенденции привлекательности  для инвесторов, а также проанализировать динамику структуры государственного долга Российской Федерации.

Задачами  данной работы являются следующие: рассмотрение сущности государственных заимствований, роли и значения государственных  заимствований Российской Федерации, а также предложение рекомендаций по поводу государственных займов Российской Федерации.

В ходе работы были использованы следующие источники  информационной базы: учебники отечественных  и зарубежных авторов, статистические материалы государственных органов  и периодические издания.

С учетом специфики данной темы структура  работы позволяет последовательно  осветить в первой части теоретический  аспект государственных займов РФ, во второй – анализ государственных  займов РФ, в третьей части –  рекомендации и предложения по поводу государственных займов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и классификация государственного заимствования

Государственные займы -- это денежные ресурсы, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета  от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных  финансовых организаций на основании  заключаемых договоров, по которым  возникают долговые обязательства  РФ, субъекта РФ, как заемщиков или  га рантов.

Ежегодно разрабатываются и  утверждаются программы государственных  внутренних и внешних заимствований  РФ и предоставляемых РФ государственных  кредитов, отражающие перечень данных заимствований федерального бюджета  на очередной финансовый год с  указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу  до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году.

В программе государственных внешних  заимствований РФ отдельно предусматриваются  все займы и государственные  гарантии, величина которых превышает  сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа. Правительство РФ имеет право на осуществление  внешних заимствований, не включенных в программу государственных  внешних заимствований РФ.

Программы государственных внутренних заимствований РФ, представляют собой  перечень внутренних заимствований  РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований на очередной финансовый год по фор мам и видам заимствований, общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета. В программы  включаются соглашения о займах, заключенные  в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу.

  • 1.1.  Виды и классификация государственных  займов РФ

  •  

    Государственные займы можно классифицировать по целому ряду признаков, в том числе: эмитентам, технологии эмиссии, валюте, срокам погашения, форме выплаты  дохода, видам кредиторов, способу  обращения, форме выпуска, способу  погашения и др. Различаются следующие  виды государственных займов1:

    1) по  эмитентам:

    • федеральные – займы, осуществляемые от имени Российской Федерации, т.е. займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации;
    • субфедеральные – займы, осуществляемые от имени субъекта РФ, т.е. займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ;
    • муниципальные – займы, осуществляемые от имени муниципального образования, т.е. займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования;

    2) по  технологии эмиссии:

    • облигационные – займы, которые сопровождаются эмиссией ценных бумаг, в основном облигаций;
    • безоблигационные – займы, оформляемые подписанием кредитных соглашений и договоров;

    3) по  валюте займа:

    • внутренние – займы, осуществляемые в валюте РФ;
    • внешние – займы, осуществляемые в иностранной валюте;

    4) по  срокам погашения:

    • краткосрочные – займы со сроком погашения до 1 года;
    • среднесрочные – займы со сроком погашения от 1 до 5 лет;
    • долгосрочные – займы со сроком погашения свыше 5 лет (в РФ максимальный срок заимствований по федеральным и региональным займам составляет 30 лет, по муниципальным займам – 10 лет);

    5) по  форме выплаты дохода:

    • процентные – займы, доход по которым начисляется в виде процентов к номиналу и выплачивается один, два или четыре раза в год, как правило, на основе купонов;
    • выигрышные – займы, по которым доход выплачивается на основе результатов тиражей выигрышей;
    • дисконтные займы (займы с нулевым купоном) – займы, которые продаются со скидкой с номиналом, а погашаются по номиналу;

    6) по  видам кредиторов:

    • займы, размещаемые среди юридических лиц;
    • займы, размещаемые среди физических лиц;
    • универсальные займы (распространяются как среди юридических, так и среди физических лиц);

    7) по  способу обращения на рынке:

    • рыночные – займы, которые свободно обращаются на рынке ценных бумаг, т.е. могут перепродаваться инвесторами;
    • нерыночные – займы, которые не подлежат обращению на рынке, т.е. не могут свободно перепродаваться;

    8) по  форме выпуска (по материальному  носителю):

    • займы в документарной форме;
    • займы в бездокументарной форме (в виде записей на счетах);

    9) по  способу погашения задолженности:

    • займы, погашаемые единовременно;
    • займы, погашаемые частями.

    Существуют  и иные критерии классификации государственных  займов, например, по возможности изменения  уровня доходности, по обязанности  заёмщика соблюдать сроки погашения  займа, по целевому характеру и т.д.

    Рассмотрим  более подробно государственные  внутренние и внешние заимствования.

    Право осуществления  государственных внешних заимствований  РФ и субъектов РФ и заключения договоров о предоставлении государственных  гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения  внешних кредитов принадлежит РФ, субъекту РФ. От имени РФ внешние  заимствования осуществляет правительство  РФ, от имени субъекта РФ – правительство  субъекта РФ. Право осуществлять государственные  внешние заимствования в соответствии с законодательством РФ имеют  субъекты РФ, бюджеты которых не получают финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности2.

    Предельный  объем государственных внешних  заимствований РФ установлен на уровне годового объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Правительство РФ осуществляет внешние заимствования в объеме сверх установленного федеральным  законом о федеральном бюджете  предельного объема, если оно осуществляет реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в  рамках установленного предельного  объема государственного внешнего долга.

    От имени  РФ право осуществления государственных  внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам  для привлечения кредитов принадлежит  Правительству РФ. От имени субъекта РФ такое право принадлежит уполномоченному  органу исполнительной власти субъекта РФ. От имени муниципального образования  это право реализует уполномоченный орган местного самоуправления.

    Правительство РФ осуществляет внутренние и внешние  заимствования с превышением  установленного федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год предельного объема государственного внутреннего и  внешнего долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом  объема долга.

    Государственные внутренние и внешние заимствования  осуществляются в соответствии с  программами, утверждаемыми на очередной  финансовый год.

    Ежегодно  разрабатываются и утверждаются программы государственных внешних  заимствований РФ и представляемых РФ государственных кредитов, отражающие перечень внешних заимствований  федерального бюджета на очередной  финансовый год с указанием уели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году.

    В программе  государственных внешних заимствований  РФ отдельно предусматриваются все  займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа. Правительство РФ имеет  право на осуществление внешних  заимствований, не включенных в программу  государственных внешних заимствований  РФ, если они осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга РФ, которая приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга в рамках его предельного  объема. Такое право распространяется только на несвязанные государственные  внешние заимствования.

    Программы государственных внутренних заимствований  РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований представляют собой  перечень внутренних заимствований  РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований на очередной финансовый год по формам и видам заимствований, общий объём заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета. В программы  включаются соглашения о займах, заключенные  в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу.

    1.2 Внутренние и внешние  государственные займы

    Право осуществления государственных  внешних заимствований РФ и субъектов  РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров  поручительства другим заемщикам для  привлечения внешних кредитов принадлежит  РФ, субъекту РФ. От имени РФ внешние  заимствования осуществляет Правительство  РФ от имени субъекта РФ -- правительство  субъекта РФ. Право осуществлять государственные  внешние заимствования в соответствии с законодательством РФ имеют  субъекты РФ, бюджеты которых не получают финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

    Предельный объем государственных  внешних заимствований РФ установлен на уровне годового объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Правительство  РФ осуществляет внешние заимствования  в объеме сверх установленного федеральным  законом о федеральном бюджете предельного объема, если оно осуществляет реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.

    Если рассматривать современные  практические методики внешних заимствований  то можно отметить что, государственное  заимствование предполагает использование  на двусторонней основе разнообразных  форм и методов привлечения заемных  средств, но в мировой практике оно  не имеет широкого распространения. Это связано с тем, что государственное  двустороннее кредитование (от промышленно  развитой страны-донора к развивающейся  стране-дебитору) не является достаточно ликвидной частью внешней задолженности. Существует немало примеров, когда  развивающаяся страна стремится  пролонгировать задолженность, а в  отдельных случаях и добиться частичного или даже полного списания долгов.

    Информация о работе Политика расходов и доходов