Политика расходов и доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 09:35, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть сущность государственных займов как инструмента привлечения инвестиция в Российскую экономику, выявить тенденции привлекательности для инвесторов, а также проанализировать динамику структуры государственного долга Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

редактировать.docx

— 65.45 Кб (Скачать)

Особый интерес для государства  в качестве заемщика представляют различные  виды льготных кредитов. Они предоставляются  в первую очередь наиболее бедным странам под проценты, которые  значительно ниже, чем средний  уровень на международных рынках ссудного капитала.

Одним из наиболее распространенных методов государственного заимствования, активно используемым большинством развитых стран для привлечения  финансовых ресурсов, является выпуск государственных долговых обязательств, предназначенных для размещения на международных рынках ссудного капитала. Выпуск облигаций и других долговых обязательств наиболее выгоден для  стран с устойчивой финансовой системой, пользующихся доверием участников международных  рынков ссудных капиталов. Одним  из источников государственного заимствования  могут быть кредиты иностранных  коммерческих банков. Этот вид заимствования  имеет довольно ограниченное применение, связанное со спецификой функционирования банков. Для этих кредитных учреждений характерна стратегия коротких денег, которая ориентирована на выдачу краткосрочных кредитов под достаточно высокие проценты. Таким образом, экономические интересы государства  как заемщика и коммерческих банков как кредиторов существенно расходятся. Одной из разновидностей предоставления кредитов, в основном странам с  достаточно низкой покупной способностью, являются так называемые "экспортные кредиты". Сущность такой формы  кредитования заключается в стремлении стран-доноров увеличивать экспорт  своих товаров в относительно бедные страны. Специфика этой формы  взаимодействия заключается в увязке объемов и условий кредитования с обязательствами страны-дебитора закупать только определенные виды товаров  у страны-донора в рамках данной кредитной линии. Такой механизм существенно ограничивает возможности 
финансового маневра для страны-донора и делает этот вид государственного внешнего заимствования менее привлекательным по отношению к другим видам заимствования. В первые годы независимости мы достаточно широко использовали этот механизм, но по мере улучшения финансового состояния Правительство признало его форму заимствования нерациональным и даже в определенной степени дискриминационным.

Структурные и функциональные параметры  системы государственного заимствования  в значительной степени определяют особенности организации управления государственным долгом. По мере увеличения масштабов экономики Казахстана возрастает и значимость управления государственным долгом. Поэтому на долгосрочную перспективу желательно не ограничиваться методами государственного заимствования только с целью финансовой стабилизации, а широко использовать его механизмы для получения социально-экономического эффекта.

От имени РФ право осуществления  государственных внутренних заимствований  и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения  кредитов принадлежит Правительству  РФ. От имени субъекта РФ такое право  принадлежит уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ. От имени муниципального образования  это право реализует уполномоченный орган местного самоуправления.

Правительство РФ осуществляет внутренние и внешние заимствования с  превышением установленного федеральным  за коном о федеральном бюджете  на очередной финансовый год предельного  объема государственного внутреннего  и внешнего долга вместо внешних  заимствований, если это снижает  расходы на обслуживание государственного долга в рамках установлен ного федеральным  законом объема долга.

В настоящее время рынок государственных внутренних заимствований переходит к новому этапу своего развития, предполагающему создание его новых сегментов и направленному на совершенствование инфраструктуры.

Принятие федеральных законов  о реформе пенсионной системы, предполагающих возможность инвестирования части  пенсионных резервов в различные  финансовые инструменты, формирует  благоприятные условия для организации  нового сегмента государственных ценных бумаг, ориентированного на долгосрочных инвесторов. Таким образом, возникает  реальная возможность создания сегментированного  внутреннего рынка государственных  ценных бумаг, предполагающего наличие  различных финансовых инструментов, учитывающих структуру и срочность  пассивов потенциальных инвесторов и создание эффективных каналов  размещения ценных бумаг. Формирование сегментированного рынка позволяет  увеличить дюрацию государственного внутреннего долга и уменьшить  стоимость его обслуживания за счет роста спроса на государственные  ценные бумаги. Существует необходимость  совершенствования рыночной инфраструктуры, обслуживающей рынок государственных  внутренних заимствований. В частности, следует обеспечить более серьезный  контроль за деятельностью торговых, депозитарных и расчетных систем - в том числе за тарифной политикой  указанных организаций, осуществляющих обслуживание рынка внутренних заимствований, - с целью наращивания ликвидности  на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ЗАЙМОВ РФ

  • 2.1 Государственный долг в системе  активов и пассивов государства

  • Стандартные компоненты платежного баланса используются и для определения международной  инвестиционной позиции страны, которая  представляет собой статистический отчет о величине ее внешних активов  и обязательств на начало и конец  отчетного периода. Международная  инвестиционная позиция Российской Федерации публикуется Банком России.

    В качестве основных классификационных групп, используемых для определения чистой инвестиционной позиции страны, выступают  внешние активы и обязательства  резидентов, разность между которыми и дает искомую величину.3

    Международная инвестиционная позиция содержит информацию, имеющую важное значение для анализа  экономического состояния страны. Чистая международная инвестиционная позиция  страны характеризует состояние  и тенденции развития ее внешнеэкономических  связей с остальными странами мира. В зависимости от того, положительна или отрицательна эта позиция, можно  говорить, является ли страна "чистым кредитором" или "чистым должником".

    В целом  анализ показателей платежного баланса  и международной инвестиционной позиции имеет важное значение при  выработке экономической политики страны, например, при разработке и  практическом осуществлении программ экономической стабилизации, оценке потребности в финансировании, связанном  с реализацией таких программ.

    Объем внешних  финансовых активов РФ по состоянию  на 01.01.2008 г. составил $ 1 098, 6 млрд., что на 33,4 % превышает значение на 01.01.2007 г. На рисунке ниже представлена динамика внешних активов РФ с 01.01.2005 г.

    Рис. 2.1 Внешние  финансовые активы Российской Федерации  по состоянию на 1 января (млн. долл. США)4

     

    Динамика  структуры внешних активов в  последние годы характеризовалась  уверенным приростом доли прямых инвестиций заграницу (c 26,4% в 01.01.2005 г. до 33,7% в 01.01.2008 г.). Объем прямых инвестиций заграницу возрос почти в 3,5 раза – до $370,2 млрд. Доля портфельных инвестиций из РФ и доля финансовых производных по-прежнему остаются минимальными.

    Основную  долю в структуре внешних финансовых активов в 01.01.2008 г. как в абсолютном объеме, так и в относительном  исчислении, занимают резервные активы. По состоянию на 01.01.2008 г. их удельный вес составил 43,5% ($477,8 млрд.). Прочие инвестиции демонстрируют уверенный  рост на протяжении последних лет, так, на 01.01.2008 г. их объем составил $222,3 млрд. Удельный вес в структуре активов в данном году составил 15,7%.

     

    Рис. 2.2 Внешние  финансовые пассивы Российской Федерации  по состоянию на 1 января (млн. долл. США) 5

     

    С 01.01.2005 г. прирост объема внешних обязательств составил 193,7%, при этом на 01.01.2007 г. наблюдалось  ускорение роста. Как видно из рисунка, объем обязательств в форме  прямых инвестиций на 01.01.2008 г. превышает  объем портфельных инвестиций. Эта  тенденция просматривалась и  в предыдущих годах. На 01.01.2008 г. доля портфельных инвестиций в структуре  внешних обязательств составила 28,1% (прирост в абсолютном объеме с 01.01.2005 г. составил $213,9 млрд.), прямых инвестиций – 40,1% (прирост составил $368,9 млрд.).

    Наибольший  удельный вес в структуре внешних  финансовых пассивов на протяжении почти всего рассматриваемого периода занимали прочие инвестиции. Прочие инвестиции в российскую экономику более чем на 80% представлены ссудами и займами.

    Анализ  показателей платежного баланса  и международной инвестиционной позиции имеет важное значение при  выработке экономической политики страны. Как видно из приведенных  выше данных, на протяжении последних  четырёх лет чистая международная  инвестиционная позиция РФ является отрицательной. Это означает, что  наша страна является нетто-должником, хотя до 2004 года она являлась нетто-кредитором. Хотя в структуре активов происходит увеличение объема прямых инвестиций, прирост объема прочих инвестиций заграницу, а также значительный прирост  резервных активов, объем внешних  обязательств также растет, опережая объем внешних финансовых активов. Динамика внешних обязательств определяется, прежде всего, ростом объемов ссуд и  займов, полученных банковским секторами  и прочими секторами.

    В последующих  годах ожидается возвращение  России из списка стран чистых должников  в группу чистых кредиторов. Ожидается  продолжение положительной динамики относительно резервных активов  страны. Усиление вывоза капитала частным  сектором в форме активов и  незначительный рост обязательств относительно предыдущего года будут способствовать формированию положительного сальдо в  международной инвестиционной позиции.

    Перейдем  к рассмотрению краткосрочной и  долгосрочной структуры внешнего долга  Российской федерации в 2008 г. Рассмотрим основные методы стимулирования эффективного притока иностранного капитала. В  этой связи возникает два вопроса: во первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во вторых, в какие отрасли и в каких  формах следует в первую очередь  его привлекать.

    Табл. 2.1

    Внешний долг Российской Федерации  в 2008 году 6

    (млрд. долл. США)

     

     

    01.01.2008

    01.04.2008

    01.07.2008

    01.10.2008

    01.01.2009

    Внешний долг Российской Федерации

    465,4

    479

    528,6

    542,1

    484,7

    Краткосрочные обязательства

    108

    98,6

    105,2

    115,8

    79,8

    Долгосрочные обязательства

    357,4

    380,4

    423,4

    426,3

    404,9

    Внешний долг государственного сектора  в расширенном определении

    190,8

    185,2

    198,3

    191,4

    163,3

    Краткосрочные обязательства

    22,6

    17,4

    21,7

    28,9

    16,5

    Долгосрочные обязательства

    168,2

    167,8

    176,6

    162,5

    146,8

    Органы государственного управления

    37,4

    36,9

    34,7

    32,6

    29,4

    Краткосрочные обязательства

    1,7

    1,6

    1,6

    1,6

    1,6

    Долгосрочные обязательства

    35,7

    35,2

    33

    31

    27,8

    Органы денежно-кредитного регулирования

    9

    4,1

    4,2

    10,2

    3,3

    Краткосрочные обязательства

    9

    4,1

    4,2

    10,2

    3,3

    Банки

    65,5

    67,4

    78,2

    71,2

    61,7

    Краткосрочные обязательства

    11,4

    11,2

    11,9

    13,2

    9,4

    Долгосрочные обязательства

    54,2

    56,2

    66,3

    58

    52,2

    Прочие секторы

    78,9

    76,8

    81,3

    77,4

    68,8

    Краткосрочные обязательства

    0,5

    0,4

    4

    3,9

    2,1

    Долгосрочные обязательства

    78,4

    76,4

    77,3

    73,5

    66,7

    Внешний долг частного сектора

    274,6

    293,8

    330,4

    350,7

    321,5

    Краткосрочные обязательства

    85,4

    81,2

    83,6

    86,9

    63,3

    Долгосрочные обязательства

    189,2

    212,6

    246,8

    263,8

    258,2

    Банки

    98,1

    104

    114,7

    126,7

    104,5

    Краткосрочные обязательства

    42,3

    44,6

    48,6

    50,3

    33,4

    Долгосрочные обязательства

    55,9

    59,4

    66,1

    76,3

    71,1

    Прочие секторы

    176,4

    189,8

    215,7

    224,1

    217

    Краткосрочные обязательства

    43,1

    36,6

    35

    36,6

    29,9

    Долгосрочные обязательства

    133,3

    153,2

    180,7

    187,5

    187,1


     

    России  необходимо прилагать все усилия к привлечению разных видов инвестиций (прямых и портфельных), т.к. каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики. На прямые иностранные инвестиции должны распространяться отраслевые ограничения. Их приток следует  ограничить в отрасли, связанные  с непосредственной эксплуатацией  национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала – зарубежные кредиты и займы, несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга.

    Объем иностранных  инвестиций зависит от привлекательности  объекта инвестирования. В данном случае уместно говорить о привлекательности  или непривлекательности так  называемого «инвестиционного климата» государства.

    Инвестиционный  климат представляет собой определенную среду, в которой осуществляются инвестиционные процессы, формирующуюся  под влиянием экономических, политических, социальных, юридических и т.п. факторов, которые, в свою очередь, определяют условия инвестиционной деятельности и уровень риска инвестиций в  том или ином регионе. Благоприятным  является инвестиционный климат, который  будет способствовать притоку капитала и активной деятельности инвесторов.

    Инвестиционный  климат того или иного государства  непосредственным образом влияет на объемы иностранных инвестиций, которые, в свою очередь, являются одним из показателей, указывающих на степень  интеграции государства в мировое  сообщество. Чем больше иностранных  инвестиций поступает в государство, тем более тесно оно связано  с глобальной экономической системой и тем более надежным партнером  оно может быть признано со стороны  других государств. Для успешного  функционирования национальной экономики  необходимо соблюдение разумного баланса  между ввозом и вывозом капитала (в различных его формах) –  для того, чтобы международное  экономическое сотрудничество было взаимовыгодным обеим сторонам.

    В последнее  время среди стран, осуществляющих крупнейшие инвестиции в экономику России на долю 10 крупнейших стран-инвесторов пришлось 87% иностранных инвестиций. Эти страны можно условно разделить на 2 группы: государства, входящие в оффшорные зоны, где зарегистрированы дочерние структуры российских компаний, и остальные государства, чьи компании инвестируют в Россию для расширения собственного присутствия или предоставляют кредиты российским предприятиям

    Информация о работе Политика расходов и доходов