Россия заинтересована
в выработке такого партнерства
с Всемирным банком, которое отвечало
бы как основным проблемам страны,
так и её возможностям. Такое партнерство
было бы аналогом деятельности Банка
в других странах со средним уровнем
доходов.
3 УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ПУТИ
ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Существование государственного
долга автоматически подразумевает
наличие обязанности государства
по управлению им. Под управлением
государственным долгом понимается
совокупность действий государства
в лице его уполномоченных органов
по регулированию величины, структуры
и стоимости обслуживания государственного
долга.
Цель управления государственным
долгом — нахождение оптимального
соотношения между потребностями
государства в дополнительных финансовых
ресурсах и затратами по их привлечению,
обслуживанию и погашению.
В основу управления государственным
долгом положены следующие принципы12:
- безусловность — обеспечение
точного и своевременного выполнения
обязательств государства перед
инвесторами и кредиторами без
выставления дополнительных условий;
- единство учета —
учет в процессе управления
государственным долгом всех
видов ценных бумаг, эмитированных
федеральными органами власти, органами
власти субъектов федерации и
органами местного самоуправления;
- единство долговой
политики — обеспечение единого
подхода в политике управления
государственным долгом со стороны
федерального центра по отношению
к субъектам федерации и муниципальным
образованиям;
- согласованность —
обеспечение максимально возможной
гармонизации интересов кредиторов
и государства-заемщика;
- снижение рисков —
выполнение всех необходимых
действий, позволяющих снизить как риски
кредитора, так и риски инвестора;
- оптимальность — создание
такой структуры государственных
займов, чтобы выполнение обязательств
по ним было сопряжено с
минимальными затратами и минимальным
риском, а также оказывало наименьшее
отрицательное влияние на экономику
страны;
- гласность — предоставление
достоверной, своевременной и
полной информации о параметрах
займов всем заинтересованным
в ней пользователям.
Управление государственным
долгом в широком смысле предполагает:
- формирование политики
в отношении государственного
долга;
- определение основных
показателей и предельных значений
государственной задолженности;
- определение основных
направлений воздействия на микро-
и макроэкономические показатели;
- определение приоритетных
направлений использования привлеченных
ресурсов и т.д.
Политика в отношении
государственного долга и его
верхний предел определяются законодательными
органами власти, а оперативное управление
им осуществляет исполнительная власть.
Управление государственным
долгом в узком смысле предполагает
определение условий выпуска, обращения
и погашения конкретных государственных
ценных бумаг. Еще более узкая
трактовка управления государственным
долгом предполагает регулирование
состава и структуры совокупного
государственного долга при его
неизменной величине. В зарубежной
экономической литературе она получила
название «debt management». Объекты регулирования
в рамках debt management13:
- структура сроков обращения
различных долговых обязательств;
- структура кредиторов
(путем выпуска нерыночных, предназначенных
для определенных групп кредиторов
займов).
Основными мероприятиями
по управлению государственным долгом
являются следующие14:
1. Выплата доходов по
займам и их погашение, которые
должны проводиться за счет
налоговых поступлений в государственный
бюджет. На практике чаще всего
для этого используется метод
рефинансирования, т.к. система государственного
кредита действует непрерывно
и, в силу обезличивания в
бюджете источников расходов, невозможно
определить долю налогов в
погашении долга и выплате
дохода. В нормальных экономических
условиях рефинансирование путем
добровольных займов имеет успех,
т.к., во-первых, государственные долговые
обязательства являются самым
надежным и ликвидным активом,
а, во-вторых, погашение этих обязательств
приводит к увеличению объема
свободных денежных средств. Однако
существует предел возможностей
рефинансирования: определенные размеры
государственного долга становятся
фактором, заставляющим кредиторов
искать другие пути размещения
финансовых ресурсов. В целом
успех рефинансирования зависит
от степени доверия к государству,
хотя в ряде случаев он достигается
путем силового давления на
кредиторов (например, путем обязательного
обмена погашаемых долговых обязательств
на новые).
2. Конверсия государственных
долговых обязательств — это
изменение доходности уже размещенных
займов. Возможность конверсии должна
определяться в условиях выпуска
облигаций. Вариант конверсируемых
облигаций - облигации с плавающей
ставкой дохода, которая обычно
привязывается к какому-либо макроэкономическому
показателю. Например, квартальная
ставка доходности по сберегательным
облигациям изменяется в зависимости
от изменения доходности государственных
краткосрочных бескупонных облигаций.
3. Консолидация государственного
долга заключается в изменении
сроков погашения облигаций. Чаще
всего государство заинтересовано
в увеличении периода обращения
облигаций с целью стабилизации
своих заимствований и экономии
на размещении новых займов. При
этом такая операция часто
не ущемляет интересов держателей,
которым продлевается получение
дохода по твердой гарантированной
ставке. Сокращение периода обращения
облигаций обычно предусматривает
и компенсационные меры для
их держателей.
4. Унификация государственных
займов означает объединение
нескольких займов в один: облигации
ранее выпущенных займов обмениваются
на облигации нового займа.
Унификация позволяет упростить
работу и сократить расходы
государства на операции, связанные
с погашением и выплатой процентов
за счет уменьшения видов, а
при изменении нарицательной
стоимости - и количества обращающихся
облигаций.
5. Обмен облигаций по
регрессивному соотношению предполагает
обмен нескольких старых облигаций
на одну новую с меньшей
нарицательной стоимостью. Эта операция
проводится обычно в рамках
денежной реформы - изменения
покупательной способности денег.
В результате достигается возможность
избежать необходимости рассчитываться
по облигациям, которые продавались
за обесценившуюся валюту, новыми
полноценными деньгами.
6. Отсрочка погашения
займа заключается в том, что
передвигаются сроки погашения
с прекращением выплаты процентов
за пределами ранее объявленного
срока. Это мероприятие проводится
тогда, когда возможности рефинансирования
исчерпаны, а налоговые поступления
недостаточны. Отсрочка погашения
займа является признаком несостоятельности
экономической политики государства.
Характерно, что отсрочка погашения
является достаточно распространенным
явлением в области внешнего
государственного кредита: кредиторы
предпочитают сохранять шансы на возврат
долгов, чем потерять все свои вложения.
Кроме того, остается возможность вернуть
хотя бы часть вложенных средств путем
продажи облигаций по низкой курсовой
стоимости.
7. Аннулирование государственного
долга — это полный отказ
государства от своих обязательств
по выпущенным займам. Эта мера
может охватывать внешний или
внутренний долг, или весь долг
государства в целом. Такое
мероприятие проводится только
в дух случаях: при полной
финансовой несостоятельности государства;
при изменении государственной
власти в стране (переходе на
новые политические и экономические
принципы): новая власть отказывается
признать свою ответственность
за долги старой.
Существует необходимость
законодательного реформирования системы
управления госдолгом Российской Федерации
и первоочередного проведения необходимых
мероприятий, к которым можно
отнести:
- разработку и принятие
Федерального закона о внесении
в Бюджетный кодекс Российской
Федерации по внесению поправок
в части, касающейся вопросов
управления государственным долгом;
- разработку и принятие
федерального закона о государственном
долге Российской Федерации;
- создание единой базы
данных по государственному долгу
Российской Федерации;
- разработку и утверждение
единого порядка ведения Государственной
долговой книги Российской Федерации,
субъекта Российской Федерации
и муниципальной долговой книги;
- разработку критериев
и механизмов оценки эффективности
заемной и долговой политики.
Можно выделить два основных
направления совершенствования
управления государственным внутренним
долгом РФ: усиление административного
контроля за финансовыми потоками,
дополненное ужесточением законодательства
и осуществление системных институциональных
изменений, создающих благоприятный инвестиционный
климат.
Первое направление - это
осуществление административных мер
против стандартных схем нелегального
вывоза капитала - занижения экспортных
цен, невозврата валютной выручки, фиктивных
импортных контрактов с авансовой
оплатой и завышенными ценами,
коррупции на таможне, расчетов через
оффшоры.
Второе направление
для России предпочтительнее. Меры
по укреплению доверия к российской
экономике должны включать в себя:
улучшение налоговой системы
и налогового администрирования; сбалансированность
бюджета; обеспечение надежной работы
банковской системы; защиту прав кредиторов
и инвесторов; прозрачность финансовой
отчетности всех предприятий и организаций;
борьба с преступностью и коррупцией,
резкое улучшение работы прокуратуры
и судебной системы; строгое соблюдение
федеральных законов на всей территории
РФ, прекращение произвола и избирательных
привилегий со стороны региональных
и местных властей.
Таким образом, можно сделать
вывод, что на состояние государственного
долга существенно влияет и совершенствование
управления им – порядка и условий
получения новых займов, размеров
погашений и выплачиваемых процентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Привлечение в широких
масштабах национальных и иностранных
инвестиций в российскую экономику
преследует долговременные стратегические
цели создания в России
цивилизованного, социально
ориентированного общества.
Также приток иностранных и национальных
инвестиций жизненно важен и для
достижения среднесрочных целей
– выхода из современного
общественно-экономического кризиса.
Поэтому перед нашим государством
стоит сложная и достаточно
деликатная задача: привлечь в страну
иностранный капитал, и, не лишая
его собственных стимулов, направлять
его мерами экономического регулирования
на достижение общественных целей.
Необходимо сделать
следующие выводы:
1.Анализ показателей
платежного баланса и международной
инвестиционной позиции имеет
важное значение при выработке
экономической политики страны.
На протяжении последних четырёх
лет чистая международная инвестиционная
позиция РФ является отрицательной.
Это означает, что наша страна
является нетто-должником, хотя
до 2004 года она являлась нетто-кредитором.
Однако в последующих годах
ожидается возвращение России
из списка стран чистых должников
в группу чистых кредиторов.
2. В последнее время
среди стран, осуществляющих крупнейшие
инвестиции в экономику России
на долю 10 крупнейших стран-инвесторов
пришлось 87% иностранных инвестиций.
Тем не менее, именно инвестиции
европейских стран отражают реальную
заинтересованность иностранных
инвесторов в выходе на российский
рынок.
3.Проводимая в последние
годы долговая политика, направленная
на замещение государственных
внешних заимствований внутренними,
удлинение сроков государственных
заимствований, осуществляемых на
внутреннем рынке, и снижение
долговой нагрузки на экономику
страны, позволила сократить объем государственного
внешнего долга Российской Федерации
и обеспечила возможность гарантированного
выполнения обязательств по его погашению
и обслуживанию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Бюджетный Кодекс РФ, М: Эксмо, 2009
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
- Заключение Счетной палаты Российской Федерации по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2003 год, представленному в форме проекта Федерального закона «Об исполнении Федерального бюджета за 2003 год» утвержденное Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 10 декабря 2004 года (протокол №42 (412)
- Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие, Г.Б.Поляк, – М.: Юнити - Дана, 2008
- Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов, А.М.Бабич, Л.Н. Павлова – М: Юнити, 2005
- Государственные и муниципальные ценные бумаги: учебник, В.Никифорова, В. Островска, М: Экономистъ,
2005
- Грязнова А.Г. Внешний долг России и проблемы его урегулирования: Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований, М: Финансы и статистика, 2006
- Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник, ред. Л.Н. Красавиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000
- Финансы: Учебник - 3-е изд., перераб. и доп. (ГРИФ) /Слепов В.А., Князев В.Г.; 2008
- Экономическая теория (политэкономия), ред. акад. В.Видяпина, акад. Г. Журавлевой – М: ИНФРА-М, 2007
- Экономика: Учебник, А.С.Булатов – М: Экономистъ, 2008
- Котуков А. Инвестиционная деятельность. Источники формирования инвестиций и их классификация // Финансы и кредит, №29 (317) – 2008.
- Ульянецкий М. О необходимости теоретического подхода к государственному кредиту и его формам // Финансы и кредит, №4 (340) – 2009.
- Чуманенко А. Государственный внутренний долг РФ и государственные заимствования (долговая структура Минфина России на внутреннем рынке) // Рынок ценных бумаг №16 (295) – 2007.
- Déficits publics, théorie et pratique-Editions Economica, Artus
P., 2006
- www.gks.ru
- www.minfin.ru
- www.cbr.ru