Политическое воззрение Джона Лока

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Джон Локк родился в 1632 г. в Рингтоне. После успешной учебы, которую он начал в вестминстерской школе и продолжил в Оксфордском университете, становится учителем греческого языка и риторики. Уже в ходе учебы он проявляет исключительный интерес к современному естествознанию и, в частности, к современной философии, главным образом к системам Бэкона и Декарта.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….2-5ст.

Глава 1: " Политические воззрения Джона Локка "…………………6-8 ст.
Экономическая наследственность………………………………….8-18 ст.
Общественный договор…………………………………………….18-19ст.
Собственность………………………………………………………19-22ст.
Остановки и равновесия……………………………………………22-24 ст.

Глава 2: "Основные идеи концепции разделения властей Джона Локка"…………………………………………………………………….25-30 ст.

Заключение...............................................................................................31-32 ст.

Использованная литература……………………………………………...33ст.

Файлы: 1 файл

курсовая философия.docx

— 59.71 Кб (Скачать)

1.1 Экономическая наследственность

 Владелец  земли обладает важными юридическими  правами - главное из которых  – право выбора тех, кто  будет владеть землей. Собственность  может быть передана по наследству.

Второй  трактат – содержатся представления о правовом происхождении государства.

Он начинается с допущения того, что он называет «естественным состоянием», предшествующим всем человеческим правительствам. В  этом состоянии имеет место естественный закон, который состоит из божественных велений.

В Локковской теории государства мало оригинального. У  Локка определение естественного  состояния звучит так – люди, живущие вместе в соответствии с  разумом, без обычного превосходства  одного над другим и правом судить друг друга. Некоторые положения  естественного закона в высшей степени  странны. Например, пленники в справедливой войне являются рабами по естественному  закону.

В политической философии Локка собственности  отводится основное место, она рассматривается  как основная причина установления гражданской власти. В отношении  между государствами естественный закон уместен.

Также в произведении " Два трактата о государственном  правлении " Джон Локк изложил свою концепцию естественного права. Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк исходит из представления  о естественном состоянии.

     В  естественном (догосударственном) состоянии,  согласно Локку, господствует  естественный свободный закон,  закон природы. Выражением естественного  равенства Локк считает готовность  людей следовать разумным природным  законам. Локк не представляет, что люди когда-либо могли жить  без порядка и закона. Закон  природы определяется посредством  разума - что хорошо, что плохо;  если закон нарушается, виновника  может наказать каждый. Закон  природы, будучи выражением разумности  человеческой природы, является  основой мира и безопасности  для всего человечества. И человек,  в соответствии с требованием  разума, находясь в естественном  состоянии, преследуя свои интересы  и отстаивая свое - свою жизнь,  свободу и собственность - стремится  не навредить другому. 

     Естественное состояние это - "состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью"  , " состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого". . Защита закона природы и претворение его в жизнь в естественном состоянии обеспечивается властью каждого отдельного человека.

     Свобода мнений, по Локку, есть неотъемлемое право человека. Он полагал, что в сфере суждений каждый является высшей и абсолютной властью.

     Требование " воздать каждому свое, его собственное " Локк обозначает как основное право - право на собственность. Под собственностью Локк понимает не только экономические нужды, но и жизнь, свободу, а также стремление к счастью. Имущество и жизнь выступают как воплощение свободы, и в них реализуется выбор призвания, полагаются и достигаются цели. Локк расценивает свободу личности как великое основание собственности. Он полагал, что люди не потому становятся собственниками, что овладевают предметами природы, но они в состоянии присваивать посредством труда предметы природы, ибо изначально свободны, и уже в силу этого - собственники. Так, он замечает, что каждый человек по закону природы имеет право отстаивать свою собственность, то есть свою жизнь, свободу и имущество.

Таким образом, Локк оправдывает собственность  не потому, что ее защищает закон, установленный  людьми, а потому, что она соответствует  высшему закону - "естественному  праву".

     Локк  считал, что для создания гарантий  естественных прав и законов  люди отказались от права самостоятельно  их обеспечивать. В результате  общественного соглашения гарантом  естественных прав и свобод  стало государство, имеющее право  издавать законы, использовать общественные  силы для применения этих законов, взаимодействовать с другими государствами. А поскольку само государство создано для гарантии естественных прав, то оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Главная опасность для них проистекает из привилегий, особенно, если они принадлежат носителям власти.

     Локк  полагал, что государственная  власть не может брать на  себя право повелевать посредством  произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана осуществлять  правосудие и определять права  подданного посредством провозглашенных  постоянных законов и уполномоченных  на то судей. Но главное заключается  в том, чтобы организация самой  власти гарантировала права и  свободы от произвола и беззакония. Отсюда вытекает теоретически  обоснованная Локком концепция  разделения властей  в государстве  на законодательную, исполнительную  и федеративную.

Локк начинает свой второй “Трактат о правительстве" словами о том, что, показав невозможность  происхождения правительственной  власти от власти отца, он изложит то, что ему представляется правильным пониманием происхождения государства. Он начинает с допущения того, что  он называет “естественным состоянием", предшествующим всем человеческим правительствам. В этом состоянии имеет место  естественный закон, а естественный закон состоит из божественных велений  и не внушен никаким человеком-законодателем. Не ясно, насколько естественное состояние  является для Локка простой иллюстративной гипотезой и насколько он предполагает, что оно имело историческое существование; но я боюсь, что он был склонен  думать о нем как о состоянии, которое имело место в действительности. Люди вышли из естественного состояния  благодаря общественному договору, который учредил гражданскую  власть. Это Локк тоже рассматривает  как явление более или менее  историческое, но пока нас интересует именно естественное состояние.

То, что Локк говорил о естественном состоянии  и законе природы, в основном не оригинально, а является повторением средневековых  схоластических доктрин. Так, Фома Аквинский  говорит:

“Каждый закон, созданный людьми, содержит свойства закона именно в той степени, в  которой он происходит из закона природы. Но если он в каком-либо отношении  противоречит естественному закону, то сразу же перестает быть законом; он становится всего лишь извращением  закона".

На протяжении всего средневековья естественный закон связывался с проклятым  “ростовщичеством", то есть отдачей  денег в рост. Церковная собственность  почти полностью заключалась  в землях, и землевладельцы чаще были должниками, чем заимодавцами. Но когда возник протестантизм, он поддерживался, особенно кальвинизм, главным образом  богатыми средними сословиями, которые  чаще были заимодавцами, чем должниками. Соответственно этому сначала Кальвин, потом другие протестанты и, наконец, католическая церковь, санкционировали  “ростовщичество". Таким образом, естественный закон стал пониматься по-иному, но никто не сомневался в  его существовании.

Многие теории, которые сохранили веру в естественный закон, обязаны ему своим происхождением, например теория laissez-faire (политика невмешательства) и теория прав человека. Эти теории взаимно связаны и обе уходят своими корнями в пуританизм. Две  цитаты, приводимые Toy ни, иллюстрируют это. Комитет палаты общин в 1604 году заявлял:

“Все рождающиеся  свободными гражданами имеют право  наследования - как в отношении  их земли, так и в отношении  их свободных занятий промышленностью - во всех сферах, где они применяют  свои способности и посредством  чего живут". А в 1656 году Джозеф Ли писал:

“Неоспоримой  максимой является, что каждый с  помощью света природы и разума занимается тем, что доставляет ему  наибольшую выгоду... Успех отдельных  лиц будет способствовать успеху общества".

За исключением  слов “с помощью света природы  и разума", это могло бы быть написано в девятнадцатом столетии.

Что касается естественного  состояния, то здесь Локк был менее  оригинален, чем Гоббс, рассматривавший  это состояние как такое, в  котором существовала война всех против всех и жизнь была беспросветна, временна, а люди жили подобно зверям. Но Гоббс считался атеистом. Взгляд на естественное состояние и естественный закон, которые Локк воспринял от своих предшественников, нельзя отделить от его теологической основы; там, где он лишен этой основы, как  в большей части теорий современного либерализма, он лишается ясного логического  основания.

Вера в счастливое “естественное состояние" в отдаленном прошлом своем восходит частью к  библейским рассказам о веке патриархов, а частью к античным мифам о  золотом веке. Общая вера в негодность отдаленного прошлого появилась  лишь вместе с теорией эволюции.

Вот что можно  найти у Локка как наиболее точное определение естественного  состояния:

“Люди, живущие  вместе в соответствии с разумом, без обычного превосходства одних  над другими и с правом судить друг друга, и представляют собою, собственно, естественное состояние".

Это описание не жизни дикарей, а воображаемого  сообщества добродетельных анархистов, которым не нужны ни полиция, ни суд, потому что они всегда подчиняются  “разуму", который совпадает с  естественным законом, в свою очередь  состоящим из таких законов поведения, которые, как считают, имеют божественное происхождение (например, “не убий" - это часть естественного закона, а правила поведения на дороге нет - нет).

Приведем  несколько цитат, которые помогут  яснее понять то, что подразумевал Локк:

“Для того, чтобы  понять право политической власти, - говорит он, - и установить её происхождение, мы должны рассмотреть, какое состояние  для людей естественно, то есть состояние  абсолютной свободы, чтобы направлять свои действия и распоряжаться своей  собственностью и личностью по своему усмотрению в рамках естественного  закона, не спрашивая разрешения и  не завися от чьей-либо воли".

“Это было, конечно, состояние равенства, при котором  вся власть и юрисдикция являются взаимными: ни один человек не имел больше, чем другой. Нет ничего более  очевидного, чем то, что создания одних и тех же видов и уровней  беспорядочно родившихся с одинаковыми  природными задатками и с использованием одинаковых способностей, должны быть также равными между собой  без субординации или подчинения. Если только повелитель и господин, вышедший из их среды, не декларировал каким-либо манифестом, что его воля подчиняет себе волю других, и не было даровано ему очевидным и  ясным определением несомненного права  владения и суверенитета".

“Но хотя это (естественное состояние) является состоянием свободы, оно не есть состояние своеволия: хотя человек в этом состоянии  обладает бесконтрольной свободой, чтобы  располагать собой или своим  имуществом, все-таки у него нет свободы, чтобы убить себя или даже любое  живое существо, которым он владеет, за исключением тех случаев, когда  какая-то более благородная цель, чем простое самосохранение, призывает  его к этому. У естественного  состояния есть естественный закон, который управляет им, который  связывает каждого; и разум, являющийся таким законом, учит все человечество, кто бы ни советовался с ним, что все существа равны и независимы, никто не имеет права причинить вред жизни, здоровью, свободе или имуществу сравни с “Декларацией Независимости" США другого, так как все мы собственность Бога". “Они являются Его собственностью, Его созданием и должны жить для Его удовлетворения, а не для удовлетворения других".

Однако вскоре выясняется, что там, где большинство  людей находится в естественном состоянии, могут тем не менее  встретиться люди, не живущие в  соответствии с естественным законом, и что естественный закон предусматривает, кстати, что может быть предпринято, чтобы противостоять таким преступникам. Говорится, что в естественном состоянии  каждый человек должен сам защищать себя и свою собственность. "Кто  пролил кровь человека, заплатит своей  кровью" - это часть естественного  закона. Я имею право даже убить  вора в то время, когда он крадет мою собственность, и это право  продолжает существовать и после  учреждения правительства, хотя там, где  есть правительство, если вор ушел, я должен отказаться от личной мести  и прибегнуть к закону.

Самое большое  возражение естественному состоянию  заключается в том, что, пока оно  существует, каждый человек - судья  в своем собственном деле, так  как он должен полагаться только на самого себя в защите своих прав. Для этого зла правительство  служит лекарством, но оно не является естественным лекарством. Естественного  состояния, согласно Локку, избегли  посредством договора, создавшего государство. Никакой договор не прекращает естественного  состояния, исключая лишь то, что создает  государство. Различные правительства  независимых государств сейчас находятся  в естественном состоянии в отношении  друг к другу.

Естественное  состояние, как сообщается в отрывке, по-видимому, направленном против Гоббса, не тождественно состоянию войны, а, пожалуй, ближе к её противоположности. После разъяснений права убить  вора на том основании, что вор, может быть, думал затеять войну против меня, Локк говорит:

“И здесь  мы имеем ясное различие между  естественным состоянием и состоянием войны (что некоторые путают), которые  так же далеки друг от друга, как  состояние мира, доброй воли, взаимной помощи и защиты от состояния вражды, злобы, насилия и взаимного разрушения".

Может быть, естественный закон нужно рассматривать как  закон, имеющий более широкую  сферу, чем естественное состояние, так как первый имеет дело с  ворами и убийцами, в то время  как в последнем таких преступников нет. Это по крайней мере предлагает выход из очевидного противоречия у  Локка, состоящего в том, что иногда он представляет естественное состояние  как состояние, где каждый добродетелен, а иной раз обсуждает, что может  быть справедливо сделано в естественном состоянии, чтобы противостоять  агрессивным действиям злодеев.

Информация о работе Политическое воззрение Джона Лока