Политическое воззрение Джона Лока

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Джон Локк родился в 1632 г. в Рингтоне. После успешной учебы, которую он начал в вестминстерской школе и продолжил в Оксфордском университете, становится учителем греческого языка и риторики. Уже в ходе учебы он проявляет исключительный интерес к современному естествознанию и, в частности, к современной философии, главным образом к системам Бэкона и Декарта.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….2-5ст.

Глава 1: " Политические воззрения Джона Локка "…………………6-8 ст.
Экономическая наследственность………………………………….8-18 ст.
Общественный договор…………………………………………….18-19ст.
Собственность………………………………………………………19-22ст.
Остановки и равновесия……………………………………………22-24 ст.

Глава 2: "Основные идеи концепции разделения властей Джона Локка"…………………………………………………………………….25-30 ст.

Заключение...............................................................................................31-32 ст.

Использованная литература……………………………………………...33ст.

Файлы: 1 файл

курсовая философия.docx

— 59.71 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение………………………………………………………………….2-5ст.

Глава 1: " Политические воззрения Джона Локка "…………………6-8 ст.

    1. Экономическая наследственность………………………………….8-18 ст.
    2. Общественный договор…………………………………………….18-19ст.
    3. Собственность………………………………………………………19-22ст.
    4. Остановки и равновесия……………………………………………22-24 ст.

Глава 2: "Основные идеи концепции разделения властей Джона Локка"…………………………………………………………………….25-30 ст.

Заключение...............................................................................................31-32 ст.

Использованная  литература……………………………………………...33ст. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Джон  Локк родился в 1632 г. в Рингтоне. После успешной учебы, которую он начал в вестминстерской школе и продолжил в Оксфордском университете, становится учителем греческого языка и риторики. Уже в ходе учебы он проявляет исключительный интерес к современному естествознанию и, в частности, к современной философии, главным образом к системам Бэкона и Декарта.

     В 1664-1665 гг. он впервые посещает Европейский  континент, как секретарь английского  посла при бранденбургском дворе. Его дипломатическая миссия длилась недолго. После возвращения в Англию он опять погружается в изучение философии и естествознания. Через несколько лет он начинает принимать участие в политической жизни. Локк становится секретарем лорда-канцлера Эшли. Вместе с ним он в 1682 г. находит убежище в Голландии. В Англию возвращается уже после так называемой славной революции 1688 г. Политический компромисс между буржуазией и дворянством, который был основой этой революции, нашел свое отражение, идейное и теоретическое, в его творчестве. Локк как ученый и государственный деятель был представителем научной школы эмпиризма и убежденным сторонником либерализма. В своих философских трудах он критиковал религиозную нетерпимость и понятие субстанции, отвергал теорию врожденных идей, а также божественное право королей. Сформировал собственную теорию идей, государственного устройства и теорию познания.

     После «славной революции» Локк получает возможность  активно участвовать в политической жизни. Однако он предпочитает уединенную жизнь, которая давала ему возможность отдавать максимум своих сил исследованиям. Умер он в 1704 г. 

Тема данной работы  -  является актуальной, так как идея разделения государственной власти на отдельные, но взаимосвязанные ветви, впервые выдвинутая Джоном Локком и продолженная его последователями, является характерной особенностью всех правовых государств. Помимо этого, теория разделения властей - это итог многовекового развития государственности, поиска механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

     Все,  что происходило в различных  государствах, во многом зависело  не только от экономических  и производственных причин, но  и от деятельности власти, правящей  в тот или иной период. В  истории существует закономерность, что любая форма правления  в государстве оказывает существенное  влияние на состояние общества  в целом и отдельно граждан,  его составляющих. Поэтому существует  огромное многообразие мнений  и взглядов различных ученых, занимающихся изучением той или  иной формы государственного  устройства, в том числе и формы  разделения властей. 

     Локк является одним из классиков педагогики и политической теории. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции. Локка часто  называют  в  числе основных теоретиков демократического государственного устройства. Его идеал - английская конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности, и государства.

  Политические  трактаты Локка преследуют двойную цель:

  Опровержение  традиционной Английской теории о всесилии королевской власти и обоснование  государственного устройства, отвечающего  природе человека. Критика сосредоточенна главным образом в первом трактате. Объектом ее служит Фиммер. При этом Локк широко пользуется всем тем, что  накопила богатейшая английская литература XVII в. Отдавая дань традиции, Локк нередко  прибегает к теологической аргументации. Но в его мировоззрении очевидно вытеснение религиозности рационализмом.

В своих философских  трудах он критиковал религиозную нетерпимость и понятие субстанции, отвергал теорию врожденных идей, а также божественное право королей. Сформировал собственную  теорию идей, государственного устройства и теорию познания.

Локка считают  родоначальником английского свободомысления XVIII в. Единственный законный источник политической власти Локк видит в  согласии народа, т.е. в общественном договоре, представляющем методологическую базу всей его политической системы. Локк отличает власть должностного лица над подданными от власти отца над  детьми, хозяина над слугами, мужа над женой и господина над  рабом, на смешении  которых строились концепции сторонников абсолютизма. Политической властью, вытекающей из общественного договора, Локк считает право издавать законы и применять для исполнения этих законов силу сообщества. Разграничение разных видов власти, разного рода связей между людьми приводит Локка к проблеме соотношения политической власти и общества гражданина, стоящей в центре всей его теории и противоречащей средневековым концепциям об их единстве, и нерасторжимости.

После «славной революции» Локк получает возможность  активно участвовать в политической жизни. Однако он предпочитает уединенную жизнь, которая давала ему возможность  отдавать максимум своих сил исследованиям. Умер он в 1704 г.

     Главным  источником, на основе которого  построена данная работа, является " Два трактата о государственном  правлении ", написанная Джоном  Локком в 1689 году. Эти трактаты - итог многолетней работы Локка  и часть более широко задуманного  им труда, который так и не  дошел до печати.

     "Два трактата о правлении" являются главным сочинением Локка по социально-политической философии и вместе с тем главным социологическим произведением последнего периода английской революции, в котором сформулированы основные принципы социально-политического устройства нового, буржуазного общества. " В трактатах содержатся критика патриархально-абсолютистской концепции собственности и власти и теория происхождения частной собственности из труда, а государственной власти, которая призвана защищать естественные права людей,- из общественного договора. В этом сочинении Локк впервые выдвигает концепцию разделения властей и создает общую концепцию государственного управления, осуществляемого на началах парламентарной монархии " . Над трактатами Локк работал более десяти лет. Первый трактат был написан в 1680 г., работа над вторым трактатом охватывает период с 1679 по 1689 г. Трактаты вышли анонимно в Лондоне в 1690 г. В 1694 г. появилось второе, исправленное издание, в 1698 г.- третье. В 1691 г. в Амстердаме вышел французский перевод "Двух трактатов о государственном правлении", сделанный с первого английского издания.

     Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ роли теории разделения властей в сфере государственного устройства и управления.         Основными задачами курсовой работы:

- Рассмотреть  политические взгляды Джона Локка;

-Рассмотреть  основные  идеи его  концепции   разделения  властей. 
 
 
 
 
 

Глава 1: " Политические воззрения Джона Локка "

      Британский педагог  и философ Джон  Локк (1632 - 1704) считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную, которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. Будучи теоретиком естественно - правовой школы, Локк трактовал естественное состояние общества как состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей - право на собственность - должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом.

Идеи  и взгляды Джона  Локка – основателя английского Просвещения.

В основных чертах политическая программа английского  Просвещения была сформулирована философом  Джоном Локком. Главное содержание теоретических работ мыслителя - разработка эмпирической теории познания и идейно-политической доктрины либерализма. Как и многие мыслители ХVII в., он считал, что возникновению государства  предшествовало естественное состояние, "состояние полной свободы в  отношении их действий и в отношении  распоряжения своим имуществом и  личностью", а также "состояние  равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными". Переход от естественного состояния  к гражданскому обществу был следствием общественного договора, который  предполагал перераспределение  лишь властных функций и не влек значительных перемен в положении  людей. Государство должно было руководствоваться  тем же "законом природы, который  регулировал отношения людей  в естественном состоянии, и поэтому  не могло покушаться на неотчуждаемые  права граждан. Локк предусмотрел специальный  конституционный механизм, не допускавший превышения государством своих прерогатив. Это разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и "федеративную" (которая ведала отношениями с другими государствами). Кроме того, сползанию государства к деспотизму должен был препятствовать принцип законности, согласно которому "ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества".

Взгляды Локка в значительной мере воплотились  в политическом строе Англии первых десятилетий после революции  1688 г.: были закреплены основные права и свободы граждан, представительное правление, религиозная терпимость, неприкосновенность собственности. Тем самым обеспечивались правовые предпосылки благоприятных перемен в общественном развитии, включая рост предпринимательской активности, повышение благосостояния, дальнейшую демократизацию государственного и общественного строя. Все это в полной мере соответствовало целям просветителей. Поэтому их внимание было приковано не столько к политике, сколько к частной жизни граждан. Это отразила этика английского Просвещения, так же в основных чертах разработанная Локком. Понятия добра и зла он выводил из ощущений удовольствия или страдания (в физическом и духовном смысле). Поскольку люди, считал Локк, соотносят эти понятия с требованиями повседневной жизни, то и правила, регулирующие их отношения, должны отличаться удобством, целесообразностью и полезностью. Таковыми, например, являются заповеди, изложенные в Нагорной проповеди.

     В утилитарной этике английского  Просвещения звучал и мотив личного  преуспевания, Локк подчеркивал: "Мы рождаемся на свет с такими способностями  и силами, в которых заложена возможность  освоить почти любую вещь и  которые во всяком случае могут повести  нас дальше того, что мы можем  себе представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству".   Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.

В 1689 и 1690 годах  его работы приобретают новое  звучание и становятся более важными.

В первом трактате – критика теории наследственной власти. Ответ на работу Р. Филмера «Патриархат или естественная власть королей». Филмер считал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, а от него она перешла к наследникам, и, в конечном счете, - к различным монархам нашего времени. Желание свободы – нечестивое. Филмер выводит политическую власть не из общественного договора, а исключительно из власти отца над своими детьми. В Англии теория не прижилась из-за:

1) множества  религий  
2) борьбы за власть между монархией, аристократией, крупной буржуазией

Опровержение  этой теории Локком: он указывает на то, что если родительская власть является тем, что имеется в виду, то власть матери равна власти отца. Локк восстает против идеи, что существующие монархи  –наследники Адама. Согласно Локку, принцип наследования власти не может  приниматься как определяющий и  единственно верный.

Информация о работе Политическое воззрение Джона Лока