Политическое лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Раскрыть понятие политического лидера и показать значимость лидера в современном политическом мире.
Задачи:
1. определить, что такое «политическое лидерство»;
2. обозначить функции об особенности политического лидерства;
3. указать типологию политического лидерства;
4. показать значимость данной темы.

Файлы: 1 файл

курсовая теория политики.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

 людей, мир в целом, сквозь  призму отношений «силы — слабости».

Эрих Фромм - известный западный психолог, основоположник неофрейдизма - в своей работе «Бегство от свободы» определяет лидерство как проявление садо-мазохистских инстинктов. Лидер, по Фромму, человек с садистскими наклонностями, т.к. «... именно стремление к власти является наиболее характерной формой проявления садизма»1. По  Фромму,  власть над людьми является проявлением превосходящей силы в сугубо материальном смысле: если в моей власти убить другого человека, то я сильнее его. «В этом-то и лежит основная суть садизма - наслаждение своим полным господством и властью над другим человеком или же другим живым существом»2. Но в психологическом плане жажда власти коренится не в силе, а в слабости. В ней проявляется неспособность личности выстоять в одиночку и жить своей силой. Это отчаянная попытка приобрести заменитель силы, когда подлинной силы  не  хватает.  Определенные  психологические  потребности  отражает  и  подчинение лидеру. Субъективное принятие лидерства закладывается еще в детстве, когда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей. В этом смысле авторитет руководителя государства подобен авторитету отца.

Психологическое обоснование лидерству стремился дать и Ф.Ницше, представлявший различные процессы общественной жизни в виде модификаций действия воли к власти и могуществу. Однако он полагал, что роли лидера в наибольшей степени соответствует волевая и сильная личность, «сверхчеловек», который пренебрегает духовными и моральными ценностями и возвышается над «обычным» человеком так же, как тот превосходит обезьяну. «Цель человечества,– утверждал Ницше, – лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей – в этом, и ни в чем ином состоит его задача»3.

Эмпирические исследования, подтвердили  реальное существование авторитарного  типа личности, выявили ее некоторые  новые черты. В целом же это  направление психоанализа значительно расширило представления о психологических мотивациях стремления к лидерству, хотя оно, конечно же, не исчерпывает все типы таких мотиваций.

Совокупность различных интерпретаций  политического лидерства позволяет  увидеть его разнообразные стороны, аспекты, однако еще не дает целостной картины этого феномена. Попытку решить эту задачу, осуществив комплексное исследование лидерства, представляет его интерактивный анализ. Он учитывает четыре главных момента лидерства:

  • черты лидера;
  • задачи, которые он призван выполнять;
  • его последователей и конституентов; систему их взаимодействия;
  • механизм взаимоотношения лидера и его конституентов.

 

Каждая психологическая концепция  указывает на разные ключевые моменты  в политической лидерстве, а интерактивный  анализ позволяет комплексно исследовать лидерство, учитывая его главные моменты. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что создать единую универсальную концепцию лидерства, по всей вероятности, невозможно, т.к. само это явление чрезвычайно многообразно по своему проявлению и функциям, зависит от типов политических систем, особенностей лидеров и их конституентов и других факторов.


1 Фромм Э., Бегство от свободы — М.: Академический проект, 2007 —стр. 28

2 Фромм Э., Бегство от свободы — М.: Академический проект, 2007 —стр. 45

3 Ницше Ф. Так говорил  Заратустра. – М.: Мысль, т.1, 1990 –стр. 286

2.4. Ситуационная и  личностно-ситуативная теория.

 

Теория ситуационного анализа  определяет появление лидера в результате стечения обстоятельств. В жизни  группы в различных ситуациях  выделяются отдельные индивиды, превосходящие  других, по крайней мере, одним каким-то качеством. И поскольку именно данное качество востребовано сложившимися условиями, постольку человек, обладающий им, становится лидером. Ситуационная теория лидерства рассматривает лидера как функцию определенной ситуации, подчеркивая относительность черт, присущих лидеру. Авторы теории считали, что лидер может появиться в результате удачного сочетания ряда моментов – места, времени и обстоятельств. Великие события формируют великих лидеров из простых смертных.

«Сторонники «ситуационизма» также  уделяют определенное внимание анализу психологических особенностей личности, однако исходят прежде всего из того, что те или иные черты лидера варьируются в зависимости от ситуаций. Они полагают, что лидерство – это прежде всего продукт сложившейся в группе ситуации, и убеждены, что в ситуациях, весьма благоприятных или, напротив, крайне неблагоприятных для группы, лидер, ориентированный на решение ключевых задач, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей»1. Они также подчеркивают относительность качеств, присущих лидеру, и полагают, что разные обстоятельства     могут     требовать     принципиально     разных     лидеров.     «Например, чрезвычайные обстоятельства экономической разрухи, внешнеполитическая изоляция СССР «привели» к власти тоталитарного лидера – И.В.Сталина. Экономический кризис 1929-1933 гг., последствия национального уничтожения Германии после поражения в Первой мировой войне породили беспомощность институтов парламентской демократии и «потребовали» сильного лидера -  А. Гитлера»2.

Для того чтобы снять возможные  возражения, будто теория рассматривает  личность лидера как марионетку, американский учений Э. Хартли предложил модификацию  этой теории. Он предположил, что:

  • если человек становится лидером в одной ситуации, не исключено, что он им станет и в другой;
  • в результате стереотипного восприятия лидеры в одной ситуации рассматриваются группой как «лидеры вообще»;
  • став лидером в определенной ситуации, человек приобретает авторитет, который способствует его избранию лидером и в следующий раз;
  • лидером чаще выбирают человека, имеющего мотивацию к достижению этой позиции.

Однако такая размытая формулировка не сняла односторонности с этой теории, и, как часто бывает в науке, два крайних варианта породили третий, более или менее компромиссный, а именно личностно-ситуативные теории.

В 1952 г. Г. Герт и С. Милз выделили четыре фактора, которые было необходимо, по их мнению, учитывать при рассмотрении феномена лидерства: 

  • черты и мотивы лидера как человека;
  • образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей, побуждающие их следовать за ним;
  • характеристики роли лидера;
  • институциональный контекст,

т.е. те официальные и правовые параметры, в которых работает лидер и в которые он и его последователи вовлечены.

 

 


1 Грачев М.Н., Ирхин  Ю.В.Актуальные проблемы политической  науки М.: Экономическая демократия, 1996 – стр. 85

2 Мухаев Р.Т., Теория политики: учебник для студентов вузов, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - стр. 350

Из ситуационной и личностно-ситуативной теории можно сделать вывод, что лидером может стать любой человек, в котором нуждается общество в данной ситуации  и при данных обстоятельствах, все зависимости от его личностных качеств и знаний.

 

 

2.5.  Интегративная  теория.

 

В эпоху постмодернизма, для которой характерны решения проблем синтетическим подходом - плюрализм мнений, синтез противоречивых теорий и т.п., так появилась интегративная теория лидерства.

«Современный американский политолог  М. Херманн полагает, что «лидерство – многогранное понятие. Рассматривая его проявления, следует принять во внимание:

  • характер самого лидера;
  • свойства его конституентов;
  • взаимосвязь между лидером и его конституентами;
  • контекст или конкретную ситуацию, в которой лидерство осуществляется»1.

      Анализируя взгляд Германн на эту проблему, известный отечественный ученый Г.Г. Дилигенский пишет: «Тем не менее предлагаемая совокупность факторов представляется достаточно полной и действительно определяет основные направления возможных исследований феномена политического лидерства. Вместе с тем кажется более логичным отделить "внешние" условия, которые воздействуют на формирование и деятельность лидера, от его собственных «внутренних» психологических характеристик и поведения. Если "внешние" факторы могут служить объектом социально-исторических и междисциплинарных - историко-психологических или психолого-политологических исследований, то личностные характеристики лидера - предмет специального психологического анализа»2.

Итак, лидерство – феномен, определяемый чертами личности самого лидера, ситуацией и экспектацией последователей в их динамическом состоянии.

Следовательно, политическое лидерство  представляет собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают  и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (их сторонники) добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов.

Для комплексного понимания феномена политического лидерства необходимо учитывать различные типы переменных, которые в совокупности определяют природу лидерства в каждый конкретный исторический период.

 

Вывод: Интегративная теория рассматривает: личностные качества лидера (как в «теории черт»); ситуацию, в которой себя должен проявить лидер (как в ситуативной теории); свойства и характеристики «команды» лидера и ее с ним взаимоотношения и связь, т.е. она является соединением  самых важных положений основных концепций политического лидерства.

 

 

 

 

 

 


1 Херманн М. Дж. Стили  лидерства в формировании внешней политики, - М.: Полис. 1991 № 1 - стр. 9

2 Дилигенский Г.Г. Социально-политическая  психология: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений  - М.: Наука - стр. 216 

Глава 3. Типология лидерства.

 

3.1. Авторитет и три  идеальных типа господства М.Вебера

 

Типологию лидерства на основе учета  личных качеств лидера и конкретной ситуации, в которой он выполняет свои функции, предложил немецкий социолог М. Вебер в работе «Харизматическое господство». В качестве классификационного признака он выдвинул понятие «авторитет», которое определяет как «вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей». М. Вебер выделил следующие типы господства:

  • традиционное лидерство, основанное на вере и следованию обычаям и традициям (власть и функции племенных вождей, шаманов, колдунов; монархическая власть и т.д.);
  • харизматическое лидерство, основанное на убеждении в выдающихся, близких к сверхъестественным способностях вождя, руководителя, пророка. Для него характерна, в частности, такая модель: «Сказано... (в Библии, Коране и т. д.), а я говорю вам...»;
  • бюрократическое лидерство, основанное на вере в законность, легитимность существующей политической системы, государственного устройства. В них лидер-чиновник, лидер-бюрократ, лидер-функционер выступают не как индивиды, от которых лично исходит власть и влияние, а как агенты определенной государственной функции, проводники идей существующего правопорядка»1.

«Думается, что приведенную типологию  можно дополнить также неформальным лидерством, понимая под ним авторитетность и влияние тех лиц, которые не занимают высоких государственных или партийных постов, но при этом оказывают значительное влияние на политические события. Это могут быть люди самых различных профессий, широко известные и популярные в тех или иных социальных группах. Неформальное лидерство может иметь отдельные признаки харизматического.

Следует заметить, что Вебер выделял  «чистые типы» лидерства, различные  черты которых могут «совмещаться» в реальной личности конкретного политика. И хотя в большинстве случаев удается определить доминирующий тип лидерства, на практике нередко встречаются и «пограничные варианты», например, харизматик – глава государства или «неформал», занявший официальный пост»2.

Особого внимания заслуживает харизматическое  лидерство.

«Харизма (греч. Charisma – милость, божественный дар) исключительная одаренность; раризматический лидер — человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности — мудрости, героизме, «святости»3. Если традиционное и бюрократическое лидерство функционирует в стабильных социальных структурах и приспособлено прежде всего к решению повседневных задач, то харизматическое лидерство возникает на крутых поворотах истории. Понятие «харизматический лидер» применяется к личности, которая выделяется из среды обыкновенных людей и считается наделенной сверхчеловеческими или, по крайней мере, исключительными способностями. Причем не так уж важно, действительно ли эти способности столь необыкновенны, главное, чтобы такими их видели его последователи, которые фанатически преданы харизматическому лидеру.

Информация о работе Политическое лидерство