Политическое лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Раскрыть понятие политического лидера и показать значимость лидера в современном политическом мире.
Задачи:
1. определить, что такое «политическое лидерство»;
2. обозначить функции об особенности политического лидерства;
3. указать типологию политического лидерства;
4. показать значимость данной темы.

Файлы: 1 файл

курсовая теория политики.doc

— 189.50 Кб (Скачать)


1 Почебут Л. Г., Чикер  В.А. Организационная социальная  психология. - СПБ: Речь, 2000 — стр. 62-63

2  Вебер М.,  Харизматическое господство  - http://www.politnauka.org/library/classic/veber-hg.php

господство представляет собой  сугубо личностное, связанное с личными  качествами, относимыми к харизме, и  их подтверждением, социальное отношение. Но если это отношение не остается чисто эфемерным, оно принимает характер стабильного отношения:  «община»  единоверцев  воинов   или  учеников;  партийный  союз, партийная или идерократическая общность... Важнейший пример: харизма священника через миропомазание, посвящение в сан, возложение рук; харизма короля, переносимая или укрепляемая через миропомазание и коронование»1.

3. По «масштабам» лидерства:

  • общенациональные;
  • лидеры региональные;
  • лидеры социальных групп, слоев.

4. По отношению к существующей политической системе:

  • функциональный;
  • дисфункциональный;
  • конформист (приспособленец);
  • неконформист.

 

Вывод: Политическое лидерство имеет определенные характеристики, без которых оно не будет полноценным. Существует множество классификаций политического лидерства, наиболее известные и популярные из них такие как, по способу легитимации власти М. Вебера, отношению руководителя к подчиненным, «масштабам» лидерства, отношению к существующей политической системе, психоаналитическая классификация типов лидерства принадлежит Ф. Редлу, активно используются на практике для изучения политических процессов.

 

 

1.3.  Функции политического  лидерства.

 

Функции лидера представляют собой  главные направления его деятельности. Количество функций зависит от ряда факторов: от преобладающего типа культуры общества, политического режима, зрелости гражданского общества, уровня жизни большинства населения и т.д. Наличие зрелого гражданского общества и демократической культуры обусловливает ограниченное число функций лидера, поскольку политические роли и функции распределяются между различными политическими институтами.

«Среди общезначимых функций лидеров  выделим следующие:

  • интегративную - объединение и согласование различных групп и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;
  • ориентационную - выработку политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения;
  • инструментальную - определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач;
  • мобилизационную - инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения;
  • коммуникативную — обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями;
  • гаранта справедливости, законности и порядка от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности»2.


1 Вебер М.,  Харизматическое господство  - http://www.politnauka.org/library/classic/veber-hg.php

2 Мухаев Р.Т., Теория политики: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным дисциплинам, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - стр. 344

Вывод: Существует 6 общезначимых функций политического лидерства (интегративная, ориентационная, инструментальная,  мобилизационная, коммуникативная, гарант справедливости, законности и порядка), с помощью которых можно определить основные виды деятельности лидера. Можно сделать вывод, о многообразии направлений деятельности лидеров и разнообразии решаемых ими задач, также можно понять, почему одни люди являются лидерами, а другие нет. 

Глава 2. Основные концепции  политического лидерства.

 

2.1. Теория Н. Макиавелли.

 

Никколо Макиавелли (в оригинале: Никколо  Макьяве́лли итал. Niccolò Machiavelli; 3 мая 1469 — 21 июня 1527 — итальянский мыслитель, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря). Выступал сторонником сильной государственной власти, допуская в случае необходимости использование любых средств для её укрепления («Государь», опубликовано в 1532)1.

Макиавелли перенес проблему политического  лидерства из области воображаемого  и должного в плоскость реальной жизни. В работах «Государь» и  «Размышления о первой декаде Тита Ливия» он определил природу, функции и технологию лидерства. Н. Макиавелли смог вычленить содержание лидерства, при этом исходя из наблюдений за реальным поведением правителя и его взаимоотношений с подданными. Таким образом, в основе лидерства, по Макиавелли, лежит ориентация на власть. Обладание властью связано, прежде всего, с получением богатства и привилегий. Свойство стремиться к власти не зависит от личных достоинств или недостатков. Оно действует наподобие объективного закона, не зависящего от воли и сознания людей. Успех в продвижении к вершинам власти обусловлен не столько интенсивностью ориентации на власть, сколько наличными средствами. Правитель, желающий добиться успеха в своих начинаниях, должен сообразовывать свои действия с законами необходимости, иначе говоря, судьбы, а также с образом поведения подчиненных. Сила бывает на его стороне тогда, когда он учитывает психологию людей, знает особенности их образа мыслей, нравственные принципы, достоинства и недостатки.

Макиавелли сделал вывод, что в  основе поведения людей лежат два мотива - страх и любовь. Их и должен использовать правитель в первую очередь. При осуществлении власти лучше сочетать оба мотива. «Поэтому государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствуют беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица. Новый государь еще меньше, чем всякий другой, может избежать упрека в жестокости, ибо новой власти угрожает множество опасностей.  
       Однако новый государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив, так чтобы излишняя доверчивость не обернулась неосторожностью, а излишняя недоверчивость не озлобила подданных.

По этому поводу может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или, чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя явится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся. И худо придется тому государю, который, доверяясь их посулам, не примет никаких мер на случай опасности»2.

Помимо  этих двух  мотивов  поведением  людей  правит  честолюбие. Оно  присуще


1Википедия: статья Никколо Макиавелли, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B8

2 Макиавелли Н. Государь: Сочинения. - М.: ЗАО Издательство  ЭКСМО-Пресс; Харьков: Издательство «Фолио», 2001 — стр. 93-94

каждому    человеку.   Лидеру    необходимо    знать,    кто   именно   более   честолюбив   а, следовательно, опаснее для него как правителя. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедные жаждут приобретения того, что есть у богатых. Оба мотива к власти, за которыми нередко скрывается обыкновенная страсть к разрушению, одинаково порочны. И богатые, имеющие в своем распоряжении рычаги власти, и бедные, стремящиеся завоевать эту власть, в принципе ведут себя одинаково.

Технология стабильного лидерства, по Макиавелли, заключается в умелом сочетании средств поощрения  и наказания, иначе говоря, использование  «политики кнута и пряника». Лидер, который стремится к абсолютной власти, должен держать своих подданных в таком страхе, чтобы отнять всякую надежду на сопротивление. Поощрения должны цениться только тогда, когда они выполняют свое предназначение. Наградами и повышениями по службе дорожат в том случае, если они редки и раздаются «малыми дозами». Напротив, негативные стимулы, наказание лучше применять сразу и в «больших дозах». Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, нежели растянутая во времени.

Макиавелли выводил характер лидера из взаимодействия «правитель - подданные». Мудрый лидер соединяет в себе качества льва (силу и честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство). «Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса - волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание»1. Таким образом, он обладает как прирожденными, так и приобретенными качествами. Прямодушен, хитер или талантлив он бывает по рождению, но честолюбие, жадность, тщеславие, трусость формируются в процессе социализации индивида.

 

Из теории лидерства  Макиавелли можно сделать вывод о главных положениях, на которых должно держаться лидерство: власть лидера основана на поддержке его сторонников; подчиненные должны знать, что они могут ожидать от лидера и должны знать как оправдать его ожидания; правитель должен являться образцом для своих сторонников и подчиненных; лидер должен отстаивать свое мнение до конца, быть дальновидным и уметь найти выход из трудной ситуации.

 

 

2.2. Теория черт.

 

Первая эмпирическая концепция лидерства – это «теория черт». Она возникла в начале XX века под влиянием исследований английского антрополога Ф. Гальтона, объяснявшего природу лидерства наследственностью. Основная идея такого подхода заключалась в том, что лидер обладает качествами, отличающими его от своих сторонников, и эти качества можно выделить и изучать особо. В рамках теории черт лидер рассматривается как совокупность определенных психологических качеств, наличие которых помогает выдвижению индивида на лидирующие позиции, позволяет принимать властные решения в отношении других. Как отмечал один из авторов теории черт, американский социолог Э. Богардус, «превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящие к лидерству»2. Лидерами рождаются, и становятся, следуя своему призванию. Роль великой личности в истории также базируется на этой концепции: властью наделяется очень


1 Макиавелли Н. Государь: Сочинения. - М.: ЗАО Издательство ЭКСМО - Пресс; Харьков: Издательство «Фолио», 2001 — стр. 96

2 Bogardus E. Leaders and Leadership. –  New York, 1934

ограниченное количество достойных  людей, которые считаются  избранными  и  призваны вести за собой, а все остальные должны следовать за ними.

Американский психолог К. Бирд в 1940 году составил список, в который входили 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерские». Среди них были названы:

  • умение нравиться людям, завоевывать их симпатии, общительность, дружелюбие;
  • политическая воля, готовность брать на себя ответственность за последствия своих     решений;
  • политическая интуиция, острый ум, чувство юмора;
  • организаторский талант, ораторские способности;
  • умение быстро ориентироваться в новой ситуации и принимать решения, адекватные данной ситуации;
  • наличие ясной политической программы, отвечающей интересам большинства социальных групп.

«Ни одна из черт не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были упомянуты лишь однажды; 16-20% - дважды; 4-5% - трижды и лишь 5% черт — четыре раза. В последующих исследованиях было установлено, что индивидуальные качества лидеров практически ничем не отличаются от набора психологических и социальных черт личности вообще»1.

Для проверки «теории черт» были проведены конкретные исследования. Они в значительной мере опровергли эту теорию. Так Ю. Джиннингс заметил, что «теория черт» в большей мере отражала черты экспериментатора, но не черты лидера. Он писал: «Исследования не доказывают, что превосходящий ум желателен или необходим для лидерства в бизнесе, а также в бюрократических организациях, где карьеру делают не самые умные, а самые изворотливые, беспринципные, умеющие приспосабливаться к вкусам…»2. Кроме того,  оказалось, что при детальном анализе, индивидуальные качества лидера почти полностью совпадают с полным набором психологических и социальных признаков личности вообще. На протяжении многих лет, всей жизни, многие выдающиеся способности людей оказываются невостребованными, не находят применения.

 

Из «теории черт» можно сделать вывод, что для занятия лидирующих позиций в условиях политической конкуренции действительно нужны определенные психологические и социальные качества, которые вызывают доверие и уважение у масс. Однако их набор всегда зависит от исторической эпохи и особенностей конкретного государства, его ментальности, культуры, как социальной, так и политической.

 

 

2.3. Психологические концепции  и интерактивный анализ.

 

Психологическое объяснение природы  лидерства акцентирует внимание на мотивации поведения лидера. Проявлением  крайнего психологизма в понимании  природы лидерства является концепция психоанализа, созданная З.Фрейдом. Политическое лидерство он трактует как сферу проявления подавленного либидо – бессознательного, сексуального влечения. Неудовлетворенность сексуальных потребностей формирует психологическое напряжение у индивида. Нервное напряжение компенсируется жаждой власти, обладанием значительных властных полномочий, которые позволяют индивиду избавиться от комплексов, связанных, например, с физическими недостатками, непривлекательной внешностью и т.п. В политической деятельности подавленное либидо


1 Мухаев Р.Т., Теория политики: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным дисциплинам, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - стр. 349

2 Политология: Учебное  пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000 - стр. 251

проявляется в стремлении к безграничной власти, в желании испытывать наслаждение  от унижения других   людей,  в  жажде  разрушения.  Оно   является    формой   своеобразного садизма. Одновременно авторитарная личность имеет и мазохистские черты, поскольку при столкновении с превосходящей силой, она восхищается и поклоняется ей. Слабость же других вызывает у нее презрение и желание унизить их, она воспринимает всех других                                                     

Информация о работе Политическое лидерство