Политический режим. Формы демократии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 20:40, реферат

Краткое описание

Политический режим в современном мире. Модели политического режима.

Файлы: 1 файл

политический режим.docx

— 48.47 Кб (Скачать)

Итак, фашистский политический режим опирался на смешанную  государственную элиту, включавшую как представителей традиционных властных институтов, так и выходцев из маргинальной массы, рекрутируемых фашистской партией. Большинство населения оказывалось  под контролем тоталитарного  государства, но вне активного политического  процесса. Основным требованием к  ним со стороны режима являлась лишь политическая лояльность. Важную роль в этом отношении играл еще  один новый государственный институт, образующийся в рамках фашистских режимов - централизованная система террора (органы полицейского контроля, политического  следственного аппарата, концентрационных лагерей). Система террора осуществляла "санацию, "очищение" общества от нелояльных элементов. Террор должен был изолировать политически  активных членов общества, способных  стать реальной оппозицией "народному  режиму".

Тоталитарная  государственно-политическая система, формировавшаяся под эгидой нацистской или коммунистической идеологии, имела  существенную специфику. В отличие  от фашистских режимов принцип этатизма не имел здесь самодовлеющего характера. Если фашисты рассматривали государство  как тотальное сосредоточение народного  духа, то нацисты и коммунисты видели в нем лишь формальную структуру. "Раса и личность - вот главные  факторы нашего мировоззрения. Оно  принципиально видит в государстве  только средство к цели", - утверждал  Гитлер в "Майн кампф". Этой целью являлось создание нового социального и мирового порядка: для национал-социалистов - расового, основанного на господстве арийского Рейха, для коммунистов - диктатуры мирового пролетариата. Залогом решения этой задачи являлось не столько государственное строительство, сколько воспитание новой личности, активное идеологическое преобразование общества.

Государство, как система объединяющая все частные и групповые интересы, должно было уступить первенство новому субъекту, сосредотачивающему волю народа (расы, трудового класса) к целенаправленному преобразованию человека и общества. Таким субъектом властных отношений становилась тоталитарная партия (отсюда одно из названий подобных режимов - партократия ). Положение нацисткой партии в Рейхе или коммунистической в СССР принципиально отличалось от роли аналогичных партий в фашистских государственных системах. НСДАП и ВКП(б) (позднее - КПСС) приобрели полную монополию политической власти, подчиняя другие вертикальные институты (армию, бюрократию)или вытесняя их (церковь). Вся система государственного управления значительно унифицировалась. Сокращалось действие принципа коллегиальности, усиливалась вертикальная субординация. Внутренняя структура партии становилась основой для дублирующей системы территориально-политического устройства (гау в Германии, партийные комитеты в СССР).

Совершенно  особую форму приобретала система  вождизма. Лидеры нацистского и коммунистического  режимов, возглавляющие высшее партийное, государственное и военное управление, сосредотачивали в своих руках  огромную власть. Но вождями нации  они являлись уже не в силу формального  государственно-правого статуса  или личных харизматических качеств. Фигура вождя оказывалась неразрывно связана с партией. Гитлер писал в "Майн кампф": "Партия есть моя частица, а я - часть партии" (вспомним и другие известные строки: "Мы говорим - Ленин, подразумеваем - партия, мы говорим - партия, подразумеваем - Ленин"). Единоличная диктатура вождя сменяется системой фюрерства - пирамидальной иерархией политического руководства внутри партии, дублирующей органы государственного управления и подчиняющей их.

Партийно-государственная  структура нацистского и коммунистического  режимов дополнялась всеохватывающей  идеологической системой, которая напрямую сращивалась со всем государственным  механизмом. Показательным примером такого сращивания властных и идеологических функций являлась деятельность репрессивного  аппарата. Система государственного террора оказывалась ориентирована не столько на изоляцию нелояльных элементов, сколько на решение воспитательных задач, тотальный контроль над общественным сознанием, всецело распространяемый и на лояльную часть общества. Причиной преследований становились не только преступные деяния против режима, но и "преступный образ мысли", убеждения, несоответствующие господствующей идеологии. Органы государственной безопасности (СС, КГБ) становились машиной для массовой "промывки мозгов".

Историческая  природа тоталитарных обществ очевидна - они стали ответом на общий  кризис индустриальной цивилизации, столкнувшейся  с ограниченностью классической либеральной концепции, с негативными  последствиями социальных принципов  неограниченного индивидуализма, с  проблемой отчуждения человека, проблемой "великого одиночества". Тоталитаризм возникал в странах, где этот кризис был отягощен последствиями ускоренной и искусственной, форсируемой "сверху" модернизации, стремительной ломкой традиционных общественных институтов. Фашизм пытался решать возникающие  в этих условиях социально-психологические  проблемы за счет усиления горизонтальных связей в обществе (социальная структура, основанная на корпоративных, профессионально-отраслевых группах) и консолидирующей роли государства. Нацистский и коммунистический режимы не ликвидировали отчуждение человека, а заменяли его отчуждением  добровольным, призывали к священной  жертве во имя великой цели. Тот  и другой путь являлись тупиковыми. По мере дальнейшего развития модернизационных процессов общество начинало отвергать как патерналистскую опеку государства, так и тотальную идеологическую мобилизацию. Складывались предпосылки для постепенной трансформации тоталитарных режимов в авторитарные, в рамках которых действие тоталитарных институтов "смягчалось", формализовывалось. Закономерным итогом такой эволюции становилась и окончательная смена политического режима, переход к государственному строительству на либерально-демократической основе.

Итак, демократия, как система народовластия, является универсальной основой  политического развития человечества в современную эпоху. Опыт этого  развития позволяет выделить несколько  форм демократии:

Прямая  демократия - форма народовластия, основанная на принятии политических решений непосредственно всеми без исключения гражданами (например, в ходе референдума).

Плебисцитарная  демократия - форма народовластия с сильными авторитарными тенденциями, в рамках которой лидер режима использует одобрение масс как основное средство легитимации своих политических решений. Историческим предшественником прямой и плебисцитарной демократии являлась т.н. "военная демократия", основанная на элементах родоплеменного и общинного строя.

Представительная, или плюралистическая демократия - форма народовластия, при которой граждане участвуют в принятии политических решений не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними.

Цензовая  демократия - разновидность представительной демократии, в рамках которой избирательное право (как основное право, гарантирующее участие в политическом процессе), принадлежит ограниченному кругу граждан. В зависимости от характера ограничений, цензовая демократия может являться элитарной (в т.ч. либерального толка), классовой (пролетарская, буржуазная демократия).

При существенных отличиях этих форм демократии, современный этап политического  развития характеризуется их постепенным  сближением и интеграцией. Ключевым элементом любого демократического строя является система партиципации - народного волеизъявления. Она может опираться на различные институты, но, как правило, обязательно подразумевает образование основных ветвей власти в ходе всеобщих, тайных и, преимущественно, прямых выборов, решение наиболее важных государственных вопросов в ходе референдумов, действие региональных органов местного самоуправления. Важнейшей характеристикой системы партиципации, выявляющей степень зрелости демократического строя, является соблюдение свободы слова, печати, деятельности общественно-политических организаций.

Система народного представительства  является основой современной демократической государственности. Сущность принципа представительства состоит в том, что в политической сфере избиратели определяют цель, а избранный им представитель выбирает наиболее подходящие, на его взгляд, средства для ее достижения. Базовым принципом современной системы народного представительства является избрание представительных органов не пожизненно, а на определенный, строго фиксированный конституцией срок, а также отчетность этих органов перед избирателями.

Основным  организационным принципом построения демократической государственности  остается принцип разделения властей . Независимость различных ветвей власти основывается в современном государстве уже не столько на идее жестких "сдержек и противовесов", сколько на функциональной почве, разграничении властных полномочий и политических функций. Условием обеспечения демократичности государственного строя считается установление оптимальных взаимоотношений между различными ветвями и органами власти. Допустимая степень преобладания одной из ветвей власти (исполнительной или законодательной) обеспечивается не деформацией всего конституционного строя, а прежде всего политическими факторами. При этом, независимость судебной власти остается абсолютным требованием к демократическому режиму.

Гибкость, эффективность  политической системы в условиях современной демократии обеспечивается конкурентной, состязательной основой политического процесса . Демократия призвана создать условия для удовлетворения групповых и индивидуальных интересов. Борьба за их реализацию и определяет мотивацию политического поведения. Этот аспект демократии был положен в основу т.н. рыночной теории демократии. Основные положения этой теории впервые сформулировал Й. Шумпетер в книге "Капитализм, коммунизм, демократия" (1942 г.). Продолжая эту линию, Э. Доунс, Э. Шатшнайдер, А. Вильдавски и другие политологи отождествляли политический процесс с обменом в условиях конкуренции на рынке. Целью каждого участника в данном случае является максимизация "прибыли при минимизации издержек". При этом сам "торг" ведется по определенным, общепринятым правилам игры. Недопустимость антагонистической конфликтности между участниками политической борьбы, ее победителями и проигравшими, активными и пассивными участниками обеспечивается правовой основой политического процесса.

Современное демократическое государство является правовым . Эта характеристика подчеркивает ключевые особенности организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Основополагающими принципами правового государства являются:

1. Верховенство  права, господство закона во  всех сферах общественной жизни.  Закон, принятый верховным органом  власти при строгом соблюдении  всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен  или приостановлен ни ведомственными  актами, ни правительственными распоряжениями, ни решением партийных органов.  Вся общественная деятельность  осуществляется в строгом соответствии  с законами, закрепленными конституцией  правового государства. 

2. Реальность  прав и свобод граждан. Этот  принцип состоит в признании,  утверждении и надлежащем гарантировании  прав и свобод человека и  гражданина. Предполагается, что права  и свободы человека принадлежат  ему от рождения.

3. Взаимная  ответственность государства и  личности. Этот принцип отражает  договорные начала в отношениях  между государством как носителем  политической власти и гражданином,  как участником ее осуществления.  Государство, путем издания законов  берет на себя конкретные обязательства  перед гражданами, общественными  организациями, другими государствами  и всем международным сообществом.  Не менее важна ответственность  личности перед обществом и  государством.

4. Разделение  властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип имеет целью исключить монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечить соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения.

5. Наличие  эффективных форм контроля и  надзора за осуществлением законов.  К ним относятся суд, прокурорский  надзор, арбитраж.

Само  по себе правовое государство не самоцель, а исторически и социально обусловленная всеобщая форма выражения, организации, упорядочения и защиты свободы в демократическом обществе. Содержание и характер свободы, ее широта и объем определяются спецификой развития общества. Свобода относительна в смысле ее фактической незавершенности, исторического изменения ее содержания. Она абсолютна лишь как высшая ценность и принцип. Поэтому содержательная сторона политического процесса в условиях современной демократии не может быть охарактеризована понятием "правое государство". Для этой цели служит понятие " социальное государство ".

Формирование  идеи социальной государственности  неразрывно связано с развитием  демократического взгляда на природу  власти, пересмотром классических либеральных  теорий народовластия. Либеральная  традиция, основанная на признании  приоритета индивидуальных прав и свобод, сформулировала теорию "государства - ночного сторожа", призванного  обезопасить личность за счет создания жесткого правового пространства, но не обладающего возможностью вмешиваться  в жизнь гражданского общества. Такое  государство является правовым, оно  не угрожает личности насилием, но и  не несет и ответственности перед  нею. Основным законом человеческого  общежития становятся состязательные, конкурентные отношения, где государство  выступает лишь сторонним арбитром.

Информация о работе Политический режим. Формы демократии