Политический режим. Формы демократии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 20:40, реферат

Краткое описание

Политический режим в современном мире. Модели политического режима.

Файлы: 1 файл

политический режим.docx

— 48.47 Кб (Скачать)

Термин " авторитаризм " (от лат. "auctoritas" - власть, влияние) в широком смысле используется для обозначения любых форм правления, характеризующихся монополией на власть какого-либо лица, группировки, партии, института. Авторитарность является характеристикой особого политического стиля, связанного с гипертрофированной властностью, требованиями беспрекословного подчинения, абсолютной лояльности. Вместе с тем, авторитаризм можно рассматривать и как особую форму политических режимов

Авторитарные  политические режимы современного типа возникают в переходный период в обществе, охваченном процессом модернизации. Предпосылки для их образования связаны со специфической ситуацией, когда традиционные институты общества, сословные социальные связи, корпоративное сознание уже разрушены, но институты гражданского общества только начинают складываться, индивидуальный, рационализированный тип человеческого поведения еще не стал преобладающим. "Авторитарный синдром" проявляется прежде всего в тех странах, которые либо только вступили на путь "догоняющего развития", либо уже испытали его разрушительное влияние и всеми силами пытаются ограничить распространение новаций, сохранить собственный путь развития с минимальной долей восприятия "западного опыта". В этом случае традиционный тип политической культуры еще оказывает определяющее влияние на поведение масс. Отсутствует не только модель активного гражданского поведения, но и само стремление "простого человека" участвовать в политическом процессе. В массовом сознании основную роль по прежнему играют коллективные формы - идеалы патернализма, религиозные представления, этические ценности. Публичная политика вызывает раздражение и психологическое отторжение. Важно, что модернизация , разрушая традиционную структуру общества, создает многочисленные очаги социальной, этнической, религиозной конфликтности, но достаточно медленно формирует институциональные механизмы решения таких конфликтов. Уже первый "модернизационный шок" формирует в массовом сознании желание увидеть во главе государства "сильную руку", способную навести "порядок". Вся история ХХ в. полна примеров подобных диктатур. В их числе можно назвать режимы М. Примо де Ривера в Испании, М. Хорти в Венгрии и Ю. Пилсудского в Польше в 20 гг., диктатуру А. Пиночета в Чили в 7 0 гг.

Отличительной чертой современного авторитаризма  является стремление государственной  элиты найти моральную опору  в широких народных массах, представить  новые режимы в качестве представителя  народа как единой внеклассовой общности, в роли защитника общенародных и  общенациональных интересов. Легитимность авторитарных режимов обеспечивается именно этим идеологическим принципом, идеей органической демократии. Важное значение имеет и личность вождя - его харизматичность, а не формальные права на власть является решающим фактором легитимации режима. Все это принципиально отличает современные авторитарные диктатуры от традиционных монархий. Они могут даже использовать отдельные элементы либерально-демократических режимов - многопартийность, парламентаризм, ограниченный идеологический плюрализм. Но реальной основой этих режимов является высокая централизация власти в руках вождя и его соратников.

Система вождизма, свойственная авторитарным диктатурам, предполагает монополию  на власть определенной элитарной группы, отсутствие у нее юридической  и политической ответственности, полный или частичный запрет на деятельность оппозиции, построение высокоцентрализованной вертикали власти, главными опорами  которой выступают бюрократия , армия и, зачастую, церковь. Элита носит закрытый характер, главным способом ее обновления является кооптация. Политическая жизнь, таким образом, практически лишена состязательности и гласности. Вместе с тем, для авторитарных режимов не свойственны создание широкомасштабной репрессионной, террористической системы, плотный контроль за идеологическим пространством, монополизация средств массовой информации. Народные массы в минимальной степени вовлечены в политический процесс, что обуславливает неразвитость партийной системы. Правящий режим, как правило, не стремится инспирировать создание проправительственной политической партии. Если же она существует, то имеет скорее корпоративный, клановый характер и не рассчитана на массовое членство, не служит средством духовной мобилизации народа.

В зависимости от политических целей  авторитарных диктатур и особенностей правящей элиты можно выделить несколько  разновидностей подобных режимов. По структуре  правящего блока авторитарные диктатуры  делятся на военные, бюрократические  и олигополические. Военные (или "преторианские") диктатуры опираются на армейскую верхушку и образуются в результате военного переворота. Для них свойственна острая конфликтность по поводу перераспределения власти и ресурсов между основными политическими силами, высокая степень персонификации, отсутствие четких "правил игры" в политическом процессе. Военные диктатуры в минимальной степени сохраняют элементы парламентаризма, достаточно широко используют террористические методы. При бюрократических режимах главное место в государственно-политической иерархии занимают представители высшего чиновничества. Среди них господствуют корпоративные, групповые интересы и связи. Достаточно сильны бывают технократические настроения, а также влияние армейских кругов. Олигархические режимы имеют наиболее прочную социальную опору - крупных землевладельцев или компрадорскую буржуазию. Но их уязвимость определяется тем, что этим элитарным группировкам сложнее всего рассчитывать на моральную поддержку масс. Зачастую, результатом политики олигархических режимов становится дальнейшая поляризация населения и активизация антиправительственных действий под руководством военно-политических и повстанческих организаций.

По  избранной политической стратегии  авторитарные режимы могут быть консервативными (ориентированными на сохранение традиционных общественных отношений, блокирование новаций) и прогрессистскими (делающими  ставку на стимулирование социальной и экономической модернизации). Существенной спецификой обладают популистские режимы. Популизм (от лат ."populus" - народ) представляет собой эклектичное сочетание самых разнородных политических идей и программных целей, объединенных темой народных традиций, этнической и культурной самобытности, органической солидарности общества. При этом популистские диктатуры, как правило, оказывались ориентированными на проведение широкомасштабных общественных реформ. В их основе лежит попытка найти под эгидой государства более сбалансированный и естественный сценарий модернизации. Эффективность такой политики ограничивается крайней противоречивостью социальной базы популистских диктатур.

Тоталитарные  политические режимы представляют собой специфическую форму авторитарных диктатур ХХ в. Термин " тоталитаризм " является производным от понятия "тотальное государство". Министр просвещения итальянского правительства Д. Джентиле в 1925 г. впервые назвал фашизм "тотальной концепцией жизни", а в программу итальянской фашистской партии вошло тогда понятие "тотальное государство", как "государство, поглощающее всю энергию, все интересы и все надежды народа". В 1929 г. газета "Таймс" употребила этот термин применительно к режимам, противоположным парламентской демократии (имея ввиду СССР), а в 1934 г. авторы американской "Энциклопедии общественных наук" впервые интерпретировали тоталитаризм как "общее свойство фашизма и коммунизма". В дальнейшем тоталитарной называлась особая форма государственности, присущая фашистским режимам в Италии, Австрии, Испании, Португалии, национал-социалистическому в Германии, коммунистическому в СССР и других социалистических странах.

Формирование  тоталитарных политических режимов  в их классической форме произошло  в сравнительно небольшой группе стран. Причины этого явления  внешне были схожи с факторами, предопределившими  появление "авторитарного синдрома" - реакцией общества с полуразрушенными традиционными структурами на противоречия процесса модернизации. Но тоталитаризм мог родиться только в тех странах, где процесс модернизации уже  в достаточно сильной степени  отразился на состоянии общества, где его разрушительные последствия  сформировали новый тип массовой политической психологии. Массы здесь  негативно реагировали на модернизацию во всех ее проявлениях. Однако объективно они все в большей степени  оказывались охвачены системными преобразованиями. Менялся уклад жизни, характер общественных ценностей, мотивация социального поведения. Реальностью становилась политическая свобода и социальная независимость, конкурентный, состязательный образ жизни. При этом большое количество людей оказывалось внутренне не готово к этой насильственной трансформации привычных социальных отношений, к ответственности за собственную судьбу, к необходимости постоянного личного выбора. Не выстраданная, а подаренная свобода ассоциировалась скорее с одиночеством, изоляцией, порождала растерянность и неприкаянность. Психологической реакцией на издержки ускоренной модернизации стало появление массовой маргинальности, особого рода политической агрессивности, формирование "авторитарного характера".

Мировоззрение и мироощущение "авторитарной личности" основывалось на понятиях власти и  силы. Сила привлекала не идеями, которые  она утверждает, а в качестве фактора  стабильности и спокойствия. Бессилие вызывало презрение и желание  напасть, чтобы скрыть собственную  неуверенность и слабость. Соответственно раздваивалось и отношение к  власти. " Авторитарная личность " оказывалась способна на крайнее бунтарство, если сталкивалась со "слабым государством", но с удивительной легкостью подчинялась системе сильной и жесткой, приобщение к которой давало иллюзию собственного величия. Такие люди оказывались склонными к полному нигилизму, будучи уверенными в том, что жизнь определяется внешними, сторонними силами. Но они были способны и на глубокую веру, преданное служение "высшим" идеям и идеалам. Так рождался феномен "невостребованной свободы", а точнее поиска иной, "настоящей свободы", связанной с идеалами равенства и справедливости, спокойного труда без страха за будущее, свободы, основанной не на возможности спонтанного, индивидуального выбора, а на коллективных усилиях по достижению общих, конкретных целей. Ища опору и поддержку вовне эти люди постепенно растворялись в единой массе. Масса, как и толпа, не знала социальных различий и могла включать люмпенов и аристократов, чиновников и пролетариев. Но в отличие от толпы, масса являлась феноменом психологическим, признаком бегства от одиночества, желания раствориться в чем-то большем и сильном. Масса, как особая коллективная форма сознания, генерировала и адекватные модели политического поведения. Тоталитаризм был востребован именно этой маргинальной массой, порожден вектором политических отношений, идущим "снизу", а не навязанным обществу. Он стал ответом на реально существующий социальный заказ и мог опереться на широкую опору при дальнейшей трансформации государственной системы.

Тоталитарные  политические режимы обладали целым  рядом общих особенностей, порожденных  их социально-психологической природой. На этом основании американские политологи К. Фридрих и З. Бжезинский попытались в 1956 г. в книге "Тоталитарная диктатура  и автократия" сформулировать определение "тоталитарного синдрома" - набор  универсальных признаков таких  режимов. К ним были отнесены:

1. Общеобязательная  официальная идеология, полностью  отрицающая предыдущий порядок  и призванная сплотить граждан  для построения нового общества.

2. Монополия  на власть единой массовой  партии, строящейся по олигархическому  признаку и возглавляемой харизматическим  вождем.

3. Система  террористического полицейского  контроля, который осуществляется  не только над "врагами народа", но и над всем обществом. 

4. Партийный  контроль над СМИ. 

5. Всеобъемлющий  идейно-политический контроль над  вооруженными силами.

6. Централизованная  система регулирования экономической  деятельности.

Позднее Бжезинский сформулировал и более емкое  определение: "Тоталитаризм - это  система, при которой самые совершенные  инструменты политической власти используются без ограничений централизованным руководством с целью осуществления  тотальной социальной революции". Сложность обобщенного анализа  тоталитарных политических режимов  связана с тем, что их специфика  определяется не только используемыми  институтами властвования, но и преследовавшимися  политическими целями. В этом отношении, даже фашистские режимы, существовавшие в Италии, Австрии, Испании, Португалии, существенно отличались от национал-социалистического и коммунистического.

Фашистское  государство можно определить как  этакратию (от фр. "etat" - государство), политическую систему, где власть государства имеет подавляющее значение по сравнению с другими институтами. Но радикальная трансформация общественного строя, предпринятая фашистами, не сводилась лишь к созданию некоего сверхцентрализованного полицейского государства. Человек рассматривался фашистской идеологией не в качестве объекта государственной воли государства, а как активный субъект политических отношений. Отрицалась лишь индивидуальная природа личности, ее противопоставление обществу, присущее либеральной традиции. Личность представлялась как неотъемлемая часть основного социального субъекта - народа. Человек не призывался к отрешению от частных интересов, но должен был стремиться к сочетанию их с преобладающими общенародными интересами. Основой общественного развития объявлялась "воля народа" (как реального , солидарного организма). Государство же представлялось в качестве основного института, аккумулирующего энергию, дух и чаяния народа. "Для нас все в государстве, ничто человеческое и ли духовное не существует и тем более не имеет ценности вне государства, - писал лидер итальянских фашистов Б. Муссолини, - Государство, как синтез и единство всех ценностей, истолковывает и развивает всю народную жизнь, усиливает ее ритм".

Тотальное фашистское государство базировалось на системе  вождизма. Опорой для личной власти вождя, как и в авторитарных диктатурах, были традиционные институты - армия, бюрократия, церковь. Но к ним добавляется  фашистская партия, как единственно  законная массовая политическая организация. Участие в ней не приобретало  широкого характера. Фашистская партия не создавала разветвленной системы "дочерних" общественных организаций. Не обладала она и преимуществом  в рамках государственного механизма. Стабильность фашистских режимов зависела не от контроля партии над другими  институтами власти или степени  вовлечения народа в партийную организацию, а от умения вождя балансировать  между всеми государственно-политическими  институтами и использовать их влияние  для укрепления своей личной власти. Но именно под эгидой партии активная часть маргинальной массы могла  реально приобщиться к государственной  жизни. Партия превращалась в основной генератор новой государственной  идеологии.

Информация о работе Политический режим. Формы демократии