Политический лоббизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:03, реферат

Краткое описание

Общеизвестно, что для того, чтобы добиться какого-либо результата необходимо пройти большое количество инстанций. Например, для получения каких-либо льгот человек должен предоставить определенное количество справок, на получение которых приходится тратить время. Далеко не каждый человек в состоянии все эти справки получить: зачастую люди просто не знают о своих правах, о том, на какие льготы они могут претендовать.

Оглавление

Ведение 3
1.Определение лоббизма
2.Эволюция лоббизма 7
3.Функции лоббизма 16
4. Процедура лоббирования 18
5.Типология лоббизма 20
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

Игоря реферат.docx

— 55.20 Кб (Скачать)

По окончании  каждого полугодия лоббист обязан предоставлять секретарю

Сената и клерку Палаты представителей отчет о своей  деятельности. В случае нарушения  закона, виновный наказывается штрафом  до $50 000 в зависимости от тяжести  нарушения.

Главным недостатком  закона является то, что он не распространяется на непрямой лоббизм. Противники регулирования  этого вида лоббизма ссылаются на то, что таким образом будем  нарушено право граждан обращаться к правительству с петициями  об удовлетворении жалоб.

Существует в  США также правовое регулирование  иностранного лоббизма. В 1938 году был  принят «Закон о регистрации иностранных  агентов» с целью обеспечить безопасность США. Он предусматривал публичное раскрытие  сведений лицами, вовлеченных в пропагандистскую и иную деятельность в пользу или  от имени зарубежных организаций. Этими  зарубежными организациями являлись:

- правительства  иностранных государств и иностранные  политические партии;

- предприятия,  созданные по законам иностранных  государств или имеющие основное  место своей деятельности в  иностранных государствах;

Иностранный агент, по этому закону, выполняет на территории США следующие функции:

- ведет политическую  деятельность;

- выступает в  качестве советника по связям  с общественностью, рекламного  агента, сотрудника информационной  службы или политического консультанта;

- представляет  интересы данной организации  в отношениях с любым ведомством  или должностным лицом правительства  США

- просит, собирает, расходует или распределяет взносы, ссуды, деньги или вещи, имеющие  денежную стоимость;

В законе очень  интересный понятийный аппарат. Вот  некоторые определения:

агент – лицо, действующее по приказу, запросу  или под управлением, контролем  иностранного принципала или физического  лица, деятельностью которого является прямой или косвенный контроль, руководство, направление, финансирование или субсидирование целиком или частично;

политическая  активность – распространение политической пропаганды и любая другая деятельность, в ходе которой лицо, занимающееся ей, навязывает свою волю или намеревается это сделать, уговаривает, внедряет в сознание, заставляет изменить мнение, оказывает влияние, убеждает или  другими способами влияет на любого представителя или должностное  лицо

Правительства США;

политическая  пропаганда – деятельность, которая  включает в себя распространение  материалов с целью оказать влияние  на других лиц относительно правительственной  политики, этот термин включает в себя любую устную, зрительную, графическую, письменную пропаганду или другой вид представления информации, с помощью которой распространяющее лицо намеривается это сделать, уговаривает, внедряет в сознание, заставляет изменить мнение, оказывает влияние, убеждает или другими способами влияет на любого представителя или должностное лицо Правительства США;  Наличие лоббистских функций (таких, как представительство интересов организации) в определении иностранного агента способствовало продвижению интересов иностранных компаний с США после Второй Мировой войны. В 1966 году в этот закон были внесены поправки. Официально признавался факт существования иностранного лоббизма. С этого времени начинают различать лоббирование в пользу или от имени иностранных государств и партий, а также лоббирование интересов иностранных корпораций. После принятия в 1995 году закона «О раскрытии лоббистской деятельности», деятельность лоббистов, работающих на иностранные корпорации стала регулироваться новым законом, а регулирование лоббирования политических интересов иностранных государств и партий осталось за старым законом. В Канаде тоже существует закон о регистрации лоббистов, принятый в 1998 году. В законе предусмотрены две категории лоббистов – профессиональные и иные лоббисты. Регистрацией лоббистов занимается специальный регистратор при Федеральной службе актов гражданского состояния Канады, который по результатам своей работы готовит и направляет доклад о лоббистах в каждую палату парламента.

   Европейское регулирование лоббизма отличается от американского более мягким подходом. В европейских странах, как правило, нет единых законов, регулирующих лоббистскую деятельность, она регулируется разными нормативными актами, которые регулируют сферы деятельности, прямо или косвенно связанные с лоббизмом, например, положения о законодательных органах.

В соответствии с мнением одного британского  эксперта основные требования, предъявляемые  в лоббистской деятельности в  Европе, включают следующее:

1. Не скрывать  «коммерческих» отношений между  политическими и частными структурами,  профсоюзами и групповыми лоббистами, в том числе факты подношение  подарков политикам и предоставление  различных услуг со стороны  лоббистских групп;

2. Списки лоббистов  необходимо регистрировать, публиковать  и предоставлять данные общественности  и средствам массовой информации;

3. Система регистрации  лоббистов должна включать предоставление  данных о лоббисте и фирме,  интересы, которой он представляет, при этом допустимо отсутствие  конкретизированной информации  о вопросах, по которым ведется  лоббирование;

4. Нельзя включать  в понятие «лоббист» тех. Кто  пытается воздействовать на политический  курс исключительно посредством  связи с общественностью через  средства массовой информации  или привлекая своих сторонников  к составлению и отправке писем  в адрес парламентариев и государственных  чиновников;

5. Регистрацию  лоббистов необходимо стимулировать  путем выдачи им пропуском  в здания и помещения парламента.

6. Необходимо  постоянно обновлять списки лоббистов.

7. Систему регистрации  необходимо регулярно совершенствовать.

8. Во избежание  дополнительных расходов и бумажной  волокиты публиковать списки  лоббистов для общественности  только раз в год.

9. Для частичного  покрытия расходов по управлению  лоббистской деятельностью вводить  регистрационный взнос, но его  размер должен быть довольно  скромным, чтобы стимулировать участие  небогатых организаций.

В Германии, которая  является ярким представителем стран  с европейской (или континентальной) моделью лоббизма, нет единого  федерального закона о лоббистской  деятельности. Ее регулируют ряд нормативно - правовых актов. Среди них наиболее важным и значимым можно считать  «Единое положение о федеральных  министерствах». Согласно этому документу, министерства имеют право привлекать к работе над законопроектами  вневедомственных экспертов, консультантов  и иных представителей «заинтересованных  профессиональных кругов». «Положение»  наделяет руководство министерства правом организовывать по мере надобности на временной или постоянной основе различные совещательные органы для решения своих внутренних задач в процессе подготовки законопроектов. Следует упомянуть «Регламент деятельности германского Бундестага», который предусматривает возможность проведения в парламентских комитетах публичных слушаний «экспертов и представителей интересов» Однако необходимо добавить, что из этого пункта Регламента не вытекает непременное и неотъемлемое право лоббистов присутствовать на этих публичных слушаний. В конечном счете каждый комитет полномочен решать, кого из представителей надо заслушать. В 1972 году был принят закон, предусматривающий обязательную публикацию в специальном издании так называемого «лоббистского списка» - перечня различных союзов, объединений и их персональных представителей, желающих получить официальный доступ к парламенту и федеральному правительству.

За выполнением  законодательных норм в Германии следят строго, однако как показывает практика, в этом случае общее правило  не работает.

В такой сложной  сфере общественной жизни, как политическая, сложно определить ту тонкую грань, которая  отделяет дозволенное от недозволенного. Известно, что открытые слушания в комитетах Бундестага зачастую бывают ли показными мероприятиями для общественности, а все ключевые вопросы уже решены заранее, в кулуарах.

Характерным для  европейских стран является существование  этических кодексов лоббистов. Согласно немецкому кодексу поведения  лоббистов, лоббист должен:

быть носителем  знаний;

восполнять недостаток информации; у чиновников и парламентариев, если они получают информацию от лица, представляющего чьи-либо интересы, должно сложиться впечатление, что  они кое-что изучают дополнительно  и узнают больше, чем прежде;

создавать опережение информации;

сокращать пути передачи информации;

быть всегда на месте; лоббист должен быть по возможности, как можно ближе к «эпицентру событий»;

начинать действовать  как можно раньше; лобби не должно терять времени, оно должно заранее  знать, что происходит, и немедленно начинать действовать;

работать превосходно  и осторожно; лобби лишь в том  случае работает превосходно, если учитывает  последствия для общества в целом  и в частности для групп, интересы которых он представляет; представлять интересы надо с политической осторожностью;

требовать в  меру; лицо, представляющее чьи-либо интересы, должно сдерживать свой инстинкт, выдвигать  требования и высказывать пожелания; оно не может требовать все  время и уж тем более должно требовать многого;

завоевывать доверие; лоббист, начинающий работать в столице  Федерации, должен пользоваться таким  доверием, чтобы его выслушивали  с интересом и внимательно;

заслуживать доверие; при представлении интересов  не должен иметь место дефицит  доверия; лица, представляющие чьи-либо интересы должны остерегаться говорить об одном и том же по-разному;

вести себя очень  осторожно, не заниматься надувательством; ничто не может быть более опасно для лоббиста, чем пытаться достигнуть цели с помощью трюков и обмана;

быть уверенным  в себе и иметь чувство собственного достоинства;

соблюдать нейтралитет  по отношению к политическим партиям;

уметь заверить группы, созданные на основе общности интересов в том, что лоббисты хотят предложить точную объективно обоснованную помощь;

уметь убеждать общественность; без поддержки общественного  мнения лицам, представляющим чьи либо интересы, было бы трудно вникнуть в  процесс решения важных политических вопросов;

знакомить друг с другом подходящих людей; успех  лоббиста в значительной мере зависит  от того знает ли он компетентных собеседников по данной теме и сможет ли он познакомить  их в нужный момент;

работать незаметно;

изредка оказывать  знаки внимания; в столице сложно делать подарки и оказывать знаки  внимания, необходимо знать что разрешено, а что нет; хотя и предусмотрены  накладные расходы, но он должен проявлять  при этом крайнюю скромность;

Этот кодекс подчеркивает, что компетентность лоббиста превыше всего.

Кто имеет более  убедительные аргументы и выделяется компетентностью в данном вопросе, творческим подходом и, если это возможно, исключительностью, тот закрепляет свои позиции и показывает себя на деле как лоббист.

Высказывание  пожеланий лица, представляющего  чьи-либо интересы, будь то в письменной или устной форме, должно быть сформулировано содержательно и точно. Лоббист  не должен произносить самое важное в неподходящий момент.

    В условиях бурно идущей глобализации, все большее значение в политической жизни стран Европы принимают общеевропейские учреждения, такие как Европарламент. Регулирование лоббизма на уровне Европейского  Союза показательно как практика обобщения накопившегося в странах с богатыми традициями представительной демократии опыта. Недавно был разработан «добровольный кодекс» поведения лоббистов на основе экспертных оценок представителей стран-участников ЕС. История регулирования лоббизма в ЕС началась в 1989 году, когда евродепутат-социалист, представляющий Данию, внес запрос на рассмотрение этого вопроса Европарламентом. По поручению законодателей, бельгийский евродепутат М.Галле подготовил предложения по составлению кодекса поведения и открытого регистра лоббистов. Он сформулировал определение лоббиста как лица, выступающего по поручению третьей стороны в защиту этой стороны.

  Обсуждение доклада Галле подтолкнуло Еврокомиссию к формулированию к формулированию собственного, более широкого подхода, суть которого заключается в необходимости разработки саморегулирующейся модели контроля за лоббистской деятельностью представителей различных интересов, в том числе и путем стимулирования самоорганизации групп интересов. Группа консталтинговых фирм, также работавших в то время над проектом создания кодекса поведения лоббистов, выступила с предложением претворять его в жизнь на основе добровольного саморегулирования. После долгих споров проект был утвержден на пленарном заседании Европарламента в мае 1997 года, при этом поправка, которая бы обязывала лоббистов ежегодно отчитываться о проделанной работе, не прошла.   Были одобрены и два последующих доклада, подготовленных по поручению Европарламента и предлагавших ввести регистр лоббистов. Их авторы - евродепутаты, лейборист Форд (Великобритания) и либерал Нордман ( Франция) считают, что система стимулирования регистрации лоббистов (те же пропуски в здания, где расположены институты ЕС) должна дополняться требованиями о декларировании подарков и услуг, оказанных депутатам и чиновникам, такое же обязательство предлагается взять на себя и депутатам. Такой подход можно смело назвать мягким, характерным и для стран Европы в отдельности. В данный момент заинтересованные лица (евродепутаты, еврочиновники, профессиональные евролоббисты) исходят из необходимости создать добровольный кодекс лоббистской деятельности. Отчасти такое мнение достаточно широкого круга лиц подкрепляет и факт отсутствия сколько-нибудь значительных случаев коррупции и прямого подкупа лоббистами чиновников, экспертов и других участников лоббистского взаимодействия на уровне ЕС, поисками которых по поручению Европарламента занималась специальная комиссия. Специфической особенностью лоббизма в нашей стране является то, что как правило оно направлено не на представителей законодательного органа

Информация о работе Политический лоббизм