Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:03, реферат
Общеизвестно, что для того, чтобы добиться какого-либо результата необходимо пройти большое количество инстанций. Например, для получения каких-либо льгот человек должен предоставить определенное количество справок, на получение которых приходится тратить время. Далеко не каждый человек в состоянии все эти справки получить: зачастую люди просто не знают о своих правах, о том, на какие льготы они могут претендовать.
Ведение 3
1.Определение лоббизма
2.Эволюция лоббизма 7
3.Функции лоббизма 16
4. Процедура лоббирования 18
5.Типология лоббизма 20
Заключение 35
Список использованной литературы 37
В 1979 году была создана Американская Лига лоббистов. Важнейшей ее задачей является утверждение профессии лоббиста, как самостоятельной, обладающей собственным содержанием, сделать ее общепризнанной, поднять ее престиж в общественном мнении, пропагандировать ее роль и значение в процессе выработки и принятия решений органами государственной власти.
Факт создания
профессионального союза
Для развития лоббизма в США есть несколько предпосылок в самой политической системе США:
Члены Конгресса независимы от президента в силу того, что между
Конгрессом и правительством США не существует таких узаконенных связей, которые могли бы заставить конгрессмена изменить свою позицию, если она не соответствует позиции президента (например, в России таким типом связи можно считать право президента РФ в определенных случаях распускать
Государственную Думу, президент США таким правом не обладает).
Американская двухпартийная система, сложившаяся помимо воли «отцов- основателей» государства, не предполагает жесткой партийной дисциплины.
По существу
голосование в Конгрессе
Стоит отметить,
что в США не существует государственного
финансирования выборов, то есть конгрессмену,
предполагающему остаться в Капитолии
еще на один срок, приходится думать
об источниках финансирования предвыборной
кампании, которыми могут стать те
группы, интересы которых конгрессмен
продвигает во время своей деятельности
в Вашингтоне. Ныне действующий закон
о федеральных избирательных
кампаниях разрешает
Конгресса. В общей сумме финансовых средств, поступающих в предвыборные фонды, доля КПД колеблется в пределах 30%.
В Европе лоббизм развит в таких секторах экономики, как сельское хозяйство, горная промышленность и металлургия. До 1987 года лоббизм имел национальный характер, лоббистские усилия были направлены на лоббирование национальных государственных органов. В последние годы появились организации, как Европейская ассоциация потребителей, представляющие интересы всех европейцев. Если раньше лоббизм был направлен на Совет министров, то теперь объектом лоббирования является
Европейский парламент. В 1970 году лоббистских организаций в Европе было около 300, к 1980 году это число увеличилось до 440. К середине 1980-ых годов таких организаций было уже около 659, а лоббистов уже около 6
000 человек. Однако настоящий взрыв европейского лоббизма случился после 1987 года. По различным оценкам, от 3 до 10 тысяч лоббистов работали в Брюсселе с 1987 по 2001 год. В 1996 году в Брюсселе в этом году работало:
- европейских лоббистских организаций
- 320 представителей фирм
- 142 консультантов
- 160 адвокатов
Есть несколько причин, по которым число лоббистских организаций в
Евросоюзе по-видимому будет возрастать.
1) европейское
законодательство имеет
2) динамичное развитие ЕС делает желаемым присоединение к нему, а особенно к институтам, которые принимают политические решения в ЕС;
3) сложная структура
ЕС позволяет работать
В СССР и России
лоббизм действительно является
умением «открывать лбом двери чиновников».
Временем зарождения лоббизма в СССР
считается середина XX века, однако уже
в начале XX века интересы крупной
буржуазии лоббировались в
1) купеческие управы
2) комитеты торговли и мануфактур
3) биржевые общества и возглавлявшие их биржевые комитеты,
4) отраслевые
и территориальные объединения
- съезды и совещательные
Купеческие управы, учреждения, носившие чисто сословный характер, выглядели в начале XX века атавизмом и не играли сколько-нибудь заметной роли в деле представительства торгово-промышленных интересов и в торгово- промышленной жизни в целом. Что касается Совета торговли и мануфактур, его московского отделения и провинциальных комитетов торговли и мануфактур, то и они с момента организации и на протяжении всей своей истории не отвечали требованиям, предъявляемым к представительным учреждениям. Основной недостаток центральных органов в Москве и
Петербурге заключался в том, что их члены не выбирались из торгово- промышленной среды, но назначались министром финансов. Эти учреждения целиком зависели от правительства и по сути сами были полуправительственными органами, не пользовались поэтому влиянием и авторитетом в предпринимательской среде, и, самое главное, практически бездействовали. Провинциальные же комитеты не получили широкого распространения, поскольку их основание производилось по желанию местных городских или купеческих обществ, а участие в них не было обязательным.
Финансирование же комитетов проводилось за счет городских общественных сумм или добровольных взносов купечества. Естественно, что на таких условиях комитеты торговли и мануфактур были основаны не во многих городах, да и некоторые из возникших так и остались на бумаге (всего к началу XX века в России было 15 комитетов). Кроме того, возникновение и состав комитетов торговли и мануфактур было зачастую довольно случайным.
Так же как Совет
торговли и мануфактур и его московское
отделение, большинство провинциальных
комитетов, за редким исключением, не занимались
активной деятельностью и не имели
никакого веса среди торговцев и
промышленников. Самой многочисленной
группой представительных организаций
были биржевые общества и биржевые
комитеты. А.А.Вольский в докладе
на первом Съезде Союза торговых и
промышленных предприятий в январе
1906 года говорил о существовании
в России на 1905 год около 55 бирж. Л.Е.Шепелев
приводит цифру 85. Точное количество определить
весьма трудно, поскольку многие биржи
в небольших городах
Основные группы давления образовались в СССР уже к 50-60-ым г.г. XX века. В основном это территориальные и отраслевые лобби, оформившиеся на базе крупных монополий - ВПК, машиностроительного комплекса и металлургии, с 60-ых годов – нефтегазовой, с 70-ых годов –атомной энергетики. Каналами лоббирования интересов были министерства, комитеты КПСС. Существовавшие способы лоббирования вряд ли можно назвать легитимными и гласными. Государственная политика проводилась в интересах отраслевых каналов, ряд которых во многом был неподконтролен даже Политбюро. К 70-ым годам отраслевые группировки окончательно оформились.
Перестройка изменила политическую систему российского общества, а вместе с тем и систему лоббирования. Коренные изменения в политической системе государства дали много возможностей для различных групп для представления своих интересов в органах государственной власти. Также у многих людей, раньше имевших довольно высокий социальный статус, но не имевших доступа к власти, появилась возможность получить власть. Ярким примером этого явления можно считать директорский корпус. При СССР директор завода вряд ли мог стать руководящим членом КПСС, в сегодняшней России бывшие директора зачастую стали политиками регионального уровня. В связи с провозглашением свободы слова СМИ стали играть значительную роль в политическом процессе России. Например, НТВ в президентской предвыборной кампании 1996 года оказало значительную поддержку Б.Н. Ельцину, а ОРТ во время парламентской кампании 1999 года явно лоббировало интересы сил, направленных на снижение уровня популярности политического движения «Отечество – Вся Россия», а также их лидеров – Ю.М. Лужкова и Е.М.Примакова.
Очень важным и
заметным субъектом политической жизни
страны стал так называемый «новый
бизнес», который по мере своего развития
и вхождения в мировую
«Отрицательные» стороны лоббизма очевидны: то, что может быть выгодно одной социальной группе, может быть не выгодно всему обществу.
Совсем необязательно, что лоббист будет представлять интересы большей части общества. Следует учесть, что группы давления - это по большей части элитные группы, для которых характерны свои интересы, отличные от большинства населения. Однако большинство специалистов утверждает, что лоббизм – абсолютно легитимный и нужный институт в гражданском обществе.
Вот основные функции лоббизма:
- посредничество между обществом и государством
Лоббисты представляют интересы общества перед органами государственной власти. Добиваясь своих, чаще всего экономических целей, лоббисты реализуют интересы большинства населения. Например, если лоббист представляет интересы крупной промышленности, то добившись инвестиций, он обеспечит работников предприятия зарплатой.
- замещение представительства
Лоббисты в некоторых случаях представляют интересы части общества, замещая при этом официальных представителей (чиновников, депутатов законодательных органов власти) народа.
- упорядочивание
плюрализма общественного
Многие партии имеют похожие программы, которые не совпадают в определенных позициях (например, в современной России это Яблоко и СПС,Единство и Отечество), лоббисты упорядочивают резкость мнений, реализуя интересы, а не отстаивая позиции партий.
- информационная функция
Такой канал лоббирования как СМИ выполняет функцию информирования широкой публики о каких-то событиях, фактах из жизни политиков и т.д. Возможно, это не самый легитимный способ лоббирования, ведь каждый журналист может иметь собственное мнение о события, которое может не быть объективным.
- постановка актуальных вопросов
Лоббисты, добиваясь
своих целей, ставят актуальные вопросы
перед общественностью и
Есть интересное исследование Института социологии Российской академии наук, в ходе которого были опрошены представители современного среднего российского бизнеса. На вопрос в чем, по мнению респондентов, заключается деятельность лоббистских организаций были получены следующие ответы:
- защита от коррупции в государственных органах власти – 57 %
- поддержка в борьбе с бюрократизмом – 54%
- помощь в
получении достоверной
Этапы лоббистской деятельности
Можно выделить несколько стадий лоббистской деятельности :