Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:03, реферат
Общеизвестно, что для того, чтобы добиться какого-либо результата необходимо пройти большое количество инстанций. Например, для получения каких-либо льгот человек должен предоставить определенное количество справок, на получение которых приходится тратить время. Далеко не каждый человек в состоянии все эти справки получить: зачастую люди просто не знают о своих правах, о том, на какие льготы они могут претендовать.
Ведение 3
1.Определение лоббизма
2.Эволюция лоббизма 7
3.Функции лоббизма 16
4. Процедура лоббирования 18
5.Типология лоббизма 20
Заключение 35
Список использованной литературы 37
1. сбор информации
Сбор информации – первый и важнейший этап лоббистской деятельности.
Для лоббиста необходимо владеть всей полнотой информации по вопросу, которым он занимается. Источниками такой информации могут быть:
- официальные документы
- статистические данные
- слушания в органах законодательной власти
- неформальные
встречи с представителями
2. Коалиционное строительство
Следующим этапом работы лоббиста является поиск союзников для реализации своих целей. Понятно, что объединение каких-либо организаций имеет большие шансы на достижение главной своей цели: оказания влияние на принятие политического решения. Например, по вопросам о правах женщин, разные американские женские объединения, такие как Национальная ЖенскаяОрганизация, Американская ассоциация студенток, Лига женщин-избирателей и другие обычно выступают вместе. Работая вместе, такие группы могут разработать более продуманную стратегию своей работы, установить ее приоритеты.
непосредственное лоббирование (прямое)
Прямое лоббирование
подразумевает личный контакт лоббиста
с лицом, принимающим решение. По
опросам вашингтонских
- выступление
на слушаниях по
- личные встречи с лицами, принимающими решение, они могут быть, как формальными, так и неформальными.
- преподнесение
подарков лицам, принимающим
- опосредованное лоббирование (непрямое)
Целью непрямого
или опосредованного
работа со СМИ разного уровня. Лоббисты с помощью СМИ распространяет точку зрения организации- клиента, демонстрируя актуальность и значимость освещаемого вопроса.
массовые почтовые
рассылки; современные возможности
коммуникации, включая электронные,
позволяют в короткое время организовать
огромные потоки обращений граждан
к органам государственной
К методам лоббирования,
признаваемых в законопроекте «О
регулировании лоббистской
- представление
в федеральные органы
- участие в
обсуждение комитетами и
- устные и
письменные контакты с
- экспертиза
проектов законов и иных
5. Типология лоббизма
Для более удобного изучения такого сложного явления современного демократического общества, как лоббизм, необходимо классифицировать его виды. Главным критерием выделения того или иного вида является вид деятельности организации, чьи интересы представляет лоббист. В США существует бизнес-лобби, которое представлено такими крупными организациями, как Американская Палата Коммерции (US Chamber ofCommerce), Круглый стол бизнеса ( Business Round Table), Национальная Федерация Независимого Бизнеса (The National Federation of Independent Business). Американская палата Коммерции была образованна в 1912 году, сейчас в ее состав входит более, чем 70 000 предприятий и больше, чем 3000 региональных отделений. Бюджет этой крупной организации составляет более $ 20 000 000[14]. Business Round Тable, созданный в 1972 году, призван объединять ведущих менеджеров предприятий с целью обсуждения насущных проблем и принятия более эффективных решений. Национальная Федерация Независимого Бизнеса представляет интересы малого бизнеса, сейчас эта организация объединяет уже около полумиллиона предпринимателей. Очень крупным каналом лоббирования в США являются профсоюзы и их объединения. Самой крупной такой организацией считается the AFL-CIO, объединяющая 106 независимых профсоюзов, таких как Союз работников автопромышленности (United Auto Workers), Национальная Ассоциация Образования (National Education Association) и др.
В России в данный момент можно выделить 4 основных вида лоббизма:
- административно-финансовая
группа сформировалась на
- финансово-промышленная группа, например, «Минатеп» - «Юкос»,«Анексим»
- промышленно-финансовая
группа, например, «Лаговаз» -«Сибнефть»-«
- территориальная группа, например, «Алроса»
Основное отличие финансово-промышленной группы от промышленно- финансовой заключается в способе образования этих групп. Основой первой группы стали банки, обслуживавшие промышленные предприятия, основой второй были промышленные предприятия.
Правовое регулирование лоббистской деятельности
Понятно, что такой вид политической деятельности, как лоббизм, который часто граничит с подкупом и иными не легитимными способами влияния лиц, принимающих решение требует регулирования. По тому, как регулируется в стране лоббизм, можно выделить две модели лоббизма в мире:
- англосаксонскую
(США, Канада, Австралия, ряд других
стран) модель, которая предполагает
обязательную государственную
- европейскую
или континентальную (Италия, Германия,
Франция) модель, при которой заинтересованные
организации могут
Рассмотрим правовое регулирование лоббизма в США, в стране где лоббизм наиболее развит. Считается, что начало регулированию лоббизма в США положила первая поправка к Конституции, гарантирующая гражданам право обращаться к органам государственной власти с петициями об удовлетворении жалоб. Первый « Федеральный закон о регулировании лоббизма» США и в мире появился в 1946 году. Главным его положением была обязательная регистрация лоббистов у клерка Палаты представителей и секретаря Сената и представление ежеквартальных отчетов о своей деятельности. Главным недостатком этого закона была его некоторая непродуманность, например, закон не распространялся на лоббирование органов исполнительной власти, на контакты с членами Конгресса и непрямое лоббирование. Этот Закон не ограничивал размер финансовых средств, которые можно было использовать на лоббистскую деятельность. По мнению самих американцев, лоббисты, включенные в списки Конгресса США, являлись лишь частью профессионального лобби, так как многие лоббисты уклонялись от регистрации, то есть от уплаты налогов и иных взносов в государственную казну США. При этом их можно было разделить на несколько категорий:
- профессиональные лоббисты, которые регистрировались в Конгрессе США;
- профессиональные
лоббисты, занимающиеся этой
- профессиональные
лоббисты, которые работали без
регистрации, но имели
- профессиональные
лоббисты из числа должностных
лиц, обладающих большими
- непрофессиональные лоббисты, также обладающие связями и влиянием, но привлекающиеся к этой работе эпизодически;
При всех своих недостатках и неточностях, этот закон в США не менялся до
1995 года. В декабре
1995 года был принят новый закон
«О раскрытии лоббистской
1993 году был
сделан доклад Комитета Сената
США по правительственным
понятийный аппарат, который состоит почти из двух десятков терминов;
перечень сведений, который должен отобразить лоббист в регистрационном документе;
сроки отчетов зарегистрированных лоббистов;
сведения, которые должны содержаться в отчетах;
обязанности зарегистрированного лоббиста или лоббистской организации;
обязанности Секретаря Сената и клерка Палаты представителей
размеры штрафа за нарушение норм лоббистской деятельности
Новый закон ввел новые понятия :
«охваченное
должностное лицо», то есть
лицо, непосредственно принимающее
решение. Контакты только с
этими лицами считаются
Лоббистская деятельность – лоббистские контакты и усилия в поддержку таковых контактов, включая подготовку и планирование этой деятельности, исследования и другую вспомогательную работу, которые предназначены в момент их осуществления для использования в лоббистских контактах ;
Лоббистский контакт – любое устное или письменное сообщение, адресованное от имени клиента охваченному должностному лицу относительно: разработки, изменения или принятия федерального законодательства, федеральных административных актов, регулирующих установлений, исполнительных приказов и любых других программ, политики или позиции правительства США и др. ;
Лоббистская фирма – физическое или юридическое лицо, имеющее одного или более служащих, которые действуют от имени клиента – при условии, что таковым клиентом является не сама фирма.
Лоббист – это любое физическое лицо, которое является штатным сотрудником клиента или нанятое клиентом за денежное вознаграждение и которое оказывает клиенту услуги, включающие не менее двух лоббистских контактов. Тем не менее лицо, лоббистская деятельность которого занимает менее 20 % времени, затрачиваемого в полугодии на оказании лоббистских услуг клиенту, не является лоббистом.
После того, как лоббист приступил к выполнению своих обязанностей, он обязан зарегистрироваться, однако есть 2 случая, в которых он имеет право этого не делать:
- если доход
лоббистской фирмы от ее
- освобождаются
от регистрации организации,