Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:45, контрольная работа
Конфликтом называется столкновение интересов различных социальных групп в условиях противодействия. Некоторые ученые называют конфликт деструктивным элементом, воздействующим разрушительно на общественные отношения. Другие пришли к выводу, что конфликт более конструктивное явление, способствующее развитию общественной системы.
1 Введение
2. Понятие политического конфликта
3. Методологические подходы к изучению конфликтов
4. Типы политических конфликтов
5. Политический кризис
6. Факторы влияния на характер протекания и результаты конфликта
7. Методы урегулирования конфликтов.
8. Консенсус
Заключение
Список используемой литературы
План
1 Введение
2. Понятие политического конфликта
3. Методологические подходы к изучению конфликтов
4. Типы политических конфликтов
5. Политический кризис
6. Факторы влияния на характер
протекания и результаты
7. Методы урегулирования
8. Консенсус
Заключение
Список используемой литературы
Конфликтом называется столкновение интересов различных социальных групп в условиях противодействия. Некоторые ученые называют конфликт деструктивным элементом, воздействующим разрушительно на общественные отношения. Другие пришли к выводу, что конфликт более конструктивное явление, способствующее развитию общественной системы. Конфликты могут иметь в основе политические, экономические, социальные, идеологические противоречия. Типы доминирующих политических конфликтов оказывают влияние на темпы эволюции системы правления, на формы изменяющихся политических процессов. Существует концепция конфликтной модернизации, согласно которой конфликт между классами растворяется в групповых интересах, и как проявление классового антагонизма, исчезает.
Политические конфликты весьма разнообразны. Они различаются по субъектам, по числу участвующих в них людей, по глубине, по сфере проявления, по направлениям своего развития и последствиям для функционирования и развития субъектов политики, конкретных социальных общностей, общества в целом и т. д.
Конфликт как социально-
- во-первых, с точки зрения общей угрозы, которую вооруженные конфликты представляют для человеческой цивилизации;
- во-вторых, в силу непосредственной близости многих конфликтов от границы страны;
- в третьих, из-за особой опасности конфликтов в многонациональной стране, наличия ряда устойчивых конфликтогенных зон.
2. Понятие политического конфликта
Политический конфликт – это столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы, связанные с борьбой за обретение или удержание власти, обусловленное противоположностью их политических интересов и ценностей.
По сравнению со всеми другими видами конфликтов, присущих общественной жизни, политический конфликт имеет свою специфику: его доминантой является борьба за власть. Если власть передается не по наследству, то уже возникает конфликт между людьми за право занять властные позиции. В обществах, где власть имеет абсолютное значение и дает массу привилегий, политический конфликт приобретает особо острый характер. При этом борьба за власть почти никогда не декларируется открыто.
Объектом и предметом политических конфликтов является политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти данного общества.
В качестве субъектов политического
конфликта могут выступать
3. Методологические подходы к изучению конфликтов
В политологической традиции существует
несколько основных методологических
подходов к изучению конфликтов, связанных
с разными парадигмами
Натуралистическая парадигма объясняет природу политики, исходя из доминирующего значения внесоциальных факторов, которые имеют врожденный и по сути неизменный для человека и общества характер.
Одно из направлений натуралистической парадигмы – биополитика – объясняет существование конфликта в политической жизни общества наличием и доминированием у человека инстинктивных свойств и естественной агрессивности, проявляющейся в борьбе за обладание жизненными ресурсами.
Другое направление
Из доминирования
Социальная парадигма рассматривает характер политических процессов в обществе где в тесной взаимосвязи с внешними по отношению к политике факторами (экономическими, социальными, идеологическими и др.). Например, широко известно теоретическое положение марксизма, объясняющее природу политики воздействием на нее экономических отношений в обществе. Борьба за обладание собственностью на средства производства порождает антагонизм классов, обрекает их на противодействие, в свою очередь, политический конфликт (борьба за политическую власть) является не самостоятельным явлением, а отражением процесса перераспределения собственности.
Наряду с этим подходом существуют попытки представить в качестве причины, порождающей политику, право. Р. Моор, Г. Макдональд расценивают право как системообразующий стержень общества, обеспечивающий равновесие всех институтов. Именно право, а не политика формирует общую властную волю общества. Поэтому от его совершенства зависит наличие или отсутствие политических конфликтов. И именно правоспособно предотвратить конфликт или обеспечить его разрешение.
Рационально-критическая парадигма стремится объяснить природу политического взаимодействия людей не внешними по отношению к политике факторами (природными, общесоциальными или экономическими), а ее внутренними причинами и свойствами.
Таким образом, несмотря на разные подходы к объяснению природы политического конфликта, он признается закономерным явлением, а не аномалией, выходящей за пределы норм политической жизни общества.
4. Типы политических конфликтов
Попытки понять природу и разнообразие политических конфликтов порождают стремление выделить их типы. Типология конфликтов является способом выявить специфику каждого из них и в зависимости от нее выработать наиболее приемлемые способы урегулирования.
Конфликты можно типологизировать по разным основаниям.
Типология конфликтов | |
По характеру противоречий |
|
По сферам проявления |
|
По времени действия |
|
По интенсивности |
|
По масштабам действия |
|
По формам проявления |
|
По количеству участников |
|
Приведенная
типология конфликтов может быть
расширена в каждом своем пункте.
Например, по сферам проявления более
детально рассматриваются конфликты
внутригосударственные и
Внутригосударственные конфликты |
Межгосударственные конфликты |
и др. |
и др. |
Существует
также более детальное
Внутригосударственные конфликты |
Межгосударственные конфликты | ||
Мирные формы проявления |
Немирные формы проявления |
Вооруженные |
Невооруженные |
|
революция |
Война |
война;
таможенная война |
Такое многообразие типологий конфликта не случайно. Конфликт в жизни общества выступает как многогранное явления: в нем в единый узел сплетаются самые различные по содержанию и характеру социальные связи. Иногда очень сложно выделить политический конфликт в чистом виде. Особо опасными являются конфликты, затрагивающие государство как основной институт политической системы и переходящие в политический кризис.
5. Политический кризис
Политический кризис – это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Политический кризис характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, образованием парламентских властных структур, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, ростом стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и др.).
Среди внутриполитических кризисов наиболее часто встречаются:
правительственный кризис – потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить в отставку. В Италии, например, правительственный кризис довольно частое явление. С 1945 г. там сменилось 52 правительства. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т.д.;
парламентский кризис – это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции примерно равны по силе и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. Результатом может стать роспуск парламента и назначение новых выборов;
конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность, и требуется ее качественный пересмотр. Одной из причин принятия в Российской Федерации новой Конституции в декабре 1993 г. явилась сложная ситуация того периода: реальная политическая власть была в руках президентских структур, вообще не предусмотренных прежней Конституцией. Это усиливало противоречия между старой и новой политическими элитами, что вылилось в их вооруженное противостояние в октябре 1993 г., привело к применению силовых методов и устранению лидеров оппозиции. Способом легитимации новых политических структур и стало принятие Конституции, узаконившей их пребывание у власти.
Обстоятельством, способствующим перерастанию политических конфликтов в политические кризисы, является зачастую нерациональное поведение, преобладание эмоций, политических амбиций конфликтующих сторон.
Однотипные
политические конфликты в разных
странах могут приобретать