Политический
конфликт
Омск
– 2005
Введение
Политический конфликт – один
из видов социального конфликта,
столкновение политических субъектов
по поводу властных отношений
(борьба за власть и властные
полномочия).
- Особенности
политического конфликта
Одна из особенностей политического
конфликта состоит в том, что
он непосредственно или опосредованно
затрагивает интересы больших
социальных групп, социальных
слоёв, классов, общества в
целом. Поэтому субъекты политического
конфликта (политические организации,
институты и отдельные лидеры) всегда
выступают от имени определённой социальной
общности. Для защиты своих интересов
и ценностей отдельные граждане объединяются
в сообщества, создают свои организации
и институты и таким образом становятся
субъектами политического конфликта.
Следовательно, политический конфликт
– это всегда организованный, институциональный
конфликт.
Другой особенностью политического
конфликта является борьба за
власть, властные полномочия. Власть
в обществе – это одно из действенных
средств и способов управления другими
людьми и достижения своих целей.
К особенностям политического
конфликта можно также отнести
его ценностный аспект, который
имеет идеологические основания.
Политическая идеология представляет
собой духовное образование, специально
предназначенное для целевой и идейной
ориентации политического поведения граждан.
- Причины
возникновения и типология
политических конфликтов
Все политические конфликты, в
обществе, делятся на 2 основных вида:
горизонтальные и вертикальные.
- Горизонтальные
политические конфликты. Борьба ведётся
рамках существующего режима. Например,
между правительством и парламентом, различными
политическими группировками в политической
элите.
Цели и причины возникновения
горизонтальных конфликтов – совершенствование
существующей системы власти. Например,
смена неугодных лидеров или правящей
элиты, частичная корректировка политического
курса.
В демократической политической
системы горизонтальные политические
конфликты в определённой степени запрограммированы.
Большинство из этих конфликтов носит
открытый, публичный характер, например,
парламентские дебаты, вотум недоверия
правительству.
Тоталитарный режим власти не
признаёт никаких политических
конфликтов и стремится их не допустить.
Если же они случаются, то приобретают
форму заговора или дворцового переворота.
Например, факт смещения в 1964 г. с поста
первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва.
Пленум ЦК КПСС (14 октября 1964 г.), решавший
вопрос об освобождении Хрущёва от занимаемой
должности, был внеочередным и собрался
в отсутствие своего секретаря и больше
походил на заговор.
- Вертикальные
политические конфликты. В них конфронтация
проходит по линии «власть – общество».
Социальная политическая структура общества
весьма неоднородна. Иерархичность статусно-ролевой
структуры, неравный доступ к ресурсам
и власти порождают политические конфликты
на всех уровнях вертикали «власть – общество».
Вертикальные политические конфликты,
в свою очередь, можно разделить на два
подвида:
- Статусно-ролевые
конфликты, использующиеся в борьбе за
повышение личного и группового статуса
(роли) в политической структуре общества.
Примерами являются конфликты между Центром
и регионами в современной России.
Статусно-ролевые конфликты могут возникать
и между субъектами, находящимися на одинаковых
ступенях статусно-ролевой структуры
(борьба партий за власть).
- Режимные
политические конфликты преследуют цели
свержения (сохранения) существующего
политического строя или радикального
изменения политического курса.
Всё многообразие причин возникновения
режимных политических конфликтов
можно свести к двум основным:
- Ущемление
базовых социально-экономических и политических
потребностей и интересов значительной
части населения страны.
- Различия
в оценках, ценностных ориентациях, целях,
представлениях по поводу политического
и социально-экономического развития
общества (различия политических культур).
Политические конфликты особенно
важно различать по глубине
лежащих в их основании противоречий.
По мнению американского политолога А.
Рапопорта, есть конфликты: типа «схватка»,
когда в основе конфликта лежат непримиримые
противоречия; типа «дебатов», где возможны
компромиссы; типа «игр», где обе стороны
действуют в рамках единых правил и не
разрушают сложившихся отношений.
- Урегулирование
и разрешение политических
конфликтов
Способы урегулирования политических
конфликтов, прежде всего, зависят
от определения вида конфликтов.
Если это горизонтальный (частичный)
конфликт, субъектами которого выступают
политические институты и организации,
функционирующие в рамках существующей
политической системы (исполнительная
и законодательная ветви власти), то его
урегулирование предопределено законодательно
закреплёнными правилами политической
борьбы (Конституция). Если в ходе дискуссий,
дебатов, переговоров, работы согласительных
комиссий не удаётся найти компромисс
и конфликт заходит в тупик, то в демократической
политической системе существуют варианты
его разрешения:
- Обращение
в Конституционный суд;
- Отставка
правительства;
- Роспуск парламента
(Госдумы) и назначение досрочных парламентских
выборов;
- Организация
и проведение референдума по спорным вопросам
и др.
Более сложными в плане урегулирования
являются вертикальные статусно-ролевые
конфликты, возникающие между центром
и регионами. Регионы могут претендовать
не только на повышение своего социально-экономического
статуса, но и стремиться к полной политической
независимости. Такие конфликты могут
привести к широкомасштабным боевым действиям
и многочисленным жертвам. Наглядный пример
неудачного разрешения такого конфликта
– война в Чечне. Успешными примерами
разрешения подобных конфликтов в России
является заключение договора между Центром
и отдельными субъектами федерации, например
Татарстаном.
Самыми сложными для урегулирования и
разрешения являются вертикальные режимные
политические конфликты. Субъектами таких
конфликтов выступают, с одной стороны,
государственные институты и организации,
выражающие интересы господствующих слоёв
населения и правящей элиты, с другой –
оппозиционные организации, представляющие
подвластные массы. В таких конфликтах
особенно велика цена ошибок и просчётов.
Негативное развитие может привести общество
к гражданской войне.
Сложность в разрешении режимных
политических конфликтов заключается
ещё и в том, что оппозиционная сторона
может игнорировать существующие правила
политической борьбы, требовать их изменения,
действовать незаконными методами, подстрекать
широкие слои населения к массовым выступлениям
и неповиновению власти. В этой борьбе
законность (легитимность) и незаконность
(нелигитимность) носят взаимопереходящий
характер. «Незаконные» действия оппозиции,
в случае её победы, приобретают законность
(легитимность), а «законные» действия
потерпевшей поражение правящей элиты
становятся незаконными.
Для того чтобы не допустить
негативный ход развития радикального
политического конфликта, необходим
своевременный и всесторонний
анализ конфликтной ситуации, в
котором должны быть выявлены
следующие ключевые вопросы:
Каковы
основные причины возникновения
конфликта?
Каковы
истинные намерения и цели
сторон?
Какие
силы задействованы в конфликты,
и какие силы могут принять
участие в ходе развития конфликта?
Кому
выгодно конфликтное развитие
событий?
На основании
полученных данных появляются возможности:
- Составить
прогноз возможного развития событий;
- Определить
возможные варианты урегулирования конфликта;
- Разработать
план урегулирования и разрешения конфликта;
- Разработать
план урегулирования и разрешения конфликта,
определить тактические и стратегические
задачи.
Практическая реализация плана
предполагает следующую последовательность
действий:
- Уменьшить
(снять) эмоциональное напряжение конфликтующих
(например, информацией о намерениях);
- Чётко определить
предмет спора и тем самым локализовать
конфликт;
- Установить
(оговорить) нормы и правила взаимодействия
конфликтующих сторон;
- Организовать
диалог между конфликтующими сторонами,
и открыто информировать общественность
о позициях сторон и принимаемых мерах
по урегулированию конфликта;
- Отделить
проблемы от субъективной заинтересованности
участников конфликта и сосредоточить
внимание на их разрешении.
Сели в результате принятых
мер урегулировать или локализовать
конфликт не удалось и его
дальнейшее развитие представляет
угрозу для общества, то властные структуры
должны бытьь готовыми применить силу
или остановить развитие конфликта угрозой
применения силы.
Заключение
Конфликт – ведущий источник
политики, лежащий в основе происходящих
в ней изменений и определяющих
тем самым границы и характер существования
данной сферы. Непрерывное выявление и
урегулирование конфликтов может считаться
условием стабильного и поступательного
развития общества.
Список
использованной литературы
- Глухова А.
В. Типология политическиих конфликтов.
– Воронеж, 1997. – 115 с.
- Зеркин Д.
П. Основы политологии: Курс лекций. –
Ростов н/Д., 1996. – 610 с.
- Козырев Г.
И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с.
- Пугачёв В.
П., Соловьёв А. И. Введение в политологию.
- М., 1995. – 477 с.