Политический конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:37, доклад

Краткое описание

Политический конфликт – один из видов социального конфликта, столкновение политических субъектов по поводу властных отношений (борьба за власть и властные полномочия).

Файлы: 1 файл

Политический конфликт.doc

— 46.00 Кб (Скачать)

Политический  конфликт

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск  – 2005

 

 
 

Введение 

     Политический конфликт – один  из видов социального конфликта,  столкновение политических субъектов  по поводу властных отношений  (борьба за власть и властные  полномочия).

  1. Особенности политического конфликта

     Одна из особенностей политического  конфликта состоит в том, что  он непосредственно или опосредованно  затрагивает интересы больших  социальных групп, социальных  слоёв, классов, общества в  целом. Поэтому субъекты политического конфликта (политические организации, институты и отдельные лидеры) всегда выступают от имени определённой социальной общности. Для защиты своих интересов и ценностей отдельные граждане объединяются в сообщества, создают свои организации и институты и таким образом становятся субъектами политического конфликта. Следовательно, политический конфликт – это всегда организованный, институциональный конфликт.

     Другой особенностью политического  конфликта является борьба за  власть, властные полномочия. Власть в обществе – это одно из действенных средств и способов управления другими людьми и достижения своих целей.

     К особенностям политического  конфликта можно также отнести  его ценностный аспект, который  имеет идеологические основания.  Политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения граждан.

  1. Причины возникновения и типология политических конфликтов

     Все политические конфликты, в  обществе, делятся на 2 основных вида: горизонтальные и вертикальные.

  1. Горизонтальные политические конфликты. Борьба ведётся рамках существующего режима. Например, между правительством и парламентом, различными политическими группировками в политической элите.

     Цели и причины возникновения горизонтальных конфликтов – совершенствование существующей системы власти. Например, смена неугодных лидеров или правящей элиты, частичная корректировка политического курса.

     В демократической политической  системы горизонтальные политические конфликты в определённой степени запрограммированы. Большинство из этих конфликтов носит открытый, публичный характер, например, парламентские дебаты, вотум недоверия правительству.

     Тоталитарный режим власти не  признаёт никаких политических  конфликтов и стремится их не допустить. Если же они случаются, то приобретают форму заговора или дворцового переворота. Например, факт смещения в 1964 г. с поста первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва. Пленум ЦК КПСС (14 октября 1964 г.), решавший вопрос об освобождении Хрущёва от занимаемой должности, был внеочередным и собрался в отсутствие своего секретаря и больше походил на заговор.

  1. Вертикальные политические конфликты. В них конфронтация проходит по линии «власть – общество». Социальная политическая структура общества весьма неоднородна. Иерархичность статусно-ролевой структуры, неравный доступ к ресурсам и власти порождают политические конфликты на всех уровнях вертикали «власть – общество». Вертикальные политические конфликты, в свою очередь, можно разделить на два подвида:
  • Статусно-ролевые конфликты, использующиеся в борьбе за повышение личного и группового статуса (роли) в политической структуре общества. Примерами являются конфликты между Центром и регионами в современной России.

     Статусно-ролевые конфликты могут возникать и между субъектами, находящимися на одинаковых ступенях статусно-ролевой структуры (борьба партий за власть).

  • Режимные политические конфликты преследуют цели свержения (сохранения) существующего политического строя или радикального изменения политического курса.

     Всё многообразие причин возникновения  режимных политических конфликтов  можно свести к двум основным:

  • Ущемление базовых социально-экономических и политических потребностей и интересов значительной части населения страны.
  • Различия в оценках, ценностных ориентациях, целях, представлениях по поводу политического и социально-экономического развития общества (различия политических культур).

     Политические конфликты особенно  важно различать по глубине  лежащих в их основании противоречий. По мнению американского политолога А. Рапопорта, есть конфликты: типа «схватка», когда в основе конфликта лежат непримиримые противоречия; типа «дебатов», где возможны компромиссы; типа «игр», где обе стороны действуют в рамках единых правил и не разрушают сложившихся отношений.

  1. Урегулирование и разрешение политических конфликтов

     Способы урегулирования политических  конфликтов, прежде всего, зависят  от определения вида конфликтов. Если это горизонтальный (частичный)  конфликт, субъектами которого выступают политические институты и организации, функционирующие в рамках существующей политической системы (исполнительная и законодательная ветви власти), то его урегулирование предопределено законодательно закреплёнными правилами политической борьбы (Конституция). Если в ходе дискуссий, дебатов, переговоров, работы согласительных комиссий не удаётся найти компромисс и конфликт заходит в тупик, то в демократической политической системе существуют варианты его разрешения:

  • Обращение в Конституционный суд;
  • Отставка правительства;
  • Роспуск парламента (Госдумы) и назначение досрочных парламентских выборов;
  • Организация и проведение референдума по спорным вопросам и др.

     Более сложными в плане урегулирования  являются вертикальные статусно-ролевые  конфликты, возникающие между центром и регионами. Регионы могут претендовать не только на повышение своего социально-экономического статуса, но и стремиться к полной политической независимости. Такие конфликты могут привести к широкомасштабным боевым действиям и многочисленным жертвам. Наглядный пример неудачного разрешения такого конфликта – война в Чечне. Успешными примерами разрешения подобных конфликтов в России является заключение договора между Центром и отдельными субъектами федерации, например Татарстаном.

     Самыми сложными для урегулирования и разрешения являются вертикальные режимные политические конфликты. Субъектами таких конфликтов выступают, с одной стороны, государственные институты и организации, выражающие интересы господствующих слоёв населения и правящей элиты, с другой – оппозиционные организации, представляющие подвластные массы. В таких конфликтах особенно велика цена ошибок и просчётов. Негативное развитие может привести общество к гражданской войне.

     Сложность в разрешении режимных  политических конфликтов заключается ещё и в том, что оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать незаконными методами, подстрекать широкие слои населения к массовым выступлениям и неповиновению власти. В этой борьбе законность (легитимность) и незаконность (нелигитимность) носят взаимопереходящий характер. «Незаконные» действия оппозиции, в случае её победы, приобретают законность (легитимность), а «законные» действия потерпевшей поражение правящей элиты становятся незаконными.

     Для того чтобы не допустить  негативный ход развития радикального  политического конфликта, необходим  своевременный и всесторонний  анализ конфликтной ситуации, в  котором должны быть выявлены  следующие ключевые вопросы:

  Каковы  основные причины возникновения  конфликта?

  Каковы  истинные намерения и цели  сторон?

  Какие  силы задействованы в конфликты,  и какие силы могут принять  участие в ходе развития конфликта?

  Кому  выгодно конфликтное развитие  событий?

На основании  полученных данных появляются возможности:

  • Составить прогноз возможного развития событий;
  • Определить возможные варианты урегулирования конфликта;
  • Разработать план урегулирования и разрешения конфликта;
  • Разработать план урегулирования и разрешения конфликта, определить тактические и стратегические задачи.

     Практическая реализация плана  предполагает следующую последовательность  действий:

  1. Уменьшить (снять) эмоциональное напряжение конфликтующих (например, информацией о намерениях);
  2. Чётко определить предмет спора и тем самым локализовать конфликт;
  3. Установить (оговорить) нормы и правила взаимодействия конфликтующих сторон;
  4. Организовать диалог между конфликтующими сторонами, и открыто информировать общественность о позициях сторон и принимаемых мерах по урегулированию конфликта;
  5. Отделить проблемы от субъективной заинтересованности участников конфликта и сосредоточить внимание на их разрешении.

     Сели в результате принятых  мер урегулировать или локализовать  конфликт не удалось и его  дальнейшее развитие представляет угрозу для общества, то властные структуры должны бытьь готовыми применить силу или остановить развитие конфликта угрозой применения силы.

Заключение

     Конфликт – ведущий источник  политики, лежащий в основе происходящих  в ней изменений и определяющих тем самым границы и характер существования данной сферы. Непрерывное выявление и урегулирование конфликтов может считаться условием стабильного и поступательного развития общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Глухова А. В. Типология политическиих конфликтов. – Воронеж, 1997. – 115 с.
  2. Зеркин Д. П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов н/Д., 1996. – 610 с.
  3. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с.
  4. Пугачёв В. П., Соловьёв А. И. Введение в политологию. - М., 1995. – 477 с.

Информация о работе Политический конфликт