Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:44, контрольная работа
В макроаспекте политический процесс определяется как динамическая характеристика всей политической системы в целом, последовательная смена ее состояний, стадий развития. Что же касается микроаспекта, то под политическим процессом в данном случае понимается некая равнодействующая суммы акций различных социально-политических субъектов, то есть совокупность субпроцессов или микропроцессов. Именно в последнем измерении это понятие определяется в авторитетной «Международной энциклопедии социальных наук», где «политический процесс сводится к деятельности людей в различных группах по поводу борьбы за власть и ее использования для достижения своих индивидуальных и групповых интересов».
Политический процесс.
1.1. Понятие политического процесса
1.2 Типы политических процессов
1.3 Основные компоненты политического процесса. Гражданское давление и
государственное управление
Особенности политического процесса в России
Политические конфликты.
3 Библиографический список.
1.1. Понятие политического процесса
1.2 Типы политических процессов
1.3 Основные компоненты политического процесса. Гражданское давление и
государственное управление
3. Библиографический список.
Политический процесс.
1. Понятие политического процесса.
В макроаспекте политический процесс определяется как динамическая характеристика всей политической системы в целом, последовательная смена ее состояний, стадий развития. Что же касается микроаспекта, то под политическим процессом в данном случае понимается некая равнодействующая суммы акций различных социально-политических субъектов, то есть совокупность субпроцессов или микропроцессов. Именно в последнем измерении это понятие определяется в авторитетной «Международной энциклопедии социальных наук», где «политический процесс сводится к деятельности людей в различных группах по поводу борьбы за власть и ее использования для достижения своих индивидуальных и групповых интересов».
Подход, набирающий все большую популярность в современной политической теории, исходит не из существования незыблемых систем, а из противоположной идеи приоритета динамического движения, текучего социально-политического поля (П. Бурдье) и постоянно распадающихся инвариантов политических структур (А. Гидденс). Именно в таком духе интерпретирует социальный процесс П. Сорокин в своем классическом труде «Социальная и культурная мобильность» (1937), понимая под последним вид движения изучаемого объекта в течение определенного времени, связанный с изменением его места в пространстве или модификацией его характеристик.
2. Типы политических процессов:
Различные страны мира имеют совершенно разные характер и уровень динамичности, а также направленность политических процессов. Например, на территории одной из самых стабильных стран мира, Великобритании, долгие годы происходил бурный этноконфессиональный конфликт между англичанами и ирландцами, протестантами и католиками, отголоски которого время от времени отзывались взрывами в тихом Лондоне, организованными террористами Ирландской республиканской армии (ИРА).
- Локально-региональные и глобальные процессы (взаимные переходы).
- Стабильные и кризисные процессы.
-Легальные и «теневые» процессы.
3. Основные компоненты политического процесса. Гражданское
давление и государственное управление.
В политический процесс обязательно входит функционирование государственных институтов, таких как правительство и полиция, парламент и спецслужбы, деятельность партий и групп давления, индивидуальная активность граждан. В связи с этим политический процесс нередко трактуют как довольно сложную конфигурацию сознательной и стихийной деятельности, то есть регулируемых государством действий и спонтанных акций групп граждан и отдельных индивидов.
Политический процесс – это и некая стихия, которой противостоят органы государственной власти, играющие роль управленческой подсистемы этого процесса, формулирующие цели и принимающие решения по поводу приоритетных общественных проблем. Все это проявляется в авторитарных режимах в периоды кризисов особенно ярко.
В итоге можно заключить, что государственное управление играет роль интегрирующей общество силы, формулирующей коллективные цели и принимающей решения, а с другой — давление гражданского общества и политическое участие связано с функцией представительства интересов групп и индивидов.
Пять основных фаз развертывания политической динамики:
- артикуляция индивидуальных и групповых интересов
-. агрегирование интересов
-. выработка политического курса
-. реализация принятых решений
-. контроль и арбитраж
4. Особенности политического процесса в России
- Нерасчлененность политики и
экономики, социальных и
- Отсутствие консенсуса между
участниками политической
- Неструктурированность и высокая степень совмещения и взаимозаменяемости политических ролей;
- Отсутствие интеграции
- В основе политического
- Высокая концентрация
-Тотальная, маргинализация, посткоммунистического общества обусловила ситуацию, когда лидеры, чтобы остаться у власти, обращались к помощи более развитых стран.
2. Политические конфликты.
Политический конфликт - это столкновение,
противоборство политических субъектов,
обусловленное противоположностью их политических интересов,
ценностей и взглядов.
Понятие политического конфликта обозначает
борьбу одних субъектов с другими за влияние
в системе политических
Политическая государственная власть,
обладание ею, устройство властных институтов, политический
Противоречие между политическим обществом
как целостной системой и неравенством
включенных в нее индивидов и групп, выраженным
в иерархии политических
Различают три основных типа политических
конфликтов.
1. Конфликты интересов. Конфликты такого
рода преобладает в экономически развитых
странах, устойчивых государствах, политической нормой
здесь является “торг” по поводу дележа
экономического “пирога” (борьба вокруг
размеров налогов, объема социального
обеспечения и т.д.); этот тип конфликта наиболее
легко поддается урегулированию, так как
здесь всегда можно найти компромиссное
решение (“как это, так и то”).
2. Конфликты ценностей характерны для
развивающихся государств с неустойчивым
государственным строем; они требуют больше
усилий по урегулированию, поскольку компромисс
по поводу таких ценностей, как “свобода”,
“равенство”, “терпимость”труднодостижим,
если вообще возможен.
3. Конфликты идентификации: характерны
для обществ, в которых происходит отождествление
субъектом себя с определенной группой
(этнической, религиозной, языковой), а
не с обществом(государством) в целом;
этот тип конфликта возникает в условиях
противоположности рас, этнической или
языковой противоположности.
В зависимости от уровня участников политический
конфликт может быть: межгосударственным
(субъекты - государства и их коалиции),
государственным (субъекты ветви власти, политические партии
и т.д.), региональным (субъекты региональные
политические силы), местным.
Внутриполитические конфликты разделяют
на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные
(вертикальные).
Субъектами позиционных внутриполитических
конфликтов выступают
Субъектами оппозиционных внутриполитических
конфликтов выступают, с одной стороны,
властвующие элиты, выражающие их интересы
партии, государственные институты, организации,
лидеры. С другой - организации, представляющие
подвластные массы, а также политически активные
группы, выступающие против существующих
порядков, господствующей политической
Источником радикального конфликта
Внутриполитические конфликты подразделяются
на режимные и легитимные.
Режимные внутриполитические конфликты: целью
одного из субъектов может быть захват
власти в государстве или сменаполитической системы,
но без разрушения территориальной целостности
государства.
Легитимные внутриполитические конфликты: часть
государства стремится отделиться от
целого; часто легитимные конфликтысовпадают
с этнополитическими, но не всегда этнополитические
конфликты являются легитимными (например,
требования национального равноправия,
автономии).
Для характеристики конфликтов,
Политический кризис - это состояние политической системы
общества, выражающееся в углублении и
обострении имеющихся конфликтов, в резком
усилении политической
Можно выделить внешнеполитические кризисы, обусловленные
международными конфликтами и противоречиями,
и внутриполитические кризисы (правительственный,
парламентский, конституционный и др.).
Правительственный кризис - особенно частое
явление, выражается в потере правительством
авторитета, в невыполнении его распоряжений
исполнительными органами. Если правительство
не справляется с ситуацией, то парламент
может отказать ему в поддержке и отправить
кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может
сопровождаться сменой лидеров, форм правления
и т.д.
Парламентский кризис - это изменение соотношения
сил в органах законодательной власти,
когда решения парламента расходятся
с волей большинства граждан страны.
Результат - роспуск парламента и
назначение новых выборов. Парламентский кризис может
возникнуть и в том случае, когда основные
противоборствующие фракции в нем примерно
равны по силе, и это мешает принятию решений
и парализует работу законодательной
власти. И как итог - роспуск парламента
и назначение новых выборов.
Конституционный кризис связан с фактическим
прекращением действия Основного закона
страны (конституции). Прежняя конституция
утрачивает легитимность и требуется
ее качественный пересмотр.
Политический кризис
В зависимости от особенностей проявления
и причин возникновения политического
кризиса в политологии выделяют такие
его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис идентичности;
3) кризис политического
Кризис легитимности возникает в результате
рассогласования целей и ценностей правящего
режима с представлениями основной части
граждан о необходимых средствах и формах политического
Кризис идентичности возникает тогда,
когда этнические и социально-структурные
различия становятся преградой на пути
общенационального объединения и идентификации
с определенной политической
Кризис политического участия характеризуется
созданием правящей элитой искусственных
препятствий включению в активную политическую жизнь
групп, заявляющих о своих претензиях
на власть, а также обострением проблемы
сохранения территориальной целостности,
национального единства и стабильности политической
Кризис проникновения проявляется в снижении способности
Кризис распределения означает неспособность правящей
элиты обеспечить приемлемый для общества
рост материального благосостояния и
его распределение, позволяющих избежать
чрезмерной социальной дифференциации
и гарантирующих доступность основных
материальных благ всем слоям населения.
Центральная проблема конфликтов - их разрешение (управление
Под регулированием конфликта (
Политической практикой и теорией выработаны
некоторые всеобщие формы и способы предотвращения,
регулирования иразрешения политических
конфликтов. В их числе - компромисс и консенсус.
Компромисс в словарях определяется как
соглашение на основе взаимных уступок.
Различают компромиссы вынужденные и
добровольные. Первые с неизбежностью
навязываются сложившимися обстоятельствами.
Вторые заключаются на основе соглашения
по определенным вопросам и соответствуют
какой-то части политических интересов
всех взаимодействующих сил. На основе
таких компромиссов создаются многообразные
партийные блоки и политические коалиции.
Слово консенсус происходит от латинского
consentio, которое в свою очередь образовано
от глагола sentire (чувствовать, ду. мать,
понимать) с помощью приставки con, имеющей
значение совместного, взаимного развития,
т.е. в своей основе консенсус означает
общность чувств и мыслей, взаимопонимание.
Консенсус - это соглашение значительного
большинства людей любого сообщества
относительно наиболее важных аспектов
его социального порядка, выраженное в
действиях. В демократических системах
обычно различают три объекта возможного
соглашения:
1) конечные цели (свобода, равенство и
т.д.), которые составляют структуру системы
представлений;
2) правила игры, или процедуры;
3) конкретные правительства и правительственная
политика. Эти три объекта могут быть трансформированы
в три уровня консенсуса:
1) консенсус на уровне сообщества, или
основной, ценностный;
2) консенсус на уровне режима, или процедурный;
3) консенсус на уровне политики.
Первый объект или уровень консенсуса
- основной - показывает, разделяет ли данное
общество одинаковые ценностные представления
и цели.
Второй объект или уровень консенсуса
- процедурный - устанавливает правила
игры, фиксируемые в конституциях.
Третий объект или уровень консенсуса
(в отношении политики и правительства)
выдвигает на передний план параллель
“власть-оппозиция”. Несогласие по вопросам
политики и оппозиция правительству обусловлено
отношением к членам правительства, а
не к форме управления.
Консенсус универсальный принцип демократии,
позволяющий разрешать и предупреждать
противоречия и конфликты, снимать напряженность
в обществе. Эффективность консенсуса
зависит от участия в распределении вознаграждений,
льгот, власти, благосостояния общества,
уровня политической культуры.
Кризис консенсуса обычно связывают с кризисом отношении
церковь-государство, традиционной политики
и включением в нетрадиционных групп,
перераспределением ролей и статусов,
разрывом элит и масс и т.д.
Урегулирование конфликтов - довольно широкое
понятие. Оно подразумевает:
- предупреждение открытых форм проявления конфликтов,
разрешение конфликтов, предполагающее
устранение причин, вызывающих их, формирование
нового уровня отношений участников, улаживание конфликтов (
С учетом трех основных направлений в
урегулировании конфликтов,
Первая группа методов направлена на предотвращение
развития насильственной стадии развития конфликта.
Вторая - на разрешение противоречий, вызвавших конфликт.
И, наконец, третья, наиболее разработанная,
- на снижение уровня противостояния сторон,
отказ каждого участника от односторонних
действий и переход к поиску совместного
решения проблемы.
Каждая из групп методов, как и
сами методы, обладают рядом достоинств,
недостатков и ограничений. Обычно
наиболее эффективным является комплексное
применение различных методов в
зависимости от конкретных условий
и характера конфликта.
К первой группе методов относятся ранняя
диагностика и выявление причин конфликта с
тем, чтобы не допустить его дальнейшего
разрастания. Для этих целей часто используются
стандартизированные процедуры, основанные
на отслеживании конфликтны отношений
с помощью ЭВМ. Однако основной акцент
делается на Развитие институтов и механизмов
предупреждения насильственных форм развития конфликтов. К
их числу относится создание широкой сети
государственных и негосударственных
консультационныx служб. Важнейшая роль
принадлежит системе образования, телевидению
и радио.
Основоположником второй группы методов,
нацеленных на устранение причин возникновения конфликтов,
Согласно Бертону, разрешение конфликта должно
основываться на изменении глубинных
структур. Правильно организованное общение
между социальными группами, находящимися
в конфликте, является одним из центральных
методов в данном подходе. Оно направлено
на изменение характера восприятия, а
также посредством этого на изменение
отношений сторон друг к другу. Методы,
используемые Бертоном и его коллегами,
включают в себя Т-группы ориентированные
на снятие ложной идентификации с группой
только по национальному признаку; специально
организованные встречи и дискуссии между конфликтующими группами
и т.п.
Третья группа методов включает в себя
ряд приемов, которые предполагают перевод конфликта в
рациональный план. Лишь очень немногие конфликты по
своей природе являются конфликтами с нулевой
суммой, т.е. когда интересы конфликтующих сторон
полностью противоположны. И, даже если конфликт близок
к конфликту с нулевой суммой, задача состоит
в том, чтобы его участники через включение
дополнительных вопросов или, напротив,
исключением ряда спорных вопросов, придали конфликтной
ситуации ненулевой характер. Иной вариант
- диверсифицировать ценности и цели, т.е.
сделать так, чтобы разные группы стремились
к разным, непересекающимся целям. Стороны
могут сформировать цели более высокого
порядка, позволяющие объединиться ради
их достижения. Во всех этих случаях конфликт становится
Есть и другие методы снижения напряженности,
в том числе и с использованием силового
давления. Так, в международных отношениях
к участникам конфликта применяют санкции,
чтобы побудить их к поиску мирных средств
решения проблемы.
В целом же, основная проблема при использовании
методов, ориентированных на поиск взаимоприемлемого
варианта решения, заключается в том, что конфликтующие стороны
не всегда ведут себя рационально и не
всегда готовы к компромиссам ради достижения
согласия. Несмотря на указанные ограничения,
в рамка> именно этой группы методов
разрабатывается технология ведения переговоров
и осуществления посреднических услуг.
Существуют четыре способа разрешения
конфликтов:
1) соглашение в результате совпадения
мнений всех сторон;
2) соглашение в соответствии с законодательной
или моральной волей внешней силы;
3) соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;
4) застарелый конфликт теряет свою актуальность
и разрешается сам собой.
В литературе по конфликтологии выделяются
четыре возможных варианта разрешения
конфликта между противостоящими сторонами
А и Б:
1) А выигрывает за счет Б.
2) Б выигрывает за счет А.
3) Обе стороны оказываются в проигрыше,
хотя каждая надеялась на благополучный
исход.
4) Обе стороны могут оказаться в выигрыше
в разных отношениях на основе компромисса,
взаимных уступок, взвешивания возможных
потерь в ходе самого конфликта.
Выбор пути разрешения конфликта всецело
зависит от конфликтующих сторон, но решающую
роль в этом могут сыграть сопутствующие
факторы. К примеру, на выбор мирного пути
урегулирования конфликта могут оказать
влияние такие факторы, как наличие в обществе
равновесия сил, соответствующего исторического
опыта, гласности, институциональных условий
для консультаций и переговоров.
Один из ведущих представителей англосаксонской
политологии Д. Аптер, исходя из теории
равновесия общества, считает что существуют
три степени развития общественных конфликтов:
1) столкновение предпочтений (кооперация);
2) столкновение интересов (конкуренция);
3) столкновение основных ценностей (подлинный конфликт).
По мнению Аптера, задача состоит в том,
чтобы трансформировать конфликты
1) согласие о правилах ведения переговоров
обязательно для обеих сторон;
2) не идеологизировать конфликт;
3) выявить реальные причины конфликта и
найти более верный путь к его разрешению.
Е. Нордлинжер обосновал шесть основных
принципов для успешного урегулирования политических
конфликтов:
1) стабильная коалиция;
2) принцип пропорциональности;
3) деполитизация;
4) взаимность права вето;
5) компромисс;
6) концессия, т.е. предоставление права
урегулирования конфликта
В целом демократический процесс контроля
над конфликтными ситуациями включает
следующие специальные процедуры:
- взаимный и оперативный обмен достоверной
информацией об интересах, намерениях
и очередных шагах сторон, участвующих
вконфликте;
- сознательное взаимное воздержание от
применения силы, способной придать неуправляемость конфликтной
объявление взаимного моратория на действия,
обостряющие конфликт;
- подключение арбитров, беспристрастный
подход которых гарантирован, а рекомендации
принимаются за основу компромиссных
действий;
- использование существующих или принятие
новых правовых норм, административных
и иных процедур, способствующих сближению конфликтующих
- создание и поддержание атмосферы делового
партнерства, а затем и доверительных
отношений как предпосылок исчерпания
текущего конфликта и предотвращения аналогичных конфликтов в
будущем.