Политические партии и политические системы зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:09, контрольная работа

Краткое описание

В известной мере политические партии можно сравнить с нервной системой власти, передающей встречные импульсы между отдельными ее компонентами, постоянно корректирующей их взаимосвязи, подчиняющей их действия единой политической воле, удерживающей их в рамках единого политического курса и таким образом обеспечивающей более или менее слаженное, гармоничное функционирование всех структурных звеньев власти в целом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность и классификация политических партий современных зарубежных стран.
2. Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности политических партий.
3. Партийные системы зарубежных стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КПЗС новая.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

Местные партийные органы обычно строятся по территориальному принципу, т. е. они как бы "привязаны" к политико-территориальному делению страны. Это существенно облегчает предвыборную рекламно-пропагандистскую работу политических партий, поскольку именно на этой же основе, как известно, создаются и избирательные округа. Значительно реже используется территориально-производственный принцип (создание местных партийных организаций, например, на крупных предприятиях). Данный принцип практикуется иногда коммунистическими партиями, опирающимися в данном отношении на опыт партийного строительства в бывших социалистических странах (где это было нормой). В странах с рыночной экономикой возможности этого ограничены помимо прочего институтом частной собственности.

В большинстве политических партий организационно оформлена взаимосвязь между органами партии и ее членами. Нередко допускается как индивидуальное, так и коллективное членство. В состав Лейбористской партии Великобритании, например, входят профсоюзы — Британские тред-юнионы.

Существует определенная процедура вступления в партию (порой даже требуется кандидатский стаж), члены партии имеют специальный документ (партийный билет или карточку), уплачивают партийные взносы (ежегодно, реже ежемесячно), должны подчиняться партийной дисциплине. Последняя, однако, не исключает возможности существования в политических партиях фракций, объединяющих членов партии, чья позиция, находясь в рамках общего политического курса, тем не менее, отличается известной спецификой. Более того, во многих случаях за стабильными фракциями фиксируются квоты в руководящих партийных органах.

Все названные вопросы обычно фиксируются в уставе партии — специальном документе, регламентирующем организационную структуру и нормы внутрипартийной жизни. Устав — документ сугубо внутрипартийный. Однако иногда законодатель формулирует развернутые требования к партийному уставу, стремясь тем самым юридически гарантировать демократизм внутрипартийной жизни.

Интересным примером в данном отношении может являться Закон о политических партиях Германии 1967 г., в котором урегулированы многие нормы, обычно затрагиваемые лишь в партийных уставах. Безусловно, тут присутствует воздействие исторического контекста: новая правящая элита Германии стремилась перестраховаться от имевших место ошибок и законодательно в корне пресечь возможность появления вновь на германской земле жестких диктаторских политических партий. В целом же целесообразность столь глубокого и детального регламентирования государством внутрипартийной жизни политических партий едва ли оправдана — ведь это все-таки общественные организации. Но факт остается фактом. Названный закон отражает важные тенденции современного развития политических партий в зарубежных странах.

Перечисленные основы партийного строительства, конечно же, варьируются в каждом конкретном случае. В целом можно выделить два общих направления, два варианта партийных организаций.

С одной стороны, существуют политические партии организационно сильные (иногда их называют организационно оформленными). Это партии, располагающие послушным иерархичным разветвленным партийным аппаратом. К таковым чаще всего относятся партии левого толка и особенно радикально настроенные партии (как левые, так и правые). Но не только они. Примером сильной модернистской консервативной правой политической партии может служить голлистская партия Объединение в поддержку республики во Франции, которая изначально создавалась как мощная машина по улавливанию и контролю голосов избирателей, используя в этих целях все современные политические методы и технологии.

С другой стороны, существуют организационно слабые партии. Называть их неоформленными едва ли оправданно. Они также оформлены, у них также есть аппарат, способный, как свидетельствует практика, работать весьма эффективно. Но методы его работы иные, специфичные. Акцент делается не на формальном членстве в партии с его традиционными атрибутами (партудостоверения, взносы, дисциплина и пр.), а на реальном политическом поведении сторонников партии, их готовности "работать" на партию, всемерно ее поддерживая. Причем поддерживать не только голосами на выборах, но и финансово. Примерами подобных политических партий могут являться Республиканская и Демократическая партии в США. Однако и здесь в последнее время можно наблюдать определенную тенденцию возрастания интереса и внимания к организационной работе.

Вместе с тем все крупные политические партии вне зависимости от типа их организации стремятся максимально использовать любые возможности для активной работы с избирателями в целях расширения своего влияния, что обусловливает непрерывное совершенствование организационных форм работы.

Сегодня стало едва ли не нормой либо создание непосредственно при политических партиях собственных аналитических и исследовательских центров, либо налаживание тесных контактов с соответствующими формально независимыми организациями. Без подобной научной поддержки уже не обойтись. Примерами здесь могут служить, в частности, Бруклинский институт, ориентированный на Демократическую партию, и Фонд населения или Энтерпрайз, сотрудничающие с Республиканской партией в США. Подобные центры генерируют новые идеи и концепции, способные привлечь к себе массы; здесь разрабатываются вопросы стратегии и тактики политической борьбы; тщательно изучаются все изменения в общественном мнении; готовятся предложения для предвыборных платформ и т. д..

Неотъемлемое право всех политических партий — работа со средствами массовой информации. Многие политические партии имеют свои собственные партийные газеты и журналы, причем порой разнообразные, рассчитанные на разные категории населения. Если у партии нет собственных средств массовой информации, ведется активная работа с частными СМИ, либо острая борьба за равный доступ к государственным радио- и телеканалам.

Наконец, все политические партии стремятся наладить близкие, привилегированные отношения с массовыми общественными организациями (профсоюзными, молодежными, студенческими, женскими и т. д.), пытаясь распространить на них, а значит, опять же на избирателей, свое влияние. И это дает значительные результаты — достаточно вспомнить о богатом опыте Лейбористской партии в Великобритании, социал-демократических партий в Скандинавских странах, Демократической партии в США и т. д..

Функции политических партий

Наглядное представление об общей роли и значении политических партий в обществе и государстве дает анализ их функций, т. е. основных направлений их деятельности, обусловливаемых решаемыми политическими партиями задачами. При этом следует говорить о двух основных группах функций, отражающих две сферы деятельности политических партий: во-первых, о функциях, связанных с деятельностью политических партий как медиатора, посредника между обществом и государством, и, во-вторых, о функциях, обусловленных их важнейшей ролью в жизнедеятельности государственного механизма. Каждое из двух названных направлений обладает своей спецификой и своеобразием.

Первое направление — деятельность политических партий как посредника между обществом и государством — наиболее рельефно раскрывает их природу именно как общественных организаций. При этом политические партии выполняют следующие функции:

1. Политические партии открывают возможность для каждого гражданина политически самоопределиться. Именно на основе общности взглядов и идей, как известно, граждане объединяются в различные политические партии. Тем самым они получают мощный инструмент борьбы за свои идеи. При этом сама борьба теряет межличностный, индивидуальный характер, переходит в другое русло, приобретает общественно значимый характер. Политические партии помогают гражданам осознать возможность совмещения личных запросов с интересами группы, более того, активно к тому подталкивают. В этом их важнейшая роль. И это само по себе резко снижает возможный разрушительный потенциал борьбы идей (соответствующими примерами, к сожалению, богата история человечества). Становится возможной формулировка определенных "правил игры", более того, даже их правовое закрепление. Тем самым создаются известные барьеры на пути к социальным катаклизмам, решаются вопросы безопасности общества, его выживания.

2. Политические партии помогают отдельным социальным группам и категориям населения осознать и сформулировать свои интересы. Эта задача чрезвычайно сложна. Объединение не может происходить на основе суммирования массы частных интересов. Агрегация социальной группы происходит на базе общих для данной группы интересов. Только такой фундамент может служить основой для выработки общего политического курса, дающего представление о приоритетах данной социальной группы, о том, как она предполагает решать существующие в обществе проблемы. Все это в связном обобщенном виде излагается в партийных программах. Разработка последних — важнейшая задача политических партий. Таким образом, различные социальные группы и категории населения как бы самоопределяются по отношению друг  к другу, их общие интересы проецируются в плоскость партийных программ, т. е. связных систем идей и концепций. А это в свою очередь создает основу для политического процесса.

3. Политические партии помогают организовать политический процесс, выявить в обществе доминирующие взгляды и настроения о путях его дальнейшего развития. Посредством политических партий гражданское общество самовыражается и саморегулируется. Причем, что крайне важно, обеспечивается это демократическим путем. В конкурентной межпартийной борьбе, т. е. в борьбе различных политических идей и концепций, выявляются те, которые пользуются в данный момент наибольшей популярностью. Они-то и берутся за основу в деятельности формируемого победившей партией правительства. Тем самым создаются предпосылки для управления государством в соответствии с волей большинства — основы основ демократии. Более того, одновременно выясняется и воля меньшинства. В зависимости от степени популярности в обществе "проигравших" идей и концепций, от "удельного веса" этого меньшинства, некоторые из его концепций могут также найти свое позитивное применение (например, путем создания коалиционных правительств, прямого учета или заимствования победившей партией идей, достаточно популярных в обществе и не противоречащих ее программным установкам, и т. д.). А это — важный залог стабильности, как самой власти, так и общества в целом.

4. После того как правительство сформировано и начало функционировать, политические партии обеспечивают механизм обратной связи между обществом и государством. Последнее крайне важно, так как позволяет правительству как бы "держать руку на пульсе общественных настроений". Получая информацию о том, как в обществе воспринимаются те или иные шаги правительства, что пользуется поддержкой масс, а что нет, какие проблемы теряют актуальность, а какие, напротив, оказываются в центре внимания, правящая элита получает возможность оперативно корректировать проводимую политику, меняя соответствующие приоритеты, а при необходимости и предпринимать активные меры по воздействию на общественное мнение. Данная функция называется коммуникативной. Механизмы ее реализации разнообразны — от активного использования партийных средств массовой информации, проведения массовых партийных мероприятий (митингов, демонстраций, акций протеста, масштабных рекламно-пропагандистских кампаний и т. д.) до регулярных личных контактов партийных активистов, в том числе и лидеров с избирателями, особенно на местах. Подобного рода партийная деятельность является одним из важных компонентов, позволяющих правительству оставаться у власти весь положенный ему срок, а затем и претендовать на повторное назначение.

5. Политические партии обеспечивают институционные формы выхода из критических ситуаций. Ни в одной стране не возможно обеспечить полной стабильности общественно-политического процесса. Любым странам (особенно с парламентской формой правления) периодически приходится сталкиваться с правительственными и социальными кризисами. Спасительным фактором становится сама многопартийность, т. е. многовариантность возможных путей развития; существующая между партиями конкуренция; с годами отлаженный (порой даже регулируемый нормативно) механизм взаимоотношений между правящей партией и оппозицией, уважительное отношение к статусу последней. В Великобритании, например, это подчеркивается даже терминологически: наряду с правительством "Ее Величества королевы" здесь существует и оппозиция "Ее Величества", не только де-факто, но и де-юре являющаяся составной частью истэблешмента. С одной стороны, межпартийная конкуренция не дает ни одному участнику политического процесса расслабиться, даже если он находится у власти, постоянно подталкивая его к совершенствованию и своего курса, и методов его осуществления, подпитывая его новыми идеями, провоцируя его на все новые и новые инициативы. С другой стороны, если в результате резкого обострения социальных и политических конфликтов правящая партия теряет свое значение, партийная система тут же предлагает альтернативный вариант, выдвигая на первые роли вчерашнюю оппозицию. Последняя, порой даже имеет свой так называемый "теневой кабинет", дублирующий действующее правительство и позволяющий оппозиции тут же включиться в работу, не теряя времени на то, чтобы войти в курс дел. При этом осуществляются корректировки правительственного курса, причем если к власти приходит партия с иной политической платформой, то весьма значительные. Смена Республиканской партии Демократической в США, например, всегда связана с увеличением налогообложения.

6. Наконец, еще одна важная функция политических партий — подготовка управленческих кадров, политической элиты. Политические партии — уникальный институт, пронизывающий по горизонтали все слои общества. Ее предназначение — работать с массами. А это предоставляет прекрасные возможности, с одной стороны, для поиска, отбора, воспитания и продвижения на руководящие должности перспективных лидеров, а с другой — для организаций для них массовой поддержки, без чего успешная политическая карьера невозможна. При этом речь идет не только о собственно партийных лидерах. Теснейшим образом, взаимодействуя и с массовыми общественными организациями, и с государственными структурами, борясь за расширение своего влияния, политические партии продвигают своих людей по всем направлениям, исполняя роль своеобразного отдела кадров и для государственного аппарата, и для общественных организаций. Среди политической элиты практически всех ведущих стран мира сегодня невозможно встретить ни одного политика, не прошедшего школы партийного отбора и воспитания.

Информация о работе Политические партии и политические системы зарубежных стран