Политические элиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:37, реферат

Краткое описание

Социальное разделение между теми, кто власть осуществляет, и теми, по отношению к кому она осуществляется, следует из самой сути властных отношений. Власть ассиметрична. Разделение на управляемых и управляющих имеет место при любом режиме. В демократических государствах, как и в недемократических, реальное управление обществом находится в руках организованного меньшинства.

Оглавление

Введение………………………………………………………….…….. 3

1. Основные концепции политических элит……………………… …...4-13

2. Основные аспекты формирования и функционирования политической элиты………………………………………………………………………14-20

Заключение……………………………………………………………. .21

Литература………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

политические элиты.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

        В формировании политических элит большое значение имеют системы ее рекрутирования. Эти системы определяют, кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (людей осуществляющих отбор), мотивы его действий. Различают две системы рекрутирования элит:

      1. система гильдий,

      2. антрепренерская система (предпринимательская).

      В чистом виде они встречаются довольно редко. Антрепренерская система  характерна для демократических  государств, система гильдий - в авторитарных и тоталитарных государствах, хотя ее элементы широко применяются и в демократических государствах, особенно в экономике и государственно-административной сфере.

        Для системы гильдий характерны закрытость, отбор претендентов на более высокие посты из нижестоящих слоев самой элиты, постепенное продвижение по ступенькам служебной иерархии. Результатом этого является наличие высоких требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства, отношения в коллективе и т.д.). Небольшой, закрытый круг селектората - в него входят лишь члены руководящего органа (бюро, совета и т.д.) или вопрос решает один руководитель- глава правительства, фирмы и т.д. Тенденция к воспроизводству уже существующего типа элиты - тоталитарной, авторитарной, демократической, плюралистической и т.д.

        Антрепренерской системе характерны открытость, рекрутирование политических элит на основе демократических выборов, в ходе которых предоставляются широкие возможности для представителей различных социальных групп претендовать на занятие политических постов. Контроль над деятельностью правящих элит на основе принципа разделения властей и со стороны общественности. Широкий круг селектората, который может включать в себя всех избирателей страны. Высокая конкурентность между лицами, претендующими на занятие политических должностей. Незначительное количество формальных требований к ним. Первостепенная значимость личных качеств претендента, его способности убедить массы в ценности выдвигаемых им идей, программных установок, и  привлечь их на свою сторону. Отсюда большая возможность для молодых инициативных людей, не затративших много времени на прохождение различных ступеней служебной иерархии. Создание необходимых условий для свободного обсуждения любых вопросов, что обеспечивает поиск наиболее оптимального варианта решения стоящих перед государством и обществом проблем.

        Обе системы имеют  как положительные, так и отрицательные  стороны.

        Антрепренерская система  открыта для молодых лидеров  и инноваций. Однако она чревата большой вероятностью риска в политике и непрофессионализма, слабой предсказуемостью в политике, склонностью лидеров к увлечению внешними эффектами. В целом же антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни. Она обеспечивает систематическое обновление элиты и ее результативность.

      К числу сильных сторон системы  гильдий относится уравновешенность решений, меньшая степень риска  при их принятии и меньшая вероятность  внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Главные ценности этой системы-консенсус, профессиональный опыт и преемственность. В то же время система гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, порождает массовый конформизм. Без использования конкурентных механизмов она ведет к постепенной дегенерации элиты, ее отрыву от общества и превращению в узкую привилегированную  касту.  
 
 

     Заключение

     С точки зрения теории элит современные  политические системы представляют собой элитные системы, хотя процесс  формирования элиты поставлен под контроль народа. Политическая элита составляет основу функционирования политической власти.

     В белорусском обществе политической элите принадлежит доминирующая роль в качественном преобразовании его жизни после распада СССР, становлении, развитии и укреплении национальной государственности. Характер и эффективность выполнения этой роли, тенденции и противоречия процесса формирования и функционирования национальной политической элиты, методы и средства ее влияния на общество пока не стали предметом пристального внимания политологии, прежде всего по причине нежелания правящей элиты. И все же общественная практика, социологические исследования последнего десятилетия позволяют сформулировать некоторые особенности политической элиты Беларуси, которые негативно отражаются на управлении обществом и государством, международном авторитете страны (авторское мнение):

     * неустойчивость позиций и частая  сменяемость политиков, реально  обеспечивающих функционирование  президентской власти;

     * аномальное стремление правящей элиты к гегемонии в политической жизни общества, неудовлетворительное владение методами политического диалога, консенсусными технологиями властвования;

     * нестабильность руководящего состава  центральных и местных органов  исполнительной власти; «непрозрачность» процесса подбора и выдвижения кандидатов на государственные должности; 

     * углубляющееся размежевание между  правящей и оппозиционной элитами  по вопросам модернизации общества; нетерпимость господствующей элиты  к соревновательности и конкуренции в политическом процессе;

     * невысокий авторитет и профессионализм государственных деятелей, неэффективное идеологическое, духовно-нравственное воздействие на общественное сознание;

     * неадекватный запросам общества  «инновационный» и «консолидирующий» потенциал политических лидеров;

     * приверженность правящей элиты  консерватизму, советским административно-командным  методам государственного управления. 

                         
 
 

                             

  Литература: 

  1. Ашин, Г.К. Элитология  в системе общественных наук/ Г.К. Ашин// Общественные науки и современность. – 2003. –  №4.
  2. Белякович, Н.Н. Политология: учеб. пособие/ Н.Н. Белякович. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2007. – 408с. – Библиогр.
  3. Бондарь, П.И. Политология: учеб.- метод. комплекс/ П.И. Бондарь, Ю.П. Бондарь. – Мн.: «Аверсэв», 2003. – 463с. – Библиогр.
  4. Ляхович-Петракова, Н.В. Политическая элита как развивающееся явление/ Н.В. Ляхович-Петракова// Веснік БДУ. Серыя 4. – 2005. – №1
  5. Миллс, Р. Властвующая элита/ Р. Миллс. – М., 1959
  6. Основы политической элитологии: учеб. пособие/ Г.К. Ашин, А.В. Понеделков, В.Г. Игнатов, А.М. Старостин; под ред. Г.К. Ашина. – М.; «Издательство ПРИОР», 1999. – 304с. – Библиогр.
  7. Политология: учеб. пособие/ Н.И. Азаров, Г.С. Андрияш, Т.В. Бакулина [и др.]; под ред. Б.И. Кретова. – М.: Высшая школа, 2001 – 303с. – Библиогр.

Информация о работе Политические элиты