Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:37, реферат
Социальное разделение между теми, кто власть осуществляет, и теми, по отношению к кому она осуществляется, следует из самой сути властных отношений. Власть ассиметрична. Разделение на управляемых и управляющих имеет место при любом режиме. В демократических государствах, как и в недемократических, реальное управление обществом находится в руках организованного меньшинства.
Введение………………………………………………………….…….. 3
1. Основные концепции политических элит……………………… …...4-13
2. Основные аспекты формирования и функционирования политической элиты………………………………………………………………………14-20
Заключение……………………………………………………………. .21
Литература………………………………………………………………22
Представители высшей политической элиты занимают стратегические посты в системе принятия решений. Таких людей немного – всего 100-200 человек. Эти лица персонально известны, и именно они принимают решения за миллионы людей. В политическую элиту часто включают и тех, кто занимает положение пониже во властной пирамиде, но обладают достаточно весомым влиянием на процессы принятия политических решений на государственном и региональном уровне. По подсчетам социологов, в зависимости от численности населения таких людей от двух до десяти тысяч людей.
Деловая, бюрократическая, военная элита выступают как группы давления на политическую элиту. Между элитами идет борьба за распределение благ и ресурсов. Политическая элита более гибкая, чем военная, экономическая или бюрократическая. Она стремится учитывать отдаленные последствия принимаемых решений и интересы различных социальных слоев.
Таким образом, в современной политической литературе различают властвующую, правящую элиту и элиту политическую. Властвующая элита неоднородна, обладает сложной структурой. Политическая элита – часть этой структуры, хотя и важнейшая, но только часть. Во властвующую элиту входят элитные группы, которые оказывают существенное влияние на принятие политических решений: это представители деловой, бюрократической, военной и идеологической элит.
Как отмечалось выше, политические элиты есть реальный факт общественных отношений. Предпосылки возникновения политической элиты связаны с рядом факторов:
-
политическая власть
-
в реальной политической
-
технология политического
- выработка многих политических решений требует и специальных профессиональных знаний, что также ограничивает общественный контроль за властью «снизу»;
-
кроме того, политикой интересуются
далеко не все люди. Для многих
другие сферы проявления своей
активности представляют
-
важным фактором является и
стремление элиты сохранить
Политическая элита отличается особой сплоченностью, едиными ценностными ориентациями, социально-политической и психологической гомогенностью (однородностью). Элиты обладают четко выраженным групповым сознанием, общей волей к действию и консолидированностью. Социально-политическая однородность способствует сохранению достаточного единомыслия и единодействия в самых сложных ситуациях. Тем самым власть укрепляется, сохраняется ее цельность и целеустремленность. Психологическая гомогенность дает возможность неординарным, конкурирующим между собой людям сохранять совместимость и не доводить ситуацию до борьбы самолюбий, личностных расколов в руководящей среде. У лиц, входящих в политическую элиту, духовные запросы, комплекс возможностей, уровень социальных притязаний и даже человеческие качества отличаются высокой совместимостью.
Таким образом, политическая элита не простая сумма конкретных лиц, силой случая оказавшихся наделенными властью, а социальная группа, которая формируется в результате селекции, и наверху остаются лишь те, кто отвечает определенным требованиям.
Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, которой пользуются, например, неофициальные советники президента, его «кухонный кабинет», или положением в структурах власти. В западных демократиях на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. Среди самой высшей элиты часто выделяют ядро, характеризующееся особой интенсивностью коммуникаций, взаимодействия и насчитывающее обычно 200-400 человек.
К средней элите относят примерно 5% населения, выделяющихся одновременно по трем признакам – доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите. Как отмечает К. Дойч, «в целом люди, чей образовательный уровень гораздо выше, чем их доход, обычно более критичны к существующим отношениям, в своих политических убеждениях тяготеют к центризму или левому радикализму. Лица, чей доход заметно превышает уровень образования, также зачастую не удовлетворены своим положением, престижем и, как правило, занимают правые политические позиции. Таким образом, взгляды 5% взрослого населения страны, составляющего элиту общества, определяемые соотношением доходов, профессионального статуса и образовательного уровня, могут многое поведать о том, что политически приемлемо и что не приемлемо для данной страны». (19; С.92)
Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», - высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов – в подготовке, принятии и реализации политических решенной. Эти слои обычно превосходят элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.
Политическая элита по объему властных полномочий также делится на уровни. Высшая политическая элита включает ведущих политических руководителей, тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной, судебной ветвях власти (президент, спикеры, премьер-министр, лидеры парламентских фракций). Это ограниченный круг людей (100-200), принимающих решения, касающиеся судеб всей страны.
К средней политической элите относятся парламентарии, губернаторы, мэры, лидеры общественно-политических объединений.
Административная элита – это госслужащие (чиновничество в министерствах, департаментах) – высокообразованные специалисты в области госуправления, предназначенные для исполнительской деятельности. В идеале они должны быть выше политической борьбы, сохранять нейтралитет в схватке политических элит, служить только госинтересам, однако на деле обладающие большим влиянием на политику.
Таким образом, политическая элита неоднородна, внутренне дифференцирована. Политическая элита существенно различается в зависимости от исторических эпох и конкретных стран. Это, а также специфика исследовательских подходов обусловливает сложность и многообразие ее классификации.
В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например, аристократия, ценностные – лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные – обладатели властью и функциональные – профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.
Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита), открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящую из собственной среды, например дворянство.
Одной из достаточно содержательных классификаций политической элиты в демократическом обществе является выделение в зависимости от степени развитости и соотношения вертикальных (социальная представительность) и горизонтальных (внутригрупповая сплоченность) связей элиты ее четырех основных типов: стабильной демократической элиты – высокая представительность и высокая групповая интеграция; плюралистической – высокая представительность и низкая групповая интеграция; властной – низкая представительность и высокая групповая интеграция и дезинтегрированной – низкие оба этих показателя. Оптимальной для общества является стабильная демократическая элита, сочетающая тесную связь с народом с высокой степенью групповой кооперации позволяющей понимать политических оппонентов и находить приемлемые для всех, компромиссные решения.
Социальное предназначение политической элиты отражается, прежде всего, в тех функциях, которые она выполняет. Они многообразны, сложны и, разумеется, связаны с большой ответственностью.
Отмеченные обстоятельства важно учитывать при изучении конкретных функций, выполняемых политической элитой. Этих функций достаточно много. Мы рассмотрим лишь наиболее существенные: стратегическую, коммуникативную, организаторскую и интегративную.
На первом месте среди названых функций стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий. Она проявляется в генерировании новых идей, отражающих общественные потребности в радикальных переменах, в определении стратегического направления общественного развития, в выработке концепции назревших реформ.
Стратегическая функция в полной мере может быть реализована лишь на высшем уровне политической элиты - парламентариями, членами кабинета министров, экспертами, советниками, помощниками президента, с использованием специалистов научно-исследовательских институтов, аналитических центров, крупных ученых.
Таким образом, выполнение политической элиты ее стратегической функции требует от нее высокого уровня компетентности, профессионализма и политической мудрости. Оно требует также высокого чувства долга и социальной ответственности, смелости и решительности, особенно тогда, когда большая часть господствующего слоя не согласна с ее стратегическим планом. История знает немало таких примеров. Классическим из них является поведение в критической ситуации администрации Ф. Рузвельта, которая решительно взяла курс на резкое усиление государственного вмешательства в экономику, что не корреспондировалось с представлением о выходе из кризиса большей части представителей господствующего класса.
Успешная реализация стратегической функции политической элитой определяется не только кадровым составом «мозгового штаба», привлекаемого к выработке политического курса страны. Она зависит также от состояния общественного мнения в стране, его отражения в принимаемых политических решениях. Речь идет о следующей важнейшей функции политической элиты – коммуникативной. Она предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей (политических, экономических, культурных, региональных, профессиональных и др.) различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях. Эта функция включает в себя умение видеть особенности настроений различных социальных общностей, быстро и точно реагировать на изменения в общественном мнении по различны вопросам. Коммуникативная функция предполагает также защиту социальных целей, идеалов и ценностей.
Организаторская функция. Политическая элита во все времена сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных политических элит (групп, претендующих на власть) наиболее эффективными будут те, которые в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами. Организаторская функция элиты предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь. Воплощение этой функции требует от политической элиты особых качеств. Очевидно, что это под силу только политикам-профессионалам высокого уровня.
Интегративная функция политической элиты одна из наиболее важных. Ее сущность состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политической и экономической систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации политических структур. Важными содержательными элементами этой функции являются: сплочение различных слоев населения, гармонизация их социальных интересов, достижение консенсуса, сотрудничества и тесного политического взаимодействия сил в обществе. В функции интеграции выражаются искусство политиков, гибкость, дипломатичность. Главная задача интегративной функции – создание устойчивого равновесия политических сил, развертывание интеграционного процесса. Неспособность политической элиты выполнять данную функцию может привести, как об этом свидетельствует история, к катастрофическим последствиям. Примером могут служить практически все «межформационные революции».
Социальная результатив
-
оптимальное сочетание
-
эффективная система
Представительство элитой запросов и мнений населения зависит от многих причин. Одна из них – социальное происхождение ее представителей. Оно в значительной степени влияет на их политические ориентации. Ясно, что выходцам из среды крестьян, рабочих, определенных этнических и других групп легче понять специфические запросы соответствующих, слоев, найти с ними общий язык. Однако совсем необязательно, чтобы интересы рабочих защищали рабочие, фермеров – фермеры, молодежи – молодежь и т.д. Часто это могут лучше делать политики-профессионалы, выходцы из других групп общества.