Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:33, курсовая работа
Поставленная цель определяла конкретные задачи работы:
1) Определение понятия «политическая традиция» в современном мире.
2) Изучение особенностей возникновения государственного устройства Индии и России.
Введение…………………………………………………………………..3-6
Глава 1. Роль традиций в политической жизни…………………………..7
1.1 Современное определение понятия «политическая традиция»……...7
1.2 Образование политических традиций……………………………….7-8
1.3 Функции политических традиций…………………………………...8-9
Глава 2. Своеобразие политических традиций России…………………10
2.1 Демократические традиции России………………………………10-13
2.2 Автократические традиции России………………………………13-18
Глава 3. Особенности политических традиций Индии……………..19-20
3.1 Роль религии в формировании политических традиций Индии.20-26
3.2 Влияние колониального управления Британии на политические традиции Индии……………………………………………………….26-29
3.3. Политические традиции независимой Индии, основанные на религиозных догмах и колониальном прошлом…………………….29-39
Глава 4. Анализ сходств и различий политических традиций России и Индии…………………………………………………………………..40-45
Заключение…………………………………………………………….46-48
Список литературы……………………………………………………49-50
В 2002 году в стране
проходили очередные
На начальном
этапе развития независимая Индия
представляла собой централизованную
федерацию, но последующая история
эволюции индийской государственности
все более углубляла ее федеративный
характер. Индия учреждалась как
Союз штатов, но в то же время конституция предусмотрела
довольно легкую процедуру их реорганизации.
При этом ни один штат не имел права на
выход из Союза. Индийский федерализм
предполагал функционирование государства
с сильным центром и штатами, пользующимися
реальной, но не безграничной автономией.
За полувековую историю Индия пережила
не одно территориальное переустройство.
Самая крупная реорганизация штатов проходила
в 1956 году, когда было осуществлено переустройство
на лингвистической основе. Все 14 образовавшихся
штатов были уравнены в правах, но наибольшая
самостоятельность сохранилась только
за штатом Джамму и Кашмир. Одновременно
было образовано шесть союзных территорий,
которые управлялись из центра и не являлись
полноправными субъектами федерации.
Штаты не обладают правом отделения от
государства. В то же время конституция
предоставляет парламенту широкие полномочия
по приему в Союз новых членов, а также
изменению границ существующих штатов.
Преобразования проходили и после 1956 года.
Количество штатов росло, их число в начале
XXI века стало 25. С 2001 года, согласно 84 поправке
к конституции, на политической карте
Индии появились 26-й, 27-й, 28-й штаты. В Индии
по-прежнему сохранилось шесть союзных
территорий, но союзная территория Дели
получила особый столичный статус, что
приблизило ее к положению самостоятельного
штата.
На рубеже нового века многие политические
аналитики обращали внимание на нарастание
этнонационального сепаратизма в Индии.
Индийские штаты созданы по лингвистическому
принципу, что само по себе создавало определенные
различия между ними. Регионы представляли
существенные различия этносов, этнических
групп, религий, социальных укладов и природных
зон. Если к этому добавить различия в
структуре экономики, в доле промышленности,
сельского хозяйства, в пропорции высококастовых
и низкокастовых людей в общей массе населения,
то станет достаточно ясным содержание
и смысл противоречивых явлений в индийском
обществе. Все это вело к появлению несовпадающих
требований регионов к центру. Именно
поэтому в Индии всегда шли непрекращающиеся
дискуссии по вопросам взаимоотношений
между центром и штатами, требовавшими
децентрализации управления, перераспределения
полномочий в их пользу и пр. Удерживанию
страны от возможных конфликтов способствовали,
с одной стороны, цивилизационные факторы,
служившие основой «единства в многообразии»,
а с другой, — от регионального сепаратизма
и распада удерживало усиливающееся втягивание
всех регионов в общенациональное разделение
труда и появление в этой связи социальных
слоев, заинтересованных в единстве страны.42
Утверждение и
развитие демократизма также способствовали
единству широчайшего политического
плюрализма. Положения конституции
и парламентской демократии предполагали
многопартийность, межпартийную борьбу
на выборах в законодательные органы, но установление
политической системы в западном варианте
и многопартийная структура имели все
же свои особенные черты. Достаточно ясно
пробивала себе дорогу тенденция повышения
роли региональных партий. Региональные
партии приобретали все большее значение
в общеиндийском политическом процессе.
В штатах действовали региональные партии,
отражавшие интересы региона или отдельной
этнической группы. Накануне получения
независимости в Индии существовало всего
три региональные партии. После проведения
административно-политической реформы
в 1956 году были созданы так называемые
лингвистические штаты, и количество региональных
партий стало быстро увеличиваться. В
провинции Пенджаб действовала партия
Акали дал, выступавшая как представитель
сикхской общины. В северном княжестве
Джамму и Кашмир интересы региона представляла
Национальная конференция. На юге, в Мадрасе
на основе антибрахманского движения
была создана партия Дравидская федерация.
В штате Ассам с 70-х годов действовала
партия Совет ассамского народа, которая
поныне находится у власти. В 80-е годы интересы
народов телугу в штате Андхра Прадеш
выражала партия Телугу десам. С ростом
влияния региональных партий постепенно
происходило изменение политического
процессов на местном уровне и в центре.
Начался переход от однопартийного правления ИНК к многопартийным коалициям. Переход к межпартийным объединениям стал уже наблюдаться при премьер-министре Индире Ганди. Чем жестче она действовала в штатах, тем больше возникало региональных партий. Постепенно в каждом штате возникла своя специфическая расстановка политических сил. Например, в Западной Бенгалии более 20-ти лет управляла коалиция во главе с Коммунистической партией. В штате Керала друг друга сменяли у власти две коалиции: Объединенный демократический фронт и Единый фронт. В конце 90-х годов власть в Махараштре партия БДП делила совместно с местной националистической организацией Шив сена. В то же время возрастание влияния региональных партий влекло за собой рост регионализма и сепаратизма. Приход к власти в 90-е годы БДП (правившей страной до 2004 г.) с ее фундаменталистской направленностью в политике не привел к изменению этой тенденции, но даже усилил рост регионального сепаратизма.
К концу 90-х годов в политике региональных партий произошли изменения. Они стали добиваться своего представительства в центральном парламенте и правительстве для решения региональных проблем. В этих целях стали создаваться широкие коалиции. Эти процессы привели к власти Национальный фронт (1989-1991) и Объединенный фронт (1996-1998). Эти политические объединения получили название «третьей силы». Кстати, на выборах 2004 года Индийский национальный конгресс победил, только опираясь на левый блок политических партий и региональные организации. То есть в Индии происходит уникальный процесс развития взаимосвязей центральной и региональной власти. Развитию демократизма в Индии способствовала опора властей на многие традиционные структуры индийского общества, которые сохранили сложившуюся систему жизни и традиционное управление. Кроме методов принуждения, в княжествах и региональных территориях сохранились и традиционные местные органы управления, в которые не вмешивалось государство. Экономическое реформирование по западному образцу заставило индийских лидеров использовать варианты местного самоуправления для создания собственных демократических институтов. Речь идет о попытках в современной Индии развить традиционные органы самоуправления — Панчаяти Радж (Советы), существовавшие уже три тысячи лет. Традиционная демократическая структура стала своеобразной отличительной чертой общественного управления Индии. Эволюция реформирования панчатов в конечном итоге привела к появлению 73 поправки к конституции 1992 года, закрепившей за панчаятами определенные сферы деятельности. В зону их ответственности попадали землепользование, мелкая ирригация, содержание дорог и мостов, строительство и содержание начальных школ, ремесла и д.р. Сложные различия регионов, а также «множественность» индийского общества и управления в то же время не нарушали основы единства на общеиндийском уровне. Это связано, прежде всего, с культурно-религиозной традицией, которая объединяла различные этносы и национальности. Религия во все времена являлась одним из цементирующих звеньев в индийском обществе. Индуизм стал мощной духовной силой, которая повлияла на все стороны жизни индийского общества. Как христианство во многом определило пути развития западной цивилизации, так и индийская цивилизация стала продуктом индуизма. Именно вокруг индуизма — древнейшей религии Индии — веками строилось ее культурное, социальное и политическое единство. Индуизм в отличие от других религий не имел единой церковной иерархии и руководящего центра; религиозная традиция была неоднородна и состояла из большого числа всевозможных культов. Большинство индуистских и западных ученых подразделяют современный индуизм на четыре основные ветви, которые обладают всеми признаками самодостаточной религии. В порядке их значимости выделяют направления, в каждом из которых центральным объектом поклонения служит какое-либо конкретное божество: вишнуизм, шиваизм, смартизм (брахманский индуизм) и шактизм.
Несмотря на
плюрализм божеств и
Индуизм, являющийся главным скрепом индийского общества, религиозные лидеры пытаются приспособить к политическим процессам современной Индии. Связь политики и религии постоянно вызывала споры в кругах политической элиты Индии. Для Махатмы Ганди религия была основой политических действий. Он утверждал, что политика, отделенная от религии, подобна трупу. Махатма Ганди считал все религии истинными и рассматривал их как источник морали и духовности человека и общества. Политикам нужно было лишь следовать ценностям, провозглашенным той или иной религией. Величайшей заслугой М. Ганди и гандизма в 20-е и 30-е годы стала разработка политической идеологии, основанной на принципах миролюбия и веротерпимости. Необходимость разрешения конфликтов путем ненасилия с помощью диалога и компромисса составляла основу принципа национального согласия и была органически связана с гандийскими представлениями о целях и средствах борьбы. Современная индийская политическая традиция опиралась на убеждения «социальной самодисциплины» всех граждан общества, выработанной веками религиозной и общественной структурой Индии. Достижение целей исключительно ненасильственными средствами составляло главную традиционную основу политической культуры индийского общества. Конечно, нельзя думать, что в Индии уже выработана некая исключительная модель национального согласия. Речь может идти лишь о том, что религиозно-гандийская идеология, присущая современным индийцам, существенно влияла на политические процессы в Индии, но она не могла полностью исключить социальные конфликты из общественной жизни.43
Первое правительство независимой республики Дж. Неру приняло законодательные и административные меры в целях предотвращения использования религии в политических целях. Правительство Неру запретило ряд религиозных общинных организаций и арестовало их лидеров. В то же время нельзя было не учитывать высокого уровня религиозности населения и воздействия общинного сознания на людей. Поэтому индийские лидеры в дальнейшем не пошли на отделение государства от религии. Такой статьи в индийской конституции нет, хотя существуют законы об отделении государственной школы от религии. Выдвинутая Неру концепция секуляризма по-разному воспринималась его последователями. Концепция в условиях Индии означала, что любая вера заслуживала защиты и равного уважения при невмешательстве ее в политические дела. Государство принимало на себя обязательство регулировать отношения между общинами с нейтральных позиций, стремясь добиться ослабления межобщинной розни и создать гармонию в обществе.
Важнейшим направлением утверждения религии и индуизма стала его политизация. Религия и общинное сознание становилось все более весомым фактором в индийской политике. Значительную роль в общинной политике играл Ращ-трия сваямсевак сангх (Союз добровольных служителей нации, РСС), созданный в 20-е годы. «Союз» был создан как организация для консолидации «индусской нации», возрождения ее былого могущества и славы. Формально не участвуя в политической борьбе, РСС опирался на созданное политическое крыло — партию Бхаратия джана сангх, которая была преобразована и переименована в Бхаратию джа-ната парти в 1980 году. Ее нахождение у власти (1996-2004 годы) как нельзя лучше говорит о влиянии религиозных партий и организаций на общественно-политическую жизнь страны. Путь Бхаратии джанаты парти стал ярким примером роста популярности идей традиционализма и коммунализма. Эти политические партии считали секуляризм главной причиной всех проблем в Индии. Неприятие секуляризма составляло главный принцип политического поведения религиозных партий. Индуизм — это не только религия. Он составляет основу мировоззрения, философии, этики и морали поведения человека в обществе. Согласно представлениям индуизма, мир управляется законами (дхармой), но главный из них закон кармы, закон причинно-следственной связи всех явлений мира. Карма, или судьба, воспринимается не как божья воля, а как непреложная данность бытия. Отражением кармических законов в социальной области является кастовая система. Поэтому одной из важнейших особенностей современной индийской цивилизации является дожившая до наших дней кастовая структура общества. До сих пор, отмененная полвека назад, кастовая система по-прежнему играет важнейшую роль в индийском обществе. По индуистским представлениям, касты, или варны, существуют объективно. Поэтому нет смысла жаловаться на свое кастовое положение. Его не выбирают. У каждого своя карма. Кастовая система служит основной цементирующей силой индуизма и является ее стержнем. Именно на ней строится единая традиция жизненного уклада индийцев.
Кастовому воздействию подвержены все религии, существующие в Индии, включая ислам и христианство. Каста стала характерна для структур не только индусской, но и других религиозных общин, в частности мусульманской общины. Буддизм, широко успевший распространиться за пределами Индии, оказался полностью поглощенным индуизмом внутри страны. Кастовая система, являясь продуктом Индуизма, продолжает сохранять функции важнейшего элемента социальной организации индийского общества и является одной из главных особенностей индийской политической традиции.
По третей главе можно сделать следующие выводы: индийская цивилизация имеет многовековую историю и разнообразные культурные, социальные и политические традиции. С древнейших времен и по сей день значимую роль в политической системе Индии играет религия. Несмотря на то, что Индии долгое время оставалась колонией Великобритании, которая серьезно повлияла на индийский государственный строй и управление, ей все же удалось сохранить незыблемость авторитета Вед, кастовую систему и особую роль брахманов в руководстве духовной жизнью. И по-прежнему индуизм является главным скрепом индийского общества и государственные лидеры пытаются адаптировать современные политические процессы под устоявшуюся религиозную систему. Связь политики и религии постоянно вызывает споры в кругах политической элиты Индии.
От британских колонистов Индия заимствовала западную систему демократии, которая удачно прижилась на почве уже существовавших национальных традиций индийской общинной цивилизационной структуры. Заимствованный английский парламентаризм стал основой всей политической системы современного индийского государства.
Глава 4. Анализ сходств и различий политических традиций России и Индии.
Россия и Индия имеют, безусловно, много схожих и различных черт. Их переплетение формирует неповторимое своеобразие двух великих держав, их сложные взаимоотношения и особенности общественных и государственных систем. Вряд ли возможно рассмотреть весь этот комплекс сходств и отличий между этими странами. Россия, как и Индия имеет древнейший политический опыт с огромным количеством особенностей.
Политические традиции нашей страны появились отнюдь не двадцать лет назад, а намного раньше. Российские политические традиции находятся под влиянием советского периода, времен Российской Империи, эпохи Московского государства, Древней Руси и даже византийского политического опыта. Разумеется, чем ближе тот или иной период истории России к нашим дням, тем сильней и явственней ощущается его наследие. Стоит сразу же отметить своеобразную раздробленность российской политической традиции, как бы разделенной между этими историческими эпохами, иногда сменявшими другу друга революционным путем, имеющую множество противоречий. На политический опыт Индии резко повлияла только Британская колонизация, в остальном традиция носит устойчивый характер. Устойчивость и своеобразие индуской традиции обусловлена её религиозностью, и до наших дней в государственной системе фигурирует ведический опыт, положенный в глубокой древности. Здесь можно выделить первое сходство традиций Индии и России – влияние религии (славянское язычество и индуизм) на политическое управление и устойчивость его во времени. Но если в Индии индуизм по прежнему является неотъемлемой частью государства, то для России огромную роль также сыграл византийский опыт. Его не надо преувеличивать, но также наивно думать, что, при таком колоссальном культурно-религиозном влиянии, ни одна политическая черта не перейдет к государству-реципиенту. В данном случае таким культурным реципиентом была именно Киевская Русь, и если она и взяла что-то существенное от Второго Рима, так это имперский код. Важную роль конечно сыграл и собственно древнерусский государственнический опыт. Ведь экспансионизм – это та черта, которая приобретает огромное значение без всякого византийского влияния – она изначально присуща древнерусскому государству, активно расширяющему свои границы. В отличие от Индии которая никогда не была колонистом, а наоборот долгое время оставалась в колониальной зависимости от Великобритании.