Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:33, курсовая работа
Поставленная цель определяла конкретные задачи работы:
1) Определение понятия «политическая традиция» в современном мире.
2) Изучение особенностей возникновения государственного устройства Индии и России.
Введение…………………………………………………………………..3-6
Глава 1. Роль традиций в политической жизни…………………………..7
1.1 Современное определение понятия «политическая традиция»……...7
1.2 Образование политических традиций……………………………….7-8
1.3 Функции политических традиций…………………………………...8-9
Глава 2. Своеобразие политических традиций России…………………10
2.1 Демократические традиции России………………………………10-13
2.2 Автократические традиции России………………………………13-18
Глава 3. Особенности политических традиций Индии……………..19-20
3.1 Роль религии в формировании политических традиций Индии.20-26
3.2 Влияние колониального управления Британии на политические традиции Индии……………………………………………………….26-29
3.3. Политические традиции независимой Индии, основанные на религиозных догмах и колониальном прошлом…………………….29-39
Глава 4. Анализ сходств и различий политических традиций России и Индии…………………………………………………………………..40-45
Заключение…………………………………………………………….46-48
Список литературы……………………………………………………49-50
Этот своеобразный демократический порядок, при котором государственная (княжеская) администрация действовала под контролем гражданской общины, был основой Киевской Руси. Он долго сохранялся в различных русских землях в период становления Московского государства и был окончательно упразднен на подчиненных последнему территориях только в конце XV -начале XVI в. На территории Литовско-Русского государства он в измененном виде просуществовал еще дольше.17 Таким образом, можно утверждать, что с IX по XV в. на территории древнерусского государства существовал (полностью или частично) демократический режим правления. В XVI в. он был заменен автократическим режимом, при котором государственная администрация стала контролировать жизнь гражданского общества. Этот переворот произошел при Иване Грозном (1530—1594), первым из великих князей провозглашенным царем в 1547 г. (до этого на Руси царями называли только верховных правителей Византии и Золотой Орды).18
2.2 Автократические традиции России.
Второй отличительной чертой русской политической традиции является её явная централизация власти, серьезная иерархия и сильный политический лидер. Это особенность ярко проявилась в Киевской Руси, Имперской России, Советской России и в какой-то степени проявлена до наших дней. Автократический режим в России тесно переплетается с догосударственными славянскими демократическими традициями(привычка сообща обсуждать и решать все вопросы жизни).
Прошло всего 40 лет после уничтожения Василием III последней вечевой республики, и его сын Иван IV через три года после венчания на царство (1550) вынужден был созвать первый Земский собор — высший орган сословного представительства, рассматривающий важнейшие общегосударственные вопросы. Первоначально этот орган был расширенным вариантом прежней княжеской дружины и представлял собой по преимуществу совещание царских функционеров.19 В работе Земского собора 1613 г. отчетливо проявился механизм, который условно можно назвать «антикризисным кругом российской политики».20
Земский собор как политический институт был упразднен лишь в ходе реформ Петра I , способствовавших созданию системы неограниченного господства государственного аппарата — империи (1721—1917). Власть императора (от лат. imperator — повелитель) опиралась не на поддержку и сотрудничество различных общественных классов и народов, а на силовые структуры: армию, полицию, жандармерию, тюрьмы, каторгу, с помощью которых обеспечивалось беспрекословное подчинение всего населения страны воле одного человека. Эта система была весьма эффективной в плане поддержания единого порядка в различных регионах страны, однако она не могла обеспечить согласование интересов разнородного населения этих регионов. Через 196 лет она пришла в такое непримиримое противоречие с повседневной жизнью подавляющего большинства населения, что, по существу, вынуждена была самоликвидироваться (отречение Николая II от престола) в феврале 1917 г.21 Церковные идеологи считают, что полный разрыв Петра I с прежними традициями является причиной гибели России.22 Однако эти утверждения не совсем правомерны. Петровские реформы, как и реформы Ивана Грозного, означали разрыв только с демократическими традициями, а не с всякими политическими традициями вообще. Эти и последующие действия сохраняли и развивали традиции противоположного характера — автократические. Эти традиции связаны с верой населения России в особую роль главы государства. Автократия в функциональном плане означает единоначалие, без которого невозможно поддерживать порядок в государстве. В этом плане прав Иван Грозный, утверждавший в своих письмах к Андрею Курбскому, что именно многовластие погубило Киевскую Русь, что, когда в «каждом городе были свои начальники и правители», страна не могла мобилизоваться ни для отражения внешней агрессии, ни для решения внутренних проблем.23
Как уже отмечалось, спецификой России
является взаимообусловленное
А.Н. Бердяев справедливо
отмечал, что советская автократия
является преемницей автократии монархической,
сначала полностью разрушившей
демократические институты
Автократические традиции сформировали у населения привычку персонифицировать власть и делать ставку на сильных (эффективных) руководителей государства. Подобные руководители пользовались популярностью в России из-за низкой политической мобильности демократических институтов, которая в свою очередь была обусловлена качественной неоднородностью (этнической, культурной, религиозной, региональной) населения страны. С точки зрения классической западной модели либеральной демократии последняя вообще проблематична в подобных обществах. Однако, несмотря на это, в России возникли и в той или иной форме воспроизводились своеобразные демократические институты, обеспечивающие согласование многообразных интересов различных частей населения. В то же время эти институты не в состоянии обеспечить эффективность управления. Именно из-за качественного многообразия страны эту функцию могут осуществлять лишь единовластные правители. Поэтому демократическое движение России в ходе либеральной политической реформы возродило не только российский парламентаризм в форме Государственной Думы и Совета Федерации, но и легитимную автократию в форме всенародно избираемого главы государства — Президента.25
По второй главе можно сделать следующие выводы: политическая традиция России выражена двумя ярко выраженными направлениями. Первый включает свободу, равенство и индивидуальную автономию, которые занимают первые ранги в трактовке демократии. Условно можно назвать это либеральным определением демократии. Хотя в российском варианте в него входит и такая коммунитарная ценность, как равенство.
Второй набор приписывает такие ценности, как сильное государство, ответственность и подчинение закону. В этом варианте присутствуют этатистское представление.
Прежде всего, следует отметить отсутствие жесткой дихотомии ценностей в политическом сознании России: либерализм не противостоит жестко коллективистским и коммунитаристским ценностям. Эти два набора существуют, но не в оппозиции друг другу.
При этом российские либералы воспитаны в коллективистской политической культуре, благодаря чему в их сознании коммунитаристские ценности можно найти в имплицитной форме. Собственно либеральные взгляды формируются чаще под влиянием культурной среды, семейной социализации и образования, чем являются результатом «рационального выбора». Авторитарные коммунитаристы, напротив, на вербальном уровне вполне лояльны официальным либеральным ценностям.
Глава 3. Особенности политических традиций Индии.
Индия - древнейшее государство на юге Азии, на полуострове Индостан. Первые государства на территории Индии возникли в I тыс. до н.э. С XVI в. происходит постепенная колонизация Индии. В результате завоеваний XVIII - первой половины XIX в. почти вся Индия стала колонией Великобритании. В августе 1947 г. страна добилась независимости, получив статус доминиона. В январе 1950 г. была провозглашена республикой.26
Политические традиции Индии весьма разнообразны и имеют ряд отличительных черт, которые определили весь процесс экономического и политического развития индийского общества. Индийская цивилизационная структура при всей ее специфике развивалась в условиях длительного колониального господства англичан, которые привнесли немало изменений, определивших в дальнейшем основные направления развития индийского государства. При всех существующих отличиях от западной модели цивилизации именно определенная близость к ней позволила Индии сформировать многие политические институты, которые почти полностью соответствовали западным параметрам.27 Академик Л. Васильев указал на особую индийскую модель, которая успешно развивалась по евро-капиталистическому пути, но при этом еще не перестроив свою традиционную структуру. В масштабах государства функционируют как элементы евро-капиталистической структуры — многопартийная система, демократические процедуры, судопроизводство, так и древнеиндийские, в большей части религиозные традиции. Происходит определенный симбиоз, в котором присутствуют элементы индийские и отголоски колониального прошлого.
В своей работе я буду рассматривать политические традиции Индии с хронологического ракурса: от возникновения индийской государственности до колонизации, от колонизации до 1947 года полной независимости Индии. Современная политическая ситуация индийского государства тоже будет рассмотрена.
3.1 Роль религии в формировании политических традиций Индии.
Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии Индии изревне являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в середине I тысячелетия до н.э., когда у арийских племен, покоривших Индию, началось образование классов. Своими корнями оба направления восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению, изложенному в Ведах – древних ритуальных книгах ариев. Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия. Наиболее острые разногласия между ними были связаны с трактовкой правил для варн – родовых групп, положивших начало кастовой организации индийского общества.
Варн у древних индийцев было четыре – варна жрецов (брахманы), варна воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и низшая варна (шудры). Согласно ведическому преданию варны произошли из тела космического великана Пуруши, из уст которого родился брахман, из рук – кшатрий, из бедер – вайшья, а из ступней – шудра. Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в подчинении находились шудры.
Идеология брахманизма была направлена на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах. Социально-политические идеи различных школ брахманизма отражены в многочисленных законоведческих и политических трактатах. Наиболее авторитетным среди них был трактат «Манавадхармашастра» («Наставления Ману о дхарме» – составлен в период II в. до н.э. – II в. н.э.). На русский язык трактат переведен под названием «Законы Ману».
Вайшьи должны были обрабатывать землю, пасти скот и торговать. «Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим (трем) варнам со смирением», – утверждали Законы Ману.28 Формально шудры были свободными, но то положение в обществе, которое отводили им Законы Ману, мало чем отличалось от положения рабов. В идеологии брахманизма были разработаны подробные правила жизни для шудр, а также для других низших сословий, к которым причислялись рожденные от смешанных браков, рабы и неприкасаемые. Для иноземцев и племен, не знавших деления на варны, рабство признавалось естественным явлением.
Идеологический смысл учения о дхарме заключался в том, чтобы обосновать кастовый строй и привилегии наследственной знати, оправдать подневольное положение низших варн. Сословная принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной. Переход в высшие варны брахманы допускали лишь после смерти человека, в его «будущей жизни», как награду за служение богам, терпение и кротость. Средством, обеспечивающим кастовые предписания, выступало в брахманизме государственное принуждение, понимаемое как продолжение карающей силы богов. Идея наказания была основополагающим принципом политической теории – ей придавалось столь огромное значение, что саму науку управления государством называли учением о наказании. «Весь мир подчиняется посредством Наказания»29, – провозглашали «Законы Ману». Определяя принуждение как главный метод осуществления власти, идеологи жречества усматривали его назначение в том, чтобы «ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир».
Государственную власть Законы Ману
описывают как единоличное