Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:14, контрольная работа
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Введение……………………………………………………………..2
Политическая власть: понятие, происхождение…………………..3
Типология политической власти по М.Веберу……………………7
Легитимность власти………………………………………………13
Заключение……………………………………...………………….15
Список литературы………………………………………………...16
М. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики власти. Это своеобразный символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан и означает убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения.
Легальное
господство. Легальное (рационально-бюрократическое)
господство основывается на признании
добровольно установленных
Легальное господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. Основными чертами этого типа господства являются: установление норм права и подчинение им каждого человека; применение норм права в управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники – бюрократия. Бюрократия, по Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Именно Вебер сформулировал основные требования к чиновникам, актуальные и по сей день:
1)
лично свободны и подчиняются
только деловому служебному
2)
имеют устойчивую служебную
3)
имеют твердо определенную
4) работают в силу контракта (на основе свободного выбора);
5) работают в соответствии со специальной квалификацией;
6)
вознаграждаются постоянными
7)
рассматривают свою службу как
единственную или главную
8) предвидят свою карьеру;
9) работают в полном "отрыве" от средств управления и без присвоения служебных мест;
10)
подчиняются строгой, единой
В
условиях легального господства всегда
существует опасность превращения
бюрократии из служанки общества в
замкнутую касту, стоящую над
ним. Способы ограничения
Традиционное
господство. Этот тип господства обусловлен
традициями, нравами, привычкой к
определенному поведению и
Харизматическое
господство. Харизма (греч. charisma – божественный
дар) – экстраординарная способность,
свойство, качество индивида, выделяющее
его среди остальных, и что
самое главное, не столько приобретенное
им, сколько дарованное ему природой,
Богом, судьбой. Харизматический авторитет
не связан нормами или правилами.
Это объясняется особым характером
веры в качества харизматической
власти. Решающее значение для возникновения
харизматического отношения имеет
даже не обладание харизмой, а признание
ее со стороны последователей. Условный
характер харизматических отношений,
как правило, не осознается их участниками:
лидер верит в свое призвание,
а последователи верят в
Харизматическое
господство возникает главным образом
в условиях социально-политического
кризиса. Он способствует появлению
вождей, идущих навстречу духовным
потребностям масс, которые приписывают
вождям необыкновенные свойства. Вождь-харизматик
всегда стремится подорвать основы
существующего социального
Описанные типы легитимности в реальной политической практике переплетаются и взаимно дополняют, усиливают друг друга.
Эти идеальные типы легитимности М. Вебер классифицировал с точки зрения мотива подчинения. На практике в чистом виде вышеперечисленные типы не существуют. Они перемешаны, взаимно дополняют друг друга, поэтому правомернее говорить о смешанном типе легитимности. Так, в Великобритании доминирует рационально-легальная легитимность, поскольку власть формируется на выборах, а мотивом подчинения власти выступают интерес и вера в справедливость демократических процедур, норм, законов. Но рационально-легальная легитимность в этой стране дополняется элементами традиционного господства (сохранение института монархии).
Существуют и другие типы легитимности, например, идеологическая легитимность. Ее значение заметно возросло в связи с активным включением в политику широких слоев общества вследствие расширения их избирательных прав, образования партий, а также с развитием средств массовой коммуникации (телевидения, радио, газет, журналов и т.д.). Идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия власти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету народа.
В дореволюционной России легитимность власти была традиционной:
-
власть монарха опиралась на
Божественное право и
-
источником власти служила
-
абсолютизм в России опирался
не только на традицию, но и
на идеологию, т.е.
-
власть, государство в российской
культуре, в сознании граждан
всегда отождествлялись с
После Октябрьской революции (1917) была предпринята попытка создать новый, советский, тип легитимности, отличный от традиционного и рационально-легального и сочетающий идеологическую легитимность с харизматической:
идеология
марксизма-ленинизма
фактически
этот тип легитимности сравнительно
быстро исчерпал себя, поскольку со
временем интересы и потребности
населения все меньше интересовали
власть, и ее легитимность постепенно
переходила на уровень интересов
правящей партийной элиты. В результате
образовался разрыв между властью
и обществом, который в течение
длительного периода
лидер
коммунистической партии (вождь) первоначально
представлял собой
по
мере отдаления партийно-
В 90-е годы XX в. на месте советского типа легитимности довольно быстро возникла очень своеобразная система властвования, легитимность которой вобрала в себя элементы:
традиционной легитимности (в сознании многих людей президент отождествляется с монархом);
харизматической (многие современные лидеры – это бывшие коммунисты-вожди, сохранившие стиль политической деятельности);
рационально-легальной (власть формируется на свободных выборах).
Таким образом, в стране сформировалась смешанная, многоэлементная легитимность, которая одновременно опирается на традиции, верования, чувства, рациональность и т.д.
Ситуация экономической и социальной нестабильности снижает возможности власти, поскольку ее собственная социальная база еще невелика и ей постоянно приходится согласовывать очень разные, а подчас диаметрально противоположные интересы. По этим причинам многоэлементная легитимность отражает несовпадение легальности (конституционности) и легитимности власти (поддержки большинством населения), порождает противоречивое отношение к ее решениям.
Политическая
власть основывается на трех принципах:
принуждение, легитимность и согласие.
Конкретная модель власти содержит их
в определенной пропорции. Марксистское
видение власти основано на абсолютизации
принуждения (Власть возникла для защиты
и обеспечения господства эксплуататорских
классов и осуществляет это путем
прямого насилия или тайного
принуждения в современных
Легитимность власти
Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл - признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и охлократии.
Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.
В политологии используется также термин "легальность" власти. Легальность и легитимность - не одно то же. Легальность власти - юридическое обоснование юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна. В то время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.
Легитимность - это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти.
Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.
Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.
Информация о работе Политическая власть:понятие происхождение