Политическая власть:понятие происхождение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:14, контрольная работа

Краткое описание

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..2
Политическая власть: понятие, происхождение…………………..3
Типология политической власти по М.Веберу……………………7
Легитимность власти………………………………………………13
Заключение……………………………………...………………….15
Список литературы………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 39.14 Кб (Скачать)

М. Вебер  имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики власти. Это своеобразный символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан и означает убежденность людей в том, что власть имеет  право принимать решения, обязательные для выполнения.

     Легальное господство. Легальное (рационально-бюрократическое) господство основывается на признании  добровольно установленных юридических  норм, направленных на регулирование  отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются  не личности, а установленным законам, причем им подчиняются не только управляемые, но и управляющие.

     Легальное господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и  воплощается в правовом государстве. Основными чертами этого типа господства являются: установление норм права и подчинение им каждого  человека; применение норм права в  управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Воплощать  право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники  – бюрократия. Бюрократия, по Веберу, технически является самым чистым типом  легального господства. Именно Вебер  сформулировал основные требования к чиновникам, ак­туальные и по сей день:

     1) лично свободны и подчиняются  только деловому служебному долгу;

     2) имеют устойчивую служебную иерархию;

     3) имеют твердо определенную компетенцию;

     4) работают в силу контракта  (на основе свободного выбора);

     5) работают в соответствии со  специальной квалификацией;

     6) вознаграждаются постоянными денежными  окладами;

     7) рассматривают свою службу как  единственную или главную профессию;

     8) предвидят свою карьеру;

     9) работают в полном "отрыве" от средств управления и без  присвоения служебных мест;

     10) подчиняются строгой, единой служебной  дисциплине и контролю.

     В условиях легального господства всегда существует опасность превращения  бюрократии из служанки общества в  замкнутую касту, стоящую над  ним. Способы ограничения бюрократии: регулярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных  кадров управленческого аппарата и контроль за ними со стороны политических институтов.

     Традиционное  господство. Этот тип господства обусловлен традициями, нравами, привычкой к  определенному поведению и основан  на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей. Освященные обычаем  нормы (авторитет "вечно вчерашнего") выступают как основа отношений  господства и подчинения. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, и неподчинение им ведет к применению установленных обществом санкций. В традиционном обществе М. Вебер  выделял различные виды: геронтократическое (власть старейшин), патриархальное (власть вождя племени), патримониальное (власть монарха) и султанизм как разновидность  последнего.

     Харизматическое господство. Харизма (греч. charisma – божественный дар) – экстраординарная способность, свойство, качество индивида, выделяющее его среди остальных, и что  самое главное, не столько приобретенное  им, сколько дарованное ему природой, Богом, судьбой. Харизматический авторитет  не связан нормами или правилами. Это объясняется особым характером веры в качества харизматической  власти. Решающее значение для возникновения  харизматического отношения имеет  даже не обладание харизмой, а признание  ее со стороны последователей. Условный характер харизматических отношений, как правило, не осознается их участниками: лидер верит в свое призвание, а последователи верят в лидера.

     Харизматическое господство возникает главным образом  в условиях социально-политического  кризиса. Он способствует появлению  вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, которые приписывают  вождям необыкновенные свойства. Вождь-харизматик всегда стремится подорвать основы существующего социального порядка  и отличается политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как "великую революционную силу", существовавшую в традиционном типе обществ и способную внести изменения  в их лишенную динамизма структуру. Лидер должен постоянно заботиться о сохранении своей харизмы и  доказывать ее присутствие. Для поддержания  харизмы необходимы регулярные "великие" деяния вождя, приносящие крупный успех, победу и т.д. Как только они иссякают, так сразу же исчезает вера в его  необыкновенные качества, а следовательно, разрушается и основа харизматического господства. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в  традиционное или легальное господство, происходит "рутинизация харизмы".

     Описанные типы легитимности в реальной политической практике переплетаются и взаимно  дополняют, усиливают друг друга.

     Эти идеальные типы легитимности М. Вебер  классифицировал с точки зрения мотива подчинения. На практике в чистом виде вышеперечисленные типы не существуют. Они перемешаны, взаимно дополняют  друг друга, поэтому правомернее  говорить о смешанном типе легитимности. Так, в Великобритании доминирует рационально-легальная  легитимность, поскольку власть формируется  на выборах, а мотивом подчинения власти выступают интерес и вера в справедливость демократических  процедур, норм, законов. Но рационально-легальная  легитимность в этой стране дополняется  элементами традиционного господства (сохранение института монархии).

     Существуют  и другие типы легитимности, например, идеологическая легитимность. Ее значение заметно возросло в связи с  активным включением в политику широких  слоев общества вследствие расширения их избирательных прав, образования  партий, а также с развитием  средств массовой коммуникации (телевидения, радио, газет, журналов и т.д.). Идеологическая легитимность состоит в обосновании  соответствия власти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету народа.

     В дореволюционной России легитимность власти была традиционной:

     - власть монарха опиралась на  Божественное право и священность  принципа престолонаследия;

     - источником власти служила привычка  населения повиноваться власти  и издревле существующим порядкам;

     - абсолютизм в России опирался  не только на традицию, но и  на идеологию, т.е. традиционная  легитимность власти у нас  непременно дополнялась идеологической;

     - власть, государство в российской  культуре, в сознании граждан  всегда отождествлялись с явлениями  духовного порядка и олицетворяли  идею общего блага, смыслообразующего  начала. Идея, провозглашенная монархом, способствовала объединению вокруг  ее носителя всего населения  страны.

     После Октябрьской революции (1917) была предпринята  попытка создать новый, советский, тип легитимности, отличный от традиционного  и рационально-легального и сочетающий идеологическую легитимность с харизматической:

     идеология марксизма-ленинизма обосновывала соответствие советской власти чаяниям  и интересам пролетариата, а затем  и всего народа, ее право на господство;

     фактически  этот тип легитимности сравнительно быстро исчерпал себя, поскольку со временем интересы и потребности  населения все меньше интересовали власть, и ее легитимность постепенно переходила на уровень интересов  правящей партийной элиты. В результате образовался разрыв между властью  и обществом, который в течение  длительного периода компенсировался  чисто политическими и идеологическими  средствами;

     лидер коммунистической партии (вождь) первоначально  представлял собой харизматический  тип личности. Его авторитет основывался  на силе дара, который признавался  почти божественным. Вождь олицетворял  народ, поэтому критика его решений  и действий исключалась;

     по  мере отдаления партийно-государственных  лидеров от народа их харизма угасала, лишая легитимности и власть, которую  они осуществляли.

     В 90-е годы XX в. на месте советского типа легитимности довольно быстро возникла очень своеобразная система властвования, легитимность которой вобрала в  себя элементы:

     традиционной  легитимности (в сознании многих людей  президент отождествляется с  монархом);

     харизматической (многие современные лидеры – это  бывшие коммунисты-вожди, сохранившие  стиль политической деятельности);

     рационально-легальной (власть формируется на свободных  выборах).

     Таким образом, в стране сформировалась смешанная, многоэлементная легитимность, которая  одновременно опирается на традиции, верования, чувства, рациональность и  т.д.

     Ситуация  экономической и социальной нестабильности снижает возможности власти, поскольку  ее собственная социальная база еще  невелика и ей постоянно приходится согласовывать очень разные, а  подчас диаметрально противоположные  интересы. По этим причинам многоэлементная  легитимность отражает несовпадение легальности (конституционности) и легитимности власти (поддержки большинством населения), порождает противоречивое отношение  к ее решениям.

     Политическая  власть основывается на трех принципах: принуждение, легитимность и согласие. Конкретная модель власти содержит их в определенной пропорции. Марксистское видение власти основано на абсолютизации  принуждения (Власть возникла для защиты и обеспечения господства эксплуататорских классов и осуществляет это путем  прямого насилия или тайного  принуждения в современных политических странах.). В современных демократических  государствах принуждение имеет  узаконенный правовой характер. Два  других принципа отражают изменение  властных отношений от асимметричности  в сторону взаимовлияния. Принцип легитимности предполагает, что власть основывается преимущественно на доверии и поддержки граждан. С позиции общественного согласия власть рассматривается как множество властных субъектов, которые в правовых рамках разделяют власть через согласование интересов. Результатом согласия между властью и обществом выступает конституция. Доминирование одного из принципов обуславливается типом политического режима, уровнем политической культуры, масштабами и типами перемен в обществе. 

 

Легитимность  власти

       Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл - признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и охлократии.

       Легитимность  означает признание  населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.

       В политологии используется также  термин "легальность" власти. Легальность и легитимность - не одно то же. Легальность власти - юридическое обоснование юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна. В то время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

       Легитимность - это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с  моральной оценкой власти.

       Граждане  одобряют власть, исходя из моральных  критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

       Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.

Информация о работе Политическая власть:понятие происхождение