Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:43, реферат
Целью моей работы является рассмотрение особенностей и видов политической власти, механизма осуществления власти и принципа разделения властей, а также соотношения властей в обществе.
Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна и способна превалировать над ней, подчинять ее своим целям. При определенных обстоятельствах доминирующее влияние на общество может оказывать власть духовно-информационная. Ее монопольное использование может обеспечить политической группировке победу на выборах и длительное сохранение своего господства, несмотря на неэффективность экономической и социальной политики.
Во взаимодействии различных
властей в обществе имеет место
так называемый кумулятивный эффект
— усиливающееся накопление власти.
Он проявляется в том, что богатство
повышает шансы человека на вхождение
в политическую элиту и доступ
к СМИ и образованию; высокая
политическая должность способствует
накоплению богатства, доступу к
знаниям и информационному
Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический же строй предполагает разделение, как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике — наличие множества конкурирующих центров влияния, в политике — разделение властей между государством, партиями и группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, в духовной сфере — плюрализм СМИ и других источников знания и информации.
Типологии власти разнообразны. В зависимости от субъектов власть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации). По сферам проявления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются: мегауровень — международные организации, например ООН, НАТО и т.п.; макроуровень — центральные органы государства; мезоуровень — организации (областные, районные и т.п.), подчиненные центру, и микроуровень — власть в первичных организациях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов, например законодательная, судебная и исполнительная власти государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти — демократическая, авторитарная и т.п.
Заключение
Власть и есть та основа,
которая определяет политику; власть
существует везде, где есть совместная
деятельность; это необходимый атрибут
общественных отношений, суть которого
заключается в переводе материальных
и духовных интересов и сил
в совместное действие. Для того
чтобы обеспечить совместность в
любом деле, кто-то должен взять на
себя инициативу распоряжения. Эта
инициатива либо принимается, либо оспаривается.
Такова абстрактная модель функционирования
власти: господства, доминирования
и согласия и подчинения. В реализации
же действительного властного акта
дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение
и сопротивление оказываются
переплетенными между собою весьма
сложным и для каждого
Так же я хотела подчеркнуть и то обстоятельство, что классическая постановка вопроса о власти исходит из того, что она представляет собою совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (общенародными общегосударственными) интересами. Центральное место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство — необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Более того, сущностное определение государства, по Веберу, состоит в том, что это единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам и в пределах своей территории.
Нельзя не согласиться с мнением А. Здравомыслова, что власть является центром, своего рода, силового поля, напряжение в котором распространяется неравномерно. Можно сказать, что сама власть представляет собой определенную совокупность средств организации социального пространства через соответствующие точки напряжения, через линии искривления пространства. Там, где сопротивление власти минимально, наименьшим является и напряженность самого поля. Там, где появляются или существуют точки нелояльности, несогласия, неподчинения и протеста, возникает напряженность и необходимость концентрации властных усилий различного рода. Если напряженность накапливается в центрах, жизненно значимых для всей системы доминирования и подчинения, а не в периферийных областях, то возникает непосредственная угроза самим основаниям властных отношений.
Еще раз следует
подчеркнуть, что любое
Отчетливо осознавая,
что люди страдают либо от
чрезмерного давления власти, либо
от безвластия, ни одно из направлений
в современной науке не
Поставленных целей я добилась, возможно, в будущем я буду продолжать данную работу.