Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:43, реферат
Целью моей работы является рассмотрение особенностей и видов политической власти, механизма осуществления власти и принципа разделения властей, а также соотношения властей в обществе.
доступ к власти, которая оказалась до известной меры разделённой и между
сословиями и классами, и доступ этот был открыт, прежде всего, в
нарождавшиеся центральные парламентские (законодательные и
представительные) структуры.
«Дальнейшее развитие разделённых
властей шло несколькими
путями:
1) происходила централизация парламентских структур, смещение
парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования
представительной власти (её выборностью, принципами организации и
т.п.);
2) укреплялась и совершенствовалась центральная правительственная
исполнительная власть и особенно её аппаратов, кадров
государственных служащих;
3) завершилось формирование возникшей в феодальном средневековье
системы надзора и
функций от властвующей (сеньориальной) верхушки —
специализированным судебным органам».
Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной
властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на
протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во
взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как
основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он
был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье. При этом
теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории (о
котором говорилось выше), а толчком к её оформлению послужили буржуазны
революции в Англии (1640–1648гг.) и в последствии во Франции
(1789–1794гг.).
В России идея разделения властей как принципа либерализма впервые в
наиболее чёткой форме была выражена М.М. Сперанским (1772–1839гг.) в
«Проектах и записках». В своих проектах государственных преобразований
Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая управляла бы на
«непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский
прежде всего связывал с необходимостью разделения властей. «Законодательная
власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает
законы, для чего собирается сессионно, один раз в год, начиная свою работу
19 сентября. Глава исполнительной власти — монарх участвует в деятельности
Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы.
Установление новых податей,
налогов и повинностей
Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни
обезобразить их», так как в своих действиях исполнительная власть
подконтрольна представительному органу. Судебная власть реализуется
судебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим судебным
органом — Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как
человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Сперанский
предусмотрел и возможность объединения этих властей для согласного их
действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых
монархом, а частично избранных по избирательному праву. Государственный
совет заседает под председательством царя, он обладает правом
законодательной инициативы, но законы, «коим вводится какая–либо перемена в
отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой»,
утверждаются непременно и исключительно Государственной Думой».
Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законом.
Нетрудно заметить, что проект Сперанского не только осуществлял принцип
разделения властей, с учётом определённых сдерживающих факторов, но, и это
очень важно, предусматривал механизм их согласованного действия, дабы
избежать возможного противостояния трёх ветвей власти. Сперанский брал во
внимание обстоятельство, чётко высказанное противником разделения власти
Н.М. Карамзиным: «Две власти в одной державе суть два грозные льва в одной
клетке, готовые терзать друг друга». Рассмотренные выше проекты
механизма разделения властей Д. Локка и М.М. Сперанского подразумевали
наличие монархии. Проект П.И. Пестеля (1793–1826гг.) — «Русская Правда» — в
качестве формы государственного правления предусматривал
республику — наиболее распространенную в настоящее время, и потому
чрезвычайно интересен. Законодательная власть по проекту Пестеля,
сосредоточена в Народном вече — «однопалатном органе, который избирается
сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием одной пятой его части, при
этом «тот же самый может быть опять избран», «никто не может распустить
Народной вечи. Оно представляет волю в государстве, душу народа».
Исполнительная власть — державная Дума — состоит из пяти человек,
избираемых сроком на пять лет. «Ежегодно из Думы выходит один и заменяется
другим выбором… Все министры и вообще все правительствующие места состоят
под ведомством и начальством державной Думы». Блюстительная власть —
Верховный собор состоит из 120 человек, которые назначаются на всю жизнь и
не участвуют ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Кандидатов
назначают губернии, а Народное вече замещает ими «выбылые места». Каждый
закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в
его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех
необходимых формальностей, и только после утверждения Верховным собором
законопроект получает юридическую силу. В теории разделения властей,
предложенной Пестелем, «принимается правило определённости круга действий»,
то есть, чётко устанавливаются компетенции законодательной, исполнительной
и блюстительной власти. Более того, Пестель настаивал на том, чтобы каждому
государственному органу «были присвоены точные и неизменные функции». Собор
имеет серьёзные контрольные функции и на местах, так как назначает по
одному из своих членов в каждое министерство и в каждую область.
Главнокомандующие действующих
армий также назначаются
«Собор удерживает в пределах законности Народную вечу и державную Думу.
Собор имеет право отдавать под суд чиновника любого уровня за
злоупотребления. Механизм
действия законодательной и
а также государственное устройство определяется Конституцией». В
последствии серьёзный вклад в развитие отечественной теории разделения
властей внёс НМ. Коркунов (XIX в.) — («Указ и закон»). Однако в России
осуществление этого принципа стало возможным только в конце XX века.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) Принцип разделения властей может быть присущ только
демократическому государству, — ни в рабовладельческом, ни в феодальном
государстве он невозможен, так как сам принцип подразумевает наличие
экономически свободного собственника — основного представителя общества,
обладающего и политическими правами.
2) Для фактического осуществления этого принципа необходимы
определённые объективные условия — достаточная степень развития
производительных сил и отношений, а также субъективные — уровень
политического сознания общества.
3) Теория
права предлагает разные
разделения властей.
Какими бы ни были разными варианты механизма действия принципа
разделения властей теория в основе определяет следующее его содержание.
«Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она
устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни,
основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно,
определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности
исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных
органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую
силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам
права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не
носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами
права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она
находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с
помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей
конституции.
Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной
реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна
быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные
органы и государственные должностные лица не имеют права издавать
общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом
права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит
правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью,
действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти
достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед
представительными органами государственной власти. В правовом государстве
каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных
органов и должностных лиц в судебном порядке.
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои
государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не
совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными
органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей
правоохранительной
и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной
власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией
прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны,
суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной
власти, с другой стороны его важнейшей задачей является
организационно–правовой контроль за нормативными актами этих властей.
Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором,
предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего
конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных
органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение
властей».
Таким образом, разграничение единой государственной власти на три
относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные
злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления
государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё
место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные
только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными
организационно–правовыми мерами, которые обеспечивают не только
взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах.
В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в
пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения
властей является одним из принципов правового государства и эффективно
действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются
принцип законности, взаимная ответственность государства и личности,
реальность прав личности.
Различные общественные власти
находятся в сложном