Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:43, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является рассмотрение особенностей и видов политической власти, механизма осуществления власти и принципа разделения властей, а также соотношения властей в обществе.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 49.75 Кб (Скачать)

доступ к власти, которая  оказалась до известной  меры  разделённой  и  между

сословиями  и  классами,  и  доступ  этот  был  открыт,  прежде   всего,   в

нарождавшиеся     центральные     парламентские      (законодательные      и

представительные) структуры.

«Дальнейшее развитие разделённых  властей шло несколькими параллельными

путями:

      1)  происходила   централизация   парламентских   структур,   смещение

         парламентаризма в центр со  всей идеологией и техникой  формирования

         представительной власти (её выборностью, принципами организации  и

         т.п.);

      2) укреплялась   и  совершенствовалась  центральная   правительственная

         исполнительная   власть   и   особенно   её   аппаратов,    кадров

         государственных служащих;

      3) завершилось   формирование  возникшей  в феодальном  средневековье

         системы  надзора  и  отправления   правосудия,  передачи   судебных

         функций    от    властвующей    (сеньориальной)     верхушки     —

         специализированным судебным органам».

Сама  идея  разделения  законодательной,  исполнительной  и   судебной

властей  сопровождает  поиск   человечеством   идеального   государства   на

протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала  уже во

взглядах  древнегреческих философов (Аристотель,  Полибий).  Однако,   как

основополагающий принцип  составного учения о демократическом  государстве  он

был сформулирован Д. Локком и развит  впоследствии  Ш. Монтескье.  При  этом

теоретическая база была  подготовлена  всем  объективным  ходом  истории  (о

котором говорилось выше), а толчком к её  оформлению  послужили буржуазны

революции   в   Англии   (1640–1648гг.)   и   в   последствии   во   Франции

(1789–1794гг.).

В России идея разделения властей  как принципа  либерализма  впервые  в

наиболее  чёткой  форме  была  выражена  М.М.  Сперанским  (1772–1839гг.)  в

«Проектах и записках».  В своих проектах  государственных преобразований

Сперанский мечтал  о  конституционной  монархии,  которая  управляла  бы  на

«непременном  законе».  Законность  форм  осуществления  власти   Сперанский

прежде всего связывал с необходимостью разделения властей.  «Законодательная

власть должна быть вручена  двухпалатной Думе, которая обсуждает  и  принимает

законы, для чего собирается сессионно, один раз в год, начиная  свою  работу

19 сентября. Глава исполнительной  власти — монарх участвует   в  деятельности

Думы, но «никакой новый  закон  не  может  быть  издан  без  уважения  Думы.

Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются  в Думе».  Мнение

Думы свободно,  и  поэтому  монарх  не  может  «ни  уничтожить  законов,  ни

обезобразить  их»,  так  как  в  своих   действиях   исполнительная   власть

подконтрольна  представительному   органу.   Судебная   власть   реализуется

судебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся  высшим  судебным

органом — Сенатом. Три  власти  управляют  государством  подобно  тому,  как

человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.  Сперанский

предусмотрел и  возможность  объединения  этих  властей  для  согласного  их

действия в Государственном  совете, состоящем частично  из  лиц,  назначаемых

монархом, а частично  избранных  по  избирательному  праву.  Государственный

совет   заседает   под   председательством   царя,   он   обладает    правом

законодательной инициативы, но законы, «коим вводится какая–либо перемена  в

отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой»,

утверждаются непременно и исключительно Государственной Думой».

Порядок в устроенном таким  образом  государстве  охраняется  законом.

Нетрудно заметить, что  проект  Сперанского  не  только  осуществлял  принцип

разделения властей, с  учётом определённых сдерживающих факторов, но,  и  это

очень  важно,  предусматривал  механизм  их  согласованного  действия,  дабы

избежать возможного противостояния трёх ветвей власти.  Сперанский  брал  во

внимание обстоятельство, чётко  высказанное  противником  разделения  власти

Н.М. Карамзиным: «Две власти в одной державе суть два грозные льва  в одной

клетке,  готовые  терзать друг  друга».   Рассмотренные   выше   проекты

механизма  разделения  властей  Д. Локка  и  М.М. Сперанского  подразумевали

наличие монархии. Проект П.И. Пестеля (1793–1826гг.) — «Русская Правда» — в

качестве      формы      государственного      правления      предусматривал

республику — наиболее  распространенную  в   настоящее   время,   и   потому

чрезвычайно  интересен.   Законодательная   власть   по   проекту   Пестеля,

сосредоточена в Народном вече — «однопалатном органе,  который избирается

сроком на пять лет, с ежегодным  переизбранием одной  пятой  его  части,  при

этом «тот же самый может быть опять избран», «никто не  может распустить

Народной  вечи.  Оно представляет  волю  в государстве,  душу  народа».

Исполнительная  власть  —  державная  Дума  —  состоит  из   пяти   человек,

избираемых сроком на пять лет. «Ежегодно из Думы выходит один  и  заменяется

другим выбором… Все министры и вообще все  правительствующие  места  состоят

под ведомством и начальством  державной  Думы».  Блюстительная  власть  —

Верховный собор состоит  из 120 человек, которые назначаются  на всю  жизнь  и

не участвуют ни в законодательной, ни в  исполнительной  власти.  Кандидатов

назначают губернии, а Народное вече замещает  ими  «выбылые  места».  Каждый

закон направляется на утверждение  в Верховный собор,  который  не  входит  в

его  рассмотрение  по  существу,  но  тщательно  проверяет  соблюдение  всех

необходимых формальностей, и  только  после  утверждения  Верховным  собором

законопроект  получает  юридическую  силу.  В  теории  разделения   властей,

предложенной Пестелем, «принимается правило определённости круга  действий»,

то есть, чётко устанавливаются  компетенции  законодательной,  исполнительной

и блюстительной власти. Более того, Пестель настаивал на том, чтобы каждому

государственному органу «были присвоены точные и неизменные функции».  Собор

имеет серьёзные контрольные  функции  и  на  местах,  так  как  назначает  по

одному  из  своих  членов  в  каждое  министерство  и  в   каждую   область.

Главнокомандующие действующих  армий также назначаются Верховным  собором.  —

«Собор удерживает в пределах законности  Народную  вечу  и  державную  Думу.

Собор  имеет  право  отдавать   под   суд   чиновника   любого   уровня   за

злоупотребления. Механизм действия законодательной и исполнительной  власти,

а  также  государственное  устройство   определяется   Конституцией».   В

последствии серьёзный вклад в развитие  отечественной теории  разделения

властей внёс НМ. Коркунов (XIX в.) —  («Указ  и  закон»).  Однако  в  России

осуществление этого принципа стало возможным только в конце XX века.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

      1) Принцип   разделения   властей    может    быть    присущ    только

демократическому государству, — ни  в  рабовладельческом,  ни  в феодальном

государстве  он  невозможен,  так как сам принцип подразумевает наличие

экономически свободного собственника  —  основного  представителя  общества,

обладающего и политическими правами.

      2) Для   фактического   осуществления   этого   принципа    необходимы

определённые   объективные   условия   —   достаточная   степень    развития

производительных  сил  и  отношений,  а   также   субъективные   —   уровень

политического сознания общества.

      3) Теория  права предлагает разные варианты  механизма действия принципа

разделения властей.

Какими  бы  ни  были  разными  варианты  механизма  действия  принципа

разделения властей теория в основе определяет следующее его  содержание.

«Законодательная  власть   обладает   верховенством,   поскольку   она

устанавливает  правовые  начала  государственной   и   общественной   жизни,

основные направления  внутренней и внешней политики страны, а  следовательно,

определяет в конечном  счёте правовую  организацию и формы деятельности

исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение  законодательных

органов в механизме правового  государства обуславливает  высшую  юридическую

силу принимаемых  ими  законов,  придаёт  общеобязательный  характер  нормам

права, выраженных в  них.  Однако  верховенство  законодательной власти  не

носит абсолютного  характера.  Пределы  её  действия  ограничены  принципами

права, естественными правами  человека, идеями свободы и справедливости.  Она

находится под контролем  народа  и  специальных  конституционных  органов,  с

помощью   которых   обеспечивается    соответствие    законов    действующей

конституции.

Исполнительная власть в  лице своих органов занимается непосредственной

реализацией правовых норм, принятых законодателем.  Её  деятельность  должна

быть основана на законе,  осуществляться  в рамках  закона.  Исполнительные

органы  и  государственные  должностные  лица  не   имеют   права   издавать

общеобязательные акты, устанавливающие  новые,  не  предусмотренные  законом

права или обязанности  граждан и  организаций.  Исполнительная  власть  носит

правовой характер лишь в  том случае, если она является подзаконной  властью,

действует  на  началах   законности.   Сдерживание   исполнительной   власти

достигается также  посредством  её  подотчётности  и  ответственности  перед

представительными органами государственной власти.  В  правовом  государстве

каждый гражданин может  обжаловать любые незаконные  действия  исполнительных

органов и должностных  лиц в судебном порядке.

Судебная   власть   призвана   охранять    право,    правовые    устои

государственной и общественной жизни  от  любых  нарушений,  кто  бы  их  не

совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только  судебными

органами.  Никто  не  может   присвоить   себе   функции   суда.   В   своей

правоохранительной деятельности суд руководствуется только  законом,  правом

и не зависит от  субъективных  влияний  законодательной  или исполнительной

власти. Независимость и  законность правосудия являются  важнейшей  гарантией

прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной  стороны,

суд не может присваивать  себе  функции  законодательной  или  исполнительной

власти,    с    другой    стороны    его    важнейшей    задачей    является

организационно–правовой  контроль  за  нормативными  актами  этих   властей.

Судебная   власть,   таким   образом,   выступает   сдерживающим   фактором,

предупреждающим   нарушение   правовых   установлений,   и   прежде    всего

конституционных,  как со  стороны законодательных,  так и исполнительных

органов государственной  власти, обеспечивая тем  самым  реальное  разделение

властей».

Таким образом, разграничение  единой  государственной  власти  на  три

относительно самостоятельные  и независимые отрасли  предотвращает  возможные

злоупотребления   властью   и   возникновение    тоталитарного    управления

государством, не связанного правом. Каждая из  этих  властей занимает  своё

место в  общей  системе  государственной  власти  и  выполняет  свойственные

только ей задачи и функции. Равновесие властей  поддерживается  специальными

организационно–правовыми   мерами,   которые    обеспечивают    не    только

взаимодействие, но и взаимоограничение  полномочий в установленных  пределах.

В то же время  они  гарантируют  независимость  одной  власти  от  другой  в

пределах  тех же  полномочий.  Следует отметить,  что принцип разделения

властей является одним  из  принципов  правового  государства  и  эффективно

действовать может только в связке с ними,  важнейшими  из  которых  являются

принцип  законности,  взаимная  ответственность  государства   и   личности,

реальность прав личности.

 

 

 

 

    1. Соотношение властей в обществе

Различные общественные власти находятся в сложном взаимодействии. Многие политологи, в том числе  марксистской ориентации, считают важнейшей  среди них экономическую власть, власть собственников средств производства и других общественных богатств. В  рыночном обществе, где почти все  имеет цену и денежное выражение, подавляющее большинство СМИ  принадлежит крупным собственникам. Деньги оказывают сильное влияние  на проведение избирательных кампаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков и избирателей. Концентрация экономической власти у крупных собственников создает  опасность установления плутократии  — прямого политического правления  небольшой группы богатеев. В Современных  западных государствах всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией между  собственниками, политическим влиянием многочисленного среднего класса и  общественности, демократическим устройством  государства.

Информация о работе Политическая власть