Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:43, реферат
Целью моей работы является рассмотрение особенностей и видов политической власти, механизма осуществления власти и принципа разделения властей, а также соотношения властей в обществе.
Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации подчинения — повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации.
Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок, составляющих «вторую природу» личности (ее «первая природа» образуется под воздействием первичных, преимущественно биологических потребностей и повседневных интересов индивида). Готовность подчиняться государству или другому носителю власти ради каких-либо более высоких, чем непосредственные индивидуальные интересы, целей (патриотических, нравственных, религиозных и т.п.) — важный источник силы власти.
Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы санкций. Он основывается на согласии и означает уважение к руководящей личности или институту, доверие к ним. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, основанным на заблуждениях относительно личности руководителя. В зависимости от лежащих в его основе качеств авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т.п.
Власть, основанная на
интересах, убежденности и
Субъект или объект характеризуют крайние полюса, активные начала структуры власти. Само деление людей на субъектов и объектов, начальников и подчиненных во многом релятивно и изменчиво: в одном отношении человек выступает начальником, в другом — подчиненным, причем со временем индивиды могут поменяться ролями.
Особенности различных элементов
власти (субъекта, объекта, ресурсов и
процесса) могут использоваться в
качестве оснований ее типологии. Наиболее
содержательна классификация
Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль — это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными; это контроль над средствами достижения всех наших целей» .
С экономической властью
тесно связана власть социальная.
Если экономическая власть предполагает
способность распределения
Культурно-информационная власть
— это, прежде всего, власть над людьми
с помощью научных знаний, информации
и средств их распространения. Кроме
того, это моральная, религиозная
и некоторые другие виды власти,
связанные с подчинением на основе
авторитета. В современном обществе
из всех видов духовного влияния
на первый план выдвигается научно-
Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию — управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана.
Принудительная власть опирается
на силовые ресурсы и означает
контроль над людьми с помощью
применения или угрозы применения физической
силы. Принудительную власть не следует
отождествлять с властью
Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков: 1) легальностью использования силы в пределах государства; 2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникновения в любые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их; 3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть, в отличие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам; 4) моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.; 5) многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.
Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизм
функционирования всех видов политической и неполитической власти.
«Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между
субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс,
побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который
воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем
власти, её исполнителем. Эта простейшая структура разделения и передачи
власти обычно усложняется, особенно в институциональном политическом (а
также неполитическом — экономическом, правовом, идеологическом) процессе,
когда второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д.
вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование
командования, или распоряжения и составляющий сущность власти)».
Таким образом понятие «разделение власти» достаточно широкое и не
отделимо от понятия «власти» и принимает при этом самые различные формы
выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить
исторический путь развития разделения власти к моменту его современного
восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих
принципов.
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах
формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и
институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции:
концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность
разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия,
вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже
разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление
упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от
столкновений между ними с другой. Отсюда же и характерное для политической
истории общества совмещение функций на её ранних этапах: вождя и
военачальника (король–воин, князь–предводитель дружины, епископ–рыцарь,
глава ордена и т.п.)
Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную
власти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной
борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной,
или господство церкви в светской жизни общества. Соперничество между ними
продолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени как
в России, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и
обществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных регионах
мира. Западная, преимущественно христианская его часть решила спор о власти
в пользу светской, государственной, восточная во многих случаях (в
некоторых мусульманских странах, например, Иран) — в пользу значительного
политического влияния религиозных начал жизни общества, его
политико–правовой системы и культурного уклада.
Наряду с этим, в самом светском государстве рано началось разделение
профессиональных функций власти. Уже Аристотель отмечал существование в нём
законодательного органа — магистратуры (исполнительного учреждения) и
судебного органа. Происходило разделение власти между центральным и местным
управлением (самоуправление), формировалась всё более сложная политическая
система общества, властей разных уровней и с разными функциями. Развитое
разделение власти стало в конце конов одной из организационных основ
государства Нового времени,
которое функционирует как
разграниченных, но и связанных между собой учреждений, аппаратов и органов
власти. Феодальная организация власти с объединёнными в лице властелина
законодательных, исполнительных
и судебных функций включая
территориальное разделение власти между монархическим центром и
провинциальными (городскими) парламентами, местным самоуправлением, с
сословным представительством частично избранных, частично включённых в него
«по праву» из числа именитых горожан. Децентрализованное феодальное
средневековое государство допускало заметное упрочение местных парламентов,
которые особенно укрепились в Западной Европе в XIII–XIV веках и, в
последствии, стали структурной и социальной основой возникновения
парламентов и в государственных центрах абсолютистских монархий. Другой
основой разделения власти стали различные королевские советы, обычно очень
замкнутые и узкие, нередко олигархического типа, несмотря на их
совещательные функции, как это имело место в Верховном тайном совете в
России послепетровского периода, когда из восьми членов совета
(«верховников») шестеро представляли две знатнейшие фамилии — Долгоруких и
Голицыных. Помимо того, существовали и эпизодические сборы (ассамблеи)
правящих феодальных верхов, феодальные союзы (лиги), такие, как Земские
соборы в России, также готовившие в будущем более совершенные формы
разделения власти. Решающий этап институционального и функционального
разделения государственной власти наступил в начальный период Нового
времени (XVII в.). В этот период феодальное децентрализованное государство
уступило место централизованным абсолютистским монархиям в большинстве
стран Западной Европы. Центральная власть теперь нуждалась в более развитом
и эффективном аппарате управления и обороны, который неизбежно должен был
быть специализирован и разделён. Развивающаяся в то же время торговая и
промышленная буржуазия поддержала на первых порах абсолютистской
монархический центр и способствовала его укреплению, но при этом получила и