Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 02:15, реферат
Формирование политической науки определялось рядом факторов. Важнейшим объективным из них было вычленение политики в самостоятельную сферу общественной жизни и обретения ею социальных функций как сознательной деятельностью общественных сил, направленной на достижение, удержание и использование государственной власти в интересах больших социальных групп, как общественных отношений, связанных с управлением государством.
Введение……………………………………………………….…..………… ст. 3
1. Генезис современной политологии………………….………………… ст. 4
2. Основные идеи и направления американской политической
мысли.…………………………………………………….……………… ст. 8
3. Французская политическая наука……………………….…………… ст. 13
4. Немецкая политическая мысль………………………….…………… ст. 19
Заключение…………………………………………………….…………… ст.26
Библиография……………………………………………………………… ст. 27
В рамках постбихевиоралистского периода формируются и получают
развитие такие типы политического исследования, как функционализм и системный анализ. Т. Парсонс9, как основоположник структурного
функционализма10, выступил инициатором разработки концептуального и теоретического аппарата социологии и политологии. Свое главное внимание американский социолог уделяет анализу функционирования политических систем, стремясь соединить функциональный подход с системным.
При этом Т. Парсонс рассматривает политику как параллельно
существующую с экономикой подсистему общества, считает ее инструментальным аспектом социальной организации.
Функциональный анализ — одна из современных методологий в политической науке. Он включает изучение функциональных зависимостей элементов политической системы: единства институтов власти, соответствия их действия (функционирования) потребностям политических субъектов; выявление того, как реализуется потребность в приспособлении системы к изменяющейся среде и т.д. Исследователи отмечают и ограниченность методологии функционализма, которая слишком абстрактна и мало помогает в объяснении конкретных явлений.
Функциональная модель политической системы консервативна, поскольку отдает предпочтения равновесию стабильности системы.
Эта методология не является основой выявления и объяснения противоречий, напряженностей, конфликтов в деятельности системы, без чего нет и развития.
Функциональный анализ в политической науке развивали американские ученые Алмонд и Пауэлл, разработав три уровня анализа: система и среда, внутреннее функционирование системы, ее сохранение и адаптация.
Теоретическая политология
Несомненно, что интерпретация политической сферы как динамичной системы открывает возможность объяснить политические явления через связывающие их взаимозависимости, позволяет рассматривать эту сферу как целостность, где действуют не отдельные лица, а организации и группы.
Системный анализ в сочетании с функциональным порывает с эмпиризмом и вносит в политологию концептуальную основу объяснения политических явлений и процессов, в тесном взаимодействии со всеми другими сферами общества. Тем самым создается теоретическая предпосылка для демистификации политики, реалистического видения феноменов власти и государства.
Вместе с тем методология
оставляет
в стороне вопрос об объективной
социально-экономической основе политической
системы, о действии объективных
закономерностей в обществе. Она
также является чрезмерно абстрактной
теоретической моделью. Кроме того,
ей присуща ориентация главным
образом на стойкость системы,
на ее равновесие, что определяет
консервативную установку в исследовании,
ведет к недооценке свойственных ей
динамизма, конфликтности, а также
кризисов или упадка.
3. Французская политическая наука
Политическая мысль Франции
Творчество Леона Дюги13 (1859—1928), теоретика права, конституционалиста, декана юридического факультета в Бордо, приходится на тот период, когда в европейских странах происходило возрождение идей естественного права (юснатурализма). Его самый главный труд назывался «Трактат о конституционном праве» (1911).
Дюги провозглашает тезис о том, что «публичная власть есть просто
факт». Государство в его прежних формах коллективности— римская,
королевская, якобинская, наполеоновская, форма третьей республики во
Франции— исчезает, и место этих форм начинает занимать новый
государственный строй— «более гибкий, более гуманный, более защищающий индивида»14. Этот строй покоится на двух элементах. Первый элемент— это концепция социальной нормы (входит в корпус объективного права), которая основывается «на факте взаимной зависимости», соединяющей все человечество вообще и членов любой социальной группы (в частности, социальная норма для слабых и сильных, для больших и малых, для правящих и управляемых). Вторым элементом является децентрализация (другое название этой новоявленной социальной и общеустроительной тенденции-синдикальный федерализм). Комментируя это положение, Дюги решительно отмежевывается от революционного синдикализма и высказывает уверенность в том, что современное общество движется «к известному роду федерализма классов, сорганизованных в синдикаты» и что этот федерализм со временем будет «скомбинирован с центральной властью, которая не упразднится, сохранит свою живость, но примет совершенно другой характер- и сведется к функциям контроля и надзора».
Центральной и объединяющей идеей для Дюги становится не идея из
арсенала юснатурализма или юридического догматизма, а идея, заимствованная из области позитивистской социальной философии. Таковой стала концепция солидаризма, у истоков которой находится О. Конт. Именно привнесение этой идеи в проблематику обсуждения природы публичной власти, публичного и частного права привело Дюги к переформулированию предмета публичного права и прав человека, а также к новым перетолкованиям понятий «социальный класс», «индивидуальное право», «разделение властей» и др.
О солидарности Дюги
Классы современного общества предстают в изображении Дюги собранием индивидов, между которыми существует «особенно тесная взаимная зависимость» (т. е. особо тесная солидарность), так как они совершают одинаковую работу в общественном разделении труда. При этом взаимная зависимость, которая людей соединяет в силу их принадлежности к одной и той же социальной группе, является, как это было показано Э. Дюркгеймом15 в его «Общественном разделении труда», следствием взаимосвязей тех различных частей работы, которые выпадают на долю каждого при удовлетворении общих потребностей.
Помимо социальной
Если прочитать весь труд Дюги
от начала до конца и
мере на его отдельных идеях отразилась идея солидаризма, то трудно не
согласиться с тем, писал П.И.Новгородцев в предисловии к переводу
«Конституционного права»16, что «отражение этой идеи в доктрине Дюги является недостаточным и поверхностным».
Однако на этой почве «возможна дальнейшая плодотворная работа,
возможна переоценка старых понятий и еще более решительное преобразование традиционных воззрений», чем то, которое мы находим у Дюги.
Институционализм17 вырос на базе признания и своеобразного истолкования того факта, что существующие в каждом обществе коллективы (социальные общности, учреждения), такие как семья, члены одной профессии, добровольные ассоциации, а также коллективы, организованные во имя удовлетворения умственных и иных запросов, следует воспринимать учреждениями интегративными, т. е. обеспечивающими сплочение общества в нацию- государство. При этом интегративная роль подобных коллективов выполняется ими вместе с выполнением более частных ролей, связанных с таким служением, которое выгодно им самим.
Даже коллективная общность, именуемая бюрократией, занятая обычно заботами о постоянном своем преобладании над массами управляемых лиц и групп, может восприниматься в качестве учреждения с посредническими функциями, нацеленными на реализацию общих функций государства. Государство, в свою очередь, не только не препятствует появлению и развитию бюрократической общности, но даже содействует ее институционализации.
Теорию институционализма
Представители теории институционализма уже не признают
предустановленного порядка в структуре общества. «Мы верим только, что существует здесь определенное направление, являющееся для обществ линией их прогресса,— писал в этой связи М. Ориу в работе «Принципы публичного права»19 (1910). — Существует социальный идеал и существует порядок вещей, но он не предустановлен, он рождается».
Предметом публичного права, согласно М. Ориу, является государственный режим правления, который олицетворяет собой государство, т. е. режим одновременно политический, экономический и юридический, но также режим, который «овладевает нацией, видоизменяет ее, налагает на нее определенную форму и становится средой, в которой существуют индивиды».
Гражданская жизнь
режима и характеризуется, согласно концепции Ориу, разделением между политической властью и частной собственностью, которые в первичных, догосударственных формах организации нации «всегда бывают слиты вместе». Это разделение является на стадии функционирования государственного режима основой одновременно и политической власти, и свободы. Такое разделение происходит путем двух параллельных процессов — централизации права и централизации политической власти.
Централизация национального (